Верим ли мы своей стране?
admin 06 Декабря 2008 в 14:14:12
По оценке председателя совета директоров «БТА Банка» Мухтара АблязовА, в экономике Казахстана накоплен гигантский инвестиционный резерв на сумму не менее $50 миллиардов, и это не включая золотовалютные резервы Национального банка (более $20 миллиардов).
Эти деньги можно собрать объединенными усилиями государства, частного бизнеса, коммерческих банков и рядовых граждан, что позволит не просто преодолеть кризис, но вывести страну на новую траекторию развития, пишет он в своей статье, опубликованной на этой неделе на сайте банка и разосланной позже по редакциям средств массовой информации.
Поскольку статья достаточно велика по размеру и не вписывается в формат газетной страницы, мы ограничимся цитированием и анализом выдвинутых банкиром предложений. Тем более что для не искушенного в мировых финансах читателя многое из нее будет не совсем понятно. В то же время идеи г-на Аблязова заслуживают обсуждения. Хотя бы потому, что после некоторой доработки могут стать основой альтернативной программы вывода Казахстана из кризиса. Или существенным дополнением к недавно принятой антикризисной программе правительства, Нацбанка и Агентства финансового надзора. Но — обо всем по порядку.
Четыре отличия от «плана Масимова»
Сразу бросаются в глаза четыре принципиальных отличия предложений Мухтара Аблязова от мероприятий, заложенных в антикризисной программе правительства.
Во-первых, масштаб: банкир предложил инвестировать в экономику страны не $10 или 18,5 миллиардов, которые наскреб премьер-министр, а целых 50. Причем достаточно четко обосновал, откуда их можно взять.
Во-вторых, правительственная антикризисная программа рассчитана в первую очередь на госорганы и будет реализовываться в основном ими, а г-н Аблязов призвал включиться в борьбу за выживание экономики страны население и предпринимателей, причем не за красивые глаза, а в их же собственных интересах.
В-третьих, он фактически предложил новую концепцию использования средств Нацфонда. И, в-четвертых, обосновал, как Казахстан может стать экономическим лидером в регионе Центральной Азии — через развитие, укрепление и внешнюю экспансию казахстанских банков.
К сожалению, то ли в силу отсутствия качественных спичрайтеров в пресс-службе банка, то ли из-за опасений негативной реакции официальной Астаны, которая всегда ревностно относится к инициативам гражданского общества и частного бизнеса, подрывающим первенство президента и правительства на реформаторско-прорывные идеи, мысли г-на Аблязова не получили должного оформления. Осторожность автора видна даже в формулировках: «Полагаю, что наступил момент, когда необходимо ответить себе на один простой вопрос: «Насколько мы верим своей стране, экономике и людям?». Тогда как из дальнейшего содержания так и напрашивается вопрос-лозунг: «Верим ли мы в свою страну, экономику и людей?» и ответ на него: «Если верим, то давайте бороться к мировым финансовым и экономическим кризисом вместе!»
Где скрываются резервы?
Если опустить таблицы, в которых г-н Аблязов попытался убедить читателей в своей правоте цифрами, то суть предложений банкира заключается в нескольких основных идеях.
Первая: в стране накоплен значительный инвестиционный ресурс, который можно и нужно использовать для преодоления кризиса и его последствий. Дословно это прозвучало так: «По нашим оценкам, в экономике Казахстана накоплен гигантский инвестиционный резерв на сумму не менее 50 миллиардов долларов США, и это еще не включая золотовалютные резервы Национального банка (более 20 миллиардов долларов США)».
Далее мы будем давать подробные цитаты, чтобы как можно точнее передать суть предложений. Вышеназванную сумму г-н Аблязов собирается получить:
1. Из Нацфонда: «В Национальном фонде финансовые накопления на сегодняшний день составляют более 26 миллиардов долларов США. Эти средства вложены в различные низкодоходные ценные бумаги иностранных государств и компаний и не используются в нашей экономике. Вероятно, в условиях денежного перегрева экономики Казахстана инвестиции за пределы страны были целесообразными и диверсифицирующими риски, но в сложившихся условиях дефицита ликвидности полезно пересмотреть эту структуру и хотя бы половину направить в свою экономику, где уровень доходности на вложенные средства значительно выше. В целом это не противоречит логике функционирования Национального фонда, так как он создан для использования при возникновении неблагоприятных ситуаций в стране. Россия, например, уже приняла решение по направлению всех накоплений своих фондов на внутренний рынок, осознавая ценность денег в национальной экономике в условиях мировых проблем».
2. Из накопительной пенсионной системы: «На начало ноября этого года в пенсионных фондах накоплены средства свыше 11 миллиардов долларов США, большая часть которых при текущей структуре вложений приносит убыток или минимальный доход. Чтобы гарантировать пенсионные выплаты, учитывая, что ежемесячное пополнение фонда составляет в среднем 180 миллионов долларов США + доходы от вложений, необходимо эффективное инвестирование данных средств в импортозамещающие производства, что принесет исключительную пользу реальному сектору экономики, а также создаст новые рабочие места».
3. Из сбережений домашних хозяйств: «Денежные доходы населения за 2001 — 2008 годы увеличились номинально в 4,5 раза и выросли с $9,3 миллиардов до $46,8 миллиардов. Часть накоплений население хранит на депозитах, а значительная доля обналичена и хранится дома («под матрасом»). По нашим оценкам, эта сумма может составить не менее 15 миллиардов долларов США. Логика сопоставления Казахстана с Россией (примерно 1 к 10) подтверждает эту цифру (активы банковской системы России превышают активы банков Казахстана в 9,3 раза, счета юридических лиц в 9,8 раза, а счета физических лиц в 21,1 (!) раза). Важно отметить, что при размещении указанных сумм в банках, только дополнительные процентные доходы населения составят 1,5 — 2 миллиарда долларов США в год — существенная сумма для потребительского сектора и розничного товарооборота».
4. Путем возвращения вывезенных из страны доходов компаний: «Мы полагаем, что наше правительство может сделать еще один важный шаг в отношении депозитов населения, независимо от гражданства, гарантировав их сохранность в казахстанских банках в полном объеме. Такая гарантия укрепит базу фондирования всей экономики. Многие компании, работающие в Казахстане и экспортирующие нефть, газ, черные и цветные металлы, имеют крупные накопления в зарубежных банках, по различным оценкам специалистов, превышающие 10 миллиардов долларов США. Многие из этих компаний в настоящее время сильно озабочены обеспечением сохранности своих ресурсов. Мы полагаем, что у казахстанского правительства имеется уникальный шанс привлечь эти накопления в страну через гарантирование 100%-ной сохранности корпоративных депозитов, размещенных на счетах казахстанских банков, например, на 2009 — 2011 годы. Эта гарантия может распространяться на все юридические лица, независимо от того, резидентами какой страны они являются. Такая мера — аналог решения, принятого правительством Германии, от 5 октября 2008 года. Необходимо отметить, что объявляя о гарантировании депозитов юридических лиц, размещаемых в казахстанских банках, правительство вносит решающий аргумент для сомневающихся депозиторов».
Правда, сложив половину от 26 миллиардов в Нацфонде, 11 миллиардов в накопительной пенсионной системе, 15 миллиардов «из-под матрасов» и 10 миллиардов на зарубежных счетах, мы не получили обещанные Мухтаром Кабуловичем $50 миллиардов. Но даже 44 миллиарда намного больше выделенных президентом и правительством 10 или 18,5 миллиардов. Так что, даже если расчеты банкира не совсем точны, есть смысл все-таки к нему прислушаться, тем более что он уже не раз доказывал свою правоту на практике.
Залить бензин в мотор
Вторая идея г-на Аблязова заключается в том, что инвестиционный потенциал и имеющиеся денежные ресурсы нужно направлять не на борьбу с мировым финансовым и экономическим кризисом и его последствиями, а на преобразование и развитие экономики страны: «Задачу по инвестиционным вливаниям надо осознавать не в связи с решением проблем ближайшего года и, соответственно, ограничиваться общей экспертной оценкой в $10 — 12 миллиардов, а видеть долгосрочную перспективу, при которой экономика нуждается в существенно больших средствах. Важно понять и ответить на вопрос: «Куда мы направим отмеченные выше $50 миллиардов? Есть ли у нас понимание, в какие отрасли и в какие конкретные проекты?» Между тем антикризисная программа правительства, Нацбанка и АФН грешит как раз тем, что за деревьями не видит леса и пытается решать проблемы первого уровня, не понимая или не желая понять, что как только они будут решены, тут же всплывут, как их неизбежный и закономерный результат, новые проблемы.
Третья идея: «Важно сказать, куда могут быть направлены столь огромные располагаемые страной средства с целью эффективного их освоения и недопущения перегрева или спекулятивных темпов роста. Даже заняв оборонительную позицию (без постановки целей создать новые сегменты экспорта), создание национальных импортозамещающих предприятий в пищевой промышленности, нефтехимии, машиностроении, фармацевтике, легкой промышленности и электроэнергетике вновь становится актуальным и необходимым. За последнее десятилетие импорт вырос более чем в
8 раз с 4,3 миллиардов долларов США в 1998 году до оценочно 35 миллиардов долларов США в 2008 году. Импорт не достиг бы столь колоссальных размеров, если бы в стране были созданы благоприятные и стимулирующие внутренние условия по развитию импортозамещающих отраслей».
Четвертая идея касается новой роли отечественных банков: «Банки Казахстана в последние годы стали сильными. Они обладают активами, сопоставимыми с ВВП, более 105 миллиардов долларов США, и их влияние на развитие экономики уже стало самостоятельным фактором. Казахстанские банки на фоне своих партнеров из стран СНГ выглядят мощно. Так, на Евразийском пространстве в двадцатку лучших банков входят 5 казахстанских банков. Останавливаться в развитии банков нам нельзя, и яркими примерами для подражания должны быть глобальные лидеры, такие как Швейцария, Великобритания, Япония, США.
Банки этих стран являются законодателями финансовых рынков, вкладывая и привлекая деньги повсюду в мире. Швейцарские банки, например, инвестируют за рубеж (более 64% активов) больше, чем привлекают (почти 60% внешних обязательств), британские банки инвестируют вне страны 46% активов, а привлекают 43% внешних обязательств. Казахстанские банки вкладывают за рубежом лишь 12% кредитов, привлекая с внешних рынков почти 40% своих обязательств. Налицо жесткая внутренняя ориентация активной части операций банков Казахстана по сравнению с мировыми лидерами. При этом достаточность капитала у казахстанских банков превышает 12%, у швейцарских банков — лишь 4%, у британских — менее 6%».
Нет пророка в родном отечестве
Желающие могут сами прочитать текст заявления-выступления председателя директоров «БТА Банка» на сайте bta.kz, но в принципе мы достаточно подробно пересказали его, чтобы у читателей сформировалось представление, что хотел сказать банкир обществу. Впрочем, похоже, еще одну идею Мухтар Кабулович то ли недоговорил, то ли специально умолчал: нельзя реализовывать антикризисную программу, как набор отдельных мероприятий, которые реализуются по собственному алгоритму и не зависят друг от друга. А именно этим грешит план действий правительства, принятый на прошлой неделе.
Необходимы массированные, скоординированные, осознанные действия всех субъектов экономики — от государства до последнего налогоплательщика или получателя господдержки, чтобы запустить механизм национальной экономики сразу и весь. Казахстану нужно учесть опыт той же России, США и Европы, где масштабные программы борьбы с кризисом тормозятся, потому что рыночный механизм не запускается в нормальном режиме — и многомиллиардная господдержка, вместо того чтобы пробить пробки и сломать препоны, вздувается нездоровыми пузырями в том или ином месте. Как это, например, случилось с рублевой массой, которая вместо реальной экономики оказалась на валютном рынке и сорвала курс рубля к доллару.
Завершить этот комментарий хотелось бы словами самого Аблязова: «Мы располагаем прекрасными внутренними источниками для развития страны: выгодное географическое местоположение, человеческий капитал, колоссальные деньги, сильные нефтегазовая отрасль, горно-металлургическая отрасль и банки. Инвестиционные и гарантирующие механизмы не трудно усовершенствовать, но главное — пересмотреть свое отношение к возможностям страны и вере в ее потенциал. В начале 90-х у нас не было ни кадров, ориентированных на рыночную экономику, ни денег; к концу прошлого десятилетия у нас появились кадры, но по-прежнему не было денег; сегодня у нас есть опытные профессионалы, пережившие не один кризис, и существенные по размерам денежные ресурсы. Это и дает нам веру в конечный успех!»
При всем нашем уважении к г-ну банкиру мы хотели бы напомнить ему — нет пророка в родном отечестве. Поэтому его идеи, скорее всего, не найдут поддержки в стране сегодня — президенту и правительству не нужна критика, даже в таком закамуфлированном виде. А бизнесу и гражданам интересы страны в целом «до лампочки», и, чтобы озаботиться ими, казахстанцам еще надо пройти много испытаний и понять наконец, что разруха и кризис начинаются в наших собственных головах.
Мухамеджан АДИЛОВ
Источник: www.respublika-kz.info
Эти деньги можно собрать объединенными усилиями государства, частного бизнеса, коммерческих банков и рядовых граждан, что позволит не просто преодолеть кризис, но вывести страну на новую траекторию развития, пишет он в своей статье, опубликованной на этой неделе на сайте банка и разосланной позже по редакциям средств массовой информации.
Поскольку статья достаточно велика по размеру и не вписывается в формат газетной страницы, мы ограничимся цитированием и анализом выдвинутых банкиром предложений. Тем более что для не искушенного в мировых финансах читателя многое из нее будет не совсем понятно. В то же время идеи г-на Аблязова заслуживают обсуждения. Хотя бы потому, что после некоторой доработки могут стать основой альтернативной программы вывода Казахстана из кризиса. Или существенным дополнением к недавно принятой антикризисной программе правительства, Нацбанка и Агентства финансового надзора. Но — обо всем по порядку.
Четыре отличия от «плана Масимова»
Сразу бросаются в глаза четыре принципиальных отличия предложений Мухтара Аблязова от мероприятий, заложенных в антикризисной программе правительства.
Во-первых, масштаб: банкир предложил инвестировать в экономику страны не $10 или 18,5 миллиардов, которые наскреб премьер-министр, а целых 50. Причем достаточно четко обосновал, откуда их можно взять.
Во-вторых, правительственная антикризисная программа рассчитана в первую очередь на госорганы и будет реализовываться в основном ими, а г-н Аблязов призвал включиться в борьбу за выживание экономики страны население и предпринимателей, причем не за красивые глаза, а в их же собственных интересах.
В-третьих, он фактически предложил новую концепцию использования средств Нацфонда. И, в-четвертых, обосновал, как Казахстан может стать экономическим лидером в регионе Центральной Азии — через развитие, укрепление и внешнюю экспансию казахстанских банков.
К сожалению, то ли в силу отсутствия качественных спичрайтеров в пресс-службе банка, то ли из-за опасений негативной реакции официальной Астаны, которая всегда ревностно относится к инициативам гражданского общества и частного бизнеса, подрывающим первенство президента и правительства на реформаторско-прорывные идеи, мысли г-на Аблязова не получили должного оформления. Осторожность автора видна даже в формулировках: «Полагаю, что наступил момент, когда необходимо ответить себе на один простой вопрос: «Насколько мы верим своей стране, экономике и людям?». Тогда как из дальнейшего содержания так и напрашивается вопрос-лозунг: «Верим ли мы в свою страну, экономику и людей?» и ответ на него: «Если верим, то давайте бороться к мировым финансовым и экономическим кризисом вместе!»
Где скрываются резервы?
Если опустить таблицы, в которых г-н Аблязов попытался убедить читателей в своей правоте цифрами, то суть предложений банкира заключается в нескольких основных идеях.
Первая: в стране накоплен значительный инвестиционный ресурс, который можно и нужно использовать для преодоления кризиса и его последствий. Дословно это прозвучало так: «По нашим оценкам, в экономике Казахстана накоплен гигантский инвестиционный резерв на сумму не менее 50 миллиардов долларов США, и это еще не включая золотовалютные резервы Национального банка (более 20 миллиардов долларов США)».
Далее мы будем давать подробные цитаты, чтобы как можно точнее передать суть предложений. Вышеназванную сумму г-н Аблязов собирается получить:
1. Из Нацфонда: «В Национальном фонде финансовые накопления на сегодняшний день составляют более 26 миллиардов долларов США. Эти средства вложены в различные низкодоходные ценные бумаги иностранных государств и компаний и не используются в нашей экономике. Вероятно, в условиях денежного перегрева экономики Казахстана инвестиции за пределы страны были целесообразными и диверсифицирующими риски, но в сложившихся условиях дефицита ликвидности полезно пересмотреть эту структуру и хотя бы половину направить в свою экономику, где уровень доходности на вложенные средства значительно выше. В целом это не противоречит логике функционирования Национального фонда, так как он создан для использования при возникновении неблагоприятных ситуаций в стране. Россия, например, уже приняла решение по направлению всех накоплений своих фондов на внутренний рынок, осознавая ценность денег в национальной экономике в условиях мировых проблем».
2. Из накопительной пенсионной системы: «На начало ноября этого года в пенсионных фондах накоплены средства свыше 11 миллиардов долларов США, большая часть которых при текущей структуре вложений приносит убыток или минимальный доход. Чтобы гарантировать пенсионные выплаты, учитывая, что ежемесячное пополнение фонда составляет в среднем 180 миллионов долларов США + доходы от вложений, необходимо эффективное инвестирование данных средств в импортозамещающие производства, что принесет исключительную пользу реальному сектору экономики, а также создаст новые рабочие места».
3. Из сбережений домашних хозяйств: «Денежные доходы населения за 2001 — 2008 годы увеличились номинально в 4,5 раза и выросли с $9,3 миллиардов до $46,8 миллиардов. Часть накоплений население хранит на депозитах, а значительная доля обналичена и хранится дома («под матрасом»). По нашим оценкам, эта сумма может составить не менее 15 миллиардов долларов США. Логика сопоставления Казахстана с Россией (примерно 1 к 10) подтверждает эту цифру (активы банковской системы России превышают активы банков Казахстана в 9,3 раза, счета юридических лиц в 9,8 раза, а счета физических лиц в 21,1 (!) раза). Важно отметить, что при размещении указанных сумм в банках, только дополнительные процентные доходы населения составят 1,5 — 2 миллиарда долларов США в год — существенная сумма для потребительского сектора и розничного товарооборота».
4. Путем возвращения вывезенных из страны доходов компаний: «Мы полагаем, что наше правительство может сделать еще один важный шаг в отношении депозитов населения, независимо от гражданства, гарантировав их сохранность в казахстанских банках в полном объеме. Такая гарантия укрепит базу фондирования всей экономики. Многие компании, работающие в Казахстане и экспортирующие нефть, газ, черные и цветные металлы, имеют крупные накопления в зарубежных банках, по различным оценкам специалистов, превышающие 10 миллиардов долларов США. Многие из этих компаний в настоящее время сильно озабочены обеспечением сохранности своих ресурсов. Мы полагаем, что у казахстанского правительства имеется уникальный шанс привлечь эти накопления в страну через гарантирование 100%-ной сохранности корпоративных депозитов, размещенных на счетах казахстанских банков, например, на 2009 — 2011 годы. Эта гарантия может распространяться на все юридические лица, независимо от того, резидентами какой страны они являются. Такая мера — аналог решения, принятого правительством Германии, от 5 октября 2008 года. Необходимо отметить, что объявляя о гарантировании депозитов юридических лиц, размещаемых в казахстанских банках, правительство вносит решающий аргумент для сомневающихся депозиторов».
Правда, сложив половину от 26 миллиардов в Нацфонде, 11 миллиардов в накопительной пенсионной системе, 15 миллиардов «из-под матрасов» и 10 миллиардов на зарубежных счетах, мы не получили обещанные Мухтаром Кабуловичем $50 миллиардов. Но даже 44 миллиарда намного больше выделенных президентом и правительством 10 или 18,5 миллиардов. Так что, даже если расчеты банкира не совсем точны, есть смысл все-таки к нему прислушаться, тем более что он уже не раз доказывал свою правоту на практике.
Залить бензин в мотор
Вторая идея г-на Аблязова заключается в том, что инвестиционный потенциал и имеющиеся денежные ресурсы нужно направлять не на борьбу с мировым финансовым и экономическим кризисом и его последствиями, а на преобразование и развитие экономики страны: «Задачу по инвестиционным вливаниям надо осознавать не в связи с решением проблем ближайшего года и, соответственно, ограничиваться общей экспертной оценкой в $10 — 12 миллиардов, а видеть долгосрочную перспективу, при которой экономика нуждается в существенно больших средствах. Важно понять и ответить на вопрос: «Куда мы направим отмеченные выше $50 миллиардов? Есть ли у нас понимание, в какие отрасли и в какие конкретные проекты?» Между тем антикризисная программа правительства, Нацбанка и АФН грешит как раз тем, что за деревьями не видит леса и пытается решать проблемы первого уровня, не понимая или не желая понять, что как только они будут решены, тут же всплывут, как их неизбежный и закономерный результат, новые проблемы.
Третья идея: «Важно сказать, куда могут быть направлены столь огромные располагаемые страной средства с целью эффективного их освоения и недопущения перегрева или спекулятивных темпов роста. Даже заняв оборонительную позицию (без постановки целей создать новые сегменты экспорта), создание национальных импортозамещающих предприятий в пищевой промышленности, нефтехимии, машиностроении, фармацевтике, легкой промышленности и электроэнергетике вновь становится актуальным и необходимым. За последнее десятилетие импорт вырос более чем в
8 раз с 4,3 миллиардов долларов США в 1998 году до оценочно 35 миллиардов долларов США в 2008 году. Импорт не достиг бы столь колоссальных размеров, если бы в стране были созданы благоприятные и стимулирующие внутренние условия по развитию импортозамещающих отраслей».
Четвертая идея касается новой роли отечественных банков: «Банки Казахстана в последние годы стали сильными. Они обладают активами, сопоставимыми с ВВП, более 105 миллиардов долларов США, и их влияние на развитие экономики уже стало самостоятельным фактором. Казахстанские банки на фоне своих партнеров из стран СНГ выглядят мощно. Так, на Евразийском пространстве в двадцатку лучших банков входят 5 казахстанских банков. Останавливаться в развитии банков нам нельзя, и яркими примерами для подражания должны быть глобальные лидеры, такие как Швейцария, Великобритания, Япония, США.
Банки этих стран являются законодателями финансовых рынков, вкладывая и привлекая деньги повсюду в мире. Швейцарские банки, например, инвестируют за рубеж (более 64% активов) больше, чем привлекают (почти 60% внешних обязательств), британские банки инвестируют вне страны 46% активов, а привлекают 43% внешних обязательств. Казахстанские банки вкладывают за рубежом лишь 12% кредитов, привлекая с внешних рынков почти 40% своих обязательств. Налицо жесткая внутренняя ориентация активной части операций банков Казахстана по сравнению с мировыми лидерами. При этом достаточность капитала у казахстанских банков превышает 12%, у швейцарских банков — лишь 4%, у британских — менее 6%».
Нет пророка в родном отечестве
Желающие могут сами прочитать текст заявления-выступления председателя директоров «БТА Банка» на сайте bta.kz, но в принципе мы достаточно подробно пересказали его, чтобы у читателей сформировалось представление, что хотел сказать банкир обществу. Впрочем, похоже, еще одну идею Мухтар Кабулович то ли недоговорил, то ли специально умолчал: нельзя реализовывать антикризисную программу, как набор отдельных мероприятий, которые реализуются по собственному алгоритму и не зависят друг от друга. А именно этим грешит план действий правительства, принятый на прошлой неделе.
Необходимы массированные, скоординированные, осознанные действия всех субъектов экономики — от государства до последнего налогоплательщика или получателя господдержки, чтобы запустить механизм национальной экономики сразу и весь. Казахстану нужно учесть опыт той же России, США и Европы, где масштабные программы борьбы с кризисом тормозятся, потому что рыночный механизм не запускается в нормальном режиме — и многомиллиардная господдержка, вместо того чтобы пробить пробки и сломать препоны, вздувается нездоровыми пузырями в том или ином месте. Как это, например, случилось с рублевой массой, которая вместо реальной экономики оказалась на валютном рынке и сорвала курс рубля к доллару.
Завершить этот комментарий хотелось бы словами самого Аблязова: «Мы располагаем прекрасными внутренними источниками для развития страны: выгодное географическое местоположение, человеческий капитал, колоссальные деньги, сильные нефтегазовая отрасль, горно-металлургическая отрасль и банки. Инвестиционные и гарантирующие механизмы не трудно усовершенствовать, но главное — пересмотреть свое отношение к возможностям страны и вере в ее потенциал. В начале 90-х у нас не было ни кадров, ориентированных на рыночную экономику, ни денег; к концу прошлого десятилетия у нас появились кадры, но по-прежнему не было денег; сегодня у нас есть опытные профессионалы, пережившие не один кризис, и существенные по размерам денежные ресурсы. Это и дает нам веру в конечный успех!»
При всем нашем уважении к г-ну банкиру мы хотели бы напомнить ему — нет пророка в родном отечестве. Поэтому его идеи, скорее всего, не найдут поддержки в стране сегодня — президенту и правительству не нужна критика, даже в таком закамуфлированном виде. А бизнесу и гражданам интересы страны в целом «до лампочки», и, чтобы озаботиться ими, казахстанцам еще надо пройти много испытаний и понять наконец, что разруха и кризис начинаются в наших собственных головах.
Мухамеджан АДИЛОВ
Источник: www.respublika-kz.info
|