Инвестиции в человеческий капитал - необходимое условие конкурентоспособности казахстанской нации.

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 13 Июня 2008 в 16:21:45
Человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. На самом деле это понятие куда шире - в особенности, если мы говорим о человеческом капитале в контексте модернизационного развития страны и повышения ее конкурентоспособности. В рамках теории человеческого капитала, появившейся как ответ на изменение макроэкономических тенденций, существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Таким образом, расходы, направленные на повышение качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции. То есть эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компенсируются доходом. Осознание этого факта позволило - в первую очередь государству - пересмотреть свое отношение к социальной политике. Стало понятно, что человеческий капитал в любом его измерении представляет большую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы и т.д. Стремление западных стран к расширению разного рода социальных и образовательных программ (в частности целевые образовательные программы Евросоюза), самым ярким образом свидетельствуют об этом.

Видов инвестиций в человеческий капитал достаточно много. Однако, на мой взгляд, ключевыми являются инвестиции в образование. Остальные - к примеру, расходы на здравоохранение, повышение мобильности человеческого ресурса и оптимизацию миграции - не менее важны, однако они, как показывает опыт, идут следующими в списке после расходов на образование.

Данные экспериментальных расчетов потенциальных и реальных объемов накопленного человеческого капитала, проведенных на рубеже 2000-х годов, показали, что среди стан СНГ самые высокие показатели накопления человеческого капитала на душу населения приходятся на Россию, Беларусь и Казахстан. При этом почти 80% всего человеческого капитала, накопленного странами СНГ, приходились на Россию, Украину и Беларусь.

На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону. В России улучшение ситуации в сфере образования обрело статус национального проекта. В Казахстане также происходят существенные изменения - не так давно правительство РК обещало увеличить в 20 раз расходы на образование, ожидается, что объем ежегодных средств на науку к 2012 году составит 350 миллиардов тенге, или более 5% от всего объема ВВП (из заявления К. Токаева 27.04.2007). Успешно действует Президентская программа «Болашак», в целом закончился этап «утечки» талантливых и квалифицированных кадров и т.д. Таким образом, Казахстан намерен активно инвестировать в образовательную сферу, результат можно ожидать в самое ближайшее время.

Немаловажным вопросом остается и риски для такого рода инвестиций. Просчитать доходность вложений в систему образования достаточно сложно, причин чему масса - меняющиеся реалии, повышение миграционной активности, смещение прибыльности одних отраслей в пользу других и т.д. То есть экономическая эффективность образования всегда остается под вопросом - здесь очень сложно делать прогнозы. А попытки высчитать экономическую эффективность образования, как это часто делается, путем вычисления разницы в пожизненных заработках двух индивидуумов с разными уровнями образования - дают лишь одномоментный срез, который нельзя экстраполировать на все отрасли, на все временные промежутки, на все регионы страны и т.д. Не меньшую проблему представляет вычисление издержек образования, к примеру, так называемые «потерянные заработки» - в развитых странах их доля составляет порядка ½ от общей стоимости высшего и среднего образования. Таким образом, «потерянные заработки» представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал.

Для России и Казахстана вычислить необходимый для устойчивого экономического роста и формирования «экономики знаний» объем инвестиций в образовательную сферу достаточно сложно в силу ряда объективных причин. Однако совершенно очевидно, что на сегодняшний день воспроизводство человеческого капитала и повышение его качественных характеристик невозможно без соответствующих инвестиций в эту основную часть национального богатства двух стран...

ia-centr.ru
Наталья Харитонова
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь