Казахстан к ядерным государствам не относится, но он может поставлять ядерное топливо

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 25 Июня 2008 в 10:21:01
В последнее время вновь обострился “иранский вопрос”. Настолько, что выражаются опасения, что может быть предпринята попытка решить его силовым путем. Выступивший буквально недавно глава МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) Мухаммед Аль-Барадей заявил, что ему при таком варианте развития событий, по-видимому, придется подать в отставку. А Виталий Чуркин, представитель Российской Федерации в ООН, высказался за продолжение переговоров с Ираном и за мирное решение, связанного с его ядерной программой вопроса.

Вашингтон же куда острей и болезненней воспринимает реальные и предполагаемые действия Тегерана в этом направлении. Причем уже давно. Еще в начале нынешнего года информационные агентства распространили заявление американского президента Дж. Буша о том, что-де Иран продолжает представлять для мира опасность. Таким образом, быстро оправдался глобальный прогноз на 2008 год, который чуть ранее высказал от имени своего издания Ли Сюецзянь, главный репортер-резидент китайской газеты “People's Daily” в Соединенных Штатах, в части, касающейся отношения нынешнего Вашингтона к официальному Тегерану: “Для США иранский ядерный вопрос останется надоедливым “горячим сладким картофелем”. Администрация Буша продолжает принимать меры наказания против Ирана; обе стороны будут все также находиться на поле словесной битвы”.

Тут следует уточнить для большей ясности то, что у американцев под названием “горячий картофель” подразумевается “неприятный вопрос, которым приходится заниматься”. Дж. Буш, видимо, и занялся им, не откладывая в долгий ящик, в самом начале нового, 2008 года.

Правда, тогда он уточнил, что эту проблему, мол, можно решить путем переговоров. Но сейчас, судя по недавнему выступлению М.Эль-Барадея, не исключается и силовой вариант. По сути дела, нынешнее обострение ситуации по такому вопросу все так же связано с опасениями Запада, и, прежде всего, США, касательно того, что Иран может пойти на прорыв режима нераспространения ядерного оружия. И происходит такое в пору исполнения десятилетия его нарушения двумя другими государствами, находящимися неподалеку от иранских пределов.

Десять лет назад, к концу весны и началу лета 1998 года режим нераспространения ядерного оружия нарушился, и сразу 2 державы неподалеку от нашего региона – Индия и Пакистан - обзавелись им. Сперва испытания провели индийцы, а потом, спустя некоторое время, пакистанцы сделали то же самое. Великие державы, обычно ревниво бдящие за тем, чтобы режим нераспространения ядерного оружия не нарушался, повели себя накануне и по прошествии тех случаев далеко не так активно, как это бывает в отношении Ирана или Северной Кореи. Доподлинно вообще не известно, пытался ли Запад, используя свое влияние на индийцев и пакистанцев, уговорить их в свое время отказаться от намерений создать свою ядерную программу. Попытки вроде бы и были, но не понятно, насколько настойчиво было при этом западное сообщество, чьим мнением в действительности не могут совсем уж пренебрегать ни индийцы, ни пакистанцы.

Таким образом, Казахстан, который на момент отказа от своего такого же оружия имел в своем окружении две ядерные державы, получил еще двух таких же соседей. Причем за последние десятилетия они вступали в вооруженные конфликты друг с другом (СССР, правопреемницей которого является Россия, с Китаем, Китай с Индией, Индия с Пакистаном), которые каждый раз едва не перерастали в полномасштабную войну… Если к названной группе государств с оружием массового уничтожения присоединится, в конце концов, и Иран, получится, наш центрально-азиатский регион, включая Афганистан, находится в плотном кольце одних только ядерных держав. Правда, американцы и Запад в целом при поддержке так называемого международного сообщества, вроде бы проявляют решимость не допустить обретения Ираном оружия массового поражения. Для нас же тут, в Центральной Азии, это еще означает усилия, направленные на недопущения создания такого целиком безъядерного региона, который был бы заключен в кольцо крупных ядерных государств.

В свете таких перемен, а также перспектив дальнейшего осложнения ситуации возникает вопрос: как теперь обстоит вопрос с обязательствами по обеспечению безопасности Казахстана, которые, по всей видимости, должны были быть даны ему в 1992 году теми, кто вынуждал его отказаться от своего ядерного оружия?! Но он, по сути, остается без ответа.

А между тем в Америке, в самом мощном государстве в ряду таких держав, подход к решению вопроса недопущения дальнейшего распространению ОМУ уже, похоже, меняется.

Он, насколько можно судить, предполагает, с одной стороны, обзаведение возможностью эффективного наказания тех, кто, не поддаваясь никаким увещеваниям со стороны международного сообщества, стремится любой ценой получить ОМУ (оружие массового поражения), а с другой – предложение программы помощи таким развивающимся государствам, которые хотят пользоваться безопасной ядерной энергией в мирных целях.

Сначала о первом направлении. Еще в августе 2002 года стратегическое командование США, на которое возложена ответственность за американские ядерные силы, провело закрытое совещание на одной из баз в штате Небраска. Там присутствовало свыше 150 профильных специалистов высокого уровня. Среди них были члены администрации президента Дж. Буша, ответственные лица с трех основных американских ядерных лабораторий (Лос-Аламос, Сэндия и Лоуренс Ливермор), высокопоставленные офицеры военно-воздушных сил стратегического командования, промышленники и эксперты по оборонной сфере.

Зато от Конгресса туда никого не пригласили. Информация об этом просочилась в прессу (Julian Borger “Dr Strangelove’s meet to plan new nuclear era”, The Guardian). Целью этой встречи самых избранных из избранных была диверсификация спектра ядерных выборов в распоряжении американских стратегов. Конкретно же речь шла о необходимости предоставления в их распоряжение такого оружия высокой точности и слабой интенсивности, которое было бы способно проникать глубоко под землю и уничтожать подземные убежища и бункеры.

Как знать, не предполагается ли сейчас, когда в воздухе витают опасения касательно возможности предприятия попытки по силовому решению так называемого “иранского вопроса”.

На подобный шаг западных стратегов может толкнуть то обстоятельство, что расползания оружия массового уничтожения по земному шару не удалось остановить. Международный договор о его нераспространении де-факто не действует.

Меры, которые принялись разрабатывать американцы, являются свидетельством признания того, что мирными средствами остановить распространение ОМУ не удалось и не удастся. В списке американцев фигурируют 70 государств, в распоряжении которых в общей сложности имеются 1400 командных постов обеспечения старта ракет и подземные установки ОМУ (William J.Broad “Us presses program for new atom bombs”, International Herald Tribune).

Напомним, что в мире всего порядка 190 государств. Немногим менее половины из них, получается, уже располагают ОМУ или уже близки к тому, чтобы получить его в свое распоряжение. По сути, тенденция к обретению такого вида оружия принимает глобальный характер. В самых разных государствах в различных частях света рано или поздно местные стратеги приходят к уяснению того, что ситуация, при которой одни страны обладают сверхмощными видами оружия, а другие должны добровольно воздерживаться от их разработки, отнюдь не предполагают гарантии равноправия в сфере межгосударственных отношений.

Но ядерная программа современным государствам и обществам нужна не только для обзаведения ОМУ. Запад, в том числе и американцы, прекрасно понимают, что препятствовать таким запросам неуместно.

И здесь разговор переходит уже к теме второго, мирного направления в новом подходе американцев к вопросу распространения ядерных программ в мире. Это заключено в так называемом Глобальном ядерном энергетическом партнерстве (ГЯЭП). Под эгидой этой программы, которая была запущена Государственным секретарем США по энергетике Сэмуэлем Бодмэном в феврале 2006 года, Америка добивается сотрудничества с другими странами по переработке истощенного ядерного топлива в мирных целях.

Предполагается, что страны-партнеры станут поставлять ядерное топливо развивающимся странам, позволяя им пользоваться выгодами чистой, безопасной ядерной энергии по разумной стоимости в обмен на обязательство не обогащать и не перерабатывать истощенное ядерное топливо для производства ядерного оружия.

Интересно в связи с такой ситуацией то, к какой же категории государств относится Казахстан. Ядерное оружие для нашей страны уже, вроде как, не будущее, а прошлое. Государств, которые, имея такое оружие, отказались от него, всего три. Это – Украина, Беларусь и Казахстан. Первые две страны находятся в окружении тех военно-государственных сил, который и изначально ввели режим нераспространения ядерного оружия. Так что там никаких перемен. А вот Казахстан, раз отказавшись от атомных бомб, вынужден наблюдать, как неподалеку от него появляются одно за другим новые государства с ядерным оружием.

Но Казахстану и теперь помощь программы Глобальное ядерное энергетическое партнерство не нужна. Потому что он может поставлять другим ядерное топливо. И готовится уже делать это. Причем вовсе не развивающимся государствам, а самым развитым державам. К примеру, Японии и, опосредованным образом, даже самой Америке. Скажем, через “Вестингауз”. Более того, Казахстан стремится стать крупнейшим игроком на этом рынке. Из своих намерений секрета не делает. Однако все это не снимает опасений за его собственную судьбу в плане ядерной безопасности.

Рашид САТТАРОВ
http://zonakz.net/articles/22400
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 15.07.2008 в 22:18:34   # 4185
это мы тут как кролики в клетке оказались? нам необходимо это оружие как воздух, иначе казахов как нации не будет в условиях развивающегося топливного кризиса и растущего как на дрожжах населения Китая. ОНО НАМ НЕОБХОДИМО!!! И только <consored> мог отказаться от него!
  MrX 16.07.2008 в 02:41:44   # 4192
Вот ты и обозвал нехорошим словом нашего вечного <consored>
  Гость 16.07.2008 в 08:27:00   # 4197
Да не было у нас никакого ядерного оружия. Не чем было его запускать, не было средств доставки. А обладание им считается только если у государства есть средства доставки.
Или вы думайте через границе пешком
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь