Натуральное хозяйство

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 26 Мая 2008 в 14:26:27
Запрет на экспорт бензина и дизтоплива в Казахстане вступит в силу 1 июня и продлится до 1 сентября 2008 года. Владельцы небольших сетей АЗС отмечают, что розничные цены на бензин уже пошли вниз. Крупная сеть «Гелиос», напротив, уверена, что топливо будет дорожать, невзирая на всякие запреты.

Постановление правительства о введении временного запрета на вывоз ГСМ опубликовано вчера в официальной прессе. «Динамика цен на топливо в ближайшее время пойдет вниз, – считает глава компании «Нар-Ойл» Салтан Ушбаев. – На наших заправках цена на бензин Аи-92 уже снизилась до 90 тенге. Вероятно, она и дальше будет постепенно снижаться». Вместе с тем дизтопливо, по его данным, продолжает дорожать. На севере Казахстана – в Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Каменогорске – солярку продают на заправках по 120-125 тенге за литр, в Алматы оптом дизтопливо стоит 91 тенге. «Такое ощущение, будто экспортеры успели выбрать с рынка всю солярку. Такого дефицита я никогда не видел», – поделился впечатлениями с «&» г-н Ушбаев.

«С одной стороны, введение запрета – правильный шаг. В Шымкенте начали появляться новые поставщики ГСМ. Увеличиваются и объемы предложения топлива», – рассказал «&» председатель Ассоциации владельцев АЗС ЮКО Коитбек Камбаров. По его информации, буквально вчера цена на бензин Аи-92 опустилась на 2 тенге – до 87-88 тенге за литр, на 2-3 тенге подешевело дизтопливо. «Мы ожидаем, что цены будут потихоньку снижаться и дальше», – надеется он.

При этом г-н Камбаров подчеркнул, что Минэнерго не владеет ситуацией в полной мере. «Они из Астаны смотрят сверху вниз, а надо смотреть снизу вверх, от проблем простых АЗС, тогда все недочеты видно сразу. По моему мнению, необходимо разработать конкретную программу обеспечения регионов нефтепродуктами на основе объемов их потребления. Но в министерстве просто не знают, сколько топлива нужно каждому региону сегодня и сколько понадобится завтра. Имей министерство такую программу, оно получило бы реальный механизм контроля за действиями крупных оптовиков на рынке», – считает г-н Камбаров.

«В данной ситуации я полностью поддерживаю решение о введении запрета на экспорт ГСМ. Это позволит стабилизировать внутренний рынок и сбить ажиотажный спрос на топливо, который возник в последней декаде апреля», – заявил гендиректор ТОО «Гелиос» Константин Свиридов на специально организованном компанией брифинге 21 мая в Алматы. В то же время он уверен, что ГСМ в стране все равно будут дорожать, поскольку около половины всего топлива, потребляемого в Казахстане, производится из российской нефти, цена на которую растет вслед за мировой.

Г-н Свиридов указал две основные причины роста цен на бензин: рост мировой цены на нефть и рост внутреннего спроса на ГСМ ввиду постоянного увеличения автопарка. По его информации, темп прироста автопарка в Казахстане в период с 2003 по 2005 год составлял 10% в год, а в последние 2 года резко увеличился – до 25% в год. Средний объем потребления ГСМ в Казахстане, по данным «Гелиоса», составляет 17 млн. литров в день, или 4,6 млн. тонн в год. 30% этого объема приходится на дизтопливо. Г-н Свиридов отметил, что сегодня казахстанские НПЗ производят недостаточное для потребностей внутреннего рынка количество бензина, в частности, его высокооктановых сортов (Аи-91 и выше). Поэтому примерно 25% топлива импортируется – в основном из России. В России ГСМ дороже, чем в Казахстане: бензин – на 20 тенге, дизтопливо – на 30 тенге. Везти к нам продукцию из России невыгодно, отсюда дефицит топлива в Казахстане, заключил руководитель «Гелиоса».

По информации г-на Свиридова, «Гелиос» является единственным давальцем нефти для Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). Данный завод транспортно и технологически завязан на восточносибирскую нефть марки Urals и не приспособлен для переработки более сернистой казахстанской нефти. Поэтому цена на бензин, реализуемый через сеть АЗС «Гелиос», зависит от стоимости Urals, последняя же неуклонно растет.

В настоящее время ПНХЗ, по данным «&», производит более 40% высокооктановых бензинов в Казахстане. С учетом импорта получается, что доля бензинов, произведенных из нефти неказахстанского происхождения (цену на эту нефть Астана регулировать не может), составляет около 60%. «Из-за разницы между ценой на сырье, которое мы закупаем в России для переработки на ПНХЗ, и ценой на бензин внутри Казахстана «Гелиос» по итогам мая выходит «в минус», терпя убытки», – заявил г-н Свиридов. По его словам, при нынешней цене на нефть безубыточная работа компании может быть достигнута при цене на бензин на 21-22% выше, чем сегодняшняя – на уровне 112 тенге за литр Аи-92. Постоянный рост спроса на ГСМ делает такую цену оправданной, а рост цен на топливо – экономически обоснованным, считает руководитель «Гелиоса».

Ажиотажный спрос на ГСМ в последние три недели заставил «Гелиос» ввести талоны на бензин. В настоящее время компания не в состоянии увеличить продажу топлива, так как ПНХЗ 15 июня должен встать на плановый ремонт, который продлится 2 месяца. На этот период компания должна создать запасы топлива, которые позволят обеспечить стабильные поставки на розничный рынок.

«Скорее всего, цена, указанная руководителем «Гелиоса», является экономически оправданной. Однако она не будет достигнута одномоментно, – поделился своим мнением с «&» аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. – Цена будет расти постепенно, в течение месяца». Причин роста, по его мнению, несколько, но основная – это все-таки нехватка топлива собственного производства. «Правительству Казахстана необходимо принять решение о строительстве нового НПЗ топливного направления с высокой глубиной переработки, – сказал аналитик. – Причем новое предприятие должно находиться недалеко от крупных месторождений, для владельцев которых можно ввести квотирование на поставку сырой нефти для нужд внутреннего рынка». Другим вариантом решения проблемы может стать переориентация ПНХЗ на казахстанскую нефть, которую завод также может получать по системе квотирования. «Но специалисты ПНХЗ, судя по всему, пока не в состоянии перевести завод на переработку более сернистой казахстанской нефти», – заметил г-н Александров.

Впрочем, рассуждая о справедливой стоимости топлива, г-н Свиридов умолчал о качестве бензина, производимого в Казахстане. А ведь оно в лучшем случае соответствует экологическому стандарту Евро-1, тогда как согласно законодательству уже в 2009 году все топливо в Казахстане должно соответствовать стандарту Евро-3. Этот стандарт уже действует в США и ЕС с перспективой перехода на Евро-4. Следовательно, топливо, выпускаемое в Казахстане, по определению является более дешевым, чем его западные аналоги. Только в этом году на ПНХЗ начнутся работы по монтажу водородной установки: водород необходим для извлечения из высокооктанового бензина воды и серы, которые делают топливо менее качественным.

Глубина переработки сырья на ПНХЗ равна 80%. Этот показатель определяет структуру производства топлива: более 30% продукции завода – дизтопливо, около 35% – бензины. Глубина переработки на европейских НПЗ составляет 90-93%, при этом доля бензинов в продукции превышает 50%. Этот путь повышения эффективности нефтепереработки казахстанские НПЗ не используют, так как налоговое законодательство не стимулирует заводы инвестировать в производство.

Адиль Урманов
http://www.and.kz
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь