Преступления не раскрываются, а укрываются…
admin 29 Мая 2008 в 10:10:31
Обеспечение соблюдения учетно-регистрационной дисциплины, в том числе установленного порядка регистрации, своевременного и полного рассмотрения заявлений и сообщений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях, является одним из приоритетных направлений деятельности органов уголовного преследования. Своевременная и правильная регистрация, учет и рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях во многом предопределяют неотвратимость наказания за совершенное преступление. Также надлежащая учетно-регистрационная дисциплина, в определенной степени, является залогом быстрого и полного раскрытия преступлений.
Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проделана целенаправленная работа по активизации работы ведомственных комиссий правоохранительных органов.
Основными задачами работы комиссии являются организация полного и всестороннего контроля за учетно-регистрационной дисциплиной, контроль за полнотой и достоверностью учетов, предупреждение и профилактика нарушений законности при рассмотрении информации о преступлениях и происшествиях.
Вместе с тем, результаты проверок соблюдения нормативных правовых актов о приеме, регистрации, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях за 2007 год и первый квартал т.г. показали, что в отдельных случаях, несмотря на весь спектр принимаемых мер, деятельность комиссий требует усиления, т.к. нарушения учетно-регистрационной дисциплины имеют место.
За анализируемый период Комитетом были организованы проверки в органах уголовного преследования г. Алматы, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Атырауской, Костанайской областей, Западного транспортного региона.
В ходе проверок, по прежнему, выявляются случаи, когда по поступающим в органы уголовного преследования обращениям граждан и информациям не выполняются проверочные действия и не принимаются процессуальные решения, тем самым допускаются факты укрытия преступлений от учета.
В целом за 2007 год органами правовой статистики и специальных учетов выявлено 273 укрытых преступления. Из них в органах внутренних дел – 269.
К примеру, проверкой органов внутренних дел Восточно-Казахстанской области было установлено, что 23 июля 2007 года в дежурную часть Центрального ОП УВД г. Семей поступило сообщение о том, что со столярного цеха пропали деньги в сумме 80000 тенге, принадлежащие гр. И. По данному факту оперуполномоченным отдела криминальной полиции 26 июля 2007 г. было отказано в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия жалобы потерпевшего.
При производстве встречной проверки гр.И. показал, что данный оперуполномоченный, в целях не возбуждения заведомо нераскрытого уголовного дела, попросил заявить о том, что деньги ему вернули. Таким образом, сотрудник полиции необоснованно увел виновное лицо от уголовной ответственности.
В ходе проверки 21 августа 2007 года данный материал прокуратурой г. Семей отменен и возбуждено уголовное дело.
Нарушаются требования ст.184 УПК РК об обязательном уведомлении прокурора при продлении сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Продолжают иметь место нарушения процессуальных сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, установленных ст.184 УПК РК. Требование об обязательной регистрации в КУЗ нескольких заявлений, сообщений, жалоб и иной информации по одному и тому же факту не всегда исполняется.
В нарушение установленных требований нормативных правовых актов имеют место факты несвоевременного переноса зарегистрированной в алфавитном журнале, книгах входящей корреспонденции информации криминального характера в КУЗ.
Нередко нарушения учетно-регистрационной дисциплины допускаются не только в целях получения положительных статистических показателей, создания видимости качественной и эффективной работы, но и в силу незнания положений Уголовно-процессуального кодекса, Инструкции «О порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях», и иных нормативных правовых актов.
Кроме того, сверками, проводимыми Комитетом Генеральной прокуратуры РК, установлено, что отдельными медицинскими учреждениями в нарушение требований совместного межведомственного приказа от 07.09.2000 г. «Об утверждении Инструкции «О механизме взаимного информирования органов внутренних дел и заинтересованных государственных органов по вопросам предупреждения и борьбы с преступностью» не в полной мере обеспечивается немедленное извещение органов внутренних дел обо всех лицах, обратившихся за медицинской помощью с наличием признаков насильственных телесных повреждений.
К примеру, станцией скорой помощи г. Шымкент не было сообщено в Альфарабийский РУВД о доставлении 05.12.2007 г. гр. А. с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга». Данная информация не была зарегистрирована в Журналах учета заявлений Центра оперативного управления ДВД и РУВД, и, соответственно, по указанному факту не проведена проверка на предмет возможного получения травмы в ходе преступных действий.
Эти и другие подобные факты халатного отношения к работе сотрудниками органов уголовного преследования, медицинских работников, призванными стоять на защите конституционных прав и свобод общества от преступных посягательств, продолжают иметь место из года в год. В итоге нарушения выявляются, в адрес руководителей ведомств направляются информационные письма, вносятся представления, виновные должностные лица несут незначительные наказания, однако преступления вместо того, чтобы быть раскрытыми, продолжают укрываться, а преступники гуляют на свободе, уверенные в своей безнаказанности.
Поэтому, внимание в деятельности ведомственных комиссий в настоящее время необходимо акцентировать на принятии мер по предупреждению и профилактике правонарушений, как приоритетной работе, что корреспондируется с Посланием Главы государства от 6 февраля т.г.
йт Комитета правовой статистики и спецучетов ГП РК (http://www.pravstat.kz)
Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проделана целенаправленная работа по активизации работы ведомственных комиссий правоохранительных органов.
Основными задачами работы комиссии являются организация полного и всестороннего контроля за учетно-регистрационной дисциплиной, контроль за полнотой и достоверностью учетов, предупреждение и профилактика нарушений законности при рассмотрении информации о преступлениях и происшествиях.
Вместе с тем, результаты проверок соблюдения нормативных правовых актов о приеме, регистрации, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях за 2007 год и первый квартал т.г. показали, что в отдельных случаях, несмотря на весь спектр принимаемых мер, деятельность комиссий требует усиления, т.к. нарушения учетно-регистрационной дисциплины имеют место.
За анализируемый период Комитетом были организованы проверки в органах уголовного преследования г. Алматы, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Атырауской, Костанайской областей, Западного транспортного региона.
В ходе проверок, по прежнему, выявляются случаи, когда по поступающим в органы уголовного преследования обращениям граждан и информациям не выполняются проверочные действия и не принимаются процессуальные решения, тем самым допускаются факты укрытия преступлений от учета.
В целом за 2007 год органами правовой статистики и специальных учетов выявлено 273 укрытых преступления. Из них в органах внутренних дел – 269.
К примеру, проверкой органов внутренних дел Восточно-Казахстанской области было установлено, что 23 июля 2007 года в дежурную часть Центрального ОП УВД г. Семей поступило сообщение о том, что со столярного цеха пропали деньги в сумме 80000 тенге, принадлежащие гр. И. По данному факту оперуполномоченным отдела криминальной полиции 26 июля 2007 г. было отказано в возбуждении уголовного дела на основании отсутствия жалобы потерпевшего.
При производстве встречной проверки гр.И. показал, что данный оперуполномоченный, в целях не возбуждения заведомо нераскрытого уголовного дела, попросил заявить о том, что деньги ему вернули. Таким образом, сотрудник полиции необоснованно увел виновное лицо от уголовной ответственности.
В ходе проверки 21 августа 2007 года данный материал прокуратурой г. Семей отменен и возбуждено уголовное дело.
Нарушаются требования ст.184 УПК РК об обязательном уведомлении прокурора при продлении сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Продолжают иметь место нарушения процессуальных сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, установленных ст.184 УПК РК. Требование об обязательной регистрации в КУЗ нескольких заявлений, сообщений, жалоб и иной информации по одному и тому же факту не всегда исполняется.
В нарушение установленных требований нормативных правовых актов имеют место факты несвоевременного переноса зарегистрированной в алфавитном журнале, книгах входящей корреспонденции информации криминального характера в КУЗ.
Нередко нарушения учетно-регистрационной дисциплины допускаются не только в целях получения положительных статистических показателей, создания видимости качественной и эффективной работы, но и в силу незнания положений Уголовно-процессуального кодекса, Инструкции «О порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях», и иных нормативных правовых актов.
Кроме того, сверками, проводимыми Комитетом Генеральной прокуратуры РК, установлено, что отдельными медицинскими учреждениями в нарушение требований совместного межведомственного приказа от 07.09.2000 г. «Об утверждении Инструкции «О механизме взаимного информирования органов внутренних дел и заинтересованных государственных органов по вопросам предупреждения и борьбы с преступностью» не в полной мере обеспечивается немедленное извещение органов внутренних дел обо всех лицах, обратившихся за медицинской помощью с наличием признаков насильственных телесных повреждений.
К примеру, станцией скорой помощи г. Шымкент не было сообщено в Альфарабийский РУВД о доставлении 05.12.2007 г. гр. А. с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга». Данная информация не была зарегистрирована в Журналах учета заявлений Центра оперативного управления ДВД и РУВД, и, соответственно, по указанному факту не проведена проверка на предмет возможного получения травмы в ходе преступных действий.
Эти и другие подобные факты халатного отношения к работе сотрудниками органов уголовного преследования, медицинских работников, призванными стоять на защите конституционных прав и свобод общества от преступных посягательств, продолжают иметь место из года в год. В итоге нарушения выявляются, в адрес руководителей ведомств направляются информационные письма, вносятся представления, виновные должностные лица несут незначительные наказания, однако преступления вместо того, чтобы быть раскрытыми, продолжают укрываться, а преступники гуляют на свободе, уверенные в своей безнаказанности.
Поэтому, внимание в деятельности ведомственных комиссий в настоящее время необходимо акцентировать на принятии мер по предупреждению и профилактике правонарушений, как приоритетной работе, что корреспондируется с Посланием Главы государства от 6 февраля т.г.
йт Комитета правовой статистики и спецучетов ГП РК (http://www.pravstat.kz)
|