Миллиарды пустили по ветру. Кредитный бум прошлых лет почти ничего не дал реальной экономике Казахстана

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 13 Октября 2008 в 15:38:14
Кредитный бум прошлых лет почти ничего не дал реальной экономике. Отечественные инвесторы предпочитают поддерживать экономики других государств. Вкладывать деньги в родную страну им невыгодно.

Еще года полтора тому назад финансовый сектор Казахстана называли "локомотивом" отечественной экономики. Банкиры занимались полезной и важной работой – они покупали деньги на Западе и продавали их на родине. Ну накидывали, конечно, процентик, но ведь не за просто так – развитие страны финансировали!

Сегодня самое время подвести итоги – а что же они такое полезное финансировали? И выясняется, что миллиарды заграничных долларов были потрачены в основном на строительство запредельно дорогого жилья, на аренду офисов, покупку машин – то есть просто "проедены".

Вкладывать в страну? Невыгодно…

Дороги, заводы, рудники, электростанции, водопроводы – все осталось таким же отсталым и изношенным. По данным Нацбанка, на "предкризисный" конец июня 2007 года из общего объема выданных банками кредитов в 6,5 триллиона тенге в промышленность было вложено всего 695 миллиардов – это всего 11 процентов. Такая вот финансовая поддержка экономики.

Видные отечественные капиталисты вкладываться в модернизацию собственной страны и не собирались. "Если посмотреть их (правительства) бизнес-планы, то сроки возврата инвестиций составляют 20–30 лет, – честно заявил журналистам в сентябре этого года один наш известный банкир. – Но в мире нет инвесторов, готовых ждать возврата инвестиций 30 лет. Частные инвесторы обычно инвестируют на срок до 10 лет". Компании автора этих слов строят жилье и офисы в России, а совсем недавно он профинансировал крупнейший в СНГ центр фармацевтических разработок на Украине.

В не таком уж далеком 2002 году банки выступили против создания "Казыны" и институтов развития, увидев в них конкурентов. Банкирам показалось, что госфонды будут предлагать предпринимателям более выгодные условия, чем частный бизнес. Теперь можно уверенно сказать – их опасения не оправдались. Фонды активно инвестировали бюджетные деньги куда угодно, только не в те отрасли, от которых зависит развитие страны и благополучие миллионов граждан. Пока чиновники рассуждали о свободном рынке, базовые отрасли нашей экономики чахли без инвестиций. Для поддержания их в более-менее активном состоянии требуются колоссальные деньги.

Сколько конкретно? Давайте посчитаем.

Электроэнергетика – 21,7 миллиарда долларов

Юг страны, где темпы роста энергопотребления в 1,5 раза выше, чем в Центральном и Северном Казахстане, столкнулся с дефицитом электроэнергии уже в 2007 году. А с 2009 года ограничения придется вводить во всех регионах.

По расчетам правительства, до 2015 года только в строительство новых станций надо вложить 12,9 миллиарда долларов. Еще 1,8 миллиарда потребуется на высоковольтные ЛЭП, идущие от крупных станций к крупным городам. Не менее 7 миллиардов долларов будет стоить модернизация региональных сетей, которые, по оценкам специалистов, изношены на 65 процентов.

Из запланированных госпрограммой развития электроэнергетики 5 крупных станций пока строится только Мойнакская ГЭС, самая маленькая, но крайне необходимая для энергообеспечения Алматы. План пуска станции в 2009 году сорвался из-за горячего желания наших чиновников переложить основные расходы на китайских инвесторов – но Банк развития Китая выделил деньги только в августе этого года.

Нефтепереработка – от 7 миллиардов долларов

Соседняя Россия сегодня перерабатывает 47 процентов добываемой нефти, а Казахстан (без учета российской нефти) – менее 10 процентов.

Все три отечественных нефтеперерабатывающих завода – Атырауский (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и "ПетроКазахстан Ойл Продактс" в Шымкенте (ПКОП) – работают по технологиям середины прошлого века. Нефть перерабатывается в основном на мазут и дизтопливо, бензина же выпускается в два-три раза меньше, чем на европейских и американских НПЗ. Ни на одном из заводов нет установки каталитического крекинга, с помощью которой получают высококачественный бензин (ее начинали строить на Шымкентском заводе еще в советское время, но никто из менявшихся хозяев так и не счел нужным закончить). Дизтопливо, которого в стране вроде бы полно, не отвечает международным стандартам. Выпускаемый на самом продвинутом Павлодарском НХЗ дизель содержит в четыре раза больше серы, чем требует стандарт Евро-2.

Хотя все три завода теперь в той или иной степени контролируются "КазМунайГазом", модернизация проводится только на одном – Атырауском. До 2013 года в завод обещают вложить около 1,1 миллиарда долларов. По оценкам экспертов, чтобы довести его до западных стандартов, потребуются пять лет и 2,5 миллиарда долларов. А теперь умножьте на три завода…

Коммунальное хозяйство – 6,5 миллиарда долларов

Стоимость модернизации водопроводно-канализационной сети в масштабах республики в несколько раз превышает годовые расходы Казахстана на оборону, образование и здравоохранение, вместе взятые. Эксперты ПРООН оценивают эту работу в 6,5 миллиарда долларов.

Но тратиться придется. Износ труб и другого оборудования городских водоканалов составил 60–70 процентов. В Таразе, Талдыкоргане, например, этот показатель – 78 процентов, в Атырау – 80 процентов. В Алматы требуют замены до 60 процентов всех трубопроводов. Только в прошлом году в южной столице была зарегистрирована уже 3261 утечка и прорыв.

При этом даже не все большие города республики имеют канализационные очистные сооружения. Например, в Таразе, Костанае и Кызылорде их нет.

Железная дорога – от 1,4 миллиарда долларов

Общий износ магистральной сети, сооружений и устройств, техники, оборудования железных дорог Казахстана составляет около 70 процентов. Средств не хватает даже на поддержание в нормальном состоянии действующей магистральной железнодорожной сети. Значительная часть путей эксплуатируется с превышением нормативов, локомотивный парк изношен на 76 процентов, вагонный – на 73 процента. Вагонов не хватает – только в 2007 году по этой причине "Казахстан темир жолы" не сумел перевезти 50 миллионов тонн грузов.

У КТЖ нет денег на содержание в нормальном виде даже трассы Алматы – Астана. В июле этого года в ходе прокурорской проверки на скоростном участке Астана – Анар были выявлены "просадки" и "перекосы" путей на протяжении 35 километров. На этих участках "испанский" поезд "Тулпар" теперь ездит со скоростью до 60 километров в час.

Принятая в прошлом году программа развития отрасли предполагает ежегодное повышение тарифов на 15 процентов, что за пять лет должно принести КТЖ 7,3 миллиарда долларов. Но этого все равно не хватает – еще 1,4 миллиарда компания должна привлечь "из других источников". И это только на подвижной состав и поддержание уже построенных путей.

Строительством новых дорог власти решили озаботить частный капитал, но пока из сотрудничества с коммерческими структурами ничего путного не выходит. Разрекламированный пример "частно-государственного партнерства" – концессия по строительству дороги Усть-Каменогорск – Шар – оказалась коммерчески убыточной. Специально созданная компания перестала платить вознаграждение по выпущенным долговым ценным бумагам еще до конца строительства. Инвесторов – пенсионные фонды – спасла лишь государственная гарантия возврата вложенных средств. По схеме концессии планировалось построить еще три крайне важных для экономики республики трассы (Жетыген – Коргас, Мангышлак – Баутино и Ералиево – Курык). Кто, как, когда и за какие деньги за них теперь возьмется, непонятно.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ
№41 за 10.10.2008
Источник - Караван
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь