Акиматы Алматы и Астаны борются с инфляцией рыночным понижением цен

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 31 Июля 2008 в 10:39:56
Администрации обеих столиц Казахстана борются с ростом цен организацией торговли под собственным контролем. И в этой ценовой борьбе удалось достичь некоторых успехов. Алматы впервые покинул первую тройку казахстанских городов – лидеров по инфляции, а Астана добилась продаж продуктов в определенных местах на 25 процентов ниже, чем в целом по городу.

Основным методом работы стали контролируемые точки торговли, где исключены цепочки посредников и аренда как ценовой фактор. Общая направленность градоначальников – расширение сферы влияния на рынок. Поскольку в столице обнаружилась нехватка торговых площадей, госструктуры озабочены тем, чтобы их увеличить. Кроме того, большие надежды возлагаются на логистические центры, попросту – овощехранилища и промышленные холодильники, которые позволят запасаться впрок.

На этой неделе алматинская горадминистрация с помощью госагентства по статистике выяснила, что поставлен неожиданный рекорд. Всегда лидировавшая по республике по части инфляции южная столица впервые показала «высокие» невысокие результаты.
В общем-то, городу есть чем похвастаться только по майским показателям: тогда инфляция в Алматы составила 100,7 процента, а общереспубликанская – 101 процент. Другое дело, что май – месяц межсезонья, когда мог наблюдаться ценовой скачок.
Заслуживают внимания меры, которые принимает горадминистрация.

Акимат за прилавком

Как сообщает начальник отдела торговли управления предпринимательства и промышленности алматинского акимата Адис Сейдакматов, в этом году акимат города придал работе по стабилизации цен постоянный характер: «До этого такая деятельность была сезонной и заключалась в проведении различных сельскохозяйственных ярмарок в период массового сбора урожая, что помогало сельхозтоваропроизводителям сбыть продукцию и расширяло рынок, то есть не давало ценам необоснованно расти. Начиная с конца прошлого года, когда инфляция перевалила за двузначные цифры, встал вопрос о том, чтобы перевести эту работу на постоянную основу и искать новые пути для снижения влияния рынка потребительских цен. Ярмарки, которые работали только осенью, продолжили свою работу до конца года, не позволив поднять цены в предпраздничный период. А со следующего года было принято решение проводить сельскохозяйственные ярмарки в весенний период, когда наблюдается сезонное повышение цен. К работе на ярмарках были привлечены товаропроизводители Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей и из соседних республик».
К лету деятельность ярмарок приостановили (до сентября), поскольку на улице реализация мяса, молочных и других продуктов невозможна. Но была найдена альтернатива и организованы так называемые муниципальные ряды. На 15 продовольственных рынках акимат получил по несколько мест. Эти ряды будут функционировать с мая по сентябрь. Поставки обеспечиваются из южных регионов республики теми товаропроизводителями, которые имеют возможность работать сезонно. Для них обеспечивается постоянный санитарный, ветеринарный контроль. И поскольку торговые места предоставлены на бесплатной основе, это уже снижает цену приблизительно на 15 процентов. Но не это главное. Дело в том, что акимат ставит целью не насыщение рынка более дешевой продукцией, а его регулирование с помощью торговли по более низкой цене.
Из работы ярмарок вылилось сотрудничество горакимата с сельскохозяйственной компанией «Жер Ана», которая начала реализовывать свою продукцию с колес. Цены в этих торговых точках ниже на 15–20 процентов, поскольку в них также не заложен фактор арендной платы за место. Считается, что машина, в отличие от стационарной палатки, не будет нарушать архитектурный облик города.
Далее, выполняя задание правительства, акимат предоставил социально-предпринимательской корпорации «Онтустик» 50 торговых мест для организации торговли в палатках. Этим будет заниматься «дочка» СПК – ТОО «Агрохолдинг «Онтустик».
Кроме того, организована работа муниципальной оптовой площадки в микрорайоне «Айнабулак» как альтернатива рынку «Алтын орда». Запланировано создание нескольких таких площадок.
В дальнейшем планируется активно использовать строящийся торгово-логистический центр, который будет введен в эксплуатацию во втором квартале 2009 года. Предполагается, что его можно будет использовать для нивелирования сезонных колебаний цен, поскольку у города появится возможность делать значительные запасы продовольственных товаров (до 40 тысяч тонн) и хранить при различных температурных режимах. Операторы, которые работают на рынке продтоваров, смогут делать запасы мясной, овощной и другой продукции.
«Наша задача – исключительно рыночными методами влиять на ценообразование основных продовольственных товаров, – уверен Адис Сейдакматов. – И на данный момент по продовольствию у города хорошие успехи. С марта по июль у нас составляющие инфляции не в этой категории, а среди платных услуг и непродовольственных товаров. И если мы займем 30–35 процентов рынка с теми предприятиями, которые с нами сотрудничают в области продовольственного рынка, то мы сможем существенно влиять на сдерживание роста цен».

Преимущества муниципального лотка

Калькулятор алматинского акимата демонстрирует выгоду для кармана покупателя на основе структуры цены килограмма картофеля. В ЮКО у производителя его цена – 45 тенге. Транспорт «накидывает» 10 тенге, а различные накладные расходы, в том числе погрузка-выгрузка и оплата работы продавца, – еще 10–15 тенге. В итоге получаем 65 тенге за килограмм у «муниципальщика», то есть того, кто торгует без посредника на бесплатных торговых площадях.
У традиционного торговца в цену заложено гораздо больше факторов. Цена товара у производителя та же – 45 тенге. Посредник, который купил картофель у колхозника, продает его оптовику в Алматы на рынке по цене 70 тенге. Оптовик тратит на перевозку от оптового рынка до своих торговых точек около 5 тенге плюс его работа как предпринимателя – тоже 5–10 тенге – и аренда на рынке. В итоге выходит не меньше 90 тенге.
Таким образом, когда нет звена посредника и дополнительных расходов по аренде, цена оказывается ниже.

Выгодная четверть

Астана также добилась хороших антиинфляционных показателей. В частности, для насыщения продовольственного рынка и стабилизации цен на продукты питания на рынке «Шапагат» организована торговля продукцией по ценам производителей. Причем мониторинг цен показал, что стоимость продуктов питания на коммунальном рынке «Шапагат» на 10–15 процентов ниже других торговых объектов. Акиматом города отмечается, что еженедельные ярмарки завоевали чрезвычайную популярность у жителей Астаны, тем более что цены в эти дни снижаются на 20–25 процентов. Общая сумма реализации продовольственных товаров на еженедельных городских ярмарках составляет с начала года 200 млн тенге. Однако, как показывает практика, мощности рынка «Шапагат» и центрального рынка ТОО «Софиевское» по шоссе Алаш уже недостаточно для проведения таких мероприятий по стабилизации цен. В связи этим прорабатывается вопрос о строительстве дополнительного коммунального рынка.
Одновременно с этим в столице продолжается организация торговых площадей, которые действуют сейчас и на перспективу.
Кроме того, в городе строятся тепличный комплекс и овощехранилища на коммерческих рынках, расположенных вдоль шоссе Алаш.
В дальнейшем планируется реализация проекта АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» по строительству современного оптового комплекса с региональной сетью торгово-логистических терминалов для продвижения плодоовощной продукции на расстоянии 13 км от города Астаны в поселке Талапкер Акмолинской области.
Таким образом, в ближайший год будет создана вся необходимая инфраструктура для бесперебойного снабжения населения г. Астаны продовольственной продукцией. А также решен вопрос о регулирования процесса поставок в г. Астану той или иной продовольственной группы товаров. Более того, благодаря соглашению между торгово-закупочным предприятием ТОО «Астана-Ырыс» и АО «НК «СПК «Онтљстiк» о поставках овощной продукции в город Астану по фиксированным ценам и помощи Продкорпорации, предприятия акимата города планируют занять не менее 25 процентов на рынке торговли плодоовощной продукцией, что позволит влиять на ценовую ситуацию в городе.

Источник: liter.kz
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь