Востребованы рынком

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 14 Августа 2008 в 18:57:22
Диплом о высшем образовании далеко не всегда является гарантом востребованности на рынке труда его обладателя. Другое дело — свидетельство об окончании профессионально-технической школы! Таким специалистам нет нужды обивать пороги предприятий и организаций. Их ищут и находят работодатели сами. Этим и объясняется ажиотаж среди желающих учиться в профтехшколах.

Около восьмидесяти процентов заявляемой предприятиями и организациями в органы занятости потребности в работниках составляют кадры рабочих профессий. При этом они требуются предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы. Наибольшее количество вакансий отмечается в промышленности, строительстве, связи и на транспорте. Этим и объясняется, что в профессиональных школах Южного Казахстана увеличен государственный заказ на подготовку кадров по техническим специальностям до 42 процентов. На сферу обслуживания сейчас приходится чуть больше двадцати процентов. Остальная часть примерно поровну распределяется среди специалистов для строительной отрасли и сельского хозяйства.

В прошлом году на подготовку рабочих кадров в профессиональных школах выделено полтора миллиарда тенге, что на треть больше, чем в предыдущем году. Расходы на этот год возросли еще на пятнадцать процентов, что позволяет полностью обеспечить государственный заказ.

— Департамент образования проделал определенную работу в изменении профилей и открытии новых востребованных специальностей в профессиональных лицеях, — рассказывает начальник отдела профессионального образования Сауле Жаркынбекова. — Сейчас в тринадцати профшколах обучаются 1 077 учащихся по специальности «газоэлектросварщик», которая в четырех ПТШ открылась за последние два года. Понятное дело, что никто не стал бы готовить кадры, если бы на них не было спроса.

Одиннадцать профшкол обучают 757 будущих специалистов строительного и коммунального хозяйства. В профессиональном лицее № 2 получат профессию крановщика 157 учащихся. Наиболее востребованных специалистов, таких как токарь-универсал, токарь-фрезеровщик, монтажник-сварщик, готовят пять профшкол области, эти технические навыки осваивают более трехсот учащихся. Тринадцать профессиональных школ ведут подготовку кадров для сельского хозяйства и промышленных предприятий. Более чем семистам будущим техникам-электрикам и электромонтерам трудоустройство гарантировано.

При филиале сузакской профессиональной школы в поселке Таукент для НК «Казатомпром» воспитываются рабочие кадры по четырем специальностям. Подписан меморандум о сотрудничестве с «Горнорудной компанией «НК «Казатомпром» по обеспечению совместной деятельности по открытию самостоятельного профлицея в Таукенте, который полностью покроет потребность в специалистах для данной отрасли. Местные выпускники школ охотно приобретают рабочие профессии, чтобы затем получить работу недалеко от дома. Точно так же наличие профессиональной школы в Арыси, где готовят специалистов-железнодорожников, отражается на выборе будущей профессии местной молодежью.

Экономическое развитие и рост производства требуют расширения списка специальностей, и как результат, в профессиональных лицеях открыты новые наборы. К примеру, с этого года стали готовить машинистов машин и оборудования по разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом, кондитеров сахаристых изделий, бисквитчиков, мастеров мебельного и столярного производства. На эти специальности также определен государственный заказ.

Расширение перечня подготовки кадров для новых отраслей производства тормозится слабой материально-технической базой профтехшкол. Естественно, что для качественного обучения квалифицированных специалистов технического профиля, а также хлопкового кластера (токари, фрезеровщики, экскаваторщики, крановщики, сверловщики, прядильщики, ткачи) требуется наличие соответствующего оборудования и техники. Уже сегодня с открытием текстильных предприятий в Шымкенте с новейшим оснащением бельгийского, германского, швейцарского производства остро встает вопрос: на каком оборудовании прививать практические навыки в профессиональных школах и колледжах?

Существующие школы попросту не располагают техникой, которая применяется в современной промышленности. В бюджете области практически не предусматриваются финансы на организацию и развитие производственного обучения, в недостаточном объеме выделяются средства на укрепление и модернизацию материально-технической базы, пополнение фонда учебной литературы, повышение квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения, внедрение инновационных педагогических технологий в области профобразования.

Вывод напрашивается сам по себе: в организацию процесса профессионального обучения кроме государства активно должны привлекаться работодатели и другие социальные партнеры. Это, в свою очередь, оказало бы влияние на определение содержания образовательных программ, порядок разработки правовых и нормативных документов, на механизм реализации образовательных стандартов профессионального обучения на практике и современное оснащение учебных заведений новым оборудованием и техникой. Отрадно, что первые примеры такого партнерства уже есть. Вслед за НК «Казатомпром» соглашение о сотрудничестве в сфере подготовки кадров подписано с компанией «Шеврон».

Со следующего года уже предполагается начать строительство в Шымкенте межрегионального профессионального учебного центра для обрабатывающей промышленности, с тем чтобы в сентябре 2010 года он приступил к подготовке специалистов для обрабатывающих предприятий страны.

Любовь ДОБРОТА
Южно-Казахстанская область
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь