Минтранс Казахстана: «Учимся у более опытных»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 15 Октября 2008 в 13:59:52
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан планирует начать передачу в концессию 17 проектов на общую сумму около $20 млрд. Насколько благоприятны условия для концессионеров в Казахстане и кто уже проявил интерес к новым проектам?

Концессионные проекты транспортной отрасли Республики стали одной из главных тем международной конференции «ТрансЕвразия-2008», которая прошла 24–25 сентября в г.Астане. Министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов рассказал о той работе, которая проводилась в последнее время в части формирования механизмов ГЧП в транспортной отрасли. В частности, в 2006 году был принят Закон «О концессиях», ориентированный на привлечение инвестиций в транспортную инфраструктуру и гарантирующий возвратность вложенных средств.

В целях создания благоприятных условий для концессионеров в Казахстане могут предоставляться такие виды государственной поддержки, как поручительство государства по инфраструктурным облигациям; госгарантии по привлекаемым займам; передача исключительных прав, связанных с эксплуатацией объекта концессии; предоставление натурных грантов; софинансирование концессионных проектов; гарантии потребления государством определенного объема услуг, производимых концессионером; компенсация части инвестиционных затрат концессионера в период действия договора.

Предсказуемость правовой базы – основной фактор при принятии концессионером решения об участии в проекте. Участники конференции, представители 31 государства, оценили казахстанский закон как вполне современный. Однако он еще не испытан.
«Отработать юридические и финансовые механизмы позволяет пилотный проект. Закон должен пройти, так сказать, огранку», – убеждена заместитель коммерческого директора компании Bouygues Travaux Publics Г.Томотоева. Это подтверждает и представитель компании Salans Марк Форначиари: «Опыт контрагента чрезвычайно важен, поскольку концессионный договор предполагает долгосрочные отношения. Инвестор должен быть уверен в компетентности второй стороны».

В ближайшее время в Казахстане стартует пять концессионных проектов. Так, в 4-м квартале 2008 года начнется строительство железнодорожной линии Коргас – Жетыген. «За государством закрепляется функция регулятора и контролера, а частный бизнес приобретает доступ к отрасли, которая раньше была для него закрыта. Все коммерческие риски несет концессионер, в том числе по изменению курса национальной валюты», – отмечает председатель правления компании ENRC-Logistic Ltd Орифджон Шадиев.

«В Казахстане низкий политический риск и стабильная экономическая ситуация", – отмечает глава представительства ЕБРР Ульф Хиндстром. Заместитель вице-директора внешних связей Министерства экологии и устойчивого планирования и развития Франции Тьерри Декло назвал следующие условия успеха концессионных проектов: стабильная нормативно-правовая база, прозрачность на этапе конкурсного отбора, адекватная оценка и разделение рисков между партнерами, общение и связь с пользователями, взаимное соблюдение обязательств, наличие регулирующего органа. Надо сказать, что Франция обладает большим опытом в реализации проектов на основе концессий. По принципу «пользователь платит» построено 2/3 транспортных сетей страны.

К концессионным проектам Казахстана сегодня проявляют интерес ряд крупных зарубежных компаний и финансовых институтов. Среди них и Bouygues Travaux Publics. Эта компания участвовала в строительстве тоннелей, мостов, железных дорог, портов, заводов и даже ядерных объектов. Среди новых задач – автомагистрали в Венгрии и Хорватии, железная дорога в Южной Африке, портовый терминал в Южной Корее, Западный скоростной диаметр в России (Санкт-Петербург).

Из 17 проектов, которые Республика Казахстан намерена представить, десять относятся к сфере автодорог, шесть – к стальным магистралям, один – к гражданской авиации. В частности, предполагается строительство и реконструкция таких автомагистралей, как Алматы – Хоргос, Ташкент – Шымкент, Алматы – Капшагай, Астана – Караганда, Бейнеу – Актау, Уральск – Каменка, Большая алматинская кольцевая автодорога (БАКАД), а также внедрение интеллектуально-транспортной системы на участках Астана – Щучинск, Караганда – Балхаш – Капшагай и Бейнеу – Шалкар.

В области железнодорожного строительства будут реализованы следующие проекты: Шар – Усть-Каменогорск, Коргас – Жетыген, Ералиево – Курык, Мангышлак – Баутино, Бейнеу – Шалкар и Саксаульская – Жезказган. Намечена также электрификация участков Макат – Кандыагаш, Алматы – Актогай, Достык – Актогай и Актогай – Моинты. Кроме того, запланирована реконструкция аэропорта в Костанае.

Ожидается, что в ноябре объявят конкурс по четырем проектам, в декабре – еще по трем. Конкурсная документация по остальным появится в течение 2009 года. «В настоящее время мы учимся у более опытных коллег. Приглашаем всех заинтересованных инвесторов на свою территорию», – подытожил Д.Кутербеков.

Елена Ушкова
rzd-partner.ru
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь