Киловатт тарифом красен

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 12 Мая 2008 в 09:22:42
Отопительный сезон, к которому уже начали готовиться энергопредприятия страны, может оказаться сложным из-за нехватки средств. Выходом из ситуации должно стать повышение тарифа для особо нуждающихся предприятий отрасли, считает зампредседателя правления АО "Самрук-Энерго" Есберген Абитаев. Прежде всего это касается Жамбылской ГРЭС – ключевой станции для всего юга Казахстана.

– Есберген Абитаевич, какова сейчас ситуация в энергетике Казахстана?

– Как вы знаете, энергосистема нашей страны пока не является единой. Географически она делится на три энергозоны: южную, работающую в едином режиме с энергосистемами стран Средней Азии, северную, где находятся основные энергоисточники страны, и западную – зависимую от поставок из России. В связи с этим стратегической задачей правительства РК и предприятий, работающих в этой отрасли, является объединение трех энергосистем в единое целое.

Ключевым, с точки зрения потребления, регионом является юг страны. Если в среднем по стране рост потребления электроэнергии составляет 5-6%, то на юге – 10%, а в Алматы – 12%. В случае необеспечения этого наиболее быстро развивающегося региона электроэнергией его экономический рост может замедлиться, что негативно скажется на положении республики в целом. Но собственных источников электроэнергии здесь не хватает.

Пока единственным резервом наращивания мощности в регионе является Жамбылская ГРЭС (ЖГРЭС). Эта станция состоит из 6 блоков. Ее располагаемая мощность 1000 МВт.

В соответствии с данными KEGOC в предстоящий осенне-зимний период 2008-2009 годов в южной энергозоне РК ожидаемая необходимая нагрузка составляет 3150 МВт. Дефицит прогнозируется на уровне 215 МВт. При этом предполагается, что ЖГРЭС будет загружена на 100%, то есть в шестиблочном режиме без резерва.

Основное топливо для ЖГРЭС – природный газ, импортируемый из Узбекистана. Как резервное топливо используется мазут. В этом-то и состоит основная проблема. Опыт прошедших лет показал, что Узбекистан не является стабильным поставщиком топлива. Практически сразу после наступления холодов Ташкент перекрывает импорт. КазТрансГаз в этой ситуации вынужден прекратить подачу газа для ЖГРЭС и направляет оставшиеся резервы на покрытие нужд населения, а станция переходит на мазут. Но стоимость электроэнергии, вырабатываемой из мазута, почти вдвое выше стоимости электроэнергии, выработанной из природного газа: 10,5 тенге с шины станции на мазуте против 4,5 тенге на газе.

– Как это отражается на потребителях?

– Для нас как производителей дефицитного товара размер тарифа большого значения не играет. Есть газ – мы можем произвести электроэнергию по цене 4,5 тенге за 1 кВт. Есть только мазут – мы продадим тот же киловатт и за 10-11 тенге. Его у нас обязательно купят. Но как представители госкомпании мы не можем себе этого позволить: такой тариф сильно ударит как по экономике, так и по населению. Поэтому в сентябре 2007 года, когда станция только запускалась в рабочий режим, "Самрук-Энерго", зная, что Узбекистан ограничит поставки природного газа, и желая смягчить переход на более дорогое топливо, предложил поднять тариф до уровня 6-7 тенге, исходя из средней цены потребленного газа и мазута. Но к нам не прислушались, выделив деньги лишь на компенсацию затрат по закупке топлива. В результате уже в декабре 2007 года подача газа была прекращена, и ЖГРЭС полностью перешла на резервное топливо. В таком экстренном режиме станция работала практически до конца первой декады февраля 2008 года.

– Правительство ежегодно выделяет ЖГРЭС дотации. Куда расходуются эти деньги?

– Согласно постановлению правительства средства выделяются только на покрытие разницы в цене между природным газом и мазутом. В апреле 2008 года на предстоящий отопительный сезон Жамбылской ГРЭС на компенсацию затрат по закупке топлива и удешевление электроэнергии выделено 3,4 млрд. тенге. Использовать их на другие цели мы не имеем права. За правильностью использования дотаций следит Счетный комитет.

– На недавнем совещании правительства по вопросам подготовки к зиме председатель правления KEGOC Алмасадам Саткалиев предложил ввести на юге Казахстана режим ЧС по электроснабжению и восстановить работу ЖГРЭС в шестиблочном режиме. Сможет ли станция работать в таком режиме, ведь два ее энергоблока не работали более 10 лет?

– Гарантировать, что ЖГРЭС будет работать в шестиблочном режиме, – это несерьезно. Согласно электросетевым правилам отрасли 8% мощности станции или один крупный блок должны находиться в постоянном резерве, на случай выхода из строя одного из работающих блоков. Техническое состояние станции также этого не позволит. В декабре 2007 года из строя вышел трансформатор 220 МВт блока №4. Стоимость его изготовления с учетом транспортировки и монтажа – 500 млн. тенге. Без его установки не может быть запущен весь энергоблок.

Новый трансформатор станция может заказать. Есть электромеханические заводы, желающие получить этот заказ. Но нужны деньги на предоплату: завод желает получить 50% от цены сразу. Мы, разумеется, намерены снизить эту цифру. Но торговаться бессмысленно, пока нет денег. Время изготовления и монтажа трансформатора – минимум 6-7 месяцев. То есть если заказ разметить в мае, то блок №4 заработает только в декабре.

На турбине блока №2 вышел из строя цилиндр низкого давления. Есть опасность, что в случае повторного запуска этот энергоблок не наберет необходимой для стабильной работы мощности. Также необходимо реконструировать градирню (охладитель). Без нее располагаемая мощность турбин снижается на 20 МВт. В целом необходимо провести капитальный ремонт энергоблоков №4 и №5. Общая стоимость ремонтно-восстановительных работ – 2,2 млрд. тенге. Без этих работ общая потеря мощности станции составляет 420 МВт, или более 42% от располагаемой мощности.

– Вы обращались в правительство с просьбой о выделении необходимых средств?

– Нет, не обращались. Во-первых, это очень долгий процесс, связанный с обоснованием потребностей через парламент. Во-вторых, у ЖГРЭС есть второй акционер – ТОО "Таразэнерго-2005", у которого своя позиция: эта компания считает, что предприятие не должно работать, если ее деятельность не обеспечивает прибыль. Это нормальный рыночный подход, и как акционеры мы понимаем такую позицию. Но все-таки у нас государственная компания, и мы не можем себе позволить роскоши не работать.

– Тогда какой вы предлагаете выход?

– Единственный выход – повышение тарифа. По нашим расчетам, тариф должен составить 6,94 тенге за 1 кВт/час с шины станции. Это финансово обоснованный тариф, с учетом необходимого ремонта и стоимости мазута. В этом с нами согласен и акимат Жамбылской области. Его эксперты также просчитали затраты ЖГРЭС и пришли к аналогичному результату.

Если новый тариф будет введен уже в мае 2008 года, у станции будет возможность провести все запланированные ремонты и успеть к зиме. Если тариф не будет введен, то, соответственно, станция будет работать без резерва в пятиблочном режиме, с резервом – в четырехблочном режиме. Это создаст дополнительный дефицит мощности южной энергозоны в 200 МВт. Общий дефицит составит уже 415 МВт, а с учетом маловодного года, дефицита энергии в Киргизии и возможного отказа Бишкека экспортировать энергию в Казахстан дефицит вырастет до 465 МВт. Чтобы было понятнее, можно сказать, что Алматинская область с городом Алматы потребляет 1400 МВт.

– Разве производитель электроэнергии не может повысить свою цену самостоятельно, без оглядки на правительство? Последние 4 года представители правительства и KEGOC много раз в своих выступлениях заявляли, что в Казахстане цена формируется исключительно спросом и предложением.

– Теоретически это можно сделать, но на практике получается по-другому. Сложившаяся ситуация вынуждает правительство ставить акценты на борьбу с инфляцией. АРЕМ включает все возможные рычаги, чтобы сдержать рост тарифов. При этом складывается парадоксальная ситуация: тарифы не растут, отрасль требует инвестиций, но при нынешних тарифах никакие инвестиции в энергетику не придут. Надо понимать, что без создания новых электростанций, без инвестиций в эту фундаментальную отрасль Казахстан не сможет конкурировать на мировых рынках. С учетом сложившейся ситуации мы полагаем, что правительство может и должно разработать систему устойчивого развития энергетики путем планомерного ежегодного роста тарифов, например, в коридоре объявленных 15% в год, а все убытки, которые станции понесут даже в рамках такого роста тарифов, покрывать дотациями из госбюджета.

Адиль УРМАНОВ, "Бизнес и власть"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь