Не говорите: бедные дети!
admin 31 Октября 2008 в 10:54:22
В военное время существовало понятие "сын полка". Оставшегося без родителей мальчишку солдаты брали с собой, воспитывали его, делая настоящим человеком: хорошим товарищем, защитником Родины, патриотом. Мальчик был пристроен и вырастал мужественным, сильным, стойким. В этом году Республиканской военной школе-интернату им Б. Момышулы (до 1991 года она была Суворовской) в Алматы исполняется 25 лет, в ней есть квота для ребят-сирот. В настоящее время здесь числятся 5 детей из данной категории.
В это учебное заведение ребят принимают после 9 класса. По Казахстану три таких школы: они есть еще в Шымкенте и Караганде. Заместитель начальника по воспитательной работе алматинской школы Серикбай Баймулдинов считает, что отношение к сиротам должно быть трепетным, таким ребятам государство должно помогать, потому как больше некому.
Однако выяснилось, что все пятеро мальчиков имеют опекунов в виде дядь или братьев, и все они учатся на первом курсе, на втором нет ни одной сироты, как нет и ребят из детских домов. Последний выпускник из детского дома окончил военную школу в 2005 году. Ситуация может показаться довольно странной, если учесть, что обучение в стенах военной альма-матер может дать ребенку очень много: образование, полное государственное содержание и в дальнейшем постоянную работу, обеспечивающую жильем и стабильным, пусть и небольшим заработком.
Серикбай Баймулдинов связывает отсутствие в школе детдомовцев со сложностями в подготовке документов и прохождении медицинской комиссии:
- Поступление, подготовка документов - очень трудоемкий процесс, нужно, чтобы кто-то помог в военкомате. Если документы не оформлены - мальчик не пройдет. Однако если имеется ходатайство военкомата и опекуна, который стоит за сиротой: Мы же не в пустыне живем, найдутся люди, готовые оказать содействие.
- Вы хотите сказать, что родственник сироты должен быть непременно как-то связан с военными?
- Нет.
- А что, он пишет какое-то письмо в военкомат?
- Нет. Он просто сообщает в военкомате, что является опекуном сироты. Если ребенок действительно желает связать судьбу с военным делом и что-то не получается - там идут навстречу, даже назначают ответственным какого-нибудь офицера, который поможет пройти все ступени.
- Мы здесь организовываем досуг детям, которым некуда идти, - меняет тему Серикбай Кенесбаевич, - у нас есть комната психологической разгрузки, мы создаем домашнюю обстановку. Есть комната отдыха, где можно почитать газеты, журналы, книги, имеется отличная спортивная база для игры в волейбол, настольный теннис и так далее.
- Что еще дает сиротам ваше учебное заведение?
- Здесь полное государственное обеспечение, заменяющее и маму, и папу, - смеется Серикбай Кенесбаевич, - детей и обуют, и оденут, и накормят досыта (5-разовое питание). Мы ходим в театры, недавно приезжала певица Максим, так мы всей школой посетили ее концерт, детям это нужно. Строгий распорядок дисциплинирует, и в будущем у нашего выпускника вряд ли возникнут проблемы с законом. Кроме того, сирота со 100-процентной гарантией поступит в военное училище.
- Так в чем же все-таки причина того, что сирот у вас так мало, а детдомовских нет вовсе?
- Ну, во-первых, не все могут пройти медкомиссию. Если нет здоровья, как он будет служить 25 лет? А во-вторых, думаете, все хотят быть военными? Есть же много других специальностей.
- А в детских домах детям говорят о возможности пойти к вам?
- Во всяком случае, должны говорить. Там есть преподаватели начальной военной подготовки, они видят способности и возможности каждого ребенка: Но я думаю, что многие просто не знают о нас.
- Так вы могли бы агитировать:
- Если бы у меня было больше времени, - улыбается Серикбай Кенесбаевич, - я бы занялся, наверное, еще и этой работой. Во всяком случае, наши двери открыты для таких ребят, и это действительно для них хорошее будущее. На местах, видимо, есть какие-то недоработки со стороны преподавателей, если дети неохотно идут.
- Скажите, а дети-сироты отличаются от остальных учеников успеваемостью, поведением?
- Многие детдомовцы становятся хорошими, успешными людьми, возьмите того же Олжаса Сулейменова, все зависит от человека. Эти ребята более дружные и сплоченные, потому что не ждут помощи от родственников. Первая проблема у сирот в школе - чувство неполноценности от того, что нет возможности одеваться, как другие одноклассники. А здесь форма - и все одинаково одеты, будь то внуки генералов, полковников КНБ. Сейчас угрожающие размеры приняла детская преступность, и ребенок, обделенный теплом, может легко пойти по кривой дорожке. Поэтому самое главное - поставить его на ноги, дать профессию.
Преподаватель литературы Гульнар Сулейменова, которая за 10 лет работы припомнила 10 детдомовских ребят, с особой теплотой отозвалась о выпускнике 2005 года Иване Назаренко - круглом сироте и гордости школы, который после ее окончания учился в Алматинском высшем общевойсковом командном училище им. И.С. Конева (АВОКУ), а затем по распределению попал на Семипалатинский полигон:
- Ваня - замечательный парень, никогда нас не подводил, был здесь активистом, очень хорошо учился, и мы постоянно получали благодарности от преподавателей АВОКУ, до сих пор нам присылают положительные отзывы о нем.
Слухи о невозможности без связей и денег утроиться сюда на учебу заместитель начальника и преподаватель опровергли.
Начальник отдела дошкольных и интернатных учреждений департамента образования Алматы Хорлан Касен рассказала о том, что сейчас акимат выделяет гранты для детей-сирот на обучение в разных вузах. В их числе КазНУ и КИМЭП, кроме того, очень много спонсоров, которые устраивают ребят даже в международные колледжи. При определении подопечного детского дома в какое-либо учебное заведение учитывается в первую очередь его мнение. По грантам учатся все, кто набирает баллы.
- У нас в этом году было всего три выпускника, - говорит госпожа Касен, - двое сейчас учатся в высших учебных заведениях, один - в среднем специальном. В следующем году будет больше. Мы рассказываем им обо всех направлениях, у нас и в Астану дети уезжали, там тоже есть военная школа. Хочется разбить этот стереотип, что дети "бедные". Это, скорее, мы бедные. Мы родных детей не видим, не можем иной раз их так накормить, как кормят в детдомах: и рыба, и мясо, и соки, и фрукты - все! Одевают их здесь с ног до головы, шикарно. И нет такого, что все носят одинаковые куртки. Проводится масса развлекательных мероприятий, у ребят глаза горят, они довольны. Они каждого из нас знают в лицо, мы не работаем только с бумагами. Когда приходим - навстречу бегут, знают наши телефоны, звонят с вопросами. Не говорите: бедные дети!
№ 205 (16591) от 31.10.2008
Анна ГОНЧАРОВА, Алматы
Экспресс-К
В это учебное заведение ребят принимают после 9 класса. По Казахстану три таких школы: они есть еще в Шымкенте и Караганде. Заместитель начальника по воспитательной работе алматинской школы Серикбай Баймулдинов считает, что отношение к сиротам должно быть трепетным, таким ребятам государство должно помогать, потому как больше некому.
Однако выяснилось, что все пятеро мальчиков имеют опекунов в виде дядь или братьев, и все они учатся на первом курсе, на втором нет ни одной сироты, как нет и ребят из детских домов. Последний выпускник из детского дома окончил военную школу в 2005 году. Ситуация может показаться довольно странной, если учесть, что обучение в стенах военной альма-матер может дать ребенку очень много: образование, полное государственное содержание и в дальнейшем постоянную работу, обеспечивающую жильем и стабильным, пусть и небольшим заработком.
Серикбай Баймулдинов связывает отсутствие в школе детдомовцев со сложностями в подготовке документов и прохождении медицинской комиссии:
- Поступление, подготовка документов - очень трудоемкий процесс, нужно, чтобы кто-то помог в военкомате. Если документы не оформлены - мальчик не пройдет. Однако если имеется ходатайство военкомата и опекуна, который стоит за сиротой: Мы же не в пустыне живем, найдутся люди, готовые оказать содействие.
- Вы хотите сказать, что родственник сироты должен быть непременно как-то связан с военными?
- Нет.
- А что, он пишет какое-то письмо в военкомат?
- Нет. Он просто сообщает в военкомате, что является опекуном сироты. Если ребенок действительно желает связать судьбу с военным делом и что-то не получается - там идут навстречу, даже назначают ответственным какого-нибудь офицера, который поможет пройти все ступени.
- Мы здесь организовываем досуг детям, которым некуда идти, - меняет тему Серикбай Кенесбаевич, - у нас есть комната психологической разгрузки, мы создаем домашнюю обстановку. Есть комната отдыха, где можно почитать газеты, журналы, книги, имеется отличная спортивная база для игры в волейбол, настольный теннис и так далее.
- Что еще дает сиротам ваше учебное заведение?
- Здесь полное государственное обеспечение, заменяющее и маму, и папу, - смеется Серикбай Кенесбаевич, - детей и обуют, и оденут, и накормят досыта (5-разовое питание). Мы ходим в театры, недавно приезжала певица Максим, так мы всей школой посетили ее концерт, детям это нужно. Строгий распорядок дисциплинирует, и в будущем у нашего выпускника вряд ли возникнут проблемы с законом. Кроме того, сирота со 100-процентной гарантией поступит в военное училище.
- Так в чем же все-таки причина того, что сирот у вас так мало, а детдомовских нет вовсе?
- Ну, во-первых, не все могут пройти медкомиссию. Если нет здоровья, как он будет служить 25 лет? А во-вторых, думаете, все хотят быть военными? Есть же много других специальностей.
- А в детских домах детям говорят о возможности пойти к вам?
- Во всяком случае, должны говорить. Там есть преподаватели начальной военной подготовки, они видят способности и возможности каждого ребенка: Но я думаю, что многие просто не знают о нас.
- Так вы могли бы агитировать:
- Если бы у меня было больше времени, - улыбается Серикбай Кенесбаевич, - я бы занялся, наверное, еще и этой работой. Во всяком случае, наши двери открыты для таких ребят, и это действительно для них хорошее будущее. На местах, видимо, есть какие-то недоработки со стороны преподавателей, если дети неохотно идут.
- Скажите, а дети-сироты отличаются от остальных учеников успеваемостью, поведением?
- Многие детдомовцы становятся хорошими, успешными людьми, возьмите того же Олжаса Сулейменова, все зависит от человека. Эти ребята более дружные и сплоченные, потому что не ждут помощи от родственников. Первая проблема у сирот в школе - чувство неполноценности от того, что нет возможности одеваться, как другие одноклассники. А здесь форма - и все одинаково одеты, будь то внуки генералов, полковников КНБ. Сейчас угрожающие размеры приняла детская преступность, и ребенок, обделенный теплом, может легко пойти по кривой дорожке. Поэтому самое главное - поставить его на ноги, дать профессию.
Преподаватель литературы Гульнар Сулейменова, которая за 10 лет работы припомнила 10 детдомовских ребят, с особой теплотой отозвалась о выпускнике 2005 года Иване Назаренко - круглом сироте и гордости школы, который после ее окончания учился в Алматинском высшем общевойсковом командном училище им. И.С. Конева (АВОКУ), а затем по распределению попал на Семипалатинский полигон:
- Ваня - замечательный парень, никогда нас не подводил, был здесь активистом, очень хорошо учился, и мы постоянно получали благодарности от преподавателей АВОКУ, до сих пор нам присылают положительные отзывы о нем.
Слухи о невозможности без связей и денег утроиться сюда на учебу заместитель начальника и преподаватель опровергли.
Начальник отдела дошкольных и интернатных учреждений департамента образования Алматы Хорлан Касен рассказала о том, что сейчас акимат выделяет гранты для детей-сирот на обучение в разных вузах. В их числе КазНУ и КИМЭП, кроме того, очень много спонсоров, которые устраивают ребят даже в международные колледжи. При определении подопечного детского дома в какое-либо учебное заведение учитывается в первую очередь его мнение. По грантам учатся все, кто набирает баллы.
- У нас в этом году было всего три выпускника, - говорит госпожа Касен, - двое сейчас учатся в высших учебных заведениях, один - в среднем специальном. В следующем году будет больше. Мы рассказываем им обо всех направлениях, у нас и в Астану дети уезжали, там тоже есть военная школа. Хочется разбить этот стереотип, что дети "бедные". Это, скорее, мы бедные. Мы родных детей не видим, не можем иной раз их так накормить, как кормят в детдомах: и рыба, и мясо, и соки, и фрукты - все! Одевают их здесь с ног до головы, шикарно. И нет такого, что все носят одинаковые куртки. Проводится масса развлекательных мероприятий, у ребят глаза горят, они довольны. Они каждого из нас знают в лицо, мы не работаем только с бумагами. Когда приходим - навстречу бегут, знают наши телефоны, звонят с вопросами. Не говорите: бедные дети!
№ 205 (16591) от 31.10.2008
Анна ГОНЧАРОВА, Алматы
Экспресс-К
|