Пока живут на свете дураки…

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 20 Июня 2008 в 09:38:32
Не помогают не только чужие ошибки, но уже и собственные. Журналистам остаётся только постфактум описывать очередной способ «честного» отъёма денег. Потому что предсказать, где расставят для доверчивых горожан новые грабли, невозможно, а чутьё, как показывает опыт, у людей не срабатывает.

Представляем очередной сериал про нас, про лохов, который комментирует президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык СЕЙТАЛИЕВА.

Телеигра для простаков

На днях, щёлкая пультом, попадаю на телеигру. Принцип прост. Телезрителям предлагают опознать известного актёра по элементам фотопортрета. Портрет сложен в виде паззла, открыто несколько фрагментов. На кону - 20 тысяч тенге. В детстве у меня было хобби коллекционировать фотографии актёров, поэтому старую гвардию я знаю как родных.

На экране молодая шустрая девица экспрессивно призывает телезрителей позвонить и назвать имя. До окончания передачи, кричит она, осталась минута. Телефоны в студии молчат, как проклятые. Ведущая увеличивает ставки: 40 тысяч! 60 тысяч! 120 тысяч тенге! Раздаются редкие звонки, предлагают Валентина Гафта, Ван Дама и ещё компанию известных, но неподходящих актёров. И тут я не выдерживаю, звоню по номеру сотового телефона, указанного в бегущей строке, - нет контакта. Бросаюсь на городской. Не поднимают трубку. Я палец уже вывихнула, а в студии - как в склепе, ни одной живой души. Последние 30 секунд на исходе. Я уже и картошку успела на плиту поставить, и чаю испить, а полминуты - как законсервировались. Наконец какой-то девочке повезло, она разоблачила артиста. Тысяча баксов уплыла у меня из-под носа. И тут было мне видение…

Голоса дозвонившихся зрителей показались мне поразительно схожи по тембру. Последний звонок звучал так, словно абонент сидел в соседней комнате. Зачем команде нужна такая игра?

Комментарий специалиста

- К нам обращается очень много пострадавших от подобных игр: им приходят счета за междугородние переговоры на суммы 10-15 тысяч тенге. Когда мы стали разбираться, то выяснилось, что каждый звонок в студию оценивается в 170 тенге за минуту. Телезрители этого не знают и ввязываются в игру.

P.S. Лига защиты прав потребителей занималась похожими «играми». Председатель лиги Светлана Савченко, рассказывает, что счетчик включается не с начала разговора, а с момента дозвона. И не важно, поднимают на том конце трубку или нет, звонок фиксируется автоматически, и циферки побежали. Лиге на этот раз удалось отстоять интересы потребителя, доказав, что, поскольку телезритель не дозвонился, то услуга оказана не в полном объеме.

Вах, красавица, ты мне очень нравишься

Дочь моей приятельницы влетела домой, аки ужаленная. Один глянцевый журнал предлагал всем желающим попробовать себя в качестве модели. Нас с приятельницей приглашение не возбудило: нам только шпалы рекламировать, и то со спины. А вот 17-летняя девчонка, как, впрочем, и тысячи её сверстниц, на приманку клюнула. Условие несложное: девочки готовят портфолио, которое публикуется на страницах журнала. Предполагается, что рекламодатели натыкаются на смазливую мордашку и обрывают телефон в стремлении заполучить свежую модель. А уж потом заказы сыплются на баловня удачи как из рога изобилия, успевай отмахиваться. Маленький нюанс - за портфолио девушка выкладывает свои деньги на счёт редакции в размере 5-6 тысяч тенге.

Комментарий специалиста

- Возможно, это материальный интерес. Потому что ситуация напоминает игру в одни ворота. Учитывая стремление девочек «засветиться», на зов может откликнуться несколько сотен человек. Доход в кассу журнала ощутимый, а отдача сомнительная. Поскольку рекламный рынок у нас развит слабо, то есть рекламодатели не нуждаются в большом количестве привлекательных лиц, чаще всего приглашают известных актёров, политических деятелей, бизнесменов - тех, кто уже заработал определённое реноме в обществе. Фактор первый - узнаваемость, фактор второй - авторитет. Конечно, такие персоны требуют хороших гонораров, поэтому при малом бюджете рекламодатели используют внутренние резервы - снимают кого-нибудь из персонала или привлекают родственников и знакомых. Шанс простой девочке с улицы попасть в рекламный бизнес - минимальный.

Машина в обмен на карточку

Айдару позвонили по сотовому телефону. Сказали, что с известного в республике радиоканала, и осчастливили:

- Поздравляем, вы выиграли автомобиль! Ваш номер телефона определён компьютером методом отбора случайных цифр. (Далее у него выспросили паспортные данные, место работы его самого и родственников, место проживания.) Для получения выигрыша необходимо приобрести карточку на 5 тысяч единиц. После приобретения перезвоните нам.

Айдар купил карту, по требованию «радийщиков» назвал кодовое число, после чего получил новое задание - купить карточку уже на 10 тысяч тенге. Слава богу, в душе его зародились сомнения, и он перезвонил на радиоканал. Айдару ответили, что канал такими розыгрышами не занимается, и посетовали, что он уже чуть ли не пятидесятый пострадавший от рук мошенников. Айдар перезвонил липовым журналистам. Его не просто послали, а пригрозили карательными мерами. Ведь у мошенников остались его данные, вплоть до домашнего адреса.

Комментарий специалиста

- Позвонить могут каждому из нас. Насторожить должно было уже то, что у молодого человека спрашивали место работы родственников. Видимо, опасались, что у него есть связи в органах правопорядка. Ваш читатель обеспечил аферистов связью на продолжительное время. Выловить мошенников практически невозможно: почувствовав, что запахло «жареным», они просто сменят номер сотового телефона. Вообще, поражает готовность наших людей быть обманутыми. Они с ходу верят, что могут стать обладателем ценного подарка, не напрягаясь. Совет можно дать только один: не бежать в ближайший пункт продажи карточек, а обратиться в редакцию канала, от имени которого звонят мошенники.

P.S. Аналогичная ситуация произошла с жителем Шымкента. Он не только приобрёл несколько карточек сотовой связи, но и выехал в Алматы за призом. Перед отъездом перезвонил «журналистам», те подтвердили выигрыш. Отец с сыном купили билеты на поезд. В Алматы отправились по адресу радиокомпании, где над ними вдоволь посмеялись. Надо полагать, мошенники также получили огромный заряд положительных эмоций.

Между прочим, ещё в октябре прошлого года компания «КаР-Тел» с брендом Вeeline распространила предупреждение, в котором категорически открещивалась от всяческих рекламных акций, связанных с предоставлением секретного кода карты оплаты или отправкой денег на чужие счета. Но бесплатный сыр, как видно, сильнее разума.

Подготовила Виктория КОЗИНА Коллаж Игоря ЛОГВИНА
http://www.aif.kz
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь