КНБ vs Департамент таможни

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 21 Июля 2008 в 12:12:37
Рядовое задержание двух офицеров таможенного поста "Аухатты" департамента таможенного контроля по Жамбылской области неожиданно для оперативников КНБ натолкнулось на жесткое противостояние руководства таможенного департамента и областной прокуратуры.

Старший специалист ДТК Мухамедкарим БАТАЙ и его напарник Ерлан БАЙНАЗАРОВ подозреваются в экономической контрабанде. Оба офицера без проволочек позволили проехать через пост водителю грузовика Атабеку ДАРИБАЕВУ, хотя проезд грузовых автомобилей через "Аухатты" запрещен. Мухамедкарим Батай признался, что, несмотря на запрет, пропустил грузовик в Киргизию. Однако прокуратура Жамбылской области ограничилась лишь подпиской о невыезде для обоих "верещагиных". Комитетчики утверждают, что не первый раз сталкиваются с жестким противостоянием местных силовиков. Начальник таможни аэропорта Тараза Гафур БАХРАМОВ (см. "Подполковник-миллиардер", "Время" от 5. 6. 2008 г.), задержанный за дачу взятки офицерам спецслужбы, тоже был доставлен в прокуратуру области, где должны были выдать санкцию на его арест. Но и в этом случае отделался лишь подпиской… Между тем комитетчики установили, что подполковник Бахрамов обеспечил "зеленый коридор" для контрабандного товара на общую сумму более 86 миллионов тенге...

Еще месяц назад оперативники КНБ заподозрили сотрудников департамента таможенного контроля Жамбылской области в покровительстве организованной преступной группировке, промышлявшей контрабандой товаров через таможенный пост "Аухатты". Подозрение подтвердилось лишь на днях.

…Около двух часов ночи группа захвата залегла в нескольких десятках метров от поста. Дежурная смена из числа сотрудников таможни, пограничной и ветеринарной служб прохаживается по посту.

- Ждем до последнего, - сразу предупреждает руководитель операции (чекисты просили не указывать их фамилии и должности. - Т.К.). - Я уверен, что груз пойдет сегодня.

Другой комитетчик, раздвинув кусты, наводит видеокамеру прямо на пост. Примерно через полчаса подъезжает грузовик, водитель гасит фары, и таможенники начинают суетиться. Я же ловлю себя на мысли: сейчас нас вычислят, грузовик развернется - и вся операция завершится, так и не начавшись. Делюсь сомнениями с оперативниками. Они смеются:

- Грузовик обязательно проедет через этот пост. Если ему все же дадут от ворот поворот, то можешь опубликовать сенсацию: казахстанская таможня начала работать на государство, а не на собственный карман...

Увы, сенсации не вышло.

Подняв шлагбаум, таможенники пропускают грузовик, который проехал метрах в 20 от нас. Руководитель группы захвата приглушенно произносит в рацию:

- Машина пошла. Задерживайте и начинайте осмотр. Нас не ждите, мы здесь еще поснимаем.

Через несколько минут нам сообщают, что грузовик задержан, водитель уже дает показания. Мы же продолжаем наблюдать за постом. Лежать на голой земле неудобно, приходится ерзать в поисках более удобной позы. Но чекист с камерой на эти мелочи внимания не обращает: его задача - наснимать как можно больше "видеодоказательств". Решив, что компромата достаточно, руководитель операции командует:

- За мной в цепочку - бегом!

Нас заметили метров за 30 до поста. Убегать и сопротивляться постовые не стали. Объявив таможенникам, в чем их подозревают, комитетчики приступили к допросу. Не прошло и получаса, как на посту появились адвокаты. Комитетчики предположили, что за рядовыми таможенниками стоят влиятельные чиновники. Позже это подтвердилось...

- Мухамедкарим Батай, Ерлан Байназаров, - начал следователь КНБ. - Вы подозреваетесь в экономической контрабанде. Разъясняю ваши права (следователь перечисляет статьи уголовно-процессуального кодекса. - Т.К.).

- Работаю в таможне с прошлого года, - начинает давать показания подозреваемый Батай. - Начинал специалистом отдела по борьбе с контрабандой, сейчас старший специалист ДТК. 10 июля в девять утра приехал на работу. Начальник поста и его заместитель после развода направили меня и Байназарова на пост "Аухатты". Около трех часов ко мне подошел пожилой мужчина лет 70. Он попросил пропустить через "Аухатты" в Киргизию грузовик его сына, которому был необходим срочный ремонт, а до поста "Карасу" (через который грузовикам проезд разрешен. - Т. К.) машина, по его словам, не доедет. Я сначала отказался, но после долгих уговоров не стал отказывать пожилому человеку. Увидев, что грузовик пустой (на самом деле длинномер был набит коробками с обувью, в чем мы убедились позже. - Т.К.), я пропустил машину в Киргизию.

- Знаете ли вы о том, что проезд грузовым автомобилям через ваш пост запрещен?

- (После тяжелого вздоха). Знаю...

- Пропустив грузовик, вы...

- До часу ночи работал. Потом пошел в туалет. Через 20 минут вернулся на пост. Чем в это время занимался напарник - не знаю. Подошел к пограничникам, поговорили. Чуть позже увидел двух парней, у одного в руках была видеокамера. Подумав, что приехал начальник с проверкой, я подошел к ним. Но парни представились сотрудниками КНБ и начали осмотр места происшествия. Напарник подошел через час. Свое отсутствие он объяснил тем, что все это время просидел в туалете.

По словам Ерлана Байназарова, он приехал на пост и принял смену около 11 утра. После обеда уехал в аптеку за лекарствами.

- Других отлучек со смены не было, - говорит второй подозреваемый. - Кроме нас дежурят пограничники. Сначала транспорт проходит через них, потом приезжает к нам на пост. Через "Аухатты" грузовые автомобили не должны проходить, так как на этом посту грузы не оформляются. За время дежурства я не видел, чтобы через пост проезжал грузовик. К задержанной автомашине DAF с госномером В 720 HMN никакого отношения не имею. Эта машина через КПП не проезжала...

Застигнутые врасплох, таможенники явно противоречат друг другу. А потом начинают "переводить стрелки": мол, контрабанду мог пропустить пограничный наряд. Но задержанный водитель-дальнобойщик сообщил, что хозяин груза договорился о пересечении границы именно с таможенниками.

Из показаний водителя АРИБАЕВА:

"9 июля мне на сотовый позвонил парень и предложил заработать тысячу долларов за доставку груза. Нужно было приехать на киргизский рынок "Дордой", где меня встретят и загрузят. Через пост "Карасу" я заехал в Киргизию. На рынке встретился с парнем лет 25-30. Оставив машину на складе, я ушел поужинать. Парень сказал, что позвонит. Уходя, заметил, что в машину грузят коробки с обувью. Примерно через три часа парень позвонил. Я вернулся к машине, она была загружена, двери опломбированы. В час ночи мне позвонили и велели ехать в Казахстан через пост "Аухатты". Я объяснил, что там грузовики не пропускают, но работодатель успокоил: он, мол, договорился с таможенниками. Подъезжая к посту, я, как договаривались, выключил фары. Таможенники подняли шлагбаум, и я проехал пост. Меня никто не остановил для проверки. Уже в селе Аухатты был задержан сотрудниками КНБ. Документы на машину у меня забрали на складе. Пообещали вернуть после доставки груза в Кордай. Документов на товар нет. Мужчина, нанявший меня, пообещал, что со всеми службами договорится, и проблем у меня не будет...".

По словам комитетчиков, устанавливаются все члены этой преступной группировки, наладившие устойчивый канал контрабанды под "крышей" таможенников. Чекисты говорят, что это только начало операции по изобличению нечистых на руку стражей торговых границ.

- Скрывать не буду - часть покровителей контрабандистов занимает руководящие посты в Комитете таможенного контроля Минфина РК. После сбора необходимых доказательств их фамилии и должности станут известны широкой общественности, - сообщил напоследок руководитель операции.

Тохнияз КУЧУКОВ, "Время"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь