Алексей ШУЛЬЦ. Казахские Виргинские Острова – налоговые гавани олигархов
admin 06 Ноября 2008 в 16:31:16
Высокие мировые цены на сырье увеличили инвестиционные возможности Казахстана, но только некоторые инвестиции в страны дальнего зарубежья – такие, как Виргинские острова, вызывают большие подозрения, потому что данные острова являются оффшорной зоной. В этих зонах, по данным специалистов развитых стран, нередко «отмываются» огромные деньги, происхождение которых остается тайной, но тайное когда-нибудь становится явным.
По данным вице-мини-стра индустрии и торговли Жанар Айтжановой, за период с 2004 по 2008 год валовой объем прямых инвестиций из Казахстана за рубеж составил $6,2 млрд. При этом в 2007 году объем казахстанских инвестиций за рубеж составил $2,7 млрд., что на 111% выше, чем за 2006 год.
Только за первое полугодие 2008 года объем инвестиций составил уже $1,5 млрд. Основными странами вложения являются Россия – $1,1 млрд. (17,7%), Нидерланды – $941,7 млн. (15,3%), Швейцария – $655,7 млн. (10,6%), Виргинские острова – $512,8 млн. (8,3%), США – $452,6 млн. (7,3%).
Интересно то, что в Виргинские острова идут довольно крупные казахстанские инвестиции, причем такая тенденция продолжается не менее 10 лет, а доля немного даже увеличилась, но это официально, а неофициально может быть во много раз больше.
Недавно на пресс-конференции Народного банка бывший глава Национального банка (НБ) и вице-премьер Григорий Марченко на вопрос о причинах высокой доли казахстанских инвестиций в Виргинские острова сказал буквально следующее:
«Я уже скоро как 5 лет не работаю в Национальном банке. Национальный банк, согласно закону, отмечает статистику платежного баланса, а то, что касается структуры торговли сырьем, у нас были другие эпизоды и страны, которые относятся к оффшорным зонам, они занимали первые места. Самый крупный инвестор Кипр».
Выходит, в нашей стране даже некоторые бывшие чиновники высшего ранга не знают того, что, в общем-то, должны знать. Занимая такие должности, нынешние и бывшие чиновники все-таки знают о причинах огромных инвестиций в Виргинские острова, наверное, без разрешения «сверху» ничего нельзя лишнего говорить. Хотя в данном вопросе нет лишнего, а дело это государственной важности.
В последние годы внимание ученых и широкой общественности привлекла проблема нелегального «бегства» капиталов. В последние годы масштабы оттока капиталов значительно усилились, что связано, в основном, со стремлением иностранных инвесторов избавиться от налогообложения и получить, таким образом, незаконную прибыль. По оценкам экспертов НБ РК, примерно 70% от объема утечки капитала из страны оборачивается через механизм трансфертных цен, то есть тех цен, которые применяются при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий между их подразделениями в разных странах.
Для трейдеров трансфертные цены являются коммерческой тайной, олигархи между тем используют их для увода от налогов в дочерние оффшорные компании значительных сумм доходов. Ссылаясь на статистические данные, НБ РК сообщает, что самыми крупными покупателями казахстанского экспорта после России являются Бермудские и Виргинские острова. Именно там расположены офисы компаний, работающих в Казахстане.
«Налоговые гавани» – это, как правило, карликовые государства Европы, бывшие колониальные владения или обособившиеся от развитых стран самоуправляемые территории. В качестве примера можно привести такие европейские государства, как Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, а в третьем мире – Антигуа, Барбуду, Антила, Панама, Багамские, Бермудские, Виргинские и Каймановы острова.
Открытие дочерних фирм в «налоговых гаванях» привлекает иностранных инвесторов следующими обстоятельствами. Налог на прибыль символичен (1-2%) или заменен ежегодным небольшим сбором, не зависящим от размера дохода ($150–1000 в год). Нарушение налогового и таможенного законодательства не считается преступлением. Процедура регистрации оффшорных компаний, учет и отчетность предельно упрощены, а личности владельцев фирм не подлежат разглашению.
Отсутствуют какие-либо ограничения на вывоз валюты, т.е. оффшорные компании без всяких объяснений могут открывать депозиты в любой валюте, в любом зарубежном банке и получать на таких же условиях платежи. Управление фирмой во многих случаях условно. Чаще всего используются «бумажные» дочерние компании, которые имеют все формальные признаки – владельцев, директоров и комплект регистрационных документов. Однако управление ими за небольшую плату осуществляется так называемыми секретарскими фирмами по доверенности владельцев.
Условия открытия и функционирования оффшорных компаний настолько благоприятны, что на Багамских островах, например, на 270 тыс. человек населения их насчитывается 71 тыс. (по одной фирме на 4 человека). Еще выше концентрация оффшорных компаний на Британских Виргинских островах – 135,0 тыс. ед. всего на 17,0 тыс. человек населения. Ясно, что даже при незначительных регистрационных и ежегодных сборах большое число компаний обеспечивает солидные сборы в расчете на 1 жителя той или иной оффшорной зоны, то есть оффшорный бизнес весьма выгоден «налоговым гаваням», так же, как и недобросовестным фирмам с сомнительной репутацией.
Схема уклонения от налогообложения весьма проста. Компании, оперирующие на рынке Казахстана, открывают дочерние фирмы в какой-либо стране «финансового рая», куда и направляют добытую нефть (точнее – документы о совершенной сделке) по заведомо заниженным трансфертным ценам и тем самым уменьшают свою налогооблагаемую базу. Сверхдоходы при этом получают дочерние предприятия, перепродающие нефть истинному покупателю по мировым ценам, но поскольку сделка совершается в оффшорной зоне, налоги не платятся. В дальнейшем полученная прибыль репатриируется материнской компании.
В то же время в 1999-2007 годы казахстанские ученые и практики вынуждены констатировать, что, несмотря на рост мировых цен на сырье, бюджетные доходы РК остаются незначительными.
По данным министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова, доходы в республиканский бюджет в 2008 году составят 21% к ВВП, а расходы 23,1% к ВВП. Это явилось прямым следствием не вполне законного занижения экспортных цен. Например, в середине 1999 года при средней мировой цене продажи сырой нефти в размере $114,74 за тонну ряд казахстанских нефтяных совместных предприятий продавал нефть на экспорт по цене в два и более раз меньше, не исключено, что сегодня продажную цену на нефть занижают еще больше.
В частности, СП «КазГерМунай» и Hurricane Kumkol в августе 1999 года экспортировали сырую нефть по цене $64,32 и $39,8 за тонну. В начале 2000 года в среднем отставание от мировой цены на сырую нефть составляло в большинстве анализируемых компаний порядка $20 на каждой тонне. Сами производители при этом ссылаются на высокие расходы по оплате транспортных, страховых и посреднических услуг.
Осуществлялась продажа казахстанских товаров (нефти; черных, цветных и драгоценных металлов) аффилированным партнерам, зарегистрированным в странах «финансового рая», с целью последующего раздела прибыли. По данным Министерства энергетики РК, которые были озвучены в 2000 году, отклонение от мировой цены составляет на экспортных операциях до 60-70%, при этом резко уменьшается, а иногда и сводится к нулю налогооблагаемая прибыль.
Все вышеизложенное актуализирует проблему усиления контроля экспортно-импортных операций и трансфертного ценообразования. По оценке специалистов, несмотря на рост цен на нефть, себестоимость добычи одного барреля в Казахстане до сих пор не превышает $6, а у крупных компаний она и того ниже – $2 – 3. Учитывая, что казахстанский экспорт находится на уровне 30 млн. тонн, общая сумма официальных и скрытых доходов нефтяных компаний оценивается в $4,2 млрд., четвертую часть которого вполне справедливо можно с помощью налогового механизма забрать в бюджет.
Во всех перечисленных случаях велика вероятность уклонения от налогообложения за счет искусственного занижения цен и, соответственно, – налогооблагаемой базы. Транснациональные корпорации в этом аспекте имеют большой опыт и даже при принятии соответствующего национального законодательства полной прозрачности их деятельности добиться весьма сложно.
Хотя учреждение оффшорных компаний и не противоречит национальным законодательствам большинства государств, налоговые и таможенные службы США, скандинавских стран, а также ЕС проверяют торговые сделки, в которых участвуют фирмы, зарегистрированные в «налоговых гаванях». Законодательство ряда стран препятствует снижению налогообложения с помощью дочерних фирм в «налоговых гаванях».
А слабо ли в условиях экономического кризиса провести проверку торговых сделок в оффшорных зонах Казахстану?
«Тасжарган» № 40 (117) от 5 ноября 2008 г.
По данным вице-мини-стра индустрии и торговли Жанар Айтжановой, за период с 2004 по 2008 год валовой объем прямых инвестиций из Казахстана за рубеж составил $6,2 млрд. При этом в 2007 году объем казахстанских инвестиций за рубеж составил $2,7 млрд., что на 111% выше, чем за 2006 год.
Только за первое полугодие 2008 года объем инвестиций составил уже $1,5 млрд. Основными странами вложения являются Россия – $1,1 млрд. (17,7%), Нидерланды – $941,7 млн. (15,3%), Швейцария – $655,7 млн. (10,6%), Виргинские острова – $512,8 млн. (8,3%), США – $452,6 млн. (7,3%).
Интересно то, что в Виргинские острова идут довольно крупные казахстанские инвестиции, причем такая тенденция продолжается не менее 10 лет, а доля немного даже увеличилась, но это официально, а неофициально может быть во много раз больше.
Недавно на пресс-конференции Народного банка бывший глава Национального банка (НБ) и вице-премьер Григорий Марченко на вопрос о причинах высокой доли казахстанских инвестиций в Виргинские острова сказал буквально следующее:
«Я уже скоро как 5 лет не работаю в Национальном банке. Национальный банк, согласно закону, отмечает статистику платежного баланса, а то, что касается структуры торговли сырьем, у нас были другие эпизоды и страны, которые относятся к оффшорным зонам, они занимали первые места. Самый крупный инвестор Кипр».
Выходит, в нашей стране даже некоторые бывшие чиновники высшего ранга не знают того, что, в общем-то, должны знать. Занимая такие должности, нынешние и бывшие чиновники все-таки знают о причинах огромных инвестиций в Виргинские острова, наверное, без разрешения «сверху» ничего нельзя лишнего говорить. Хотя в данном вопросе нет лишнего, а дело это государственной важности.
В последние годы внимание ученых и широкой общественности привлекла проблема нелегального «бегства» капиталов. В последние годы масштабы оттока капиталов значительно усилились, что связано, в основном, со стремлением иностранных инвесторов избавиться от налогообложения и получить, таким образом, незаконную прибыль. По оценкам экспертов НБ РК, примерно 70% от объема утечки капитала из страны оборачивается через механизм трансфертных цен, то есть тех цен, которые применяются при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий между их подразделениями в разных странах.
Для трейдеров трансфертные цены являются коммерческой тайной, олигархи между тем используют их для увода от налогов в дочерние оффшорные компании значительных сумм доходов. Ссылаясь на статистические данные, НБ РК сообщает, что самыми крупными покупателями казахстанского экспорта после России являются Бермудские и Виргинские острова. Именно там расположены офисы компаний, работающих в Казахстане.
«Налоговые гавани» – это, как правило, карликовые государства Европы, бывшие колониальные владения или обособившиеся от развитых стран самоуправляемые территории. В качестве примера можно привести такие европейские государства, как Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, а в третьем мире – Антигуа, Барбуду, Антила, Панама, Багамские, Бермудские, Виргинские и Каймановы острова.
Открытие дочерних фирм в «налоговых гаванях» привлекает иностранных инвесторов следующими обстоятельствами. Налог на прибыль символичен (1-2%) или заменен ежегодным небольшим сбором, не зависящим от размера дохода ($150–1000 в год). Нарушение налогового и таможенного законодательства не считается преступлением. Процедура регистрации оффшорных компаний, учет и отчетность предельно упрощены, а личности владельцев фирм не подлежат разглашению.
Отсутствуют какие-либо ограничения на вывоз валюты, т.е. оффшорные компании без всяких объяснений могут открывать депозиты в любой валюте, в любом зарубежном банке и получать на таких же условиях платежи. Управление фирмой во многих случаях условно. Чаще всего используются «бумажные» дочерние компании, которые имеют все формальные признаки – владельцев, директоров и комплект регистрационных документов. Однако управление ими за небольшую плату осуществляется так называемыми секретарскими фирмами по доверенности владельцев.
Условия открытия и функционирования оффшорных компаний настолько благоприятны, что на Багамских островах, например, на 270 тыс. человек населения их насчитывается 71 тыс. (по одной фирме на 4 человека). Еще выше концентрация оффшорных компаний на Британских Виргинских островах – 135,0 тыс. ед. всего на 17,0 тыс. человек населения. Ясно, что даже при незначительных регистрационных и ежегодных сборах большое число компаний обеспечивает солидные сборы в расчете на 1 жителя той или иной оффшорной зоны, то есть оффшорный бизнес весьма выгоден «налоговым гаваням», так же, как и недобросовестным фирмам с сомнительной репутацией.
Схема уклонения от налогообложения весьма проста. Компании, оперирующие на рынке Казахстана, открывают дочерние фирмы в какой-либо стране «финансового рая», куда и направляют добытую нефть (точнее – документы о совершенной сделке) по заведомо заниженным трансфертным ценам и тем самым уменьшают свою налогооблагаемую базу. Сверхдоходы при этом получают дочерние предприятия, перепродающие нефть истинному покупателю по мировым ценам, но поскольку сделка совершается в оффшорной зоне, налоги не платятся. В дальнейшем полученная прибыль репатриируется материнской компании.
В то же время в 1999-2007 годы казахстанские ученые и практики вынуждены констатировать, что, несмотря на рост мировых цен на сырье, бюджетные доходы РК остаются незначительными.
По данным министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова, доходы в республиканский бюджет в 2008 году составят 21% к ВВП, а расходы 23,1% к ВВП. Это явилось прямым следствием не вполне законного занижения экспортных цен. Например, в середине 1999 года при средней мировой цене продажи сырой нефти в размере $114,74 за тонну ряд казахстанских нефтяных совместных предприятий продавал нефть на экспорт по цене в два и более раз меньше, не исключено, что сегодня продажную цену на нефть занижают еще больше.
В частности, СП «КазГерМунай» и Hurricane Kumkol в августе 1999 года экспортировали сырую нефть по цене $64,32 и $39,8 за тонну. В начале 2000 года в среднем отставание от мировой цены на сырую нефть составляло в большинстве анализируемых компаний порядка $20 на каждой тонне. Сами производители при этом ссылаются на высокие расходы по оплате транспортных, страховых и посреднических услуг.
Осуществлялась продажа казахстанских товаров (нефти; черных, цветных и драгоценных металлов) аффилированным партнерам, зарегистрированным в странах «финансового рая», с целью последующего раздела прибыли. По данным Министерства энергетики РК, которые были озвучены в 2000 году, отклонение от мировой цены составляет на экспортных операциях до 60-70%, при этом резко уменьшается, а иногда и сводится к нулю налогооблагаемая прибыль.
Все вышеизложенное актуализирует проблему усиления контроля экспортно-импортных операций и трансфертного ценообразования. По оценке специалистов, несмотря на рост цен на нефть, себестоимость добычи одного барреля в Казахстане до сих пор не превышает $6, а у крупных компаний она и того ниже – $2 – 3. Учитывая, что казахстанский экспорт находится на уровне 30 млн. тонн, общая сумма официальных и скрытых доходов нефтяных компаний оценивается в $4,2 млрд., четвертую часть которого вполне справедливо можно с помощью налогового механизма забрать в бюджет.
Во всех перечисленных случаях велика вероятность уклонения от налогообложения за счет искусственного занижения цен и, соответственно, – налогооблагаемой базы. Транснациональные корпорации в этом аспекте имеют большой опыт и даже при принятии соответствующего национального законодательства полной прозрачности их деятельности добиться весьма сложно.
Хотя учреждение оффшорных компаний и не противоречит национальным законодательствам большинства государств, налоговые и таможенные службы США, скандинавских стран, а также ЕС проверяют торговые сделки, в которых участвуют фирмы, зарегистрированные в «налоговых гаванях». Законодательство ряда стран препятствует снижению налогообложения с помощью дочерних фирм в «налоговых гаванях».
А слабо ли в условиях экономического кризиса провести проверку торговых сделок в оффшорных зонах Казахстану?
«Тасжарган» № 40 (117) от 5 ноября 2008 г.
|