Куда приведет нас наше образование...
admin 16 Июня 2008 в 10:54:06
Чтобы понять, что делать в сложившейся ситуации, надо проанализировать, как мы пришли к столь плачевному результату. История системы образования в Казахстане после распада СССР - это череда перманентного реформирования. И сегодня мы пожинаем плоды многолетних «творческих поисков» Минобразования.
Изменения в этой области начались где-то в середине 90-х годов. До этого времени новорожденная казахстанская система образования, двигаясь по инерции, питалась «материнским молоком» - педагогическим наследием советской школы.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в 1994 году приближенные Нурсултана Назарбаева вложили в уста президенту идею бюджетного финансирования обучения одаренных казахстанцев в зарубежных вузах. Так родилась программа «Болашак», цель которой - подготовить квалифицированные кадры, которые привезут в страну современные научные знания. И первые казахстанские студенты полетели в Кембридж и Стенфорд. Однако по прошествии некоторого времени многим из них пришлось вернуться назад, так и не став дипломированными специалистами.
Над входом в Сорбонский университет есть надпись: «Что не дал Бог, Сорбонна не даст!» Первым участникам программы «Болашак» творец даровал высокопоставленных родителей, которые сумели выбить для своих детей бюджетные путевки в западные вузы. Но в процессе обучения выяснилось, что заграничных профессоров совсем не интересует генеалогия своих студентов.
Скандал с президентской программой «Болашак», вспыхнувший в 1997 году, привел к отставке М. Журинова с поста министра образования. А в 2003 году неудачный министр стал президентом Национальной академии наук. И теперь академик Журинов «двигает» науку Казахстана... вот только в каком направлении?
Следующим министром образования стал карьерный чиновник - Крымбек Кушербаев. Из всех персон, побывавших в этом кресле, он продержался самое продолжительное время - аж 3,5 года. За время его работы образование ютилось под одной министерской крышей со здравоохранением. На какое-то время к ним примыкали сначала культура, а затем спорт. На исходе своего пребывания у руля казахстанского образования Кушербаев смог убедить президента в необходимости выделить сферу образования в отдельную структуру. В таком виде Министерство науки и образования существует и поныне.
Но Крымбек Елеуович отметился не только этим. При нем были введены два основных элемента действующей системы высшего образования. Во-первых, традиционные - устные и письменные экзамены были заменены тестированием. Во-вторых, студенческий контингент вузов стал формироваться на основе государственного образовательного заказа.
В теории обе идеи казались очень привлекательными. Тестирование должно было обеспечить объективную оценку знаний студентов как при поступлении в вуз, так и во время обучения. А образовательный заказ был призван устранить кадровую диспропорцию в отраслях экономики Казахстана.
Но суровая практика не оправдала светлые надежды министерских просвещенцев. Ответы на тесты можно было свободно купить, а отдельные тестовые вопросы приводили в замешательство не только учащихся, но и докторов наук.
В новом столетии трудное дело реформирования системы образования продолжил Нуралы Бектурганов. При нем был предпринят неудачный эксперимент по переводу среднего образования на 12-летний цикл обучения. В 2001 году 40 школ перешли на новые учебные программы. Однако это никак не отразилось на качестве обучения.
Следующий министр - Шамша Беркимбаева - запомнилась многократным увеличением административной работы, бесконечными отчетами, комиссиями и введением кредитной системы в вузах.
Безусловным плюсом Беркимабевой стало то, что с ее подачи началось обсуждение плачевного состояния сельских школ. Хотя с тех пор на селе так ничего и не изменилось.
Меньше всех министерское кресло занимал Жаксыбек Кулекеев - всего 1,5 года - подвел министра скандал о повышении «задним числом» платы за обучение студентов. Так что осуществлять его разработки пришлось уже другим.
Тем не менее именно Кулекеев является создателем системы Единого национального тестирования. С введением ЕНТ планировалось «искоренить субъективную оценку качества знаний в школах». В результате чего все выпускники и соответственно школы, их подготовившие, «подвергнутся независимой оценке по единому критерию». А через это можно будет «оценить деятельность отдельных учителей, более прозрачной будет и деятельность каждой школы». Чем в итоге обернулась эта затея, можно было наблюдать в этом году...
Неудача Единого национального тестирования текущего года вообще поставила вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения данной практики. Хотя Министерство образования и винит в нынешней ситуации «технический сбой в системе тестирования», но в реальности это следствие многолетнего сбоя в системе самого образования.
Два последующих министра Бырганым Айтимова и Жансеит Туймебаев реформистским зудом не страдали. Они исполняли и исполняют планы своих предшественников. Что, впрочем, никак не сказывается на улучшении ситуации.
На сегодняшний день должность министра образования в государственно-властном истеблишменте особо не ценится. Слишком скользкая сфера, в которой очень легко упасть. Ясно одно - наличие докторской степени или звания доцента не должно быть определяющим фактором при выборе кандидатуры на пост министра образования. Министром образования должен быть человек системно мыслящий, политик и государственник в полном смысле слова. Он должен являться носителем ценностей европейского вектора развития - потому что их система образования на сегодня является эталоном знаний в области экономики, права и т.д. У сильного министра должен быть свой национальный проект или программа развития системы образования. Он должен знать конечный результат своей работы и нести персональную ответственность за ее реализацию.
Есть ли сегодня в Казахстане специалисты, способные предложить реальный национальный проект в сфере образования и осуществить реформу? Конечно, есть.
Что присуще этим людям? Это понимание того, что единственные инвестиции, которые не приводят к перегреву экономики, к инфляции, к росту цен - это инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции в образование и здоровье нации - основная составляющая будущего фактора производства в Казахстане. Такие государственники, как О. Жандосов, К. Келимбетов или А. Дунаев, на наш взгляд, способны предложить подобного рода национальный проект. При условии, что глава государства их в этом поддержит.
Вытянуть всеми силами!
Для того чтобы показать, что сегодня творится в казахстанской системе образования, можно привести один печальный случай из российской практики. В начале прошлой недели из 200 выпускников юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета 83 не смогли сдать государственные экзамены и были отчислены без права на апелляцию. Отчислили их из вуза, который в свое время закончил нынешний премьер-министр России В. Путин.
В истории независимого Казахстана аналогичных примеров не найти. Как вы думаете, почему? Может быть, наши вузы используют более эффективные педагогические методики и дают студентам более качественные знания? Или, возможно, студенты у нас, не в пример их российским собратьям, высоко дисциплинированны и проявляют поразительную тягу к знаниям? К сожалению, нет - ни качеством образования, ни студентами мы похвастаться не можем.
В начале года Нурсултан Назарбаев посетовал на то, что ни один из казахстанских вузов «не находится даже в Шанхайском рейтинге 500 лучших университетов». Отметим, что данный рейтинг составляется на основе таких критериев, как качество обучения, качество преподавательского состава и результаты научных исследований. Так вот, упомянутый нами СПГУ в данном рейтинге можно найти в диапазоне позиций от 305 по 402. Выходит, что отечественные вузы по всем вышеприведенным критериям проигрывают питерскому госуниверситету.
Ситуации подобной питерской в Казахстане не может быть в принципе, поскольку бесплодные реформы казахстанского образования сделали вузы заложниками системы. В настоящее время зарплата и трудоустройство преподавательского состава зависят от ежегодного набора студентов и их успеваемости. Если в каком-нибудь казахстанском университете, как в СПГУ, более трети студентов не прошли бы экзамены, то в первую очередь пострадали бы преподаватели, заведующие кафедрами, деканы факультетов. Вполне возможно, встал бы вопрос о смене ректора. Логика такова: если студенты не сдают экзамены, значит плохо работает педагогический состав.
Никому не хочется рубить сук, на котором сидишь. Сегодня задача преподавателей вузов и школ всеми способами обеспечить успеваемость учащихся. Этим и измеряется качество их работы. И когда стремление педагогов не находит поддержки со стороны учащихся, преподаватели всячески «натягивают» оценки своим ученикам. Они в упор не замечают, что студенты массово списывают на госэкзаменах или же ставят зачеты тем студентам, которых впервые увидели только на экзамене.
Другая сторона проблемы - повальная коррупция. Низкая зарплата преподавателей слишком искушает на быстрое обогащение. Тем более со стороны студентов подобные предложения всегда в избытке. А кампания по борьбе с коррупцией приводит лишь к увеличению размеров взятки. Как рассказывают студенты юридического факультета одного из ведущих казахстанских вузов, до прихода нового руководства «развести» сессию стоило 500 - 600 долларов. После того как новый ректор объявил войну коррупции и взяткам, ставки подскочили до 800 долларов.
А что же с международной стипендией «Болашак»? Руководство АО «Центр международных программ» - организации, ответственной за реализацию этой программы, меняется с феноменальной частотой. Но по-прежнему механизм отбора стипендиатов не транспорентен.
А с прошлого года вокруг «Болашака» разворачивается политическая возня. Выпускникам «Болашака» по возвращению на родину предлагают вступить в ряды партии «Hyp Отан». Заметьте, люди учились в демократических странах и прекрасно понимают, что «Hyp Отан» к демократии имеет такое же отношение, как морская свинка к морю и свиньям.
И совсем не факт, что после окончания западного вуза выпускник будет трудоустроен. Во многие государственные организации трудоустроиться по-прежнему можно только при наличии связей. В итоге выпускники западанных вузов, за обучение которых государство заплатило немалые деньги, покидая стены alma-mater, пополняют ряды безработных или занимают кресла в частных компаниях.
Источник: Свобода слова
Изменения в этой области начались где-то в середине 90-х годов. До этого времени новорожденная казахстанская система образования, двигаясь по инерции, питалась «материнским молоком» - педагогическим наследием советской школы.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в 1994 году приближенные Нурсултана Назарбаева вложили в уста президенту идею бюджетного финансирования обучения одаренных казахстанцев в зарубежных вузах. Так родилась программа «Болашак», цель которой - подготовить квалифицированные кадры, которые привезут в страну современные научные знания. И первые казахстанские студенты полетели в Кембридж и Стенфорд. Однако по прошествии некоторого времени многим из них пришлось вернуться назад, так и не став дипломированными специалистами.
Над входом в Сорбонский университет есть надпись: «Что не дал Бог, Сорбонна не даст!» Первым участникам программы «Болашак» творец даровал высокопоставленных родителей, которые сумели выбить для своих детей бюджетные путевки в западные вузы. Но в процессе обучения выяснилось, что заграничных профессоров совсем не интересует генеалогия своих студентов.
Скандал с президентской программой «Болашак», вспыхнувший в 1997 году, привел к отставке М. Журинова с поста министра образования. А в 2003 году неудачный министр стал президентом Национальной академии наук. И теперь академик Журинов «двигает» науку Казахстана... вот только в каком направлении?
Следующим министром образования стал карьерный чиновник - Крымбек Кушербаев. Из всех персон, побывавших в этом кресле, он продержался самое продолжительное время - аж 3,5 года. За время его работы образование ютилось под одной министерской крышей со здравоохранением. На какое-то время к ним примыкали сначала культура, а затем спорт. На исходе своего пребывания у руля казахстанского образования Кушербаев смог убедить президента в необходимости выделить сферу образования в отдельную структуру. В таком виде Министерство науки и образования существует и поныне.
Но Крымбек Елеуович отметился не только этим. При нем были введены два основных элемента действующей системы высшего образования. Во-первых, традиционные - устные и письменные экзамены были заменены тестированием. Во-вторых, студенческий контингент вузов стал формироваться на основе государственного образовательного заказа.
В теории обе идеи казались очень привлекательными. Тестирование должно было обеспечить объективную оценку знаний студентов как при поступлении в вуз, так и во время обучения. А образовательный заказ был призван устранить кадровую диспропорцию в отраслях экономики Казахстана.
Но суровая практика не оправдала светлые надежды министерских просвещенцев. Ответы на тесты можно было свободно купить, а отдельные тестовые вопросы приводили в замешательство не только учащихся, но и докторов наук.
В новом столетии трудное дело реформирования системы образования продолжил Нуралы Бектурганов. При нем был предпринят неудачный эксперимент по переводу среднего образования на 12-летний цикл обучения. В 2001 году 40 школ перешли на новые учебные программы. Однако это никак не отразилось на качестве обучения.
Следующий министр - Шамша Беркимбаева - запомнилась многократным увеличением административной работы, бесконечными отчетами, комиссиями и введением кредитной системы в вузах.
Безусловным плюсом Беркимабевой стало то, что с ее подачи началось обсуждение плачевного состояния сельских школ. Хотя с тех пор на селе так ничего и не изменилось.
Меньше всех министерское кресло занимал Жаксыбек Кулекеев - всего 1,5 года - подвел министра скандал о повышении «задним числом» платы за обучение студентов. Так что осуществлять его разработки пришлось уже другим.
Тем не менее именно Кулекеев является создателем системы Единого национального тестирования. С введением ЕНТ планировалось «искоренить субъективную оценку качества знаний в школах». В результате чего все выпускники и соответственно школы, их подготовившие, «подвергнутся независимой оценке по единому критерию». А через это можно будет «оценить деятельность отдельных учителей, более прозрачной будет и деятельность каждой школы». Чем в итоге обернулась эта затея, можно было наблюдать в этом году...
Неудача Единого национального тестирования текущего года вообще поставила вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения данной практики. Хотя Министерство образования и винит в нынешней ситуации «технический сбой в системе тестирования», но в реальности это следствие многолетнего сбоя в системе самого образования.
Два последующих министра Бырганым Айтимова и Жансеит Туймебаев реформистским зудом не страдали. Они исполняли и исполняют планы своих предшественников. Что, впрочем, никак не сказывается на улучшении ситуации.
На сегодняшний день должность министра образования в государственно-властном истеблишменте особо не ценится. Слишком скользкая сфера, в которой очень легко упасть. Ясно одно - наличие докторской степени или звания доцента не должно быть определяющим фактором при выборе кандидатуры на пост министра образования. Министром образования должен быть человек системно мыслящий, политик и государственник в полном смысле слова. Он должен являться носителем ценностей европейского вектора развития - потому что их система образования на сегодня является эталоном знаний в области экономики, права и т.д. У сильного министра должен быть свой национальный проект или программа развития системы образования. Он должен знать конечный результат своей работы и нести персональную ответственность за ее реализацию.
Есть ли сегодня в Казахстане специалисты, способные предложить реальный национальный проект в сфере образования и осуществить реформу? Конечно, есть.
Что присуще этим людям? Это понимание того, что единственные инвестиции, которые не приводят к перегреву экономики, к инфляции, к росту цен - это инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции в образование и здоровье нации - основная составляющая будущего фактора производства в Казахстане. Такие государственники, как О. Жандосов, К. Келимбетов или А. Дунаев, на наш взгляд, способны предложить подобного рода национальный проект. При условии, что глава государства их в этом поддержит.
Вытянуть всеми силами!
Для того чтобы показать, что сегодня творится в казахстанской системе образования, можно привести один печальный случай из российской практики. В начале прошлой недели из 200 выпускников юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета 83 не смогли сдать государственные экзамены и были отчислены без права на апелляцию. Отчислили их из вуза, который в свое время закончил нынешний премьер-министр России В. Путин.
В истории независимого Казахстана аналогичных примеров не найти. Как вы думаете, почему? Может быть, наши вузы используют более эффективные педагогические методики и дают студентам более качественные знания? Или, возможно, студенты у нас, не в пример их российским собратьям, высоко дисциплинированны и проявляют поразительную тягу к знаниям? К сожалению, нет - ни качеством образования, ни студентами мы похвастаться не можем.
В начале года Нурсултан Назарбаев посетовал на то, что ни один из казахстанских вузов «не находится даже в Шанхайском рейтинге 500 лучших университетов». Отметим, что данный рейтинг составляется на основе таких критериев, как качество обучения, качество преподавательского состава и результаты научных исследований. Так вот, упомянутый нами СПГУ в данном рейтинге можно найти в диапазоне позиций от 305 по 402. Выходит, что отечественные вузы по всем вышеприведенным критериям проигрывают питерскому госуниверситету.
Ситуации подобной питерской в Казахстане не может быть в принципе, поскольку бесплодные реформы казахстанского образования сделали вузы заложниками системы. В настоящее время зарплата и трудоустройство преподавательского состава зависят от ежегодного набора студентов и их успеваемости. Если в каком-нибудь казахстанском университете, как в СПГУ, более трети студентов не прошли бы экзамены, то в первую очередь пострадали бы преподаватели, заведующие кафедрами, деканы факультетов. Вполне возможно, встал бы вопрос о смене ректора. Логика такова: если студенты не сдают экзамены, значит плохо работает педагогический состав.
Никому не хочется рубить сук, на котором сидишь. Сегодня задача преподавателей вузов и школ всеми способами обеспечить успеваемость учащихся. Этим и измеряется качество их работы. И когда стремление педагогов не находит поддержки со стороны учащихся, преподаватели всячески «натягивают» оценки своим ученикам. Они в упор не замечают, что студенты массово списывают на госэкзаменах или же ставят зачеты тем студентам, которых впервые увидели только на экзамене.
Другая сторона проблемы - повальная коррупция. Низкая зарплата преподавателей слишком искушает на быстрое обогащение. Тем более со стороны студентов подобные предложения всегда в избытке. А кампания по борьбе с коррупцией приводит лишь к увеличению размеров взятки. Как рассказывают студенты юридического факультета одного из ведущих казахстанских вузов, до прихода нового руководства «развести» сессию стоило 500 - 600 долларов. После того как новый ректор объявил войну коррупции и взяткам, ставки подскочили до 800 долларов.
А что же с международной стипендией «Болашак»? Руководство АО «Центр международных программ» - организации, ответственной за реализацию этой программы, меняется с феноменальной частотой. Но по-прежнему механизм отбора стипендиатов не транспорентен.
А с прошлого года вокруг «Болашака» разворачивается политическая возня. Выпускникам «Болашака» по возвращению на родину предлагают вступить в ряды партии «Hyp Отан». Заметьте, люди учились в демократических странах и прекрасно понимают, что «Hyp Отан» к демократии имеет такое же отношение, как морская свинка к морю и свиньям.
И совсем не факт, что после окончания западного вуза выпускник будет трудоустроен. Во многие государственные организации трудоустроиться по-прежнему можно только при наличии связей. В итоге выпускники западанных вузов, за обучение которых государство заплатило немалые деньги, покидая стены alma-mater, пополняют ряды безработных или занимают кресла в частных компаниях.
Источник: Свобода слова
|