UPI: Казахстан переориентирует транспортировку нефти в интересах США и Запада, но и не в ущерб отношениям с Россией
admin 20 Октября 2008 в 10:57:51
«Нефть России», 17.10.08, Москва, 12:09 В то время как многие западные инвесторы после российско-грузинского столкновения озаботились проблемой надежности западного направления транспортировки казахстанской нефти, Казахстан сделал собственные выводы в вопрсе диверсификации экспортных маршрутов. В текущем месяце Астана намерена перекачивать нефть с месторождения Тенгиз через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, как об этом сообщили источники в руководстве компании ВР-Азербайджан. Может быть это простое совпадение, но такое решение последовало вскоре после посещения столицы Казахстана госсекретарем США Кондолизой Райс. В самолете на пути из Индии, Райс заверяла журналистов в том, что США не намерены укрепляться в Казазстане за счет связей этой страны с ее традиционным союзником-Россией. “Казахстан - независимая страна и может дружить с кем пожелает”, - заявила тогда Райс. А еще раньше в сентябре США посетил казахстанский министр иностранных дел Марат Тажин, где не только выступил на 63-й сессии ГА ООН, но также встречался с Кондолизой Райс. Помимо этого Тажин также встретился 1 и 2 октября с бывшим госсекретарем Мадлен Олбрайт, вице-президентом Ричардом Чейни, советником по национальной безопасности Стивеном Хадли и президентом Международного банка Робертом Зелликом.
Казахстанскую нефть намечено перевозить на танкерах через Каспийское море на терминал Сангачал, находящийся на Апшеронском полуострове в Азербайджане и здесь закачивать в трубопроводы для дальнейшей транспортировки в Джейхан. Хотя представители азербайджанской стороны отказались назвать конкретные объемы перекачиваемой казахстанской нефти, речь идет, по сообщениям СМИ, приблизительно о 5 млн тонн в год. Это немногим меньше 98 тыс. баррелей в день, то есть даже меньше 10% от ежедневных объемов перекачки, составляющих 1 млн баррелей в день.
Если Казахстан будет регулярно выплачивать транзитные пошлины Азербайджану, Грузии и Турции за использование трубопровода БТД, то ему удастся сохранить свои доходы от транскаспийских танкерных перевозок. В 2002 году компании “КазМунайГаз” и “Казмортансфлот” подписали с судостроительной компанией “Вымпел” контракт на строительство трех танкеров. В 2005 первый из них вышел на трассу Актау-Баку и Актау-Махачкала, делая семь-восемь рейсов в месяц. Сегодня по морю курсируют уже пять казахстанских танкеров
Аналитик UPI Джон Делэй отмечает, что этот шаг Казахстана имеет скорее политико-дипломатическое, нежели экономическое значение и связан со сближением Казахстана и НАТО, наметившимся после саммита Североатлантического альянса в Бухаресте в апреле нынешнего года. Тогда была достигнута договоренность о том, что Казахстан будет участвовать в транспортном коридоре, обеспечивающим связь с НАТОвской группировкой в Афганистане, а также направит саперную миротворческую бригаду в Ирак. Кроме того, альянс добился согласия Казахстана на обеспечение безопасности собственной энергетической инфраструктуры. При всем том Джон Делэй полагает, что эта переориентация Казахстана происходит отнюдь не в масштабах, могущих раздражать Кремль. Он приводит слова главы МИДа Казахстана Тажина: "В настоящий момент рабочие отношения с США и Россией имеют очень хорошую и твердую основу и перспективы.”
oilru.com
Казахстанскую нефть намечено перевозить на танкерах через Каспийское море на терминал Сангачал, находящийся на Апшеронском полуострове в Азербайджане и здесь закачивать в трубопроводы для дальнейшей транспортировки в Джейхан. Хотя представители азербайджанской стороны отказались назвать конкретные объемы перекачиваемой казахстанской нефти, речь идет, по сообщениям СМИ, приблизительно о 5 млн тонн в год. Это немногим меньше 98 тыс. баррелей в день, то есть даже меньше 10% от ежедневных объемов перекачки, составляющих 1 млн баррелей в день.
Если Казахстан будет регулярно выплачивать транзитные пошлины Азербайджану, Грузии и Турции за использование трубопровода БТД, то ему удастся сохранить свои доходы от транскаспийских танкерных перевозок. В 2002 году компании “КазМунайГаз” и “Казмортансфлот” подписали с судостроительной компанией “Вымпел” контракт на строительство трех танкеров. В 2005 первый из них вышел на трассу Актау-Баку и Актау-Махачкала, делая семь-восемь рейсов в месяц. Сегодня по морю курсируют уже пять казахстанских танкеров
Аналитик UPI Джон Делэй отмечает, что этот шаг Казахстана имеет скорее политико-дипломатическое, нежели экономическое значение и связан со сближением Казахстана и НАТО, наметившимся после саммита Североатлантического альянса в Бухаресте в апреле нынешнего года. Тогда была достигнута договоренность о том, что Казахстан будет участвовать в транспортном коридоре, обеспечивающим связь с НАТОвской группировкой в Афганистане, а также направит саперную миротворческую бригаду в Ирак. Кроме того, альянс добился согласия Казахстана на обеспечение безопасности собственной энергетической инфраструктуры. При всем том Джон Делэй полагает, что эта переориентация Казахстана происходит отнюдь не в масштабах, могущих раздражать Кремль. Он приводит слова главы МИДа Казахстана Тажина: "В настоящий момент рабочие отношения с США и Россией имеют очень хорошую и твердую основу и перспективы.”
oilru.com
|