Даешь министерство строительства!
admin 26 Января 2009 в 10:00:07
Южно-казахстанские специалисты архитектурно-строительного комитета очень хотят создать себе отдельное министерство. Только так, считают в ГАСКе, можно добиться полноценного и эффективного надзора за качеством строительства, проводимого в Казахстане.
Государственный архитектурно-строительный комитет (ГАСК), по сути, единственный орган, уполномоченный осуществлять контроль качества всех видов архитектурного строительства, начиная от стройматерилов и заканчивая нормативами строительного производства, вплоть до приемки готовых объектов в эксплуатацию.
Вообще, местные власти в последние два-три года предъявляют к ГАСКу повышенный пакет требований. В градостроительной сфере Шымкента периодически начинают реализовываться довольно скандальные компании то по соблюдению "красной линии", то по упорядочиванию рынков и базаров, по сносу незаконно построенных коммерческих объектов и возвращению в коммунальную собственность городских парков. Дела эти не обходятся без судебных разбирательств. И позиция властей в таком случае во многом обосновывается на аргументах ГАСКа, а порой именно претензии ГАСКа и являются причиной судебных разбирательств. Отметим, что в прежние времена, когда ЮКО стремилась к лидерству по объемам капитального жилищного строительства, местный ГАСК крайне редко позволял себе какие-либо критические замечания по поводу качества строек. Даже если накладки и недоделки были видны и неспециалисту невооруженным глазом. Теперь же ситуация изменилась на прямо противоположную. Раньше ипотечное жилье в новостройке с треснувшими стенами втюхивалось бюжетнику. Который вначале был слеп от счастья, а потом не знал кому жаловаться на горе-строителей. Теперь спорить о сносе магазина или соблюдении красной линии приходиться с коммерсантами. Которые куда как грамотнее и агрессивнее. Так что работникам ГАСКа приходиться максимально использовать свой профессионализм. И в минувшем году в южно-казахстанском ГАСКе произошли заметные реформы как в самом административно-управленческом аппарате, так и в методах работы непосредственно инспекторов и специалистов.
На сегодня, только в Шымкенте в судебном производстве находятся порядка 120 гражданских дел по искам архитектурного управления о сносе незаконных построек. Правда, почти половина из этих дел тянется уже больше года, и окончания тяжбам не видно. Тем не менее за прошлый год примерно 20 исков ГАСКа были удовлетворены судебным решением, и незаконные постройки (в основном коммерческого характера) оказались под ковшом бульдозера.
Административная комиссия ГАСКа рассмотрела около 200 дел с наложением штрафов на нарушителей на сумму свыше 11 млн. тенге. Взыскано около 8,5 миллионов, по остальным делам материалы переданы в суды для принудительного взыскания штрафов с ответчиков.
Только за прошлый год работниками южно-казахстанского ГАСКа было проведено 540 обследований строящихся и законченных объектов.
Заметим, что ГАСК, согласно закону "Об архитектурной и градостроительной деятельности в РК", осуществляет свой контроль не на постоянной основе, но выборочно (как правило по заявлению третьих лиц, которыми могут как госорганами, администраторами или кураторами того или иного строительства по госпрограмме, так и частными организациями и лицами (для последних, впрочем, порядок обращения к ГАСКУ весьма проблематичен). Вместе с тем, как отмечают специалисты ГАСКа, именно это управление должно обеспечить безопасную и надежную среду обитания для казахстанских граждан, способствовать созданию комфортных условий для достойного проживания, или хотя бы обеспечить соблюдение элементарных условий жизни для малоимущих слоев населения.
И здесь необходимо дальнейшее укрепление государственного регулирования строительства, контроля за соблюдением установленных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Вместе с тем, на данном этапе, контролирующие функции ГАСКа практически сведены на нет установленным в стране мораторием на проверки деятельности малого и среднего бизнеса. Да и в принципе, ГАСК, являясь структурным подразделением министерства индустрии, нередко оказывается в противоречии с собственным министерством. Ведь у мининдустрии в сфере строительства главная цель - увеличение объемов. И здесь не очень любят "придирок" ГАСКа.
В результате, большинство строительных компаний и проводимые ими работы просто выпадают из поля зрения надзорных органов, считают специалисты ГАСКа. Истинная картина качества казахстанских строек неизвестна никому.
- Сейчас в городах и областных центрах идет тенденция к высотному строительству, - говорит начальник управления ГАСК по ЮКО Айдархан Шадиров. - Не секрет, что многие фирмы допускают серьезные ошибки, а то и умышленные просчеты для снижения затратности строительства. При ослабленном контроле им удается скрывать это на первых порах. Вплоть до сдачи сооружений в эксплуатацию. Эту практику необходимо срочно изжить.
Назрела необходимость разработать и утвердить на уровне правительства специальное положение о контроле качества строительства на всех уровнях. Включая технический надзор заказчика и авторский надзор проектировщика, а также контроль со стороны организаций, оказывающих инжиниринговые услуги.
- В профессиональном союз градостроителей, архитекторов, дизайнеров, готовят обращение к правительству, о выделении комитета по делам строительства из состава министерства индустрии, с преобразованием его в самостоятельный комитет или министерство, - сообщил А. Шадиров. - Идеальным же вариантом было бы создание при кабмине специального сектора по делам строительства, который проводил бы единую техническую политику в данной отрасли.
23.01.09, Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
Государственный архитектурно-строительный комитет (ГАСК), по сути, единственный орган, уполномоченный осуществлять контроль качества всех видов архитектурного строительства, начиная от стройматерилов и заканчивая нормативами строительного производства, вплоть до приемки готовых объектов в эксплуатацию.
Вообще, местные власти в последние два-три года предъявляют к ГАСКу повышенный пакет требований. В градостроительной сфере Шымкента периодически начинают реализовываться довольно скандальные компании то по соблюдению "красной линии", то по упорядочиванию рынков и базаров, по сносу незаконно построенных коммерческих объектов и возвращению в коммунальную собственность городских парков. Дела эти не обходятся без судебных разбирательств. И позиция властей в таком случае во многом обосновывается на аргументах ГАСКа, а порой именно претензии ГАСКа и являются причиной судебных разбирательств. Отметим, что в прежние времена, когда ЮКО стремилась к лидерству по объемам капитального жилищного строительства, местный ГАСК крайне редко позволял себе какие-либо критические замечания по поводу качества строек. Даже если накладки и недоделки были видны и неспециалисту невооруженным глазом. Теперь же ситуация изменилась на прямо противоположную. Раньше ипотечное жилье в новостройке с треснувшими стенами втюхивалось бюжетнику. Который вначале был слеп от счастья, а потом не знал кому жаловаться на горе-строителей. Теперь спорить о сносе магазина или соблюдении красной линии приходиться с коммерсантами. Которые куда как грамотнее и агрессивнее. Так что работникам ГАСКа приходиться максимально использовать свой профессионализм. И в минувшем году в южно-казахстанском ГАСКе произошли заметные реформы как в самом административно-управленческом аппарате, так и в методах работы непосредственно инспекторов и специалистов.
На сегодня, только в Шымкенте в судебном производстве находятся порядка 120 гражданских дел по искам архитектурного управления о сносе незаконных построек. Правда, почти половина из этих дел тянется уже больше года, и окончания тяжбам не видно. Тем не менее за прошлый год примерно 20 исков ГАСКа были удовлетворены судебным решением, и незаконные постройки (в основном коммерческого характера) оказались под ковшом бульдозера.
Административная комиссия ГАСКа рассмотрела около 200 дел с наложением штрафов на нарушителей на сумму свыше 11 млн. тенге. Взыскано около 8,5 миллионов, по остальным делам материалы переданы в суды для принудительного взыскания штрафов с ответчиков.
Только за прошлый год работниками южно-казахстанского ГАСКа было проведено 540 обследований строящихся и законченных объектов.
Заметим, что ГАСК, согласно закону "Об архитектурной и градостроительной деятельности в РК", осуществляет свой контроль не на постоянной основе, но выборочно (как правило по заявлению третьих лиц, которыми могут как госорганами, администраторами или кураторами того или иного строительства по госпрограмме, так и частными организациями и лицами (для последних, впрочем, порядок обращения к ГАСКУ весьма проблематичен). Вместе с тем, как отмечают специалисты ГАСКа, именно это управление должно обеспечить безопасную и надежную среду обитания для казахстанских граждан, способствовать созданию комфортных условий для достойного проживания, или хотя бы обеспечить соблюдение элементарных условий жизни для малоимущих слоев населения.
И здесь необходимо дальнейшее укрепление государственного регулирования строительства, контроля за соблюдением установленных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Вместе с тем, на данном этапе, контролирующие функции ГАСКа практически сведены на нет установленным в стране мораторием на проверки деятельности малого и среднего бизнеса. Да и в принципе, ГАСК, являясь структурным подразделением министерства индустрии, нередко оказывается в противоречии с собственным министерством. Ведь у мининдустрии в сфере строительства главная цель - увеличение объемов. И здесь не очень любят "придирок" ГАСКа.
В результате, большинство строительных компаний и проводимые ими работы просто выпадают из поля зрения надзорных органов, считают специалисты ГАСКа. Истинная картина качества казахстанских строек неизвестна никому.
- Сейчас в городах и областных центрах идет тенденция к высотному строительству, - говорит начальник управления ГАСК по ЮКО Айдархан Шадиров. - Не секрет, что многие фирмы допускают серьезные ошибки, а то и умышленные просчеты для снижения затратности строительства. При ослабленном контроле им удается скрывать это на первых порах. Вплоть до сдачи сооружений в эксплуатацию. Эту практику необходимо срочно изжить.
Назрела необходимость разработать и утвердить на уровне правительства специальное положение о контроле качества строительства на всех уровнях. Включая технический надзор заказчика и авторский надзор проектировщика, а также контроль со стороны организаций, оказывающих инжиниринговые услуги.
- В профессиональном союз градостроителей, архитекторов, дизайнеров, готовят обращение к правительству, о выделении комитета по делам строительства из состава министерства индустрии, с преобразованием его в самостоятельный комитет или министерство, - сообщил А. Шадиров. - Идеальным же вариантом было бы создание при кабмине специального сектора по делам строительства, который проводил бы единую техническую политику в данной отрасли.
23.01.09, Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
|