Учителям предлагают клятву вместо зарплаты

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 13 Октября 2008 в 10:06:48
Разваливающиеся школьные здания, учебники "времен Очакова и покоренья Крыма", нищие учителя, не получающие вовремя даже свою мизерную зарплату - вот далеко не все симптомы той тяжелой болезни, которой больно наше образование. Болезни, последствия которой неизбежно проявятся у будущих поколений казахстанцев уродливыми язвами необразованности, неверия и бездушия…

Отзвучали поздравительные речи, завяли цветы, подаренные школьниками. Праздник, знакомый нам с самого детства - День учителя - остался позади. Но горький осадок последних лет, когда учителя перестали гордиться своей профессией, все никак не пройдет.

Может, все потому, что два поколения в моей семье - дедушки и бабушки, родители и их сестры и братья - педагоги, и мне особенно близки их "болезни". Каждый из них всегда болел и болеет за то, чтобы как можно больше дать своим ученикам, которых, к слову, они любят больше, чем своих собственных детей. Но сегодня, когда реформы в образовании достигли очередного апогея, многие из них с горечью говорят: детям неинтересно учиться.

К примеру, чтобы выучить с ребенком строки из пушкинской "Полтавы", приходится долго рассказывать, кто такой Петр Первый, почему он воевал со шведским королем и что именно сделал Мазепа. Им, гражданам новой страны и нового века, приходится объяснять, что история России тесно связана с нашей историей, а "преданья старины далекой" - это повод учиться не на своих собственных ошибках.

А все потому, что программы разных предметов не "синхронизированы" между собой, да и стройной системы внутри предметных программ тоже как-то не наблюдается. Скажем, если по всемирной изучается эпоха формирования первых правящих династий в Европе, то в русской литературе речь идет уже о Полтавской битве. Это ж какая каша в головах школьников остается?! А если ребенок учится на селе, где нет ни серьезной библиотеки, ни кинотеатра?! А ведь учебники "нового поколения" требуют именно большой самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Кстати, об учебниках. "Ляпы" в них давно стали притчей во языцех, но это еще не самое страшное. В Астане, к примеру, родителей, ссылаясь на департамент образования, сегодня принуждают покупать "дополнительные" учебники по казахскому языку по "сниженной" цене в 2000 тенге!

Но что гораздо хуже - есть у нас такие "авторы", что впору поднимать скандал о плагиате. Например, учебник "Физика" за седьмой класс, по которому учатся дети в Астане, буквально "списан" с российского, выпущенного еще в 2001 году. А наши "авторы" даже никаких ссылок на оригинал не дают… И это то, на что выделялись государственные деньги? По итогам только прошлого года, например, по программе "Разработка и апробация учебников и учебно-методических комплексов для организаций образования, издание и доставка учебной литературы для республиканских организаций, предоставляющих услуги в области образования, и казахской диаспоры за рубежом" было освоено 189,7 млн тенге. В проекте бюджета на 2009 - 2011 годы цифры колеблются в пределах 317,2 - 348,8 млн тенге.

Если обучать даже одаренных детей по таким учебникам и программам, то можно ли говорить о качественном росте и технологическом прорыве в будущем?! Отметим, обучение одаренных детей в бюджете стоит отдельной строкой. Для них был создан центр "Дарын", который тоже получает бюджетные средства, в том числе на проведение школьных олимпиад. По данным Правительства республики, на эти цели в прошлом году было потрачено 377,5 млн тенге. Между тем каждый год с родителей взимаются пусть и символические, но все же деньги только за участие (!) ребенка в олимпиадах "Акбота", "Кенгуру" и т.д., проводимых от имени центра…

Отдельно хочется сказать о грядущей 12-летке. Споры по ней длятся уже даже не одно десятилетие. А воз, как говорится в известной басне, и ныне там. Средства, выделяемые на разработку стандартов новой системы общего образования, уходят как в песок, потому что ни одной внятной и четкой программы так и не было представлено на суд педагогов и родителей. Специально созданный в прошлом году Центр по проблемам 12-летнего образования уже перестал существовать - его попросту ликвидировали, передав часть полномочий Казахской Академии образования. А ведь до повсеместного введения новой системы обучения осталось чуть больше года.

Между тем, по подсчетам некоторых специалистов, средства, выделяемые на реформирование всей системы среднего образования в Казахстане даже не сопоставимы с теми деньгами, которые выделяются в России на те же цели. В прошлом году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования и финансирования РНПЦ проблем 12-летнего образования из государственной казны выделены 136 млн тенге.

В России исследования в области образования ведут множество НИИ, научных центров и лабораторий. На финансирование научных исследований только двух из них - Российской академии образования (РАО) и Федерального института развития образования - в прошлом году правительство России выделило свыше 560 млн российских рублей, что в переводе на казахстанскую национальную валюту составляет свыше 2,6 млрд тенге(!).

В Украине в составе Академии педагогических наук функционируют 11 крупных институтов. Объем финансирования академии со стороны правительства Украины составил в 2007 году 88 900 тысяч гривен, это порядка 2 млрд тенге. Разработку содержания и стандартов среднего образования Институтом инновационных технологий и содержания образования Украины государство профинансировало в размере 160 млн гривен, то есть порядка 3 млрд тенге. Цифры, как видите, весьма наглядны.

И здесь позиция министра образования Жансеита Туймебаева, мягко говоря, непонятна. На форуме педагогов-новаторов в Астане он потребовал, чтобы учителя не жаловались друг на друга и на низкую зарплату - мол, государство неусыпно печется о том, чтобы ее повысить. И неважно, что инфляция "съедает" любое повышение задолго до того, как оно реально появится в кошельках педагогов.

Вместо действительного роста благосостояния для учителей, от которых, по сути, зависит будущее всей страны, министр предложил педагогам… принять клятву учителя, наподобие клятвы Гиппократа у врачей. И тут же пригрозил кадровыми "чистками": мол, слишком много непрофессионалов развелось в школах.

Но ведь это - собственно продукт нашей сегодняшней системы образования! Человек, которому неинтересно учиться с самого начала, с первого класса, он станет именно таким специалистом!

А если вспомнить, что любое культурно-массовое мероприятие в любом уголке нашей страны становится "добровольно-принудительным" для учителей и школьников, то становится и вовсе страшно. Между тем в новом Законе "Об образовании" есть четкая норма: труд учителя должен быть только профессиональным. То есть использовать время и нервы учителя для организации субботников и обеспечения массовки - незаконны. Но в нашей почте и сегодня есть письма от педагогов из регионов, в которых говорится о бесплатном сверхурочном труде, поставленном "на поток" с ведома и одобрения местных властей.

О каком качестве образования может идти речь, когда учитель вынужден тратить время и силы совсем на другие цели?

Еще один момент, о котором хочется вспомнить. Когда мои бездетные коллеги однажды пришли со мной в школу, первое, что бросилось им в глаза, - это "Уголок правопорядка", в котором говорилось о том, как вести себя… при задержании полицейскими. Сегодня в школе стоит охранник, который не пропускает родителей в классы, чтобы поговорить с учителями. Это, наверное, хорошо - они не отвлекаются от уроков. С другой стороны, в этом году мою дочь обучали русскому языку несколько преподавателей, потому что учитель-предметник, видите ли, соблюдает пост "ораза", поэтому … не может нервничать. И вот здесь, когда действительно нужно поговорить с учителем, родителей не пускают в школу. Учителя и родители не должны быть противниками, ведь они - разные стороны единого процесса - воспитания Личности, Человека и Гражданина. А кого мы все воспитываем сегодня, когда неуважение к старшим стали повседневной нормой, - непонятно. Кто при таком раскладе вырастет и придет завтра нам на смену? Это и есть самый больной вопрос.

Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око"
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Pachinok 13.10.2008 в 14:36:35   # 5283
а всем пох на это - я про наше правительство.
беспредел творится...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь