Кассовая несправедливость на КТЖ
admin 06 Мая 2008 в 10:58:50
Если вы не сумели купить в железнодорожной кассе билет на нужный вам маршрут, не спешите обвинять кассиров в утаивании мест для возможной перепродажи по завышенной цене.
В больших городах эта возможность давно сведена к минимуму. Проблема, по мнению президента Ассоциации пассажирских железнодорожных агентств республики Рымгали ДОНЕНБАЕВА, кроется в другом.
– Нас, агентства, загнали в такие рамки, что мы теряем прибыль.
– Это как?
– Есть такое АО «Пассажирские перевозки», которое диктует нам условия игры как настоящий монополист. Сегодня он может поставить нам комиссию два процента, завтра – три. А для пассажиров проблемы остаются прежними. Знаете, какие у нас сейчас комиссионные? В Алматы 2,23 процента. В Астане – 2,28 процента. Это уже не смешно. Дело доходит до того, что агентства начинают демпинговать, чтобы хоть как-то выжить на рынке…
По словам Рымгали Бекетаевича, эти проблемы начались даже не вчера. И не вчера агентства заговорили о том, что ситуация с продажей билетов вступает в противоречия с законами рынка. Однако руководство «Казахстан темир жолы» благополучно игнорировало все инициативы снизу. Потому что существующее положение вещей очень устраивало очень отдельных игроков.
Врамках реструктуризации системы железнодорожного транспорта в 2004-2006 гг. сервисная деятельность перешла в конкурентную среду, однако большой начальник в виде АО «Пассажирские перевозки» остался. Как сказал г-н Доненбаев, проблему дефицита билетов на самые популярные направления в республике можно было решить и год, и два назад. Но столь радикальные перемены, очевидно, мешали чьему-то бизнесу.
Скажем, открыть частнику свою кассу на территории вокзала можно только через тендер, хотя вокзалы относятся тоже к конкурентной среде. Но «Пассажирские перевозки» – один из многих перевозчиков в стране – единолично решают, кому можно там открыться, а кому создавать точки в городе. При этом в крупнейших городах аренда одного квадратного метра вокзальной площади составляет 7800 тенге за метр, включая разбитый стол времен царя Гороха, расшатанный стул, который помнит еще времена застоя, и «убитый» компьютер середины 90-х годов. При этом какая-то умная голова посчитала, что рентабельность у касс будет составлять 300 процентов.
– Откуда у «Перевозок» такие расчеты и такие полномочия? Кто им дал? – сам себя спрашивает Рымгали Доненбаев. И сам же отвечает, – тот, кому это выгодно…
– Минуточку, но как вы объясните проблемы с билетами в кассах, если я могу купить их у вокзальных «жучков»? Я уже не говорю о проводниках, которые готовы брать народ на любых условиях – хоть на стоячие места на третьих полках!
– Насчет проводников – это не ко мне. Насчет кассиров… Сами они не могут залезть в компьютерную программу «Экспресс-3». Технически это для них невозможно. Доступ есть только в Астане, где находится центр, где концентрируются все «броневые» места. Мы продаем те, к которым у системы есть доступ. «Броневые» выпускают – продаем их. А «жучки»?..
Схема такая: он берет ваши данные, «специальный» кассир созванивается с диспетчерской службой: мол, нужен билет на такой-то маршрут и тогда-то. И получает место из «броневого» списка… Конечно, это неправильно. Но, повторяю, это схема, которую мы хотим сломать! Смотрите. На станции Алматы мы имеем право продать билеты, скажем, с 1 по 15 место. На следующей станции – с 16-го по 18-е. А дальше – какая-то маленькая станция – грубо говоря, Мыркымбай, где живут всего два человека, но зато там продают билеты на все остальные места! Это делается специально, потому что там не действует компьютерная система продажи билетов. Их до сих пор продают по телефону! Вот вам и ответ – где идут махинации с билетами.
– И как же вы хотите сломать систему на станции Мыркымбай?
– Почему только на станции Мыркымбай? На станции Жана-Семей работают по такой же телефонной системе – по дозвону, как мы говорим. Я предложил поставить там АСУ «Экспресс» за свой счет. Они мне отвечают: нам не надо! Так это пассажирам надо! А нам – нет… Это же реальные деньги! Кэш…
– К кому, кроме руководства КТЖ, вы обращались?
– И в Министерство транспорта, и в Комитет финансового контроля, и в Агентство по регулированию монополий – ответов ждем до сих пор. Но проблема не только в этом. Я с полной ответственностью могу заявить, что дефицит билетов создается искусственно, в том числе и с помощью дефицита вагонов на самых популярных направлениях.
– Но КТЖ уже сколько лет говорит, что вагонов действительно не хватает!
– Это не совсем правда. Мы проанализировали ситуацию. Составы формируют неправильно. Вот взять «тройку» – поезд до Астаны. Должно быть десять вагонов основного состава и пять факультативных. А из десяти основных ходят только восемь. За месяц дефицит насчитывает больше двух тысяч мест. И это только на одном маршруте. Зато на других направлениях, которые перенасыщены пригородными маршрутами, может быть перебор. Например, Астана – Кокшетау, Астана – Петропавловск, Астана – Костанай… Много таких. Согласитесь, что дешевле доехать на электричке, чем на маршрутном поезде, в котором много свободных мест. А везде кричат, что виноваты кассиры…И особенно громко в период увеличения пассажиропотока – летом…
Так кто не выполняет свои обязательства перед государством – мы или «Пассажирские перевозки», которые не допускают агентства к операционной системе, которые подмяли под себя большую часть рынка?.. Могу только добавить, что схемы формирования поездов последние пять лет никто не пересматривал. И еще: в некоторых поездах количество мест, предлагаемых к продаже, имеет тенденцию к уменьшению.
– Вам, как я понял, это невыгодно?
– Конечно, невыгодно! Мы же теряем на этом свои деньги. И еще на «броневых» местах.
– А сколько их вообще, кстати?
– Уже в системе АСУ около трети мест изначально бронируется. И мы ничего не можем тут изменить. Но эти места поступают в свободную продажу по истечении константы хранения – за час, два или шесть часов от отправления поездов.
– Именно в этом случае и создается искусственный дефицит?
– В этом случае места могут выкупить проводники – на той же станции Мыркымбай – с целью многократного использования билетов! А мы предлагали осуществлять совместные мероприятия по предупреждению и выявлению фактов перепродажи билетов с применением видеосъемки и аудиозаписей, но наша инициатива поддержки не нашла. Кому-то это невыгодно…
Это только рельсы прямые да шпалы ровные. А многое из того, что вокруг них, – туманное и не всегда понятное рядовому пассажиру. Зря что ли «Казахстан темир жолы» считается едва ли не самой закрытой компанией в стране? Но даже несмотря на закрытость, с четкой регулярностью там вспыхивают коррупционные скандалы. И тогда выясняется, что КТЖ – убыточна, хотя ее руководство умудряется покупать себе VIP-автомобили по цене в 200-300 тысяч долларов и больше. После чего начинает убеждать парламент и правительство, что уже завтра необходимо повысить тарифы на перевозки. Иначе отрасль станет банкротом. А, может, все дело в другом? В том, что коррупционные схемы до сих пор продолжают работать? Несмотря на то, что руководство за последние пять лет поменялось трижды…
Источник: Мегаполис
В больших городах эта возможность давно сведена к минимуму. Проблема, по мнению президента Ассоциации пассажирских железнодорожных агентств республики Рымгали ДОНЕНБАЕВА, кроется в другом.
– Нас, агентства, загнали в такие рамки, что мы теряем прибыль.
– Это как?
– Есть такое АО «Пассажирские перевозки», которое диктует нам условия игры как настоящий монополист. Сегодня он может поставить нам комиссию два процента, завтра – три. А для пассажиров проблемы остаются прежними. Знаете, какие у нас сейчас комиссионные? В Алматы 2,23 процента. В Астане – 2,28 процента. Это уже не смешно. Дело доходит до того, что агентства начинают демпинговать, чтобы хоть как-то выжить на рынке…
По словам Рымгали Бекетаевича, эти проблемы начались даже не вчера. И не вчера агентства заговорили о том, что ситуация с продажей билетов вступает в противоречия с законами рынка. Однако руководство «Казахстан темир жолы» благополучно игнорировало все инициативы снизу. Потому что существующее положение вещей очень устраивало очень отдельных игроков.
Врамках реструктуризации системы железнодорожного транспорта в 2004-2006 гг. сервисная деятельность перешла в конкурентную среду, однако большой начальник в виде АО «Пассажирские перевозки» остался. Как сказал г-н Доненбаев, проблему дефицита билетов на самые популярные направления в республике можно было решить и год, и два назад. Но столь радикальные перемены, очевидно, мешали чьему-то бизнесу.
Скажем, открыть частнику свою кассу на территории вокзала можно только через тендер, хотя вокзалы относятся тоже к конкурентной среде. Но «Пассажирские перевозки» – один из многих перевозчиков в стране – единолично решают, кому можно там открыться, а кому создавать точки в городе. При этом в крупнейших городах аренда одного квадратного метра вокзальной площади составляет 7800 тенге за метр, включая разбитый стол времен царя Гороха, расшатанный стул, который помнит еще времена застоя, и «убитый» компьютер середины 90-х годов. При этом какая-то умная голова посчитала, что рентабельность у касс будет составлять 300 процентов.
– Откуда у «Перевозок» такие расчеты и такие полномочия? Кто им дал? – сам себя спрашивает Рымгали Доненбаев. И сам же отвечает, – тот, кому это выгодно…
– Минуточку, но как вы объясните проблемы с билетами в кассах, если я могу купить их у вокзальных «жучков»? Я уже не говорю о проводниках, которые готовы брать народ на любых условиях – хоть на стоячие места на третьих полках!
– Насчет проводников – это не ко мне. Насчет кассиров… Сами они не могут залезть в компьютерную программу «Экспресс-3». Технически это для них невозможно. Доступ есть только в Астане, где находится центр, где концентрируются все «броневые» места. Мы продаем те, к которым у системы есть доступ. «Броневые» выпускают – продаем их. А «жучки»?..
Схема такая: он берет ваши данные, «специальный» кассир созванивается с диспетчерской службой: мол, нужен билет на такой-то маршрут и тогда-то. И получает место из «броневого» списка… Конечно, это неправильно. Но, повторяю, это схема, которую мы хотим сломать! Смотрите. На станции Алматы мы имеем право продать билеты, скажем, с 1 по 15 место. На следующей станции – с 16-го по 18-е. А дальше – какая-то маленькая станция – грубо говоря, Мыркымбай, где живут всего два человека, но зато там продают билеты на все остальные места! Это делается специально, потому что там не действует компьютерная система продажи билетов. Их до сих пор продают по телефону! Вот вам и ответ – где идут махинации с билетами.
– И как же вы хотите сломать систему на станции Мыркымбай?
– Почему только на станции Мыркымбай? На станции Жана-Семей работают по такой же телефонной системе – по дозвону, как мы говорим. Я предложил поставить там АСУ «Экспресс» за свой счет. Они мне отвечают: нам не надо! Так это пассажирам надо! А нам – нет… Это же реальные деньги! Кэш…
– К кому, кроме руководства КТЖ, вы обращались?
– И в Министерство транспорта, и в Комитет финансового контроля, и в Агентство по регулированию монополий – ответов ждем до сих пор. Но проблема не только в этом. Я с полной ответственностью могу заявить, что дефицит билетов создается искусственно, в том числе и с помощью дефицита вагонов на самых популярных направлениях.
– Но КТЖ уже сколько лет говорит, что вагонов действительно не хватает!
– Это не совсем правда. Мы проанализировали ситуацию. Составы формируют неправильно. Вот взять «тройку» – поезд до Астаны. Должно быть десять вагонов основного состава и пять факультативных. А из десяти основных ходят только восемь. За месяц дефицит насчитывает больше двух тысяч мест. И это только на одном маршруте. Зато на других направлениях, которые перенасыщены пригородными маршрутами, может быть перебор. Например, Астана – Кокшетау, Астана – Петропавловск, Астана – Костанай… Много таких. Согласитесь, что дешевле доехать на электричке, чем на маршрутном поезде, в котором много свободных мест. А везде кричат, что виноваты кассиры…И особенно громко в период увеличения пассажиропотока – летом…
Так кто не выполняет свои обязательства перед государством – мы или «Пассажирские перевозки», которые не допускают агентства к операционной системе, которые подмяли под себя большую часть рынка?.. Могу только добавить, что схемы формирования поездов последние пять лет никто не пересматривал. И еще: в некоторых поездах количество мест, предлагаемых к продаже, имеет тенденцию к уменьшению.
– Вам, как я понял, это невыгодно?
– Конечно, невыгодно! Мы же теряем на этом свои деньги. И еще на «броневых» местах.
– А сколько их вообще, кстати?
– Уже в системе АСУ около трети мест изначально бронируется. И мы ничего не можем тут изменить. Но эти места поступают в свободную продажу по истечении константы хранения – за час, два или шесть часов от отправления поездов.
– Именно в этом случае и создается искусственный дефицит?
– В этом случае места могут выкупить проводники – на той же станции Мыркымбай – с целью многократного использования билетов! А мы предлагали осуществлять совместные мероприятия по предупреждению и выявлению фактов перепродажи билетов с применением видеосъемки и аудиозаписей, но наша инициатива поддержки не нашла. Кому-то это невыгодно…
Это только рельсы прямые да шпалы ровные. А многое из того, что вокруг них, – туманное и не всегда понятное рядовому пассажиру. Зря что ли «Казахстан темир жолы» считается едва ли не самой закрытой компанией в стране? Но даже несмотря на закрытость, с четкой регулярностью там вспыхивают коррупционные скандалы. И тогда выясняется, что КТЖ – убыточна, хотя ее руководство умудряется покупать себе VIP-автомобили по цене в 200-300 тысяч долларов и больше. После чего начинает убеждать парламент и правительство, что уже завтра необходимо повысить тарифы на перевозки. Иначе отрасль станет банкротом. А, может, все дело в другом? В том, что коррупционные схемы до сих пор продолжают работать? Несмотря на то, что руководство за последние пять лет поменялось трижды…
Источник: Мегаполис
|