В последние годы во имя американского государства творятся мрачные злодеяния
admin 15 Июля 2008 в 08:43:44
Чтобы получить полный отчет об использовании американскими военными методов допросов, президент должен выдать обвиняемым в совершении 'военных преступлений' индульгенцию
В последние годы во имя американского государства творятся мрачные злодеяния. Это и отвратительные ночные представления в Абу-Грейбе, и избиение до смерти пленников в Афганистане, и официально санкционированные пытки погружением в воду, и жестокое отношение к ценным заключенным из 'Аль-Каиды'. Сейчас все чаще звучат требования призвать к ответу и наказать высокопоставленных руководителей из администрации. Либералы из Конгресса, правозащитные организации и прочие активисты настаивают на проведении судебного расследования 'военных преступлений' высокопоставленных руководителей, в том числе, того разрешения, которое администрация Буша дала на применение таких методов допроса, которые многие считают пытками.
Идея не самая лучшая. В действительности, президент Джордж Буш обязан оставить без наказания всех чиновников - от министров до рядовых клерков, которым может грозить судебное преследование за методы допросов, утвержденные юристами администрации. (Бушу было бы неприлично давать помилование вице-президенту Дику Чейни (Dick Cheney) или себе самому, но следующий президент в любом случае не позволит, чтобы их преследовали в судебном порядке - пусть это и вызовет раздражение у критиков.) Основание для помилования довольно простое: больше всего этой стране нужен полный и правдивый отчет о произошедшем. Новый президент должен созвать 'комиссию правды', имеющую полномочия для вызова людей на допрос, чтобы расследовать все возможные правонарушения и извлечь из них необходимые уроки. Но это не должно превратиться в уголовное расследование, когда чиновники будут вынуждены нанимать адвокатов и задраивать люки.
Помилование даст возможность 'комиссии правды' достичь самой важной цели: вскрыть все значительные факты, определить невинных жертв для выплаты им компенсации, обеспечить проведение серьезной дискуссии о том, какими в Америке должны быть правила допроса, выдать рекомендации о правовых реформах, создать условия для соответствующих извинений и восстановления доброго имени США. Но среди этих целей не должно быть попыток разрушить жизнь тем людям, которые совершили достойные сожаления ошибки, делая грязную работу - работу, которая была законной, судя по словам юристов из администрации, и которая казалась им необходимой для предотвращения террористических массовых убийств.
Уголовное расследование только затруднит попытки выяснения правды и исключит возможность каких бы то ни было извинений. Оно подстегнет тех, кто знает, как в максимальной степени воспользоваться правом отказаться давать показания, ссылаясь на пятую поправку в конституции США. Любой приговор приведет также к многолетней войне пристрастий. А те, кто займут самые трудные посты в правительстве - если, конечно, следующей администрации удастся найти людей, чтобы такие посты заполнить - извлекут для себя важный урок: спасать жизни ни в чем не повинных людей менее важно, чем прикрывать собственную задницу. И все надежды на проведение в обществе разговора о тех уроках, которые нам надо усвоить, потерпят крах.
Помилование не будет для преступников благодеянием. Можно утверждать, что чиновники могут либо должны подать в отставку вместо того, чтобы выполнять вызывающие сомнения юридические постановления. Однако нет никаких доказательств, что высокопоставленные руководители действовали с преступными намерениями. Похоже, что такие чиновники утверждали лишь те методы допросов, которые юристы из администрации, и в частности из Офиса юрисконсультов (Office of Legal Counsel), считали законными. Согласно давней традиции, Офис юрисконсультов считается своего рода верховным судом исполнительной ветви власти.
Тех, кто призывает к проведению уголовного расследования, разубедить будет непросто. К таким людям относятся почти 60 демократов из палаты представителей и генерал-майор в отставке Энтони Тагуба (Anthony Taguba), который возглавлял военное расследование обстоятельств скандала с пытками в Абу-Грейбе. Полковник в отставке Лоренс Уилкерсон (Lawrence Wilkerson), возглавлявший аппарат тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), выступил с предложением о том, что юристов из администрации можно судить в зарубежном суде (пусть даже его бывший босс окажется в уязвимом положении). А бывший пресс-секретарь Белого Дома Скотт Маклеллан (Scott McClellan) заявил ABC News, что теперь он поверил в причастность администрации к пыткам.
Но Конгресс дает очень узкое толкование пыток. Офис юрисконсультов с 2002 года заявлял чиновникам, что некоторые методы активного принуждения, в том числе утапливание допрашиваемого в воде, которое большинство стран мира осуждает, называя пыткой, не нарушают федеральный закон против пыток. До середины 2006 года Офис юрисконсультов также говорил, что проводящие допросы следователи могут не обращать внимания на гораздо более широкий запрет Женевских конвенций от 1949 года на 'жестокое', 'оскорбительное и унижающее' отношение к заключенным. Юрисконсульты выяснили, а Буш объявил, что Женевские конвенции не имеют отношения к террористам без государственной принадлежности, таким как члены 'Аль-Каиды'.
Но затем судьи Верховного суда неприятно удивили администрацию. Опровергнув мнение федерального суда по апелляциям, президента Буша, Офиса юрисконсультов и четырех других судей из Верховного суда, они большинством голосов вынесли постановление, что Женевские конвенции все же дают защиту членам 'Аль-Каиды' и другим узникам Гуантанамо. Это привело к применению федерального закона о военных преступлениях, согласно которому нарушения Женевской конвенции считаются федеральным преступлением и могут преследоваться по закону.
Но любое преследование такого рода наверняка потерпит неудачу. Конгресс задним числом внес поправку в закон о военных преступлениях, чтобы заблокировать любые судебные преследования по обвинению в жестоких методах допросов, граничащих с пытками. А чиновники могут выдвинуть в свою защиту практически неопровержимый довод: они добропорядочно полагались на рекомендации юрисконсультов. Служебные записки Офиса юрисконсультов и утвержденные методы допросов станут для них 'пропуском из тюрьмы на свободу'.
Конечно, освободив чиновников от ответственности предоставлением помилований, Буш навлечет на себя обвинения в кумовстве и укрывательстве. Но больше других от этого выиграет следующий президент. Без таких помилований давление на консерваторов с требованием 'достать военных преступников' затруднит работу по сплочению всех американцев вокруг решения многочисленных экономических и социальных проблем, с которыми сталкивается страна. Никакому президенту (особенно если им станет Барак Обама, неоднократно говоривший о необходимости покончить с межпартийными ссорами) это не нужно.
Евгений Еремин , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 14 июля 2008, 15:34
Оригинал публикации: The Truth About Torture
В последние годы во имя американского государства творятся мрачные злодеяния. Это и отвратительные ночные представления в Абу-Грейбе, и избиение до смерти пленников в Афганистане, и официально санкционированные пытки погружением в воду, и жестокое отношение к ценным заключенным из 'Аль-Каиды'. Сейчас все чаще звучат требования призвать к ответу и наказать высокопоставленных руководителей из администрации. Либералы из Конгресса, правозащитные организации и прочие активисты настаивают на проведении судебного расследования 'военных преступлений' высокопоставленных руководителей, в том числе, того разрешения, которое администрация Буша дала на применение таких методов допроса, которые многие считают пытками.
Идея не самая лучшая. В действительности, президент Джордж Буш обязан оставить без наказания всех чиновников - от министров до рядовых клерков, которым может грозить судебное преследование за методы допросов, утвержденные юристами администрации. (Бушу было бы неприлично давать помилование вице-президенту Дику Чейни (Dick Cheney) или себе самому, но следующий президент в любом случае не позволит, чтобы их преследовали в судебном порядке - пусть это и вызовет раздражение у критиков.) Основание для помилования довольно простое: больше всего этой стране нужен полный и правдивый отчет о произошедшем. Новый президент должен созвать 'комиссию правды', имеющую полномочия для вызова людей на допрос, чтобы расследовать все возможные правонарушения и извлечь из них необходимые уроки. Но это не должно превратиться в уголовное расследование, когда чиновники будут вынуждены нанимать адвокатов и задраивать люки.
Помилование даст возможность 'комиссии правды' достичь самой важной цели: вскрыть все значительные факты, определить невинных жертв для выплаты им компенсации, обеспечить проведение серьезной дискуссии о том, какими в Америке должны быть правила допроса, выдать рекомендации о правовых реформах, создать условия для соответствующих извинений и восстановления доброго имени США. Но среди этих целей не должно быть попыток разрушить жизнь тем людям, которые совершили достойные сожаления ошибки, делая грязную работу - работу, которая была законной, судя по словам юристов из администрации, и которая казалась им необходимой для предотвращения террористических массовых убийств.
Уголовное расследование только затруднит попытки выяснения правды и исключит возможность каких бы то ни было извинений. Оно подстегнет тех, кто знает, как в максимальной степени воспользоваться правом отказаться давать показания, ссылаясь на пятую поправку в конституции США. Любой приговор приведет также к многолетней войне пристрастий. А те, кто займут самые трудные посты в правительстве - если, конечно, следующей администрации удастся найти людей, чтобы такие посты заполнить - извлекут для себя важный урок: спасать жизни ни в чем не повинных людей менее важно, чем прикрывать собственную задницу. И все надежды на проведение в обществе разговора о тех уроках, которые нам надо усвоить, потерпят крах.
Помилование не будет для преступников благодеянием. Можно утверждать, что чиновники могут либо должны подать в отставку вместо того, чтобы выполнять вызывающие сомнения юридические постановления. Однако нет никаких доказательств, что высокопоставленные руководители действовали с преступными намерениями. Похоже, что такие чиновники утверждали лишь те методы допросов, которые юристы из администрации, и в частности из Офиса юрисконсультов (Office of Legal Counsel), считали законными. Согласно давней традиции, Офис юрисконсультов считается своего рода верховным судом исполнительной ветви власти.
Тех, кто призывает к проведению уголовного расследования, разубедить будет непросто. К таким людям относятся почти 60 демократов из палаты представителей и генерал-майор в отставке Энтони Тагуба (Anthony Taguba), который возглавлял военное расследование обстоятельств скандала с пытками в Абу-Грейбе. Полковник в отставке Лоренс Уилкерсон (Lawrence Wilkerson), возглавлявший аппарат тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), выступил с предложением о том, что юристов из администрации можно судить в зарубежном суде (пусть даже его бывший босс окажется в уязвимом положении). А бывший пресс-секретарь Белого Дома Скотт Маклеллан (Scott McClellan) заявил ABC News, что теперь он поверил в причастность администрации к пыткам.
Но Конгресс дает очень узкое толкование пыток. Офис юрисконсультов с 2002 года заявлял чиновникам, что некоторые методы активного принуждения, в том числе утапливание допрашиваемого в воде, которое большинство стран мира осуждает, называя пыткой, не нарушают федеральный закон против пыток. До середины 2006 года Офис юрисконсультов также говорил, что проводящие допросы следователи могут не обращать внимания на гораздо более широкий запрет Женевских конвенций от 1949 года на 'жестокое', 'оскорбительное и унижающее' отношение к заключенным. Юрисконсульты выяснили, а Буш объявил, что Женевские конвенции не имеют отношения к террористам без государственной принадлежности, таким как члены 'Аль-Каиды'.
Но затем судьи Верховного суда неприятно удивили администрацию. Опровергнув мнение федерального суда по апелляциям, президента Буша, Офиса юрисконсультов и четырех других судей из Верховного суда, они большинством голосов вынесли постановление, что Женевские конвенции все же дают защиту членам 'Аль-Каиды' и другим узникам Гуантанамо. Это привело к применению федерального закона о военных преступлениях, согласно которому нарушения Женевской конвенции считаются федеральным преступлением и могут преследоваться по закону.
Но любое преследование такого рода наверняка потерпит неудачу. Конгресс задним числом внес поправку в закон о военных преступлениях, чтобы заблокировать любые судебные преследования по обвинению в жестоких методах допросов, граничащих с пытками. А чиновники могут выдвинуть в свою защиту практически неопровержимый довод: они добропорядочно полагались на рекомендации юрисконсультов. Служебные записки Офиса юрисконсультов и утвержденные методы допросов станут для них 'пропуском из тюрьмы на свободу'.
Конечно, освободив чиновников от ответственности предоставлением помилований, Буш навлечет на себя обвинения в кумовстве и укрывательстве. Но больше других от этого выиграет следующий президент. Без таких помилований давление на консерваторов с требованием 'достать военных преступников' затруднит работу по сплочению всех американцев вокруг решения многочисленных экономических и социальных проблем, с которыми сталкивается страна. Никакому президенту (особенно если им станет Барак Обама, неоднократно говоривший о необходимости покончить с межпартийными ссорами) это не нужно.
Евгений Еремин , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 14 июля 2008, 15:34
Оригинал публикации: The Truth About Torture
|