Хождение по мукам в отдельно взятом городе Ш.

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Декабря 2008 в 11:51:00
Не знаю, на каком уровне идет борьба с коррупцией в других городах Казахстана, но насчет Шымкента могу сказать точно – борьба эта заведомо проигрышная (если таковая действительно ведется). И доказательств тому множество. Куда ни обратись, везде есть два пути решения вопроса: официальный – бюрократический, требующий уйму времени и кучу справок, и неофициальный – где все быстро, просто, из-под полы и за деньги. Несложно догадаться, какой путь вынуждены выбирать шымкентцы.

Именно вынуждены, потому как вынуждают. За примером далеко ходить не надо. Из недавнего личного опыта: попытка прописать несовершеннолетних детей в домовой книге. Попытка, что сродни пытке. В ЦОНе документов, удостоверяющих, что данные дети действительно дети данных родителей (простите за каламбур), проживающих по данному адресу, оказалось недостаточно. Потребовали принести РНН детей, без этого, дескать, прописать их нельзя. В ответ на возмущение (зачем РНН, они ведь налогов не платят?!) девушка в окошке отрезала: «Так надо! Дети теперь уже с рождения получают РНН». Делать нечего, иду в налоговую. Там, в свою очередь, помимо свидетельств о рождении, потребовали … копию домовой книги, где эти дети прописаны! После объяснений налоговая приемщица документов согласилась принять вместо нее справку о составе семьи, которую, как выяснилось позже, также составляют на основе домовой книги. Мои негромкие возмущения, мол, не ту страну назвали Гондурасом, услышали двое охранников у входа. Переглянувшись, предложили свои услуги: 500 тенге, копии свидетельств о рождении детей с указанным на них адресом – и завтра РНН будут готовы. Кстати, официальный срок изготовления – 10 дней. Что после всего это сделает здравомыслящий человек, который бережет свое время и, главное – нервы?! Конечно, расстанется с 500 тенге, благо сумма по нынешним временам невеликая.

Или вот еще. Пару месяцев назад пришлось заниматься куплей-продажей квартиры. При оформлении справки о техническом состоянии жилья, без которой не состоится ни одна подобная сделка, пришлось обращаться в ЦОН. Клерки с готовностью принимали документы, при этом, не дожидаясь намеков, сами предлагали свои услуги: «Если срочно, могу устроить! 100 долларов – и завтра справка будет готова!». Между тем официальный срок изготовления также намного длиннее – неделя. Спрашиваю: «А сколько в таком случае будет стоить наложение ареста на квартиру при получении банковского кредита?», тут же отвечают: «Двадцать семь тысяч тенге». Полагаю, торг уместен. Удивляет другое – за несколько дней до происходящего с треском был уволен начальник шымкентского ЦОНа как раз за коррупционные правонарушения, а сегодня его вчерашние подчиненные продолжают без опаски предлагать свои услуги! Мало того, после громкого увольнения в ЦОНе, видимо, для пущего контроля ввели дополнительные должности: в специальном зале ожидания один проверяет наличие всех необходимых документов, второй визирует талончик, третий тут же консультирует, при этом все многозначительно поглядывают на потенциального клиента. И только после визита к этим трем товарищам можно подойти к окошку и сдать свои бумаги. На недоуменный вопрос: «Зачем все это?» один шустрый паренек за окошком отвечает: «А это у нас игра такая!» То есть они играют, пытаясь на рабочем месте подхалтурить, а нам при этом треплют нервы, придумывая кучу дополнительных преград. Неужели так сложно ввести нормальный порядок работы в этих учреждениях, чтобы не усложнять людям жизнь?! Но ведь так пропадет главное преимущество таких, в общем-то, невысокооплачиваемых должностей – «левый» заработок, который, наверное, в разы превышает официальный оклад. Таких примеров каждый шымкентец, кто хоть раз обращался в госорганы (таможню, жилищные отделы и земельных отношений, полицию, акиматы и прочие), может привести уйму. Естественно, что никто не ходит никуда жаловаться, все возмущения заканчиваются на уровне кухонных разговоров, а коррупция меж тем цветет пышным цветом. Может, проще ее легализовать, как и проституцию, раз искоренить невозможно? Ввести на нее специальный налог, размер которого будет зависеть от того, насколько должность «прибыльная»?

К примеру, один из директоров одной шымкентской школы мог приносить казне неплохой доход, если б платил такой налог, потому как извлекать выгоду из своей должности он умеет как никто другой. В ход идут даже дискотеки для учеников начальных классов, по 50 тенге с носа: и родителям не в тягость, и директору на новые шины для машины хватает, шутят старшеклассники этой школы. Про поборы с родителей и говорить не приходится, при этом каждый классный руководитель вынужден объяснять на очередном родительском собрании: «Деньги, конечно, из бюджета выделяют, но их не хватает, а у школы столько расходов!». Вот и приходится родителям каждый год отстегивать на «операцию стекло, операцию мяч» (покупка спортивного инвентаря) и другие «процедуры», подсказанные буйной фантазией директора. Доходит до того, что на все классные нужды (мел, лампочки, тряпки, мыло) тратятся деньги из классной копилки. При этом учителя не устают напоминать, что в случае чего надо говорить, что это спонсорская помощь школе, а не добровольно-принудительные поборы. Да и сами родители понимают, что учительница из своей скромной зарплаты эти нужды то ли школы, то ли директора оплатить не сможет. При этом никто не пойдет проверять наличие купленных стекол либо мячей и скакалок в спортивном зале, всем и так все ясно. Последняя выдумка этого находчивого директора – приобретение новогодних подарков для детей не где-нибудь на стороне, а непосредственно в родной школе. При этом классным руководителям было дано задание не только повлиять на выбор родителей, но и брать с них на 200 тенге выше стоимости подарка: 100 тенге – для школы, 100 – для класса. Новогоднее представление для младших классов теперь также должны готовить не профессиональные актеры, берущие за свою программу по 200 тенге с человека, а сами учителя, чей актерский талант, решил директор, будет стоить дороже – по 300 тенге с человека. И найти управу на этого делягу от образования никто не может – учителя боятся потерять работу, родители не хотят связываться – легче заплатить, что требуют. Довольный директор живет и богатеет. Так что Шымкент уже давно разделен на тех, кто дает взятки, и тех, кто их охотно принимает. А жалуются – лишь единицы.

Справка «Мегаполиса»

За 10 месяцев текущего года ДБКЭП по ЮКО (финполиция) было выявлено больше 200 коррупционных преступлений, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. В числе лидеров – акиматы, здравоохранение, образование, ДВД и суды. Так в акиматах и органах образования выявлено по 52 коррупционных правонарушения, сфера здравоохранения – 29, отдел земельных отношений – 15.

Мегаполис № 46 (411) от 22.12.2008
Баян КАПЕСОВА
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь