Мед обслуживание в Казахстане находится, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии
admin 18 Сентября 2008 в 12:04:03
Устами Минздрава власть фактически признала, что медицинское обслуживание в республике находится, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии.
В распространенном в минувшую пятницу, 12 сентября, сообщении пресс-службы Минздрава говорится, что "ситуация по охране здоровья матери и ребенка в целом в республике является тревожной, а в ряде регионов - Алматы, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях - критической и требует принятия экстренных мер". В этот же день в Астане прошло заседание коллегии Минздрава по результатам проверок Генпрокуратуры. Как рассказала "&" директор Научного центра педиатрии и детской хирургии Сауле Диканбаева, первым на коллегии был рассмотрен вопрос эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на охрану матери и ребенка. По ее словам, во всех областях выявлены практически одни и те же нарушения. Среди них - закуп незарегистрированного оборудования, неиспользование приобретенной техники. "В Алматы в подвалах медицинских учреждений простаивает новое, даже не распакованное оборудование на сотни миллионов тенге", - негодует г-жа Диканбаева. Да и в целом, говорит она, за последние три года участились жалобы населения на некачественную медпомощь.
Проведенные Генпрокуратурой в 2007 году обширные проверки учреждений здравоохранения на предмет соблюдения законодательства об охране здоровья матери и ребенка обнаружили следующие нарушения: сокрытие фактов материнской и детской смертности, формальный подход к проведению профосмотров детей и женщин репродуктивного возраста, оказание беременным гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за мзду. Факты возмездного оказания медицинских услуг беременным и детям выявлены в Алматы, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. "Наконец, это некачественное оказание медицинских услуг, повлекшее смерть матери и ребенка, отсутствие необходимого медоборудования и специалистов. Кроме того, повсеместно выявлены нарушения санитарных и противопожарных норм и правил", - указывается в сообщении Генпрокуратуры. Свою неудовлетворенность деятельностью системы здравоохранения в августе высказывал и аким Алматы Ахметжан Есимов. Специально созданная при акимате рабочая группа выявила многочисленные нарушения санитарных норм и многочисленные же факты коррупции. Характерные недостатки всех медучреждений города - коммерциализация, лоббирование отдельных фармацевтических компаний и их продукции, некорректное обращение с посетителями, госпитализация больных в неприспособленные помещения, длинные очереди в поликлиниках. Кроме того, выявлены случаи оказания платных услуг по завышенным ценам, многие препараты, входящие в список бесплатных лекарств, пациенты вынуждены покупать.
Отдельный вопрос - закуп незарегистрированного оборудования. Конфликт, по словам г-жи Диканбаевой, заключается в том, что перечень зарегистрированного в РК оборудования, которое можно купить согласно закону о госзакупках, не включает ряд зарекомендовавших себя в мире международных производителей. "Наш центр, как полагается, купил китайское оборудование, которое зарегистрировано в республике. Никаких замечаний к нам нет, вот только то, что это оборудование больше не работает, никого не интересует", - сетует г-жа Диканбаева, подчеркивая, что медицинские организации должны иметь право покупать качественное и востребованное оборудование.
Обратная сторона медицины
Врачи считают, что госорганы не должны огульно обвинять медиков, поскольку в этой сфере есть масса нерешенных злободневных проблем. Самая острая - нехватка специалистов в регионах, возникающая из-за того, что квалифицированные врачи и медработники предпочитают работать исключительно в городах. Другая проблема - низкие зарплаты. "Сегодня у начинающего врача зарплата 24 тыс. тенге, у доктора наук со стажем в 20 лет - 56 тыс. тенге. Понятно, что они требуют адекватной зарплаты", - рассуждает г-жа Диканбаева. По ее словам, низкие доходы заставляют многих специалистов уходить в частные клиники или фармкомпании. С ней согласна главврач детской поликлиники №7 Алматы Гульнара Кожебекова: "Как можно что-либо требовать от врача, если у него на участке более 900 детей, а зарплата 21 785 тенге? Специалист учился 6 лет в институте, 1 год - в ординатуре, а в итоге получает мизерные деньги, которых ему ни на что не хватает".
Ни одно государство не может считать себя развитым, если в нем наблюдается высокая материнская и младенческая смертность, отмечает г-жа Диканбаева. Если проанализировать, продолжает она, то практически 30% материнской смертности в Казахстане связано с халатным отношением матерей к своему здоровью. "Наш народ привык, что с ними постоянно няньчатся. При Советском Союзе на одном участке работали акушер-гинеколог, детский врач, терапевт, медсестра. Сейчас у нас врачи общей практики, у которых другие нормативы посещения населения. Нынешняя система больше направлена на то, чтобы пациенты сами шли в поликлиники и консультации", - подчеркивает г-жа Диканбаева. По ее словам, уровень грамотности населения в вопросе профилактики болезней крайне низок, особенно это характерно для регионов и сел, где больные обращаются к врачу, когда, как говорится, уже "приспичило".
Правильно расставить приоритеты
Председатель совета Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения Сергей Ситников в беседе с "&" перечислил меры, которые, на его взгляд, помогут решить проблемы в сфере охраны здоровья матери и ребенка. Во-первых, государству необходимо повысить качество медицинского образования. Во-вторых, повысить ответственность врачей, но не в смысле уголовного наказания, а в сознании медиков, в их отношении к работе. "Вопрос в том, чтобы в больницах и поликлиниках начали работать профессионалы, которые не покупали оценки на экзаменах, а больше обучались практически. Извините, но о каком качестве медуслуг можно говорить, если студенты учатся принимать роды на муляжах!" - возмущается г-н Ситников. Кроме того, отмечает он, больницы и клиники очень плохо оснащены, и это усугубляется большими расстояниями между региональными медпунктами. "Такие же проблемы в ЮКО, только выражены они там более ярко, чем, предположим, в северном Казахстане или в Алматы. Возможно, это связано с менталитетом, хотя после известных трагических событий там хорошо оснастили антиспидовский центр", - рассказывает г-н Ситников.
По информации г-жи Диканбаевой, объем финансирования здравоохранения с 2004 года вырос более чем в 5 раз. В этом году, говорит она, только в бюджете Алматы на сферу здравоохранения предусмотрено 30 млрд. тенге, что в полтора раза больше, чем в прошлом. Общие объемы финансирования здравоохранения в Казахстане недопустимо низкие, сегодня это всего 2,3-2,4% к ВВП, что является уровнем бедных африканских стран, переходит от абсолютных цифр к относительным Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем. "Кроме того, у нас бюджетные средства направляются не на первичную медико-санитарную помощь, а на строительство фешенебельных клиник в Астане", - говорит она "&". По ее сведениям, в 2006 году в Алматы и 7 областях увеличились показатели материнской смертности, в том числе в Актюбинской области - в 3 раза, в Акмолинской и Карагандинской областях - в 2 раза. Материнская смертность в Кызылординской области превышает средний показатель по стране в 2 раза.
Государство, считает г-жа Махмутова, должно перераспределить приоритеты в расходовании бюджетных средств, чтобы повысить доступность медицинских услуг для граждан, проживающих в самых отдаленных уголках страны. В первую очередь необходимо обеспечить практически всем казахстанцам равный доступ к первичной медико-санитарной помощи и к гарантированному объему бесплатной медпомощи, резюмирует эксперт.
Айжан Шалабаева, "Бизнес и власть"
В распространенном в минувшую пятницу, 12 сентября, сообщении пресс-службы Минздрава говорится, что "ситуация по охране здоровья матери и ребенка в целом в республике является тревожной, а в ряде регионов - Алматы, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях - критической и требует принятия экстренных мер". В этот же день в Астане прошло заседание коллегии Минздрава по результатам проверок Генпрокуратуры. Как рассказала "&" директор Научного центра педиатрии и детской хирургии Сауле Диканбаева, первым на коллегии был рассмотрен вопрос эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на охрану матери и ребенка. По ее словам, во всех областях выявлены практически одни и те же нарушения. Среди них - закуп незарегистрированного оборудования, неиспользование приобретенной техники. "В Алматы в подвалах медицинских учреждений простаивает новое, даже не распакованное оборудование на сотни миллионов тенге", - негодует г-жа Диканбаева. Да и в целом, говорит она, за последние три года участились жалобы населения на некачественную медпомощь.
Проведенные Генпрокуратурой в 2007 году обширные проверки учреждений здравоохранения на предмет соблюдения законодательства об охране здоровья матери и ребенка обнаружили следующие нарушения: сокрытие фактов материнской и детской смертности, формальный подход к проведению профосмотров детей и женщин репродуктивного возраста, оказание беременным гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за мзду. Факты возмездного оказания медицинских услуг беременным и детям выявлены в Алматы, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. "Наконец, это некачественное оказание медицинских услуг, повлекшее смерть матери и ребенка, отсутствие необходимого медоборудования и специалистов. Кроме того, повсеместно выявлены нарушения санитарных и противопожарных норм и правил", - указывается в сообщении Генпрокуратуры. Свою неудовлетворенность деятельностью системы здравоохранения в августе высказывал и аким Алматы Ахметжан Есимов. Специально созданная при акимате рабочая группа выявила многочисленные нарушения санитарных норм и многочисленные же факты коррупции. Характерные недостатки всех медучреждений города - коммерциализация, лоббирование отдельных фармацевтических компаний и их продукции, некорректное обращение с посетителями, госпитализация больных в неприспособленные помещения, длинные очереди в поликлиниках. Кроме того, выявлены случаи оказания платных услуг по завышенным ценам, многие препараты, входящие в список бесплатных лекарств, пациенты вынуждены покупать.
Отдельный вопрос - закуп незарегистрированного оборудования. Конфликт, по словам г-жи Диканбаевой, заключается в том, что перечень зарегистрированного в РК оборудования, которое можно купить согласно закону о госзакупках, не включает ряд зарекомендовавших себя в мире международных производителей. "Наш центр, как полагается, купил китайское оборудование, которое зарегистрировано в республике. Никаких замечаний к нам нет, вот только то, что это оборудование больше не работает, никого не интересует", - сетует г-жа Диканбаева, подчеркивая, что медицинские организации должны иметь право покупать качественное и востребованное оборудование.
Обратная сторона медицины
Врачи считают, что госорганы не должны огульно обвинять медиков, поскольку в этой сфере есть масса нерешенных злободневных проблем. Самая острая - нехватка специалистов в регионах, возникающая из-за того, что квалифицированные врачи и медработники предпочитают работать исключительно в городах. Другая проблема - низкие зарплаты. "Сегодня у начинающего врача зарплата 24 тыс. тенге, у доктора наук со стажем в 20 лет - 56 тыс. тенге. Понятно, что они требуют адекватной зарплаты", - рассуждает г-жа Диканбаева. По ее словам, низкие доходы заставляют многих специалистов уходить в частные клиники или фармкомпании. С ней согласна главврач детской поликлиники №7 Алматы Гульнара Кожебекова: "Как можно что-либо требовать от врача, если у него на участке более 900 детей, а зарплата 21 785 тенге? Специалист учился 6 лет в институте, 1 год - в ординатуре, а в итоге получает мизерные деньги, которых ему ни на что не хватает".
Ни одно государство не может считать себя развитым, если в нем наблюдается высокая материнская и младенческая смертность, отмечает г-жа Диканбаева. Если проанализировать, продолжает она, то практически 30% материнской смертности в Казахстане связано с халатным отношением матерей к своему здоровью. "Наш народ привык, что с ними постоянно няньчатся. При Советском Союзе на одном участке работали акушер-гинеколог, детский врач, терапевт, медсестра. Сейчас у нас врачи общей практики, у которых другие нормативы посещения населения. Нынешняя система больше направлена на то, чтобы пациенты сами шли в поликлиники и консультации", - подчеркивает г-жа Диканбаева. По ее словам, уровень грамотности населения в вопросе профилактики болезней крайне низок, особенно это характерно для регионов и сел, где больные обращаются к врачу, когда, как говорится, уже "приспичило".
Правильно расставить приоритеты
Председатель совета Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения Сергей Ситников в беседе с "&" перечислил меры, которые, на его взгляд, помогут решить проблемы в сфере охраны здоровья матери и ребенка. Во-первых, государству необходимо повысить качество медицинского образования. Во-вторых, повысить ответственность врачей, но не в смысле уголовного наказания, а в сознании медиков, в их отношении к работе. "Вопрос в том, чтобы в больницах и поликлиниках начали работать профессионалы, которые не покупали оценки на экзаменах, а больше обучались практически. Извините, но о каком качестве медуслуг можно говорить, если студенты учатся принимать роды на муляжах!" - возмущается г-н Ситников. Кроме того, отмечает он, больницы и клиники очень плохо оснащены, и это усугубляется большими расстояниями между региональными медпунктами. "Такие же проблемы в ЮКО, только выражены они там более ярко, чем, предположим, в северном Казахстане или в Алматы. Возможно, это связано с менталитетом, хотя после известных трагических событий там хорошо оснастили антиспидовский центр", - рассказывает г-н Ситников.
По информации г-жи Диканбаевой, объем финансирования здравоохранения с 2004 года вырос более чем в 5 раз. В этом году, говорит она, только в бюджете Алматы на сферу здравоохранения предусмотрено 30 млрд. тенге, что в полтора раза больше, чем в прошлом. Общие объемы финансирования здравоохранения в Казахстане недопустимо низкие, сегодня это всего 2,3-2,4% к ВВП, что является уровнем бедных африканских стран, переходит от абсолютных цифр к относительным Меруерт Махмутова, директор Центра анализа общественных проблем. "Кроме того, у нас бюджетные средства направляются не на первичную медико-санитарную помощь, а на строительство фешенебельных клиник в Астане", - говорит она "&". По ее сведениям, в 2006 году в Алматы и 7 областях увеличились показатели материнской смертности, в том числе в Актюбинской области - в 3 раза, в Акмолинской и Карагандинской областях - в 2 раза. Материнская смертность в Кызылординской области превышает средний показатель по стране в 2 раза.
Государство, считает г-жа Махмутова, должно перераспределить приоритеты в расходовании бюджетных средств, чтобы повысить доступность медицинских услуг для граждан, проживающих в самых отдаленных уголках страны. В первую очередь необходимо обеспечить практически всем казахстанцам равный доступ к первичной медико-санитарной помощи и к гарантированному объему бесплатной медпомощи, резюмирует эксперт.
Айжан Шалабаева, "Бизнес и власть"
|