Чем ближе день введения эконорм «Евро-2», тем больше желающих нагреть на этом руки
admin 15 Августа 2008 в 18:35:24
Ни одно нововведение, инициированное чиновниками, в Казахстане не обходится без того, чтобы не наступить на грабли. Но умнее от этого никто не становится. Печальный опыт попытки запретить «правый руль» показал, что от навязчивых идей хоть как-то обуздать автомобильный рынок господа министры отказываться не намерены. «Семилетка» и эконормы «Евро» – очередной шаг, который также сопровождается набиванием первых шишек. Если ограничение на ввоз машин старше семи лет не так сильно пугает население, то намеренное введение в заблуждение автолюбителей о том, что нормы «Евро-2», вводимые с января следующего года, будут распространяться и на эксплуатируемые авто, начинает вызывать панику. Кто и зачем нагнетает обстановку в водительском стане?
Автомобильный рынок страны давно не дает спокойно спать чиновникам. Похоже, в стране пытаются под любыми предлогами ограничить доступ населения к автомобилям. Сначала мешали «праворульки», теперь им на замену пришли «старшесемилетки». Если проанализировать все благие намерения правительства
с точки зрения их исполнения, то невольно приходишь к мысли, что нашим чиновникам куда проще что-то запретить, чем довести задуманное до конца. Это касается и качества топлива, и соблюдения отечественных стандартов по эковыбросам эксплуатируемого транспорта.
А пока предприимчивые казахстанцы, готовясь к введению с 1 января эконорм «Евро-2», не прочь под шумок подзаработать на водительских кошельках.
В Шымкенте, например, на территории одной из станций технического обслуживания недавно прошел даже семинар, посвященный вопросу перехода казахстанских автомобилей на европейский стандарт выбросов. Специалисты ЮКО подсчитали, какое количество подержанных авто в их регионе отправится в огород с начала следующего года – 60 процентов. Эксперт в вопросах экологии автотранспорта Владимир Батиев, работающий в акимате Шымкента, предложил выход из сложившейся ситуации – уникальный японский катализатор улучшения качества топлива.
Разумеется, это устройство для автолюбителей будет стоить сотни долларов. Если подсчитать навар от всеобщего «бензинового катализирования» даже в одном ЮКО, станет понятно, почему официальные лица вводят в заблуждение водителей подобными семинарами. Мы не исключаем также, что они не знакомы с истинным значением понятия «автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории РК», ссылаясь на соответствующий технический регламент о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом. Документ был утвержден постановлением правительства в декабре 2007 года.
При принятии этого постановления была допущена неточность, которая привела к всеобщему непониманию сути вопроса, а именно – не было четко определено, что подразумевается под выпускаемыми в обращение ТС.
Но шымкентские чиновники при проведении семинара должны были знать, что 9 июля правительство своим постановлением утвердило еще один технический регламент о требованиях к безопасности автотранспортных средств, где неясное прежде понятие выпускаемых в обращение ТС было четко расписано. Ими являются «изготовленные в Республике Казахстан и не находившиеся ранее в эксплуатации автотранспортные средства, а также автотранспортные средства, ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Республики Казахстан для использования по назначению или размещения на рынке с целью реализации».
Иными словами, эконормы «Евро-2» ни в коем случае не коснутся уже эксплуатируемых на территории РК автомобилей. К тому же бензиновый катализатор, о котором шла речь на семинаре, вовсе не решит проблему несоответствия транспорта нормам «Евро-2».
– Катализатор топлива – это обыкновенная присадка, – говорит заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения НИИ транспорта и коммуникаций Олег Иньков. – Полный абсурд утверждать, что с помощью этого устройства бензин станет чище. Для того чтобы автомобиль соответствовал «Евро-2», соответствующими должны быть конструкционные особенности самого авто и его нужно заправлять высококачественным топливом. Даже если заправлять карбюраторные машины суперчистым бензином, его соответствие «Евро-2» будет сомнительным. Автомобиль должен быть оборудован впрыском. Переоборудование системы подачи топлива автомобиля – удовольствие недешевое.
На эксплуатируемые в Казахстане автомобили распространяются принятые в 2005 году стандарты СТ РК 1433 по выбросам вредных веществ. Так что изобретать велосипед нам не нужно, тем более что эти стандарты соблюдать куда проще, чем «Евро-2», – требования более мягкие. Но исполнение собственных стандартов в Казахстане никуда не годится. Экологические патрули можно видеть лишь в природоохранных зонах. Поэтому мы каждый день видим мегакоптящие машины, которые преспокойно колесят по дорогам.
Водители всерьез опасаются, что вставить палки в колеса уже эксплуатируемому транспорту по несоответствиям нормам «Евро-2» наши чиновники смогут запросто – на уровне прохождения технического осмотра. Но, по словам экспертов НИИ транспорта и коммуникаций, это маловероятно, ибо оборудование для подобных целей очень дорогостоящее, и процедура крайне затратна. Вряд ли кто-то пойдет на такие расходы.
Что касается ввозимого авто, то мы уже не можем разобраться, какая идея в головах чиновников родилась раньше: так называемая «семилетка» или «Евро-2». Поэтому власть имущие решили бить по авторынку наверняка – обоими способами.
Не так давно во многих СМИ прошла информация о том, что в сентябре в парламент попадет законопроект, разработанный Министерством охраны окружающей среды, которым будет введен запрет на ввоз в Казахстан автомобилей старше семи лет. Это сообщение запутало казахстанцев окончательно: сначала чиновники хотели ограничить ввоз подержанных авто высокими таможенными пошлинами, а теперь вроде как решили не мелочиться и запретить их импорт окончательно. Но, как говорится, истина где-то рядом, подождем до сентября, тогда станет ясно, о чем в действительности идет речь.
Правительственная активность этого года относительно автомобильного рынка настораживает. Предлагая одну идею за другой и делая попытки их внедрить, в кабмине совсем забыли о своих прошлогодних выступлениях.
Коли уж последний соус, под которым члены правительства пытаются показать водителям, кто в доме хозяин, является экологическим, напомним, что 2 мая прошлого года премьер-министр поручал создать рабочую группу по рассмотрению вопроса о возможности введения в Казахстане с 1 января 2008 года экостандартов качества топлива. На том совещании министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов гарантировал, что Атырауский и Шымкентский НПЗ к этому будут готовы к январю 2008 года, а Павлодарский – чуть позже.
Министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков в тот день как в воду глядел, засомневавшись в реализации идеи к указанному сроку. Похоже, он предвидел, что вплоть до августа в этом вопросе вряд ли что изменится. Бензин в Казахстане как был никуда не годным, так и остается. И, по всей видимости, улучшений не предвидится. Каков смысл введения через несколько месяцев эконорм «Евро-2», если главной их составляющей никто из чиновников не занимается?
Александра АЛЕХОВА, Алматы
Литер
Автомобильный рынок страны давно не дает спокойно спать чиновникам. Похоже, в стране пытаются под любыми предлогами ограничить доступ населения к автомобилям. Сначала мешали «праворульки», теперь им на замену пришли «старшесемилетки». Если проанализировать все благие намерения правительства
с точки зрения их исполнения, то невольно приходишь к мысли, что нашим чиновникам куда проще что-то запретить, чем довести задуманное до конца. Это касается и качества топлива, и соблюдения отечественных стандартов по эковыбросам эксплуатируемого транспорта.
А пока предприимчивые казахстанцы, готовясь к введению с 1 января эконорм «Евро-2», не прочь под шумок подзаработать на водительских кошельках.
В Шымкенте, например, на территории одной из станций технического обслуживания недавно прошел даже семинар, посвященный вопросу перехода казахстанских автомобилей на европейский стандарт выбросов. Специалисты ЮКО подсчитали, какое количество подержанных авто в их регионе отправится в огород с начала следующего года – 60 процентов. Эксперт в вопросах экологии автотранспорта Владимир Батиев, работающий в акимате Шымкента, предложил выход из сложившейся ситуации – уникальный японский катализатор улучшения качества топлива.
Разумеется, это устройство для автолюбителей будет стоить сотни долларов. Если подсчитать навар от всеобщего «бензинового катализирования» даже в одном ЮКО, станет понятно, почему официальные лица вводят в заблуждение водителей подобными семинарами. Мы не исключаем также, что они не знакомы с истинным значением понятия «автотранспортные средства, выпускаемые в обращение на территории РК», ссылаясь на соответствующий технический регламент о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом. Документ был утвержден постановлением правительства в декабре 2007 года.
При принятии этого постановления была допущена неточность, которая привела к всеобщему непониманию сути вопроса, а именно – не было четко определено, что подразумевается под выпускаемыми в обращение ТС.
Но шымкентские чиновники при проведении семинара должны были знать, что 9 июля правительство своим постановлением утвердило еще один технический регламент о требованиях к безопасности автотранспортных средств, где неясное прежде понятие выпускаемых в обращение ТС было четко расписано. Ими являются «изготовленные в Республике Казахстан и не находившиеся ранее в эксплуатации автотранспортные средства, а также автотранспортные средства, ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Республики Казахстан для использования по назначению или размещения на рынке с целью реализации».
Иными словами, эконормы «Евро-2» ни в коем случае не коснутся уже эксплуатируемых на территории РК автомобилей. К тому же бензиновый катализатор, о котором шла речь на семинаре, вовсе не решит проблему несоответствия транспорта нормам «Евро-2».
– Катализатор топлива – это обыкновенная присадка, – говорит заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения НИИ транспорта и коммуникаций Олег Иньков. – Полный абсурд утверждать, что с помощью этого устройства бензин станет чище. Для того чтобы автомобиль соответствовал «Евро-2», соответствующими должны быть конструкционные особенности самого авто и его нужно заправлять высококачественным топливом. Даже если заправлять карбюраторные машины суперчистым бензином, его соответствие «Евро-2» будет сомнительным. Автомобиль должен быть оборудован впрыском. Переоборудование системы подачи топлива автомобиля – удовольствие недешевое.
На эксплуатируемые в Казахстане автомобили распространяются принятые в 2005 году стандарты СТ РК 1433 по выбросам вредных веществ. Так что изобретать велосипед нам не нужно, тем более что эти стандарты соблюдать куда проще, чем «Евро-2», – требования более мягкие. Но исполнение собственных стандартов в Казахстане никуда не годится. Экологические патрули можно видеть лишь в природоохранных зонах. Поэтому мы каждый день видим мегакоптящие машины, которые преспокойно колесят по дорогам.
Водители всерьез опасаются, что вставить палки в колеса уже эксплуатируемому транспорту по несоответствиям нормам «Евро-2» наши чиновники смогут запросто – на уровне прохождения технического осмотра. Но, по словам экспертов НИИ транспорта и коммуникаций, это маловероятно, ибо оборудование для подобных целей очень дорогостоящее, и процедура крайне затратна. Вряд ли кто-то пойдет на такие расходы.
Что касается ввозимого авто, то мы уже не можем разобраться, какая идея в головах чиновников родилась раньше: так называемая «семилетка» или «Евро-2». Поэтому власть имущие решили бить по авторынку наверняка – обоими способами.
Не так давно во многих СМИ прошла информация о том, что в сентябре в парламент попадет законопроект, разработанный Министерством охраны окружающей среды, которым будет введен запрет на ввоз в Казахстан автомобилей старше семи лет. Это сообщение запутало казахстанцев окончательно: сначала чиновники хотели ограничить ввоз подержанных авто высокими таможенными пошлинами, а теперь вроде как решили не мелочиться и запретить их импорт окончательно. Но, как говорится, истина где-то рядом, подождем до сентября, тогда станет ясно, о чем в действительности идет речь.
Правительственная активность этого года относительно автомобильного рынка настораживает. Предлагая одну идею за другой и делая попытки их внедрить, в кабмине совсем забыли о своих прошлогодних выступлениях.
Коли уж последний соус, под которым члены правительства пытаются показать водителям, кто в доме хозяин, является экологическим, напомним, что 2 мая прошлого года премьер-министр поручал создать рабочую группу по рассмотрению вопроса о возможности введения в Казахстане с 1 января 2008 года экостандартов качества топлива. На том совещании министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов гарантировал, что Атырауский и Шымкентский НПЗ к этому будут готовы к январю 2008 года, а Павлодарский – чуть позже.
Министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков в тот день как в воду глядел, засомневавшись в реализации идеи к указанному сроку. Похоже, он предвидел, что вплоть до августа в этом вопросе вряд ли что изменится. Бензин в Казахстане как был никуда не годным, так и остается. И, по всей видимости, улучшений не предвидится. Каков смысл введения через несколько месяцев эконорм «Евро-2», если главной их составляющей никто из чиновников не занимается?
Александра АЛЕХОВА, Алматы
Литер
|