О НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В США
admin 10 Ноября 2008 в 09:51:28
В последние годы в США продолжается совершенствование концепции ведения информационной войны. Основное направление совершенствования – расширение сферы применимости приемов и способов ведения информационной войны.
Так, в частности, происходящие концептуальные изменения нашли отражение в документе армии США «Стратегия информационных операций» (Information Operation Roadmap). Данный документ отражает дальнейшую эволюцию военной мысли в среде военных специалистов Пентагона в области планирования и ведения информационной войны. Документ сосредотачивается на вопросах расширения пространства, совершенствования средств и методов ведения информационного противоборства.
Документ введен в действие в октябре 2003г. с грифом «Секретно / Не для иностранцев», в конце 2007г. гриф «Секретно» с документа был снят, что, в частности, свидетельствует о том, что к этому моменту развитие концептуальных основ ведения информационной войны в США уже вышло на более совершенный уровень.
Анализ и оценка документа позволяют выделить появление принципиально новой концепции информационных операций, т.н. full-time&full-spectrum information operations (FTFSIO). Наиболее адекватным толкованием данного термина может быть словосочетание – «тотальная информационная война». Именно это направление развития военной мысли видится авторам документа ключевым, и определяющим в дальнейшем основы всей военной деятельности и военного строительства армии США. Тотальная информационная война рассматривается как развитие таких понятий как «стратегическая информационная операция» и «операция на основе эффектов».
В целом оценка документа показывает, что развитие понимания природы информационных операций заставляет американских специалистов существенно трансформировать свои взгляды, в частности, на объект и субъект воздействия.
В ранних доктринальных документах Министерства обороны США отмечалось, что основными формами ведения информационных операций являются: общественная дипломатия (public diplomacy), связи с общественностью (public relations) и психологические операции (PSYOPS). Эти формы остаются и в рассматриваемом документе, определено и их сущностное наполнение.
Так, в частности, связи с общественностью (PR) включают.
На стратегическом уровне:
организацию оперативного доступа руководства Минобороны США к СМИ;
подготовку глобальных коммуникаций к возможному изменению фокуса внимания в распространяемом контенте (в документе использован термин «прививка для СМИ», т.е. постепенная подготовка к восприятию основного события);
оперативное комментирование событий;
формирование, так называемых «команд правды», для доведения «правдивой» информации до аудитории, а также для организации брифингов для прессы;
презентации (в документе использован более широкий термин road show) –гуманитарных программ (восстановления после войны, помощи беженцам и др.);
разработку различного вида встраиваемого медиа-контента, т.н. «домашние заготовки» – материалы, подготовленные заранее, которые могут при необходимости оперативно использоваться;
подготовку официальных пресс-релизов и обслуживание интернет-ресурсов Минобороны;
подготовку и публикацию информационных материалов с участием первых лиц Минобороны (статьи, «мнения» и др.).
На оперативном уровне:
организацию работы пресс-центра для командования на театре войны;
размещение материалов военного и гражданского руководства в СМИ театра войны;
подготовку новостных сообщений;
проведение пресс-конференций;
формирование объединенного пресс-центра на театре войны;
организацию вещания армейского телевидения и радио.
На тактическом уровне:
организацию работы пресс-бюро для тактического командования;
проведение пресс-конференций;
подготовка выпусков новостей для местных зарубежных СМИ;
подготовку медиа-продуктов с камер, размещенных на передовой позиции в войсках и недоступных для средств массовой информации.
Общественная дипломатия в зависимости от уровня руководства включает.
На стратегическом уровне:
подготовку содержания речей или ответов на вопросы журналистов руководящего состава Министерства обороны для иностранной аудитории;
подготовку контента публикаций, предназначенных для межрегионального распространения;
определение тем для общения в приватных беседах с иностранными лидерами и лицами, принимающими решения;
руководство освещением событий (доступные для общения темы и высказывания), проводимым по линии военных атташе в иностранных вооруженных силах;
поддержку со стороны Минобороны деятельности по освещению событий в СМИ другими государственными структурами.
На оперативном уровне:
презентации и брифинги с освещением политики Минобороны США, включая и мероприятия по линии военных атташе в иностранных армиях;
открытое продвижение политики правительства США путем создания соответствующих общественно-политических организаций и проведение идеологических мероприятий (в качестве примера в документе приводится создание форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества);
наблюдение за деятельностью региональных информационных центров.
Согласно документу, мероприятия по линии общественной дипломатии на тактическом уровне не проводятся.
Предполагается также, что и PSYOPS на стратегическом уровне не проводятся. При этом в компетенцию PSYOP отнесено.
На оперативном уровне:
разработка специализированных материалов для радио, ТВ, печатных и интернет-СМИ с целью непосредственного изменения поведения целевой аудитории, и распространяемых на театре войны;
содействие иностранным специалистам в разработке планов проведения PSYOPS для координации их с планами PSYOPS армии США;
в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии общественной дипломатии на театре войны.
На тактическом уровне:
подготовка материалов на иностранных языках в интересах тактических командований в запрещенных или частично закрытых зонах;
применение специальных технических средств (громкоговорители, листовки и др.) для локального воздействия на аудиторию из местного гражданского населения или комбатантов (партизаны, боевики и др.);
в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии связей с общественностью в тактической зоне.
Основным различием в применимости этих инструментов являлся акцент на аудиторию, время и силу реализации. В частности, PSYOPS ранее применялись только против противника и только во время конфликта, при этом PSYOPS включают также и методы «жесткого» (шантаж, технические, химические и иные средства воздействия на психику) воздействия на аудиторию.
В этом ключе в документе, в частности, говориться, что воздействии «глобальной деревни» существенно увеличивает возможности людей в разных регионах мира по доступу к источникам информации, что делает выбор целевой аудитории для проведения специальных мероприятий существенно более трудным.
По мнению авторов документа, сегодня различие, в частности, между зарубежной и внутренней аудиториями становится больше вопросом восприятия той или иной информации, а не вопросом ее распространения. В частности, подчеркивается, что традиционно PSYOPS ограничены политикой Министерства обороны и директивами правительства США и не направлены на население США, военный и гражданский персонал, находящийся за рубежом, а также не проводятся с вовлечением мировых информационных агентств. Однако информация, предназначенная для зарубежной аудитории, становится все более доступной и для внутренней аудитории. При этом справедливо и обратное, когда внутренняя информация становится достоянием мировой общественности. Авторами подчеркивается, что сообщения, распространенные в рамках проведения психологических операций на любую аудиторию – за исключением определенных лиц, принимающих решения (а зачастую и в их отношении), – достаточно часто будут транслироваться средствами массовой информации для намного более широкой аудитории, включая и внутреннюю аудиторию в США.
Таким образом, согласно рассматриваемому документу, внутренняя аудитория, а также союзники США и нейтральные страны сегодня становятся объектом для проведения в отношении них любых информационных мероприятий, включая и мероприятия по линии PSYOPS. В документе, однако, отмечается, что проведение подобных мероприятий может быть ограничено специально введенными запрещенными зонами.
Также особый интерес вызывает предписание специалистам Минобороны США содействовать союзным силам в разработке программ проведения психологических операций с тем, чтобы они укладывались в единый замысел и план ведения информационных операций американскими войсками.
Эксперты отмечают, что возможность различной трактовки области применения и средств PSYOPS, заложенная в документе, позволяет говорить о расширении сферы применимости для этого вида мероприятий. Так, если ранее утверждалось, что PSYOPS задействуются только против противной стороны и только в военное время, то в рассматриваемом документе утверждается, к примеру, также и то, что средства и методы PSYOPS могут использоваться для поддержки мероприятий общественной дипломатии. В этом случае, по определению авторов документа, задействованные силы и средства не проводят PSYOP, а обеспечивают военную поддержку общественной дипломатии.
Что касается времени применения тех или иных средств, то в документе, в частности, говорится, что руководство Министерства обороны США должно стремиться к информационному доминированию во всем спектре, что будет являться значимым вкладом в планируемые и проводимые операции на основе эффектов во всем диапазоне действий как в мирное, так и в военное время.
Особо подчеркивается, что современные информационные операции – это непрерывные операции, требующие обширных приготовлений в мирное время. Задолго до начала формирования кризисных явлений должно быть сформировано и полностью обеспечено всей необходимой информацией соответствующее боевое пространство. Значительное усилие должно быть предпринято с целью точной идентификации потенциальной антагонистической аудитории (носителя безусловной враждебности в предполагаемой операции) и, что особенно важно, ключевых антагонистических лиц, принимающих решения. Установлены процессы принятия ими решений и их личные приоритеты. Если, по мнению авторов, такой персональный анализ не будет проведен задолго до предполагаемого конфликта, провести его в период обострения ситуации будет крайне затруднительно, что снизит общую эффективность проводимых мероприятий по возможному изменению антагонистического поведения.
Особый интерес, в частности, представляет применение средств и методов PSYOPS в отношении запретных зон (аудиторий и объектов). Предполагается, что такие запреты будут вводиться правительством США и против них будет запрещено использовать средства и методы PSYOPS.
В документе говориться, что дальнейшее развитие PSYOPS должно позволить оперативно готовить ориентированные на конкретную аудиторию, коммерчески качественные изделия для запретных аудиторий и объектов, так как такие запреты могут быть сняты практически в любую минуту.
Также отмечается, что для повышения оперативности в работе с запрещенными аудиториями и объектами необходимо сосредотачиваться на создании скрытых средств воздействия, которые скрытно развертываются уже в мирное время, а активизируются с обострением конфликта.
Характерным является тот факт, что многое из описанного в документе было достаточно успешно реализовано на практике. Это, в первую очередь, стратегическая информационная операция под общим названием «Борьба с международным терроризмом», в результате которой США добились серьезного геополитического прорыва по целому ряду вопросов. В этом же ряду стоит и операция «Борьба с оружием массового поражения в Ираке» (как часть более масштабной и долгосрочной операции «Борьба с международным терроризмом»), в результате которой США закрепились на Ближнем Востоке и создали условия реализации собственного плана переустройства региона под общим названием «Стратегия формирования Большого Ближнего Востока». Сюда же могут быть причислены и действия в рамках общественной дипломатии и связей с общественностью по развитию тезисов о «несостоявшихся государствах» и «оси зла», которые способствовали обоснованию планов по превентивному применению военной силы в отношении суверенных государств без санкции международных организаций.
Следует также отметить, что в последние месяцы акцент смещается с темы борьбы с международным терроризмом в сторону борьбы с коррупцией в международном масштабе, основой которой должны стать действия по контролю над финансовыми потоками в рамках противодействия легализации преступных доходов.
В целом, эксперты отмечают, что в рассматриваемый документ внесено достаточно много нововведений, позволяющих говорить о серьезном прогрессе американских военных в области развития методов ведения информационной войны. Этот вид военных действий, согласно документу, сегодня должен рассматриваться в качестве основного для определения понятия «военной деятельности» в целом. При этом, по мнению американских стратегов, информационные операции должны проводиться непрерывно: и в мирное время, и с обострением конфликта, охватывая возможно большую аудиторию, включая как население своей страны и личный состав вооруженных сил, так и население и вооруженные силы стран-союзниц и стран-противниц США в предполагаемом конфликте.
Все это позволяет говорить о новом витке в развитии военной стратегии – формировании стратегии тотальной информационной войны.
Источник
Так, в частности, происходящие концептуальные изменения нашли отражение в документе армии США «Стратегия информационных операций» (Information Operation Roadmap). Данный документ отражает дальнейшую эволюцию военной мысли в среде военных специалистов Пентагона в области планирования и ведения информационной войны. Документ сосредотачивается на вопросах расширения пространства, совершенствования средств и методов ведения информационного противоборства.
Документ введен в действие в октябре 2003г. с грифом «Секретно / Не для иностранцев», в конце 2007г. гриф «Секретно» с документа был снят, что, в частности, свидетельствует о том, что к этому моменту развитие концептуальных основ ведения информационной войны в США уже вышло на более совершенный уровень.
Анализ и оценка документа позволяют выделить появление принципиально новой концепции информационных операций, т.н. full-time&full-spectrum information operations (FTFSIO). Наиболее адекватным толкованием данного термина может быть словосочетание – «тотальная информационная война». Именно это направление развития военной мысли видится авторам документа ключевым, и определяющим в дальнейшем основы всей военной деятельности и военного строительства армии США. Тотальная информационная война рассматривается как развитие таких понятий как «стратегическая информационная операция» и «операция на основе эффектов».
В целом оценка документа показывает, что развитие понимания природы информационных операций заставляет американских специалистов существенно трансформировать свои взгляды, в частности, на объект и субъект воздействия.
В ранних доктринальных документах Министерства обороны США отмечалось, что основными формами ведения информационных операций являются: общественная дипломатия (public diplomacy), связи с общественностью (public relations) и психологические операции (PSYOPS). Эти формы остаются и в рассматриваемом документе, определено и их сущностное наполнение.
Так, в частности, связи с общественностью (PR) включают.
На стратегическом уровне:
организацию оперативного доступа руководства Минобороны США к СМИ;
подготовку глобальных коммуникаций к возможному изменению фокуса внимания в распространяемом контенте (в документе использован термин «прививка для СМИ», т.е. постепенная подготовка к восприятию основного события);
оперативное комментирование событий;
формирование, так называемых «команд правды», для доведения «правдивой» информации до аудитории, а также для организации брифингов для прессы;
презентации (в документе использован более широкий термин road show) –гуманитарных программ (восстановления после войны, помощи беженцам и др.);
разработку различного вида встраиваемого медиа-контента, т.н. «домашние заготовки» – материалы, подготовленные заранее, которые могут при необходимости оперативно использоваться;
подготовку официальных пресс-релизов и обслуживание интернет-ресурсов Минобороны;
подготовку и публикацию информационных материалов с участием первых лиц Минобороны (статьи, «мнения» и др.).
На оперативном уровне:
организацию работы пресс-центра для командования на театре войны;
размещение материалов военного и гражданского руководства в СМИ театра войны;
подготовку новостных сообщений;
проведение пресс-конференций;
формирование объединенного пресс-центра на театре войны;
организацию вещания армейского телевидения и радио.
На тактическом уровне:
организацию работы пресс-бюро для тактического командования;
проведение пресс-конференций;
подготовка выпусков новостей для местных зарубежных СМИ;
подготовку медиа-продуктов с камер, размещенных на передовой позиции в войсках и недоступных для средств массовой информации.
Общественная дипломатия в зависимости от уровня руководства включает.
На стратегическом уровне:
подготовку содержания речей или ответов на вопросы журналистов руководящего состава Министерства обороны для иностранной аудитории;
подготовку контента публикаций, предназначенных для межрегионального распространения;
определение тем для общения в приватных беседах с иностранными лидерами и лицами, принимающими решения;
руководство освещением событий (доступные для общения темы и высказывания), проводимым по линии военных атташе в иностранных вооруженных силах;
поддержку со стороны Минобороны деятельности по освещению событий в СМИ другими государственными структурами.
На оперативном уровне:
презентации и брифинги с освещением политики Минобороны США, включая и мероприятия по линии военных атташе в иностранных армиях;
открытое продвижение политики правительства США путем создания соответствующих общественно-политических организаций и проведение идеологических мероприятий (в качестве примера в документе приводится создание форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества);
наблюдение за деятельностью региональных информационных центров.
Согласно документу, мероприятия по линии общественной дипломатии на тактическом уровне не проводятся.
Предполагается также, что и PSYOPS на стратегическом уровне не проводятся. При этом в компетенцию PSYOP отнесено.
На оперативном уровне:
разработка специализированных материалов для радио, ТВ, печатных и интернет-СМИ с целью непосредственного изменения поведения целевой аудитории, и распространяемых на театре войны;
содействие иностранным специалистам в разработке планов проведения PSYOPS для координации их с планами PSYOPS армии США;
в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии общественной дипломатии на театре войны.
На тактическом уровне:
подготовка материалов на иностранных языках в интересах тактических командований в запрещенных или частично закрытых зонах;
применение специальных технических средств (громкоговорители, листовки и др.) для локального воздействия на аудиторию из местного гражданского населения или комбатантов (партизаны, боевики и др.);
в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии связей с общественностью в тактической зоне.
Основным различием в применимости этих инструментов являлся акцент на аудиторию, время и силу реализации. В частности, PSYOPS ранее применялись только против противника и только во время конфликта, при этом PSYOPS включают также и методы «жесткого» (шантаж, технические, химические и иные средства воздействия на психику) воздействия на аудиторию.
В этом ключе в документе, в частности, говориться, что воздействии «глобальной деревни» существенно увеличивает возможности людей в разных регионах мира по доступу к источникам информации, что делает выбор целевой аудитории для проведения специальных мероприятий существенно более трудным.
По мнению авторов документа, сегодня различие, в частности, между зарубежной и внутренней аудиториями становится больше вопросом восприятия той или иной информации, а не вопросом ее распространения. В частности, подчеркивается, что традиционно PSYOPS ограничены политикой Министерства обороны и директивами правительства США и не направлены на население США, военный и гражданский персонал, находящийся за рубежом, а также не проводятся с вовлечением мировых информационных агентств. Однако информация, предназначенная для зарубежной аудитории, становится все более доступной и для внутренней аудитории. При этом справедливо и обратное, когда внутренняя информация становится достоянием мировой общественности. Авторами подчеркивается, что сообщения, распространенные в рамках проведения психологических операций на любую аудиторию – за исключением определенных лиц, принимающих решения (а зачастую и в их отношении), – достаточно часто будут транслироваться средствами массовой информации для намного более широкой аудитории, включая и внутреннюю аудиторию в США.
Таким образом, согласно рассматриваемому документу, внутренняя аудитория, а также союзники США и нейтральные страны сегодня становятся объектом для проведения в отношении них любых информационных мероприятий, включая и мероприятия по линии PSYOPS. В документе, однако, отмечается, что проведение подобных мероприятий может быть ограничено специально введенными запрещенными зонами.
Также особый интерес вызывает предписание специалистам Минобороны США содействовать союзным силам в разработке программ проведения психологических операций с тем, чтобы они укладывались в единый замысел и план ведения информационных операций американскими войсками.
Эксперты отмечают, что возможность различной трактовки области применения и средств PSYOPS, заложенная в документе, позволяет говорить о расширении сферы применимости для этого вида мероприятий. Так, если ранее утверждалось, что PSYOPS задействуются только против противной стороны и только в военное время, то в рассматриваемом документе утверждается, к примеру, также и то, что средства и методы PSYOPS могут использоваться для поддержки мероприятий общественной дипломатии. В этом случае, по определению авторов документа, задействованные силы и средства не проводят PSYOP, а обеспечивают военную поддержку общественной дипломатии.
Что касается времени применения тех или иных средств, то в документе, в частности, говорится, что руководство Министерства обороны США должно стремиться к информационному доминированию во всем спектре, что будет являться значимым вкладом в планируемые и проводимые операции на основе эффектов во всем диапазоне действий как в мирное, так и в военное время.
Особо подчеркивается, что современные информационные операции – это непрерывные операции, требующие обширных приготовлений в мирное время. Задолго до начала формирования кризисных явлений должно быть сформировано и полностью обеспечено всей необходимой информацией соответствующее боевое пространство. Значительное усилие должно быть предпринято с целью точной идентификации потенциальной антагонистической аудитории (носителя безусловной враждебности в предполагаемой операции) и, что особенно важно, ключевых антагонистических лиц, принимающих решения. Установлены процессы принятия ими решений и их личные приоритеты. Если, по мнению авторов, такой персональный анализ не будет проведен задолго до предполагаемого конфликта, провести его в период обострения ситуации будет крайне затруднительно, что снизит общую эффективность проводимых мероприятий по возможному изменению антагонистического поведения.
Особый интерес, в частности, представляет применение средств и методов PSYOPS в отношении запретных зон (аудиторий и объектов). Предполагается, что такие запреты будут вводиться правительством США и против них будет запрещено использовать средства и методы PSYOPS.
В документе говориться, что дальнейшее развитие PSYOPS должно позволить оперативно готовить ориентированные на конкретную аудиторию, коммерчески качественные изделия для запретных аудиторий и объектов, так как такие запреты могут быть сняты практически в любую минуту.
Также отмечается, что для повышения оперативности в работе с запрещенными аудиториями и объектами необходимо сосредотачиваться на создании скрытых средств воздействия, которые скрытно развертываются уже в мирное время, а активизируются с обострением конфликта.
Характерным является тот факт, что многое из описанного в документе было достаточно успешно реализовано на практике. Это, в первую очередь, стратегическая информационная операция под общим названием «Борьба с международным терроризмом», в результате которой США добились серьезного геополитического прорыва по целому ряду вопросов. В этом же ряду стоит и операция «Борьба с оружием массового поражения в Ираке» (как часть более масштабной и долгосрочной операции «Борьба с международным терроризмом»), в результате которой США закрепились на Ближнем Востоке и создали условия реализации собственного плана переустройства региона под общим названием «Стратегия формирования Большого Ближнего Востока». Сюда же могут быть причислены и действия в рамках общественной дипломатии и связей с общественностью по развитию тезисов о «несостоявшихся государствах» и «оси зла», которые способствовали обоснованию планов по превентивному применению военной силы в отношении суверенных государств без санкции международных организаций.
Следует также отметить, что в последние месяцы акцент смещается с темы борьбы с международным терроризмом в сторону борьбы с коррупцией в международном масштабе, основой которой должны стать действия по контролю над финансовыми потоками в рамках противодействия легализации преступных доходов.
В целом, эксперты отмечают, что в рассматриваемый документ внесено достаточно много нововведений, позволяющих говорить о серьезном прогрессе американских военных в области развития методов ведения информационной войны. Этот вид военных действий, согласно документу, сегодня должен рассматриваться в качестве основного для определения понятия «военной деятельности» в целом. При этом, по мнению американских стратегов, информационные операции должны проводиться непрерывно: и в мирное время, и с обострением конфликта, охватывая возможно большую аудиторию, включая как население своей страны и личный состав вооруженных сил, так и население и вооруженные силы стран-союзниц и стран-противниц США в предполагаемом конфликте.
Все это позволяет говорить о новом витке в развитии военной стратегии – формировании стратегии тотальной информационной войны.
Источник
|