Борцы за авторские права выслали Стингу и Мадонне первый казахстанский гонорар
admin 27 Мая 2008 в 14:00:43
Казахстан ежегодно платит гонорары Мадонне. И еще сотне других зарубежных авторов за то, что их песни звучат в казахстанских точках общепита. Только за прошедший год Казахстанское авторское общество отправило за рубеж 75 миллионов тенге. 155 миллионов получили отечественные композиторы и поэты. Между тем пиратский бизнес ежегодно наносит казахстанской казне ущерб, в 5 раз превышающий сумму выплаченных обществом вознаграждений. А число и доходы участников нелегального бизнеса увеличиваются в геометрической прогрессии.
Казахстанские похитители авторских прав только за прошедший год выплатили собственникам музыкальных произведений около 230 миллионов тенге. А штраф за контрафактную продукцию в первом квартале 2008-го составил 2 миллиона. Но по сравнению со всем объемом незаконного рынка эти суммы незначительны – на пиратской продукции ее продавцы делают 200-процентную прибыль. Свою выгоду получают и «охотники на пиратов».
Музыкальные центры, синтезаторы и даже радиоприемники – вот зло, которое должен победить Серик Исаев. Он «выбивает» с владельцев кафе и ресторанов плату за то, что те в публичных местах слушают музыку без разрешения ее официального хозяина. За последние полгода Серик сумел «обработать» лишь одну алматинскую улицу. Кафе и рестораны на ней – через каждые 200 метров, и во всех скрываются злостные нарушители закона.
– Вот так мы ходим по кафе, ресторанам, сначала смотрим – какое в них музыкальное сопровождение, потом рассылаем всем владельцам разъяснительные письма о том, что, используя в публичном месте чужие произведения, они нарушают закон об авторском праве. А после уже вновь идем «в народ», чтобы заключить с хозяевами кафе и ресторанов договоры, по которым они будут за использованный репертуар платить гонорары авторам через наше общество.
Эта с виду несложная схема работы юриста Казахстанского авторского общества (КазАК) Серика Исаева на деле реализуется с трудом. В первом кафе «охотнику» объявляют: хозяина нет и в ближайшее время не будет, а музыкальный центр не используется. В кафе действительно тишина, наверное оттого, что нет посетителей.
– Еще не вечер, – объясняет Серик. – Они свой центр часов после восьми включают. Ну что теперь, будем приезжать попозже, ловить… Конечно, они будут использовать музыку, какое сегодня кафе без этого!
Будет музыка – будет и работа у Серика и у всего Казахстанского авторского общества. По закону об авторском праве бесплатно можно слушать диски, кассеты и даже радио только в тесном кругу семьи и друзей. Включил радиоволну в кафе, поставил кассету в баре – плати создателю музыки и текста. Так гласит закон об авторском праве, и охраняет он как нашу Макпал Жуну- сову, так и заграничного Стинга.
На следующем объекте юристу везет не больше. Музыка в заведении есть, но хозяин отсутствует. Лишь в третьей по счету точке общепита Серик находит кому разъяснить закон.
– Вы помощник хозяина? Я юрист Казахстанского авторского общества. Если в кафе у вас будет играть музыка, то для этого нужно получить разрешение. У нас установлены тарифы: рестораны платят 31 тысячу тенге в месяц, кафе – 21 тысячу, маленькие бары и столовые выплачивают 1 МРП – это утверждено авторским советом.
Такие «охотники» в прошлом году по всей республике собрали около 230 миллионов. 75 из них отошли зарубежным авторам, остальные – отечественным.
– Да, и Мадонна из Казахстана получает гонорары, – уверяет начальник управления по сбору и регистрации гонораров КазАК Алия Мухамеджанова. – Из казахстанских популярных авторов востребованы сегодня песни Жолбарысова, Беркута, группы «Пилоты». В России от нас получают гонорары Крутой, Пахмутова, Фадеев, который для «Глюкозы» пишет, группа «Город 312» и многие другие.
В американские общества защиты авторских прав в 2007 году КазАК перечислило более 8 миллионов тенге, в Англию – 4 миллиона 768 тысяч, в Швецию – больше 2 миллионов, в Кыргызстан – 91 тысячу тенге. Российские авторы на «прокате» своей музыки в казахстанских точках общепита заработали больше всех – почти 47 миллионов тенге.
Свою финансовую заинтересованность в этой охоте республиканский монополист по сборам оценил в 5 процентов полученных гонораров или отсуженных компенсаций. Больше собрали – больше заработали. А работы еще – поле непаханое. Филиалы общества есть в 14 областях, и каждое ведет свою охоту.
Это мы только «понадкусывали», констатирует юрист Исаев. Из ста кафе на легальное использование музыки (то есть на подписание договора с авторским обществом) соглашается только одно. Остальные продолжают воровать.
– Говорят, почему это мы должны за воздух платить? Мы же купили кассеты или диск – значит, это наша собственность.
Такую нелицензионную «собственность» сегодня можно купить на любом базаре. Контрафакт, как называют такой товар оперативники, его продавцы теперь даже не прячут под полой. Почему, знает алматинец Михаил. Несколько лет подряд он сам обеспечивал казахстанцев нелицензионной продукцией. Сначала делал контрафактные копии кассет в Костанае, потом перебрался в Алматы и занялся музыкальными дисками – составлял сборники, печатал к ним обложки, реализовывал по всей стране.
– Это такой бизнес, который приносит прибыли, как минимум, 200 процентов, – рассказывает Михаил. – Вот представьте: в фирменном магазине диск стоит почти 1000 тенге, а у поставщика-пирата в оптовой продаже он же стоит 150 тенге, а с лотков их продают по 500. Вот и посчитайте. Я когда начинал, в моем магазине касса сначала была 5 тысяч тенге в день, потом стала 300 тысяч.
Сейчас, говорит Михаил, этим бизнесом занимаются все кому не лень. Пиратство в стране практически легализовано. Потому как не лень им заниматься ни частным бизнесменам, ни государственным органам.
– Пираты так спокойно работают только потому, что у каждого поставщика есть своя «крыша» в органах. Мы в свое время по 5000 долларов в месяц «заносили» только за то, чтобы нас предупреждали о проверках. А есть еще взятки на таможне, в юстиции, в финансовой полиции.
Все проверки, уверен бывший пират (а только недавно в республике изъятием 36 тысяч экземпляров контрафактной продукции завершилась очередная акция борьбы с пиратством), – показательные.
– Ну захотят они схватить этого продавца на рынке, да он бросит свой лоток с дисками и убежит. Потому что назавтра ему наштампуют тысячу таких же. И в основном после таких проверок крупных поставщиков не закрывают, а советуют дальше делать свои копии, но уже делиться прибылью с проверяющими. Такой замкнутый круг.
Сам Михаил с пиратством «завязал». Однажды пошел в церковь ставить свечку за свое дело, а она расплавилась в руках. С тех пор Михаил стал верить в Бога и грешный бизнес оставил. Других «остепенившихся» пиратов нынешний хозяин легального рекламного агентства не знает – дело-то, как ни крути, прибыльное. И почти безнаказанное. Потому что выигрывают от него сегодня все: и добыча, и охотники.
Виктория НИКОЛЕНКО, Алматы, Литер
Казахстанские похитители авторских прав только за прошедший год выплатили собственникам музыкальных произведений около 230 миллионов тенге. А штраф за контрафактную продукцию в первом квартале 2008-го составил 2 миллиона. Но по сравнению со всем объемом незаконного рынка эти суммы незначительны – на пиратской продукции ее продавцы делают 200-процентную прибыль. Свою выгоду получают и «охотники на пиратов».
Музыкальные центры, синтезаторы и даже радиоприемники – вот зло, которое должен победить Серик Исаев. Он «выбивает» с владельцев кафе и ресторанов плату за то, что те в публичных местах слушают музыку без разрешения ее официального хозяина. За последние полгода Серик сумел «обработать» лишь одну алматинскую улицу. Кафе и рестораны на ней – через каждые 200 метров, и во всех скрываются злостные нарушители закона.
– Вот так мы ходим по кафе, ресторанам, сначала смотрим – какое в них музыкальное сопровождение, потом рассылаем всем владельцам разъяснительные письма о том, что, используя в публичном месте чужие произведения, они нарушают закон об авторском праве. А после уже вновь идем «в народ», чтобы заключить с хозяевами кафе и ресторанов договоры, по которым они будут за использованный репертуар платить гонорары авторам через наше общество.
Эта с виду несложная схема работы юриста Казахстанского авторского общества (КазАК) Серика Исаева на деле реализуется с трудом. В первом кафе «охотнику» объявляют: хозяина нет и в ближайшее время не будет, а музыкальный центр не используется. В кафе действительно тишина, наверное оттого, что нет посетителей.
– Еще не вечер, – объясняет Серик. – Они свой центр часов после восьми включают. Ну что теперь, будем приезжать попозже, ловить… Конечно, они будут использовать музыку, какое сегодня кафе без этого!
Будет музыка – будет и работа у Серика и у всего Казахстанского авторского общества. По закону об авторском праве бесплатно можно слушать диски, кассеты и даже радио только в тесном кругу семьи и друзей. Включил радиоволну в кафе, поставил кассету в баре – плати создателю музыки и текста. Так гласит закон об авторском праве, и охраняет он как нашу Макпал Жуну- сову, так и заграничного Стинга.
На следующем объекте юристу везет не больше. Музыка в заведении есть, но хозяин отсутствует. Лишь в третьей по счету точке общепита Серик находит кому разъяснить закон.
– Вы помощник хозяина? Я юрист Казахстанского авторского общества. Если в кафе у вас будет играть музыка, то для этого нужно получить разрешение. У нас установлены тарифы: рестораны платят 31 тысячу тенге в месяц, кафе – 21 тысячу, маленькие бары и столовые выплачивают 1 МРП – это утверждено авторским советом.
Такие «охотники» в прошлом году по всей республике собрали около 230 миллионов. 75 из них отошли зарубежным авторам, остальные – отечественным.
– Да, и Мадонна из Казахстана получает гонорары, – уверяет начальник управления по сбору и регистрации гонораров КазАК Алия Мухамеджанова. – Из казахстанских популярных авторов востребованы сегодня песни Жолбарысова, Беркута, группы «Пилоты». В России от нас получают гонорары Крутой, Пахмутова, Фадеев, который для «Глюкозы» пишет, группа «Город 312» и многие другие.
В американские общества защиты авторских прав в 2007 году КазАК перечислило более 8 миллионов тенге, в Англию – 4 миллиона 768 тысяч, в Швецию – больше 2 миллионов, в Кыргызстан – 91 тысячу тенге. Российские авторы на «прокате» своей музыки в казахстанских точках общепита заработали больше всех – почти 47 миллионов тенге.
Свою финансовую заинтересованность в этой охоте республиканский монополист по сборам оценил в 5 процентов полученных гонораров или отсуженных компенсаций. Больше собрали – больше заработали. А работы еще – поле непаханое. Филиалы общества есть в 14 областях, и каждое ведет свою охоту.
Это мы только «понадкусывали», констатирует юрист Исаев. Из ста кафе на легальное использование музыки (то есть на подписание договора с авторским обществом) соглашается только одно. Остальные продолжают воровать.
– Говорят, почему это мы должны за воздух платить? Мы же купили кассеты или диск – значит, это наша собственность.
Такую нелицензионную «собственность» сегодня можно купить на любом базаре. Контрафакт, как называют такой товар оперативники, его продавцы теперь даже не прячут под полой. Почему, знает алматинец Михаил. Несколько лет подряд он сам обеспечивал казахстанцев нелицензионной продукцией. Сначала делал контрафактные копии кассет в Костанае, потом перебрался в Алматы и занялся музыкальными дисками – составлял сборники, печатал к ним обложки, реализовывал по всей стране.
– Это такой бизнес, который приносит прибыли, как минимум, 200 процентов, – рассказывает Михаил. – Вот представьте: в фирменном магазине диск стоит почти 1000 тенге, а у поставщика-пирата в оптовой продаже он же стоит 150 тенге, а с лотков их продают по 500. Вот и посчитайте. Я когда начинал, в моем магазине касса сначала была 5 тысяч тенге в день, потом стала 300 тысяч.
Сейчас, говорит Михаил, этим бизнесом занимаются все кому не лень. Пиратство в стране практически легализовано. Потому как не лень им заниматься ни частным бизнесменам, ни государственным органам.
– Пираты так спокойно работают только потому, что у каждого поставщика есть своя «крыша» в органах. Мы в свое время по 5000 долларов в месяц «заносили» только за то, чтобы нас предупреждали о проверках. А есть еще взятки на таможне, в юстиции, в финансовой полиции.
Все проверки, уверен бывший пират (а только недавно в республике изъятием 36 тысяч экземпляров контрафактной продукции завершилась очередная акция борьбы с пиратством), – показательные.
– Ну захотят они схватить этого продавца на рынке, да он бросит свой лоток с дисками и убежит. Потому что назавтра ему наштампуют тысячу таких же. И в основном после таких проверок крупных поставщиков не закрывают, а советуют дальше делать свои копии, но уже делиться прибылью с проверяющими. Такой замкнутый круг.
Сам Михаил с пиратством «завязал». Однажды пошел в церковь ставить свечку за свое дело, а она расплавилась в руках. С тех пор Михаил стал верить в Бога и грешный бизнес оставил. Других «остепенившихся» пиратов нынешний хозяин легального рекламного агентства не знает – дело-то, как ни крути, прибыльное. И почти безнаказанное. Потому что выигрывают от него сегодня все: и добыча, и охотники.
Виктория НИКОЛЕНКО, Алматы, Литер
|