Борьба с коррупцией или погоня за показателями?
admin 04 Августа 2008 в 10:02:53
Прокуратура Южного Казахстана подвела статистику коррупционных преступлений с начала 2008 года. С момента принятия закона о борьбе с коррупцией прошло уже 10 лет. Принятие и повсеместное его выполнение должно было обеспечить "беспощадную борьбу с коррупцией, невзирая на лица и должности" - так говорил Президент Республики.
На протяжении всего этого времени государственные органы и должностные лица, в пределах своей компетенции, должны были вести борьбу с коррупцией, привлекая существующие и создаваемые по ходу кадровые, контролирующие, юридические и иные службы.
Намечалось, что при таком положении вещей совершения коррупционных правонарушений, а тем более преступлений, должны быть сведены на нет. Однако реальность свидетельствует об обратном.
Из года в год наблюдается увеличение количества коррупционных преступлений, что стало угрожающей тенденцией. Даже если допустить, что рост статистики по коррупции обусловлен улучшающейся выявляемостью и раскрываемостью, то и тогда это лишь доказывает, что на поверхности оказывается самая вершина айсберга.
В ЮКО в 2006 году органами прокуратуры было зарегистрировано 172 коррупционных дела, в 2007 - 198 (рост составил 15 процентов).
За первое полугодие 2008 года зарегистрировано уже 144 преступления, что на 82 процента превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Главными борцами с коррупцией, на долю которых выпадает наибольшее количество выявленных преступлений, как и прежде, остаются органы финансовой полиции (ими выявлено свыше 80 процентов коррупционных преступлений).
Одна десятая часть нарушений выявляется чекистами - сотрудниками Департамента национальной безопасности.
6,5 процентов от числа всех выявленных правонарушений приходится на долю органов внутренних дел, хотя в прокуратуре считают, что полицейские тихой сапой самоустранились от борьбы с коррупционерами.
Типы коррупции, по частоте встречаемости и раскрываемости в переложении на юридический язык, выглядят следующим образом:
На первом месте - присвоение государственного имущества (27,3. Затем идет служебный подлог - свыше четверти от всех преступлений (27,1. Третье место заняло традиционное взяточничество - 23 %. Злоупотребление служебным положением - 18,4 %.
По этим уголовным делам к ответственности привлечено 125 человек. В том числе 12 акимов различного уровня, 25 сотрудников внутренних дел, 4 судебных исполнителя, 3 налоговиков, 2 секретаря маслихата, 1 судья и 4 санврачей.
Хотя, как отмечают в прокуратуре, к уголовной ответственности в основном привлекались должностные лица младшего и среднего звена, имеются факты наказания и более крупных фигур.
Среди ярких примеров здесь - руководитель департамента экономики и бюджетного планирования А. Мамытбекова, аким Сузакского района А. Бектаев, а также Умирзак Амет, бывший аким г. Туркестан, Сайрамского района и мэр г. Шымкента.
Среди последних работники прокуратуры особо отмечают цинизм и изворотливость экс-акима Сузака Алишера Бектаева. Он был задержан с поличным за получение взятки, причем в момент, когда он этой же пачкой денег бил по голове просителя, недовольный суммой. Впоследствии данный господин в ходе судебного разбирательства симулировал невменяемость.
Прокуратура отдает должное эффективности работы финансовой полиции, однако отмечает, что порой финполовцы увлекаются погоней за показателями.
Так, департаментом по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в этом году были возбуждены аж 14 уголовных дел в отношении главного специалиста налогового комитета Ордабасинского района. В вину тому ставилось незаконное привлечение к административной ответственности физических лиц.
Но в ходе расследования не был доказан факт получения налоговиком имущественных или иных благ, что является обязательным фактором в определении коррупционных преступлений. Поэтому, как постановила прокуратура, все эти дела не могут быть отнесены к коррупционным.
Кроме откровенных и наглых преступлений, прокуратура отмечает и факты нарушения антикоррупционного законодательства местными исполнительными органами. Сюда же относятся и бюджетники - врачи, учителя и т.п.
За проявление коррупционности к дисциплинарной ответственности привлечено 967 лиц, из которых 479 работники сферы образования (49,5; 197 человек - сотрудники исполнительных органов (20,3, 68 (7%) работников здравоохранения, 32 (3,3%) работника санэпиднадзора, 29 лиц из органов внутренних дел (2,9, а также 162 (16,7%) так называемых иных служащих из государственных органов и учреждений.
Согласно статистике, наиболее подвержены коррупции г. Шымкент - 22,9 %, Сарыагашский район - 22,6 % , Сайрамский - 8,5 %.
В целом, как отмечают в прокуратуре, среди местных исполнительных органов практически не ведется работа по выполнению принятой в области "Региональной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы".
Анализ показал формальность в проведении намеченных мероприятий, а руководители некоторых органов вообще не выполняют намеченные планы. Этим особо грешат акиматы Сайрамского, Казыгуртского и Отырарского районов.
Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
На протяжении всего этого времени государственные органы и должностные лица, в пределах своей компетенции, должны были вести борьбу с коррупцией, привлекая существующие и создаваемые по ходу кадровые, контролирующие, юридические и иные службы.
Намечалось, что при таком положении вещей совершения коррупционных правонарушений, а тем более преступлений, должны быть сведены на нет. Однако реальность свидетельствует об обратном.
Из года в год наблюдается увеличение количества коррупционных преступлений, что стало угрожающей тенденцией. Даже если допустить, что рост статистики по коррупции обусловлен улучшающейся выявляемостью и раскрываемостью, то и тогда это лишь доказывает, что на поверхности оказывается самая вершина айсберга.
В ЮКО в 2006 году органами прокуратуры было зарегистрировано 172 коррупционных дела, в 2007 - 198 (рост составил 15 процентов).
За первое полугодие 2008 года зарегистрировано уже 144 преступления, что на 82 процента превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Главными борцами с коррупцией, на долю которых выпадает наибольшее количество выявленных преступлений, как и прежде, остаются органы финансовой полиции (ими выявлено свыше 80 процентов коррупционных преступлений).
Одна десятая часть нарушений выявляется чекистами - сотрудниками Департамента национальной безопасности.
6,5 процентов от числа всех выявленных правонарушений приходится на долю органов внутренних дел, хотя в прокуратуре считают, что полицейские тихой сапой самоустранились от борьбы с коррупционерами.
Типы коррупции, по частоте встречаемости и раскрываемости в переложении на юридический язык, выглядят следующим образом:
На первом месте - присвоение государственного имущества (27,3. Затем идет служебный подлог - свыше четверти от всех преступлений (27,1. Третье место заняло традиционное взяточничество - 23 %. Злоупотребление служебным положением - 18,4 %.
По этим уголовным делам к ответственности привлечено 125 человек. В том числе 12 акимов различного уровня, 25 сотрудников внутренних дел, 4 судебных исполнителя, 3 налоговиков, 2 секретаря маслихата, 1 судья и 4 санврачей.
Хотя, как отмечают в прокуратуре, к уголовной ответственности в основном привлекались должностные лица младшего и среднего звена, имеются факты наказания и более крупных фигур.
Среди ярких примеров здесь - руководитель департамента экономики и бюджетного планирования А. Мамытбекова, аким Сузакского района А. Бектаев, а также Умирзак Амет, бывший аким г. Туркестан, Сайрамского района и мэр г. Шымкента.
Среди последних работники прокуратуры особо отмечают цинизм и изворотливость экс-акима Сузака Алишера Бектаева. Он был задержан с поличным за получение взятки, причем в момент, когда он этой же пачкой денег бил по голове просителя, недовольный суммой. Впоследствии данный господин в ходе судебного разбирательства симулировал невменяемость.
Прокуратура отдает должное эффективности работы финансовой полиции, однако отмечает, что порой финполовцы увлекаются погоней за показателями.
Так, департаментом по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в этом году были возбуждены аж 14 уголовных дел в отношении главного специалиста налогового комитета Ордабасинского района. В вину тому ставилось незаконное привлечение к административной ответственности физических лиц.
Но в ходе расследования не был доказан факт получения налоговиком имущественных или иных благ, что является обязательным фактором в определении коррупционных преступлений. Поэтому, как постановила прокуратура, все эти дела не могут быть отнесены к коррупционным.
Кроме откровенных и наглых преступлений, прокуратура отмечает и факты нарушения антикоррупционного законодательства местными исполнительными органами. Сюда же относятся и бюджетники - врачи, учителя и т.п.
За проявление коррупционности к дисциплинарной ответственности привлечено 967 лиц, из которых 479 работники сферы образования (49,5; 197 человек - сотрудники исполнительных органов (20,3, 68 (7%) работников здравоохранения, 32 (3,3%) работника санэпиднадзора, 29 лиц из органов внутренних дел (2,9, а также 162 (16,7%) так называемых иных служащих из государственных органов и учреждений.
Согласно статистике, наиболее подвержены коррупции г. Шымкент - 22,9 %, Сарыагашский район - 22,6 % , Сайрамский - 8,5 %.
В целом, как отмечают в прокуратуре, среди местных исполнительных органов практически не ведется работа по выполнению принятой в области "Региональной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы".
Анализ показал формальность в проведении намеченных мероприятий, а руководители некоторых органов вообще не выполняют намеченные планы. Этим особо грешат акиматы Сайрамского, Казыгуртского и Отырарского районов.
Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
|