Новый Налоговый кодекс не поможет отечественному бизнесу преодолеть кризис
admin 01 Декабря 2008 в 09:09:12
Новый Налоговый кодекс не поможет отечественному бизнесу преодолеть кризис, считает Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей.
Платить придется "маленьким"
- Кодекс разрабатывали вроде бы специально для поддержки бизнеса в нынешних сложных условиях. Что изменится для предпринимателей, когда кодекс примут?
- Ничего не изменится. В новый Налоговый кодекс, который мы все очень ждали, не внесли ни одного нашего предложения. Ни одного! Для малого бизнеса не предусмотрено никаких новых льгот. Оставлены привилегии для крупных и средних компаний, многие из которых "крышуются" чиновниками или связаны с иностранным бизнесом. Сохранились льготы для производителей и переработчиков сельхозсырья, для сырьевых компаний, для банкиров. А платить большую часть налогов в бюджет будет по-прежнему малый бизнес.
- Но ведь новый кодекс должен, по словам чиновников, снизить налоговую нагрузку и барьеры, в том числе и для малого бизнеса?
- Для нас налоги не снизили, хотя именно такое задание разработчики кодекса получили от Президента страны. Возьмем объявленное снижение корпоративного подоходного налога (КПН), которое авторы кодекса называют революционным. От снижения этого налога нам никакой пользы не будет просто потому, что малый бизнес… его не платит.
Нас не услышали!
- Некоторые эксперты самым коррупционным называют налог на добавленную стоимость - НДС. Вы предлагали его снизить с одновременной отменой многочисленных льгот, которые сейчас откровенно продаются.
- Да они вообще наши предложения не рассматривали! У нас по выплатам НДС льготы получили добывающий сектор, экспортеры. Малый бизнес никаких поблажек не имеет. Это действительно самый коррупционный налог, и стал он таким благодаря действующей системе администрирования и отчетности, которую надо бы упростить. Поэтому мы предлагали либо уменьшить его до 7-5 процентов, либо заменить НДС налогом с продаж. Но нам сказали, что в этом случае будет недобор налогов. При этом, заметьте, в тот Налоговый кодекс, который действует сейчас, было внесено 29 поправок по привилегиям в отношении НДС и "корпоративки" - и все они отражали интересы крупного бизнеса.
- Какие еще предложения со стороны предпринимателей не были учтены?
- Все эти годы мы пытались убедить правительство изменить ситуацию с налогообложением имущества. У крупных компаний большая часть имущества приходится на оборудование, им этот платеж не делает погоды. А парикмахерскую, фотосалон или, например, автосервис налог на имущество просто душит.
Кроме того, мы очень надеялись, что будет расширена система патентов для малых бизнесменов. Плюсы патентной системы в том, что этот налог платится вперед, и его собираемость можно прогнозировать. Вообще патентная система - это сильнейший удар по коррупции: нет отчетов, нет проверок, нет контролеров с налоговиками, нет штата бухгалтеров. Мы предлагали распространить систему патентов на предприятия с количеством работников до 10 человек и оборотом до 10 тысяч долларов в месяц. Эта мера могла бы легализовать очень многих так называемых "самозанятых" - сегодня эти люди фактически выключены из правового поля, на них не распространяются ни Трудовой кодекс, ни Закон "Об охране труда", ни система пенсионного обеспечения. Они полностью зависят от произвола чиновников и контролеров. И в таких условиях трудятся 2,6 миллиона человек - каждый третий работающий казахстанец.
Открыть бизнес легко. А попробуйте его закрыть!
- По исследованию Всемирного банка, в Казахстане одна из самых сложных в мире процедур закрытия предприятий.
- В свое время мы боролись за упрощение открытия компаний, правительство нас поддержало. Сегодня открыть компанию можно за месяц, и стоит это 200 долларов. А вот закрыть предприятие - почти невозможно! Появилось множество брошенных компаний. Я, как член дисциплинарного совета Агентства РК по делам госслужбы, регулярно принимаю участие в конфликтах, которые возникают между бизнесом и контролерами. Это бывает сплошь и рядом: предприниматели не ведут деятельности, не имеют задолженности по налогам, но вынуждены регулярно сдавать в налоговую так называемые "пустографки". Штраф за несвоевременную сдачу отчета - около 1000 долларов. А срок исковой давности по налогам - 5 лет. Должникам насчитывают пеню, в итоге суммы доходят до 50-70 тысяч долларов! В Алматы, например, реально работает всего треть зарегистрированных компаний. Кому нужна такая статистика? Мы предлагали явочным порядком ликвидировать такие компании, простить штрафы тем, кто не имеет долгов по налогам, но безуспешно.
- Власти обещают малому бизнесу господдержку на миллиарды долларов…
- Когда деньги распределяют чиновники, то часть средств обязательно пропадает в неизвестном направлении. Вот сейчас выделяются большие средства. Но дают их все тем же банкам. Кто-то проверял, на какие проекты банки потратили иностранные займы? Я уверен, что государственные средства будут потрачены впустую, и их придется потом искать Счетному комитету и финполиции.
Малому бизнесу не надо давать денег, просто не отбирайте их у него. Малые предприятия ежегодно платят в бюджет налогов на 4,5 миллиарда долларов. Ну объявите на год налоговые каникулы, оставьте им эти деньги! А средства Нацфонда и бюджета направьте на социальные программы. Вот это и будет реальная поддержка экономики!
Кто кого поддерживает?
Слова о поддержке малого бизнеса наши чиновники повторяют как заклинание. А как обстоит дело на самом деле?
Второй транш в размере 50 миллиардов тенге (416 млн. долларов) на поддержку малого и среднего бизнеса правительство выделило через фонд развития предпринимательства "Даму" в августе этого года. Поддержкой занимались целых три посредника, каждый накидывал свой процент: фонд "Даму" - 1,5%, "Самрук-Казына" - 7%, еще по 5% "наваривали" коммерческие банки. В результате ставки по кредитам "от "Даму" практически сравнялись с рыночными. Спроса на них не было - до конца октября банкам удалось "пристроить" чуть больше 8 миллиардов тенге. Деньги расходились до того плохо, что власти начали обсуждать возврат этих средств в казну. А как же малый бизнес?
На самом деле вся эта схема создана для поддержки исключительно финансового сектора, считает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева:
- Почему "Даму" накидывает на эти деньги всего лишь 1,5%, а "Казына" увеличивает ставку на целых 7%? За какие услуги? - задается она вопросом. - Понятно, когда банки берут высокие проценты за обслуживание, они - коммерческие организации и стремятся к прибыли любой ценой. Но тут государственный фонд "наваривается" на наших же деньгах, которые государство собирает в виде налогов, и дает ему на поддержку бизнеса. За счет цепочки посредников растет не только процент, увеличиваются сроки оформления кредитов. И где здесь поддержка бизнеса?
Иван Войцеховский, "Караван"
Платить придется "маленьким"
- Кодекс разрабатывали вроде бы специально для поддержки бизнеса в нынешних сложных условиях. Что изменится для предпринимателей, когда кодекс примут?
- Ничего не изменится. В новый Налоговый кодекс, который мы все очень ждали, не внесли ни одного нашего предложения. Ни одного! Для малого бизнеса не предусмотрено никаких новых льгот. Оставлены привилегии для крупных и средних компаний, многие из которых "крышуются" чиновниками или связаны с иностранным бизнесом. Сохранились льготы для производителей и переработчиков сельхозсырья, для сырьевых компаний, для банкиров. А платить большую часть налогов в бюджет будет по-прежнему малый бизнес.
- Но ведь новый кодекс должен, по словам чиновников, снизить налоговую нагрузку и барьеры, в том числе и для малого бизнеса?
- Для нас налоги не снизили, хотя именно такое задание разработчики кодекса получили от Президента страны. Возьмем объявленное снижение корпоративного подоходного налога (КПН), которое авторы кодекса называют революционным. От снижения этого налога нам никакой пользы не будет просто потому, что малый бизнес… его не платит.
Нас не услышали!
- Некоторые эксперты самым коррупционным называют налог на добавленную стоимость - НДС. Вы предлагали его снизить с одновременной отменой многочисленных льгот, которые сейчас откровенно продаются.
- Да они вообще наши предложения не рассматривали! У нас по выплатам НДС льготы получили добывающий сектор, экспортеры. Малый бизнес никаких поблажек не имеет. Это действительно самый коррупционный налог, и стал он таким благодаря действующей системе администрирования и отчетности, которую надо бы упростить. Поэтому мы предлагали либо уменьшить его до 7-5 процентов, либо заменить НДС налогом с продаж. Но нам сказали, что в этом случае будет недобор налогов. При этом, заметьте, в тот Налоговый кодекс, который действует сейчас, было внесено 29 поправок по привилегиям в отношении НДС и "корпоративки" - и все они отражали интересы крупного бизнеса.
- Какие еще предложения со стороны предпринимателей не были учтены?
- Все эти годы мы пытались убедить правительство изменить ситуацию с налогообложением имущества. У крупных компаний большая часть имущества приходится на оборудование, им этот платеж не делает погоды. А парикмахерскую, фотосалон или, например, автосервис налог на имущество просто душит.
Кроме того, мы очень надеялись, что будет расширена система патентов для малых бизнесменов. Плюсы патентной системы в том, что этот налог платится вперед, и его собираемость можно прогнозировать. Вообще патентная система - это сильнейший удар по коррупции: нет отчетов, нет проверок, нет контролеров с налоговиками, нет штата бухгалтеров. Мы предлагали распространить систему патентов на предприятия с количеством работников до 10 человек и оборотом до 10 тысяч долларов в месяц. Эта мера могла бы легализовать очень многих так называемых "самозанятых" - сегодня эти люди фактически выключены из правового поля, на них не распространяются ни Трудовой кодекс, ни Закон "Об охране труда", ни система пенсионного обеспечения. Они полностью зависят от произвола чиновников и контролеров. И в таких условиях трудятся 2,6 миллиона человек - каждый третий работающий казахстанец.
Открыть бизнес легко. А попробуйте его закрыть!
- По исследованию Всемирного банка, в Казахстане одна из самых сложных в мире процедур закрытия предприятий.
- В свое время мы боролись за упрощение открытия компаний, правительство нас поддержало. Сегодня открыть компанию можно за месяц, и стоит это 200 долларов. А вот закрыть предприятие - почти невозможно! Появилось множество брошенных компаний. Я, как член дисциплинарного совета Агентства РК по делам госслужбы, регулярно принимаю участие в конфликтах, которые возникают между бизнесом и контролерами. Это бывает сплошь и рядом: предприниматели не ведут деятельности, не имеют задолженности по налогам, но вынуждены регулярно сдавать в налоговую так называемые "пустографки". Штраф за несвоевременную сдачу отчета - около 1000 долларов. А срок исковой давности по налогам - 5 лет. Должникам насчитывают пеню, в итоге суммы доходят до 50-70 тысяч долларов! В Алматы, например, реально работает всего треть зарегистрированных компаний. Кому нужна такая статистика? Мы предлагали явочным порядком ликвидировать такие компании, простить штрафы тем, кто не имеет долгов по налогам, но безуспешно.
- Власти обещают малому бизнесу господдержку на миллиарды долларов…
- Когда деньги распределяют чиновники, то часть средств обязательно пропадает в неизвестном направлении. Вот сейчас выделяются большие средства. Но дают их все тем же банкам. Кто-то проверял, на какие проекты банки потратили иностранные займы? Я уверен, что государственные средства будут потрачены впустую, и их придется потом искать Счетному комитету и финполиции.
Малому бизнесу не надо давать денег, просто не отбирайте их у него. Малые предприятия ежегодно платят в бюджет налогов на 4,5 миллиарда долларов. Ну объявите на год налоговые каникулы, оставьте им эти деньги! А средства Нацфонда и бюджета направьте на социальные программы. Вот это и будет реальная поддержка экономики!
Кто кого поддерживает?
Слова о поддержке малого бизнеса наши чиновники повторяют как заклинание. А как обстоит дело на самом деле?
Второй транш в размере 50 миллиардов тенге (416 млн. долларов) на поддержку малого и среднего бизнеса правительство выделило через фонд развития предпринимательства "Даму" в августе этого года. Поддержкой занимались целых три посредника, каждый накидывал свой процент: фонд "Даму" - 1,5%, "Самрук-Казына" - 7%, еще по 5% "наваривали" коммерческие банки. В результате ставки по кредитам "от "Даму" практически сравнялись с рыночными. Спроса на них не было - до конца октября банкам удалось "пристроить" чуть больше 8 миллиардов тенге. Деньги расходились до того плохо, что власти начали обсуждать возврат этих средств в казну. А как же малый бизнес?
На самом деле вся эта схема создана для поддержки исключительно финансового сектора, считает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева:
- Почему "Даму" накидывает на эти деньги всего лишь 1,5%, а "Казына" увеличивает ставку на целых 7%? За какие услуги? - задается она вопросом. - Понятно, когда банки берут высокие проценты за обслуживание, они - коммерческие организации и стремятся к прибыли любой ценой. Но тут государственный фонд "наваривается" на наших же деньгах, которые государство собирает в виде налогов, и дает ему на поддержку бизнеса. За счет цепочки посредников растет не только процент, увеличиваются сроки оформления кредитов. И где здесь поддержка бизнеса?
Иван Войцеховский, "Караван"
|