Электроэнергия по авиатехнологии
admin 01 Августа 2007 в 14:50:47
Ведущий разработчик и производитель авиационных газотурбинных двигателей НПО "Сатурн" и электроэнергетический монополист РАО "ЕЭС России" подписали договор поставки двух газотурбинных установок ГТЭ-110 для второго блока электростанции новой генерации.
Она возводится в районном центре Ивановской области городе Комсомольске на территории старейшей Ивановской ГРЭС, построенной еще по плану ГОЭЛРО в 1930 году.
Первая ласточка ГОЭЛРО-2
Эта, казалось бы, сугубо экономическая информация примечательна, по крайней мере, тремя моментами, которые представляют интерес и для широкой общественности. Во-первых, в России строят новые электростанции, а не только "реанимируют" советский долгострой. Во-вторых, для генерации электроэнергии используют самые последние разработки, в данном случае на основе технологий, применяемых в авиационных двигателях. И, в-третьих, российский естественный электромонополист подписывает контракт не зарубежным концерном, а с российской фирмой, тем самым давая отечественным машиностроителям и работу, и перспективу, поскольку этими двумя установками дело не ограничится. Это лишь начало, впереди новый ГОЭЛРО, как его сейчас называют ГОЭЛРО-2.
И хотя Ивановская ГРЭС на протяжении всей своей истории претерпела много обновлений (последняя масштабная модернизация прошла в 1984 - 1990 годах), сегодня и электроэнергии не хватает, да и оборудование не может служить вечно. Есть два пути: или заменить энергоустановки на новые паровые котлы и турбины (что, в общем-то, вчерашний день), или перейти на парогазовые установки (ПГУ) - именно так теперь поступают в развитых странах.
И РАО "ЕЭС России" решило на территории Ивановской ГРЭС построить новый энергетический комплекс мощностью 650 мегаватт. Это больше, чем суммарная мощность всех агрегатов нынешней Ивановской ГРЭС. Для его строительства РАО "ЕЭС России" учредило новую дочку ОАО "Ивановские ПГУ", которая выступает как заказчик энергетического комплекса, получившего название "Ивановские ПГУ". По сути, это первая ласточка ГОЭЛРО-2. Она даст электроэнергию не только Иванову, но и городам, входящим в Золотое кольцо России, а также поможет столице.
Небо и земля
Комплекс будет состоять из двух парогазовых блоков ПГУ-325. В каждом из них по две газотурбинные установки ГТЭ-110. Сердце ГТЭ - первый российский газотурбинный двигатель большой мощности ГТД-110. Его-то специально по заказу РАО ЕЭС разработало ведущее авиадвигателестроительное предприятие страны НПО "Сатурн".
Если мощность авиадвигателя для Ту-154, а его тоже делал нынешний НПО "Сатурн", около 18 МВт, то мощность наземного двигателя ГТД-110 - свыше 110 МВт. Про такую разницу можно сказать: "небо и земля". Это первый российский газотурбинный двигатель такой мощности. Причем создан он с использованием авиационных технологий, а это значит, что он более надежен, меньшего веса и габаритов, чем подобная зарубежная продукция (например ABB, General Electric, Siemens) производителей наземного оборудования.
"Сатурн" сделал не только двигатель, но и поставляет "Ивановским ПГУ" целиком в сборе с электрогенератором и саму газотурбинную энергетическую установку ГТЭ-110. То есть выступает и как ее интегратор, и как разработчик.
Для получения электроэнергии ГТЭ-110 может использоваться как автономно, так и в составе парогазовой установки. Там отработавшие газы, выходящие из газотурбинного двигателя, поступают в котел-утилизатор (гре выбрасывать тепло в атмосферу). В котле-утилизаторе эти высокотемпературные газы от двигателя разогревают пар до температуры 500 С. В котле парогазовой установки давление пара поднимается до 80 атмосфер.
Его тоже заставляют работать - крутить паровые турбины, а они вращают дополнительные генераторы.
Популярность парогазовых установок объясняется, в первую очередь, их высокой экономической и производственной эффективностью. Потребление природного газа при использовании ПГУ снижается на 30 процентов. КПД составляет 51 - 58 процентов, в то время как КПД паросиловых турбин - 35 - 38 процентов. Кроме того, парогазовые установки удовлетворяют жестким экологическим требованиям: уровень выбросов оксида азота можно снизить с их помощью в два раза.
"Подписанный контракт на поставку двух ГТЭ для "Ивановских ПГУ", - говорит коммерческий директор компании "Сатурн - Газовые турбины" Олег Брындин, - это очередной шаг в реализации соглашения между "Сатурном" и РАО ЕЭС. По соглашению мы должны поставить 12 газотурбинных энергетических установок ГТЭ-110. Первые две стоят на первом блоке "Ивановских ПГУ", который войдет в эксплуатацию уже в этом году. Две ГТЭ, на поставку которых подписан контракт, предназначены для второго блока. Он начнет работать в 2009 году. Законтрактована еще одна газотурбинная установка для ОГК-6. Мы развертываем на заводе линию по индивидуальному производству двигателей большой мощности для большой энергетики. Сегодня НПО "Сатурн" - реальный игрок на рынке большого энергетического машиностроения. Анализ состояния электроэнергетики позволяет утверждать, что наша продукция найдет спрос не только в России (более 100 установок), но и за рубежом: в Восточной Европе, Юго-Восточной Азии и в Китае... И еще один важный аспект этой программы. При разработке двигателя изначально ставилась задача, чтобы он был полностью российским, и поэтому мы с особой тщательностью отбирали поставщиков. А их около ста. Так, что наша серия подняла активность многих отечественных предприятий..."
Для нас, простых граждан, новые технологии в энергетике - не абстрактная тема. Чем экономичнее новые электростанции, чем больше их будет, тем скромнее будут расти тарифы на электричество, да и, глядишь, исчезнут дымящие ТЭЦ. Значит, воздух станет чище. Вот что сулит широко использование авиационных технологий в земных делах.
|