Кому выгоден школьный Интернет?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 23 Мая 2008 в 11:34:24
B редакцию на днях поступило письмо АО «Казахтелеком» с ответом на статью нашего читателя, учителя Марата Ляйлимова «Кто «разводит» народ» о том, как школы соби­рали с учителей и родителей деньги на оплату «Интерактивного урока» с президентом страны. АО «Казахтелеком» не согласилось с информацией нашего читателя (печатаем письмо полностью). С ответом «Казахтелекома» мы ознакомили автора статьи и получили материал Ляйлимова под названием «Кто-то все же «разводит» народ». Думайте сами, кто прав - учитель или монополист. И какова роль департамента образования Алматы в развернувшемся споре.

Письмо «Казахтелекома»

В целях обеспечения ценовой доступности телекоммуникационных услуг АО «Казахтелеком» с 2004 года предоставляет 50% скидку для школ на единовременные и 30% на ежемесячные платежи при предоставлении услуг широкополосного доступа в Интернет. Кроме того, в рамках реализации государственной программы по снижению информационного неравенства среди населения и в целях развития казахстанского рынка Интернет-услуг с 1 февраля 2007 г. услуга коммутируемого доступа к сети Интернет «Казахстанский Интернет» для школ предоставляется бесплатно.

По итогам 2007 г. в результате повсеместной телефонизации, доступ к сети Интернет имеют свыше 7 400 государственных школ, или 96% от их общего количества.

В рамках реализации проекта «Интерактивный урок» городским центром телекоммуникаций «Алматытелеком» (филиал АО «Казахтелеком») были подключены к сети Интернет 113 школ г. Алматы. Договор на предоставление доступа к сети Интернет по технологии ADSL был заключен в 2007 году с Департаментом образования г. Алматы (далее - ДО) на сумму 5 432 000 тенге. По договору ежемесячная абонентская плата за услугу со скидкой 65% составляет 5 064 тенге 38 тиын. Кроме того, на каждый номер начисляется плата за IP-адреса (блок из 4-х адресов) в сумме 1 782 тенге. Причем счета за оказанные услуги с момента заключения договора выставляются Департаменту образования города.

На 1 января 2008 г. задолженность ДО перед ГЦТ «Алматытелеком» составляла 6 662 252,10 тенге, на 1 апреля 2008 г. - 23 212 683,73 тенге. Значительная сумма начислений объясняется тем, что помимо абонентской платы ежемесячно начисляются суммы за последующий использованный Интернет-трафик, составившие за 7 месяцев 15 819 220,11 тенге.

По проекту «School Net» договор также заключен с Департаментом образования. Годовая сумма на 2008 год определена в размере 46 565 000 тенге. Все счета также выставляются Департаменту образования. Согласно договору услуга предоставляется для 207 учебных учреждений. Ежемесячная абонентская плата для каждой школы со скидкой 63% составляет 12 604,46 тенге. Задолженность на 1 апреля 2008 г. по данному договору составляла 9 240 571,29 тенге. Начисления оплачены в апреле т. г. (Все суммы указаны с учетом НДС).

Относительно информации автора статьи о том, что «Алматытелеком» одной из школ г. Талгара выставил счет на сумму 1 миллион тенге», сообщаем следующее.

Во-первых, г. Талгар относится к Алматинской области, где услуги телекоммуникаций оказывает филиал АО «Казахтелеком» - Алматинская областная дирекция телекоммуникаций. Соответственно ГЦТ «Алматытелеком» не имеет никакого отношения к данной информации.

АО «Казахтелеком».

Сбор денег с учителей в счет возмещения долга департамента образования Алматы перед «Алматытелекомом» за Интернет-услуги в школах очевидно несправедлив. Однако мнение учителей мало кого волнует. Хотя именно они являются непосредственными участ­никами договора по Интернет-услугам в школах. А это значит, что долги придется оплачивать именно им - нашим бедным (читай нищим) учителям.

Причин безапелляционного решения департамента образования по долгам «Алматытелекому» несколько. Одна из них определена административным характером. Все учителя и директора школ находятся в вассальской зависимости от настроения работников департамента образования. Однако ответственность за хозяйственную деятельность школы персонально несет ее директор. Таким образом, если имеются законные долги школы за Интернет-услуги, то отвечать должен директор. И ответственность эта установлена перед департаментом образования. То есть собранные с учителей денежные средства в погашении долга за Интернет-услуги должны быть переданы в департамент образования, ибо школы не имеют юридических договоров с «Алматытелекомом».

По некоторым данным, долги департамента образования перед «Алматытелекомом» составляют около 15 млн. тенге. Сумма рассчитана за период с сентября 2007 г., когда по проекту «Интерактивный урок» с президентом Назарбаевым впервые в школы была проведена Интернет-связь. С того момента эта связь так и осталась в школах. Первое время говорили, что услуги за Интернет до конца 2007 г. будут для школ бесплатными. Однако долг департамента образования за 2007 г. составил 6 млн. тенге. По истечении трех месяцев 2008 г. сумма долга исчислялась уже 23 млн. тенге.

Причем вот какая интересная вещь. В 2007 г. (за 4 месяца) сумма долга за Интернет-трафик составляет около 3 млн. тенге., а за три месяца 2008 г. - около 12 млн. тенге.

Итого, долги за Интернет-трафик составляют почти 15 млн. тенге, которые, как сказано выше, по указанию департамента образования должны почему-то оплачивать учителя. Решится ли департамент образования потребовать оплату с родителей - вопрос риторический.

Интересные отношения

Интересные отношения департамента образования и «Алматытелекома» существуют благодаря юридическим договорам этих сторон. Вне зависимости от пользования Интернет-услугами оплата за подключение к Интернету ведется за конкретные номера телефонов, в том числе и школьных номеров. Ежемесячная абонентская плата одной школы за Интернет составляет около 20 000 тенге.

И вот что самое интересное. В этой же сумме оплаты за подключение к Интернету находится и сумма подключения к Интернету по программе «School Net» (Школьная связь - ред.). Данная программа введена в действие где-то в 2005 - 2006 гг., и абонентская плата оплачивается департаментом образования постоянно. К создаваемой сети планировалось подключение библиотек, музыкальных школ, центров детского творчества и других учреждений образования и культуры города Ал маты. Целью настоящего проекта является создание опорной сети (Backbone) передачи данных в Алматы с предоставлением выхода в Интернет государственным школам.

Согласно проекту, учебным заведениям выставлялось условие: наличие разработанных планов по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Поэтому предусматривалось подключение пользователей производить исключительно к корпоративной сети для школ, созданной фондом «Сорос-Казахстан», ГЦТ «Алматытелеком» и департаментом образования Алматы, организациям, получившим грант на подключение к интернету и электронным сервисам.

Однако условия по данной программе не соответствовали возможностям клиентов. В этой связи признание провала программы объяснено существенными проблемами, тормозящими массовое использование Интернета как в учебном процессе, так и в административной деятельности школ.

Кто так договаривался?

Исходя из замыслов организаторов, много полезного можно было продвинуть в наше школьное образование. Но действительность у нас всегда оказывается иной. И сегодня программа «School Net» имеет то состояние, о котором и будет сказано.

В нашем государстве, как это обычно водится, идеи должны увлекать кого-то из руководящих лиц. Получив соответствующий одобрительный «кивок», инициаторы программы раскручивают ее. И никто не дает гарантии, насколько все эти «глобальные проекты» соответствуют закону и будут приняты населением.

По расчету, за подключение к «Skool Net» 207 школ Алматы абонентская плата составляет около 40 с лишним млн. тенге на 2008 г. Данная программа по причине низкой скорости Подключения к Интернету, где-то ЗШ -600 байт в секунду, не пользуется успехом. При такой скорости подключиться к Интернету можно за 30 и более минут. Школьный урок длится 45 минут. Сколько учеников обучится за это время информационным технологиям - вопрос на засыпку.

По «ляпу» департамента образования (или каким-то иным причинам) до сих пор бюджетные деньги преспокойно перетекают в карман «Алматытелекома» за услуги, которых фактически не оказывалось! А теперь от учителей требуют «закрывать» чьи-то долги из собственного кармана. Вот так неадекватные решения департамента образования Алматы узаконили поборы с учителей. Но самое интересное, собранные деньги не переданы к оплате. Поэтому у некоторых наивных учителей блуждает мысль, а не вернут ли им их кровные деньги.

Годовая сумма на 2008 год за предоставление услуг «Алматытелекомом» по программе «Skool Net» определена в размере 46 565 000 тенге. Все счета также выставляются департаменту образования. А это значит, что данный вид услуг оплачиваем мы с вами, поскольку речь идет о бюджетных затратах. Возникает вопрос, почему за некачественный Интернет по программе «School Net» должна быть заплачена такая большая сумма денег? Кто персонально ответственен за договор с «Алматытелекомом»?

А деньги «утекают»?

И что же из всего сказанного получается? Имея рычаги воздействия на директоров школ, работники департамента образования составили «нужный» договор с «Алматытелекомом», полагая, что учителя будут поддерживать начинания по их неоплачиваемым трудовым затратам. Налицо прямое нарушение пресловутых стандартов школьного образования. И теперь безраздельное властвование гарантирует молчание директоров за качество «School Net», то есть за обучение информационным предметам в школе наших детей.

Не «возникают» дети, молчат директора, учителя и родители по понятным причинам, а бюджетные деньги «утекают». Кажется, что кто-то так ловко «запудрил» мозги высоким чиновникам образования и отдельным ответственным сотрудникам, что откровенно неэффективная программа «School Net» признана новшеством столь необходимым в школьном образовании. При этом кто-то способствует работе придуманной схемы, чем успешно пополняет чей-то личный карман.

Хотя фактически из бюджета оплачивается право на пользование Интернетом, а не сама услуга, так как абонентская плата взимается за подключенный к глобальной сети номер телефона. Качество же самой услуги не является обязательным условием. Ведь услугу оказывают работникам образования, со­знание которых ориентировано на стандарты прошлого века. Поэтому есть Интернет, нет его - всем, кроме заинтересованных лиц, все равно. А деньги тем временем потихоньку «утекают». Думается, что не безвозмездно.

Марат ЛЯИЛИМОВ
Источник: Свобода слова
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь