АИС будет наделено правом утверждения тарифов на услуги доминирующих субъектов на рынках услуг в области телекоммуникаций
admin 04 Июня 2008 в 10:41:51
С 1 января 2009 года Агентство по информатизации и связи (АИС) будет наделено правом утверждения тарифов на услуги доминирующих субъектов на рынках услуг в области телекоммуникаций. Это может нанести существенный удар по абонентам сотовой связи.
При рассмотрении поправок в законодательство РК по вопросам связи, находящихся на рассмотрении комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента, становится ясно, что они не продуманы и не доработаны.
Много спорных вопросов возникают из-за предполагаемого взимания в государственный бюджет платы за право предоставления сотовой связи. Перечисленные выше изменения планируется внести в Налоговый кодекс, закон "О связи" и Бюджетный кодекс республики.
В свое время АИС обосновало введение подобных выплат тем, что вырученные средства будут направляться в фонд универсальных услуг. По идее денежные поступления пойдут на компенсацию убытков операторам связи, предоставляющим обязательные услуги.
Сейчас предприятия связи платят только за возможность пользоваться междугородней и международной связью, но ни в одном законодательном акте РК нет упоминаний о существовании этого самого фонда универсальных услуг. В затратной части бюджета компенсация убытков не формулируется как выделение средств из фонда. Следовательно, с точки зрения законодательства и плата за предоставление междугородней и международной связи, и предполагаемая плата за предоставление сотовой связи являются дополнительным налогом на право заниматься предпринимательской деятельностью, добавленным к уже существующим ранее.
Представляя законопроект депутатам, его разработчики делают акцент на то, что в области сельской связи существуют проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время. Но они предлагают справиться с ситуацией, взимая дополнительную плату с сотовых операторов. Авторы идеи планируют откровенное перераспределение финансовой нагрузки при формировании фонда универсальных услуг. Но почему усовершенствованием сельской связи должны заниматься за счет средств сотовых операторов?
Бизнесмены платят вдвойне
На сегодняшний день услуги междугородней и международной связи продолжают оставаться сверхприбыльными, и происходит это по причине некоторых перекосов в тарифной политике. За счет этого и субсидируются убыточные услуги, в том числе и сельская связь.
Налицо нарушение конституционных прав казахстанцев, регулярно ведущих деловые переговоры с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья. Невольно возникает мысль о том, что они платят за себя и "за того парня".
- При этом явно нарушаются конституционные права той части населения Казахстана, включая деловые круги, которая вынуждена активно пользоваться услугами международной и междугородней связи. По существующей в республике схеме именно они обеспечивают компенсацию убытков операторов связи универсальных услуг, оплачивая высокие тарифы за услуги международной и междугородней связи, - утверждает президент "Алматинской юридической корпорации" Виталий Воронов. - Теперь новым законопроектом предусматривается, что в эту часть населения и деловых кругов Казахстана будут включены все абоненты сотовой связи.
Ни для кого не секрет, что сотовыми телефонами сейчас пользуется практически все население страны: бизнесмены и школьники, руководители крупных предприятий и домохозяйки, преподаватели вузов и студенты. Почему никто не учитывает их мнения? Готовы ли они поддержать этот законопроект, нарушающий права добропорядочных налогоплательщиков? Отдельно стоит заметить, что рабочая группа мажилиса парламента РК получила правительственное письмо с гарантией того, что сотовые операторы страны при введении нового налога тарифы поднимать не будут. Но в этом послании ни слова не говорится о том, что новый налог все равно ударит по абонентам сотовой связи. Операторов просто лишат возможности понижать свои тарифы естественным путем, и это не сможет не сказаться на инвестиционных планах компаний, предоставляющих на рынок Казахстана сотовую связь. Что выступит гарантом того, что операторы не будут вынуждены существенно задержать выполнение своих планов по расширению сети, повышению качества услуг и внедрению новейших технологий? Казахстанцы вправе рассчитывать на сотовую связь последнего поколения. Но введение новых налогов может поставить жирный крест на планах операторов, уже сегодня готовых предоставить к услугам абонентов самые последние технические новинки, успешно зарекомендовавшие себя в развитых странах.
При цивилизованном подходе сотовые операторы согласны принять схему финансовых отчислений на поддержку сельской связи. Они лишь предлагают взять за образец опыт соседней с нами России, где вот уже несколько лет существует своего рода фонд, за которым закреплено не только его целевое назначение, но и невозможность использования его средств на какие-либо другие цели. При этом отчисление средств в этот фонд происходит не по принципу доходности того или иного вида телекоммуникационной деятельности, а в размере 1,2 процента от доходов, учтенных после вычета сумм всех видов налогов. Кроме всего выше перечисленного, можно пополнять средства фонда также и из других источников. Основным положительным моментом в российской системе является то, что платы в фонд универсальных услуг осуществляются на законодательном уровне, а его цели, задачи и функции предельно прозрачны для всех.
К сожалению, Казахстан не может похвастаться такими достижениями. Деятельность фонда универсальных услуг в нашей стране не закреплена никакими законодательными актами. У нас нет закона, регулирующего саму деятельность фонда. А о прозрачности его работы не стоит даже и заикаться. Но если это так, то кто может гарантировать, что денежные поступления от операторов на самом деле пойдут на нужды развития сельской связи, а не "потеряются" где-нибудь, не дойдя до места предназначения?!
Ситуация, возникшая на рынке связи, вызывает множество спорных вопросов и порождает неуверенность в завтрашнем дне. Сотовые операторы выражают крайнее недовольство намерением АИС возложить на себя также и функции по утверждению тарифов. Компании сотовой связи, работающие в стране, успели зарекомендовать себя добросовестными партнерами, достойно работающими в конкурентном поле и соблюдающими все законы. Они не являются монополистами и подчиняются своей тарифной политике.
Закон для всех один
19 июня 2007 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев издал указ NN 346, в котором функции Министерства индустрии и торговли по регулированию цен на товары субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области телекоммуникаций, переходят в ведомство АИС. Между тем в законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" регулирование определяется как уведомление регулирующего органа за 30 календарных дней до повышения цен.
В статье 30 главе 8 говорится, что право утверждения тарифов на услуги фактически является правом "введения фиксированной цены". Там же указывается, что данная цена вводится в качестве наказания в случае, если доминирующий субъект рынка повторно злоупотребил своим положением в течение года после наложения административного взыскания. Согласно закону, решение о введении фиксированной цены принимается регулирующим органом по представлению антимонопольного органа.
Но наших операторов сотовой связи даже при богатом воображении никак нельзя назвать монополистами. Четыре компании на 15-миллионное население Казахстана. Это наглядно говорит о конкуренции на рынке страны.
Если поправки будут приняты, то возникнет противоречие. Закон "О связи" будет идти вразрез с законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Исходя из логических соображений получается, что уполномоченный орган заранее наказывает две крупные компании - GSM Казахстан и "КаР-Тел" за еще несовершенные нарушения законодательства.
Получается, что АИС намерено существенно превысить полномочия, отведенные ему указом президента. И это прекрасно понимают ведущие правоведы страны. Специалисты Института научной экспертизы и сравнительного правоведения компетентно заявляют, что поправки АИС предоставляют регулятору возможность для дискриминации пользователей, поскольку в соответствии с изменениями исключается объективный подход к установлению тарифа на услуги связи, обеспечивающего равные для всех условия.
- Концепция создания независимых отраслевых регуляторов носит не созидательный, а разрушительный характер! - подчеркнул на "правительственном часе" в парламенте мажилисмен Алтай Тлеубердин, рассказывая о деятельности АИС.
Кроме противоречия действующему законодательству, предлагаемые поправки нанесут экономический урон операторам сотовой связи, что, естественно, негативно скажется на абонентах.
Пока эти изменения существуют только в виде инициативы, депутаты парламента должны всерьез задуматься о негативных последствиях, к которым они могут привести. Слугам народа стоит прислушаться к голосу независимых специалистов, чье мнение может оказаться решающим в этой непростой проблеме. Депутаты, которых выбирал народ, обязаны в первую очередь действовать в интересах обычных граждан, а не принимать поправки в угоду группе заинтересованных лиц.
Татьяна АЛАДЬИНА, "Экспресс К"
При рассмотрении поправок в законодательство РК по вопросам связи, находящихся на рассмотрении комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента, становится ясно, что они не продуманы и не доработаны.
Много спорных вопросов возникают из-за предполагаемого взимания в государственный бюджет платы за право предоставления сотовой связи. Перечисленные выше изменения планируется внести в Налоговый кодекс, закон "О связи" и Бюджетный кодекс республики.
В свое время АИС обосновало введение подобных выплат тем, что вырученные средства будут направляться в фонд универсальных услуг. По идее денежные поступления пойдут на компенсацию убытков операторам связи, предоставляющим обязательные услуги.
Сейчас предприятия связи платят только за возможность пользоваться междугородней и международной связью, но ни в одном законодательном акте РК нет упоминаний о существовании этого самого фонда универсальных услуг. В затратной части бюджета компенсация убытков не формулируется как выделение средств из фонда. Следовательно, с точки зрения законодательства и плата за предоставление междугородней и международной связи, и предполагаемая плата за предоставление сотовой связи являются дополнительным налогом на право заниматься предпринимательской деятельностью, добавленным к уже существующим ранее.
Представляя законопроект депутатам, его разработчики делают акцент на то, что в области сельской связи существуют проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время. Но они предлагают справиться с ситуацией, взимая дополнительную плату с сотовых операторов. Авторы идеи планируют откровенное перераспределение финансовой нагрузки при формировании фонда универсальных услуг. Но почему усовершенствованием сельской связи должны заниматься за счет средств сотовых операторов?
Бизнесмены платят вдвойне
На сегодняшний день услуги междугородней и международной связи продолжают оставаться сверхприбыльными, и происходит это по причине некоторых перекосов в тарифной политике. За счет этого и субсидируются убыточные услуги, в том числе и сельская связь.
Налицо нарушение конституционных прав казахстанцев, регулярно ведущих деловые переговоры с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья. Невольно возникает мысль о том, что они платят за себя и "за того парня".
- При этом явно нарушаются конституционные права той части населения Казахстана, включая деловые круги, которая вынуждена активно пользоваться услугами международной и междугородней связи. По существующей в республике схеме именно они обеспечивают компенсацию убытков операторов связи универсальных услуг, оплачивая высокие тарифы за услуги международной и междугородней связи, - утверждает президент "Алматинской юридической корпорации" Виталий Воронов. - Теперь новым законопроектом предусматривается, что в эту часть населения и деловых кругов Казахстана будут включены все абоненты сотовой связи.
Ни для кого не секрет, что сотовыми телефонами сейчас пользуется практически все население страны: бизнесмены и школьники, руководители крупных предприятий и домохозяйки, преподаватели вузов и студенты. Почему никто не учитывает их мнения? Готовы ли они поддержать этот законопроект, нарушающий права добропорядочных налогоплательщиков? Отдельно стоит заметить, что рабочая группа мажилиса парламента РК получила правительственное письмо с гарантией того, что сотовые операторы страны при введении нового налога тарифы поднимать не будут. Но в этом послании ни слова не говорится о том, что новый налог все равно ударит по абонентам сотовой связи. Операторов просто лишат возможности понижать свои тарифы естественным путем, и это не сможет не сказаться на инвестиционных планах компаний, предоставляющих на рынок Казахстана сотовую связь. Что выступит гарантом того, что операторы не будут вынуждены существенно задержать выполнение своих планов по расширению сети, повышению качества услуг и внедрению новейших технологий? Казахстанцы вправе рассчитывать на сотовую связь последнего поколения. Но введение новых налогов может поставить жирный крест на планах операторов, уже сегодня готовых предоставить к услугам абонентов самые последние технические новинки, успешно зарекомендовавшие себя в развитых странах.
При цивилизованном подходе сотовые операторы согласны принять схему финансовых отчислений на поддержку сельской связи. Они лишь предлагают взять за образец опыт соседней с нами России, где вот уже несколько лет существует своего рода фонд, за которым закреплено не только его целевое назначение, но и невозможность использования его средств на какие-либо другие цели. При этом отчисление средств в этот фонд происходит не по принципу доходности того или иного вида телекоммуникационной деятельности, а в размере 1,2 процента от доходов, учтенных после вычета сумм всех видов налогов. Кроме всего выше перечисленного, можно пополнять средства фонда также и из других источников. Основным положительным моментом в российской системе является то, что платы в фонд универсальных услуг осуществляются на законодательном уровне, а его цели, задачи и функции предельно прозрачны для всех.
К сожалению, Казахстан не может похвастаться такими достижениями. Деятельность фонда универсальных услуг в нашей стране не закреплена никакими законодательными актами. У нас нет закона, регулирующего саму деятельность фонда. А о прозрачности его работы не стоит даже и заикаться. Но если это так, то кто может гарантировать, что денежные поступления от операторов на самом деле пойдут на нужды развития сельской связи, а не "потеряются" где-нибудь, не дойдя до места предназначения?!
Ситуация, возникшая на рынке связи, вызывает множество спорных вопросов и порождает неуверенность в завтрашнем дне. Сотовые операторы выражают крайнее недовольство намерением АИС возложить на себя также и функции по утверждению тарифов. Компании сотовой связи, работающие в стране, успели зарекомендовать себя добросовестными партнерами, достойно работающими в конкурентном поле и соблюдающими все законы. Они не являются монополистами и подчиняются своей тарифной политике.
Закон для всех один
19 июня 2007 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев издал указ NN 346, в котором функции Министерства индустрии и торговли по регулированию цен на товары субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области телекоммуникаций, переходят в ведомство АИС. Между тем в законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" регулирование определяется как уведомление регулирующего органа за 30 календарных дней до повышения цен.
В статье 30 главе 8 говорится, что право утверждения тарифов на услуги фактически является правом "введения фиксированной цены". Там же указывается, что данная цена вводится в качестве наказания в случае, если доминирующий субъект рынка повторно злоупотребил своим положением в течение года после наложения административного взыскания. Согласно закону, решение о введении фиксированной цены принимается регулирующим органом по представлению антимонопольного органа.
Но наших операторов сотовой связи даже при богатом воображении никак нельзя назвать монополистами. Четыре компании на 15-миллионное население Казахстана. Это наглядно говорит о конкуренции на рынке страны.
Если поправки будут приняты, то возникнет противоречие. Закон "О связи" будет идти вразрез с законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Исходя из логических соображений получается, что уполномоченный орган заранее наказывает две крупные компании - GSM Казахстан и "КаР-Тел" за еще несовершенные нарушения законодательства.
Получается, что АИС намерено существенно превысить полномочия, отведенные ему указом президента. И это прекрасно понимают ведущие правоведы страны. Специалисты Института научной экспертизы и сравнительного правоведения компетентно заявляют, что поправки АИС предоставляют регулятору возможность для дискриминации пользователей, поскольку в соответствии с изменениями исключается объективный подход к установлению тарифа на услуги связи, обеспечивающего равные для всех условия.
- Концепция создания независимых отраслевых регуляторов носит не созидательный, а разрушительный характер! - подчеркнул на "правительственном часе" в парламенте мажилисмен Алтай Тлеубердин, рассказывая о деятельности АИС.
Кроме противоречия действующему законодательству, предлагаемые поправки нанесут экономический урон операторам сотовой связи, что, естественно, негативно скажется на абонентах.
Пока эти изменения существуют только в виде инициативы, депутаты парламента должны всерьез задуматься о негативных последствиях, к которым они могут привести. Слугам народа стоит прислушаться к голосу независимых специалистов, чье мнение может оказаться решающим в этой непростой проблеме. Депутаты, которых выбирал народ, обязаны в первую очередь действовать в интересах обычных граждан, а не принимать поправки в угоду группе заинтересованных лиц.
Татьяна АЛАДЬИНА, "Экспресс К"
|