Цепная реакция
admin 29 Октября 2008 в 10:33:40
Финансовый кризис, приведший к стремительному снижению автокредитования, подкосил автомобильный рынок. За 9 месяцев текущего года продажи автомобилей на первичном рынке упали на 30%, прилично просела и "вторичка".
Как сообщила "&" Анар Макашева, директор департамента маркетинга КМК Astana motors, 2008 год был очень тяжелым для всех автодилеров Казахстана. "В начале года мы надеялись, что глобального падения спроса на рынке не будет, однако эти ожидания не оправдались - снижение продаж официальных дилеров по итогам 9 месяцев составило около 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. У Astana Motors, которая занимает сегодня 36% рынка, падение составило 15%", - рассказала она. Относительно следующего года пока говорить еще рано, но в целом ситуация на первичном рынке вряд ли изменится, считает г-жа Макашева.
PR-менеджер ТОО "Mercur Auto Ltd" Алена Цаплина в беседе с "&" также подтверждает факт падения продаж. По ее словам, наибольшее снижение наблюдается в сегменте premium. Сколько процентов при этом потерял Mercur, компания не сообщает.
По данным же Дениса Бичуга, директора по продажам и маркетингу ТОО "Бипэк Авто" (дилер "Азии Авто". - "&"), официальные дилеры с начала года продали на 32% меньше новых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Общий объем рынка новых автомобилей уменьшился на величину, равную объемам кредитных продаж, пояснил он. По его словам, доля "Бипэк Авто" за 9 месяцев 2008 года на первичном рынке составила 42%. При этом компания также не приводит конкретные цифры падения своих продаж. "До конца года ситуация выровняется окончательно, компания наверстает упущенные объемы, а к концу 2009-го ситуация полностью нормализуется", - уверяет г-н Бичуг.
По мнению г-жи Цаплиной, в сложившейся ситуации на рынке необходимо повышать лояльность клиентов к компании и ее брендам. "В Mercur Auto была пересмотрена ценовая политика и разработана программа повышения продаж путем введения скидок практически по всем брендам. В итоге в сентябре продажи компании пошли вверх по сравнению с летними месяцами", - отмечает она.
Компания "Toyota Центр Жетысу" на запрос "&" не ответила.
По мнению Екатерины Лощаковой, аналитика Financial Bridge, текущее снижение продаж автомобилей является не локальной, а международной тенденцией. "Нехватка ликвидности заставляет банки сокращать кредитные программы на приобретение автомобилей, в связи с чем автопроизводители и автодилеры сталкиваются со снижением спроса", - говорит она "&". Вместе с тем, продолжает она, покупатели, имеющие достаточную для покупки автомобиля наличность, надеются на дальнейшее снижение цен в отрасли и предпочитают откладывать покупки на некоторое время. Возникновение данной ситуации, по ее словам, во многом объясняется пагубным влиянием мирового финансового кризиса, разрешение которого прогнозируется не ранее, чем через 2-3 года. Снижение продаж на рынке автомобилей также, вероятно, будет носить долгосрочный характер, считает г-жа Лощакова. С ней согласен ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов: "Пока банки не будут лучше себя чувствовать и, соответственно, выдавать выгодные для потребителей кредиты на покупку автомобилей, ситуация в лучшую сторону не изменится".
"В последнее время в республике увеличили суммы штрафов за нарушение ПДД, подорожал бензин, усложнились условия получения прав, на дорогах крупных городов практически целый день наблюдаются длинные пробки. Все эти факторы не могут не влиять негативно на покупательское поведение", - подхватывает аналитик Brif Research Group Дмитрий Казаков.
В 2007 году по отношению к 2006-му рост автомобильного рынка находился на уровне 25%, в 2008 году эта цифра не превысит 7%, прогнозирует он. При этом, отмечает он, если в прошлом году наблюдался рост рынка за счет увеличения продаж, то в текущем - за счет лишь ввезенных в республику автомобилей. По данным г-на Казакова, также сокращается первичный рынок за счет того, что в республике с наступлением финансового кризиса часть официальный дилеров перешла во вторичный сегмент. Он, по его словам, на сегодняшний день занимает 80% всего автомобильного рынка Казахстана. Однако мировой кризис добрался и до "вторички", где продажи также сильно упали. "Население не торопится покупать подержанные автомобили, так как не знает, каких еще сюрпризов можно ожидать от правительства, таких, например, как постоянно повышающийся налог на экологию или взнос на автострахование", - резюмировал он.
Вариантов решения проблемы спада продаж несколько, считает г-н Баранов. Первый - снижение издержек автодилеров до минимума, что означает приостановку всех проектов по расширению собственных сетей автосалонов, развитию побочных услуг и продаж сопутствующих товаров как способа увеличить выручку, отметил эксперт. Второй - слияние с другими игроками рынка, конечно, при условии согласия на это непосредственно автопроизводителей. Третий вариант - помощь самих производителей автомобильных марок своим дилерам. "Если они заинтересованы в продажах своих машин в Казахстане, то смогут изыскать средства на эти цели, тем более что много от них не потребуется", - считает он.
Г-жа Лощакова считает, что выходом из сложившейся ситуации может стать вмешательство государства, которое простимулирует повышение ликвидности в отрасли. "Скорее всего, помощи в данном направлении можно ждать лишь производителям коммерческих автомобилей, покупателями которых становятся предприятия реального сектора, а не физические лица", - предполагает она.
Власти, по ее словам, могут через крупнейшие банки инициировать новые программы перекредитования предприятий, испытывающих сложности в погашении кредитов на приобретение коммерческих автомобилей с целью стимулирования дальнейшего развития производственного сектора и поддержания уровня занятости в стране и развития экономики в целом.
Оксана ЩЕРБАКОВА, "Бизнес и власть"
Как сообщила "&" Анар Макашева, директор департамента маркетинга КМК Astana motors, 2008 год был очень тяжелым для всех автодилеров Казахстана. "В начале года мы надеялись, что глобального падения спроса на рынке не будет, однако эти ожидания не оправдались - снижение продаж официальных дилеров по итогам 9 месяцев составило около 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. У Astana Motors, которая занимает сегодня 36% рынка, падение составило 15%", - рассказала она. Относительно следующего года пока говорить еще рано, но в целом ситуация на первичном рынке вряд ли изменится, считает г-жа Макашева.
PR-менеджер ТОО "Mercur Auto Ltd" Алена Цаплина в беседе с "&" также подтверждает факт падения продаж. По ее словам, наибольшее снижение наблюдается в сегменте premium. Сколько процентов при этом потерял Mercur, компания не сообщает.
По данным же Дениса Бичуга, директора по продажам и маркетингу ТОО "Бипэк Авто" (дилер "Азии Авто". - "&"), официальные дилеры с начала года продали на 32% меньше новых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Общий объем рынка новых автомобилей уменьшился на величину, равную объемам кредитных продаж, пояснил он. По его словам, доля "Бипэк Авто" за 9 месяцев 2008 года на первичном рынке составила 42%. При этом компания также не приводит конкретные цифры падения своих продаж. "До конца года ситуация выровняется окончательно, компания наверстает упущенные объемы, а к концу 2009-го ситуация полностью нормализуется", - уверяет г-н Бичуг.
По мнению г-жи Цаплиной, в сложившейся ситуации на рынке необходимо повышать лояльность клиентов к компании и ее брендам. "В Mercur Auto была пересмотрена ценовая политика и разработана программа повышения продаж путем введения скидок практически по всем брендам. В итоге в сентябре продажи компании пошли вверх по сравнению с летними месяцами", - отмечает она.
Компания "Toyota Центр Жетысу" на запрос "&" не ответила.
По мнению Екатерины Лощаковой, аналитика Financial Bridge, текущее снижение продаж автомобилей является не локальной, а международной тенденцией. "Нехватка ликвидности заставляет банки сокращать кредитные программы на приобретение автомобилей, в связи с чем автопроизводители и автодилеры сталкиваются со снижением спроса", - говорит она "&". Вместе с тем, продолжает она, покупатели, имеющие достаточную для покупки автомобиля наличность, надеются на дальнейшее снижение цен в отрасли и предпочитают откладывать покупки на некоторое время. Возникновение данной ситуации, по ее словам, во многом объясняется пагубным влиянием мирового финансового кризиса, разрешение которого прогнозируется не ранее, чем через 2-3 года. Снижение продаж на рынке автомобилей также, вероятно, будет носить долгосрочный характер, считает г-жа Лощакова. С ней согласен ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов: "Пока банки не будут лучше себя чувствовать и, соответственно, выдавать выгодные для потребителей кредиты на покупку автомобилей, ситуация в лучшую сторону не изменится".
"В последнее время в республике увеличили суммы штрафов за нарушение ПДД, подорожал бензин, усложнились условия получения прав, на дорогах крупных городов практически целый день наблюдаются длинные пробки. Все эти факторы не могут не влиять негативно на покупательское поведение", - подхватывает аналитик Brif Research Group Дмитрий Казаков.
В 2007 году по отношению к 2006-му рост автомобильного рынка находился на уровне 25%, в 2008 году эта цифра не превысит 7%, прогнозирует он. При этом, отмечает он, если в прошлом году наблюдался рост рынка за счет увеличения продаж, то в текущем - за счет лишь ввезенных в республику автомобилей. По данным г-на Казакова, также сокращается первичный рынок за счет того, что в республике с наступлением финансового кризиса часть официальный дилеров перешла во вторичный сегмент. Он, по его словам, на сегодняшний день занимает 80% всего автомобильного рынка Казахстана. Однако мировой кризис добрался и до "вторички", где продажи также сильно упали. "Население не торопится покупать подержанные автомобили, так как не знает, каких еще сюрпризов можно ожидать от правительства, таких, например, как постоянно повышающийся налог на экологию или взнос на автострахование", - резюмировал он.
Вариантов решения проблемы спада продаж несколько, считает г-н Баранов. Первый - снижение издержек автодилеров до минимума, что означает приостановку всех проектов по расширению собственных сетей автосалонов, развитию побочных услуг и продаж сопутствующих товаров как способа увеличить выручку, отметил эксперт. Второй - слияние с другими игроками рынка, конечно, при условии согласия на это непосредственно автопроизводителей. Третий вариант - помощь самих производителей автомобильных марок своим дилерам. "Если они заинтересованы в продажах своих машин в Казахстане, то смогут изыскать средства на эти цели, тем более что много от них не потребуется", - считает он.
Г-жа Лощакова считает, что выходом из сложившейся ситуации может стать вмешательство государства, которое простимулирует повышение ликвидности в отрасли. "Скорее всего, помощи в данном направлении можно ждать лишь производителям коммерческих автомобилей, покупателями которых становятся предприятия реального сектора, а не физические лица", - предполагает она.
Власти, по ее словам, могут через крупнейшие банки инициировать новые программы перекредитования предприятий, испытывающих сложности в погашении кредитов на приобретение коммерческих автомобилей с целью стимулирования дальнейшего развития производственного сектора и поддержания уровня занятости в стране и развития экономики в целом.
Оксана ЩЕРБАКОВА, "Бизнес и власть"
|