Баи – это соль земли, а Алдар Косе – мошенник?
admin 05 Мая 2008 в 09:00:53
Есть люди, которые говорят, что в отдельных регионах страны вновь возродился институт байства. Другие уточняют, что если речь идет о южных областях Казахстана, то он не возродился, а просто продолжает существовать, никогда не исчезая. Здесь якобы даже в советское время существовала негласная система взаимоотношений между зажиточными родственниками и менее удачливыми. То есть бедные и при коммунистах батрачили на богатых. И никто в этом не видел ничего зазорного. Данной ситуации даже подводилось научное обоснование. Вроде того, что все это от Бога, так как, если покопаться в родословной всех районных или областных богатеев, то выяснится, что их предки чаще всего происходили из знатных фамилий.
Мы живем в непростое время, когда старая система общественных ценностей рассыпалась, а новая еще не сложилась. Многие считают, что сейчас рушатся все нравственные устои, что ради денег люди готовы на все: обмануть, предать, продать. Однако есть и те, кто полагает, что рыночные отношения лишь проявляют сущность человека, и честность в любых ситуациях остается честностью, а добро – добром. Вот только не надо путать добро с нахлебничеством…
– Вы посмотрите, что творится! – возмущалась пожилая женщина в автобусе. – Настоящие баи появились! Эти коммерсанты бессовестные. Сами жируют, а бедные родственники за кусок хлеба горбатятся у них в особняках!
Впечатленный услышанным, я спросил моего коллегу Кенеса Исмаилова: «Действительно ли сейчас возрождается средневековое байство?» К нему я обратился потому, что вокруг Кенеса – и когда он занимал пост пресс-секретаря акима области, и сейчас, когда он работает замредактора областной газеты, – всегда полно родственников, которым нужна помощь. Даже когда он жил в однокомнатной квартире, зачастую у него квартировало до десяти человек!
– Подожди, подожди, – осадил он меня. – Зачем так сразу байство ругать? Самым известным баем среди казахов являлся Абай Кунанбаев. Сын высокопоставленного степного мурзы, Абай получил немалое наследство. А ведь по большому счету Абай никогда не занимался хозяйством, хотя много лет избирался народом волостным. То есть был в некоторой степени официальным чиновником. Но у него были братья, которые этим хозяйством достаточно успешно занимались, обеспечивая Абая необходимым материальным достатком.
Исторически сложилось, что во всем мире есть богатые и бедные, продолжил Кенес. В отличие от многих других народов, у казахов понятие родственных отношений было всегда свято. И если внимательно прочитать роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая», все это там конкретно расписано. Да, были баи, которые кичились своим богатством, которые в тяжелые годы джута заботились в первую очередь о себе. Но были и баи, которые поддерживали свой род. Они понимали, что только благодаря его силе они смогут выдержать любые испытания. И каждый лидер пытался сделать так, чтобы его род был сильным. Что такое сильный род? Это род всесторонне развитый, славный своими известными акынами, батырами, который богат своим скотом. А чтобы род был богатым, надо помогать и бедным родственникам. Конечно, тем, кто сам себе хочет помочь и добросовестно трудится.
– Мне, например, никогда не нравился Алдар Косе. Потому что, если сейчас подойти с точки зрения Уголовного кодекса, это был обыкновенный мошенник. И героизировать неких товарищей, например известных барымтачей в XVIII-XIX веках, которые экспроприировали у одних и якобы раздавали другим, по-моему, неправильно. Потому что, если человек достиг какого-то успеха, богатства, то, значит, он на это был способен. И это не его вина, это его достоинство. Если Робин Гуд грабит богатых и раздает бедным, то это, прежде всего, выгодно самим бедным. Потому что бедным быть выгодно, так как если ты бедный, то найдется Робин Гуд, который отберет у богатых и отдаст тебе, – продолжил низвергать историко-социалистические основы мой коллега.
– Значит, по-твоему, богатые люди – это только социально ответственные, благородные создания? – не утерпел я.
– Да нет, конечно. К сожалению, из того количества богатых людей, которые сейчас наличествует в Казахстане, большинство – это люди, которые не имеют некой «генной памяти» быть богатым, – вздохнул мой собеседник. – У казахов есть хорошая поговорка, которая в переводе на русский гласит: «Жир может выдержать только баран». У нас многие люди не могут переварить в себе наличие у них этих огромных богатств. И они теряют определенные моральные, этические и нравственные ориентиры в жизни. Но это присуще не только нашему народу, это присуще всему миру.
Однако, по мнению моего собеседника, беда не в том, что есть бессовестные богатые люди, а в том, что наше общество относится к богатству, как к чему-то грязному, неприличному…
– У нас почему-то считается, что богатый человек виноват во всех людских бедах. Однако еще во времена Столыпина была формула: «Основа страны – богатый кулак». Это трудолюбивый человек. А бедняк – он лентяй. Потом коммунисты придумали, что кулак – это хапуга. Хотя большевик Бухарин тоже бросал лозунг «Обогащайтесь!». Я, например, придерживаюсь того мнения, что сильный, зажиточный кулак – это трудяга. В ауле, откуда я родом, живет фермер, зовут его Абеке. Я был маленьким, когда он работал простым трактористом. Трактористов в ауле было много, но большинство, получив зарплату, бежали в магазин, а Абеке нет. Когда начался развал Союза, он наравне со всеми получил имущество, свои паи, сумел объединить своих близких родственников и создал производственный кооператив. Сейчас он один из самых богатых людей в ауле. Но это все тот же Абеке. Когда я приезжаю в аул и встречаюсь с ним, он никогда не позволит себе похвастаться каким-либо богатством. Он – трудяга. Кто имеет право осудить его за то, что он умеет зарабатывать деньги? Да, у него работают почти все его родственники. И они ему очень доверяют, потому что знают – у этого человека есть вот эта самая предпринимательская жилка.
Тут наконец-то мы перешли к той теме разговора, с которой начали.
– Я считаю, что если у богатого человека дома по хозяйству работает кто-то из родственников, то это, по моему мнению, тоже нормально, – заявил Кенес. – Если к богатому приходит бедный родственник и просит о помощи, а тому просто некогда заниматься домом, садом или еще чем, и за то, чтобы освободиться от этой работы, он готов платить деньги, то почему бы и нет. И какая разница, кому он будет платить – человеку со стороны или родственнику. В трудовых отношениях родственных связей быть не может. Есть работодатель, и есть исполнитель этой работы. И кому какое дело, в каких родственных отношениях они между собой состоят. Естественно, есть закон о близкородственных отношениях на государственной службе. Но если это твой собственный бизнес, кто имеет право осудить тебя за то или иное действие? К тому же я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то насильно заставлял родственников на себя работать. Не хочешь работать у родного дяди, устройся на какое-нибудь предприятие…
В завершение разговора Кенес вывел некую морально-нравственную формулу: не используй свое богатство во зло и не богатей за счет горя других. Все остальное, по его мнению, Богом воспринимается нормально.
– Вот именно, даже не Конституцией, а Богом, – безапелляционно заявил он.
Источник: Литер
Юрий ЕЛИСЕЕВ
Мы живем в непростое время, когда старая система общественных ценностей рассыпалась, а новая еще не сложилась. Многие считают, что сейчас рушатся все нравственные устои, что ради денег люди готовы на все: обмануть, предать, продать. Однако есть и те, кто полагает, что рыночные отношения лишь проявляют сущность человека, и честность в любых ситуациях остается честностью, а добро – добром. Вот только не надо путать добро с нахлебничеством…
– Вы посмотрите, что творится! – возмущалась пожилая женщина в автобусе. – Настоящие баи появились! Эти коммерсанты бессовестные. Сами жируют, а бедные родственники за кусок хлеба горбатятся у них в особняках!
Впечатленный услышанным, я спросил моего коллегу Кенеса Исмаилова: «Действительно ли сейчас возрождается средневековое байство?» К нему я обратился потому, что вокруг Кенеса – и когда он занимал пост пресс-секретаря акима области, и сейчас, когда он работает замредактора областной газеты, – всегда полно родственников, которым нужна помощь. Даже когда он жил в однокомнатной квартире, зачастую у него квартировало до десяти человек!
– Подожди, подожди, – осадил он меня. – Зачем так сразу байство ругать? Самым известным баем среди казахов являлся Абай Кунанбаев. Сын высокопоставленного степного мурзы, Абай получил немалое наследство. А ведь по большому счету Абай никогда не занимался хозяйством, хотя много лет избирался народом волостным. То есть был в некоторой степени официальным чиновником. Но у него были братья, которые этим хозяйством достаточно успешно занимались, обеспечивая Абая необходимым материальным достатком.
Исторически сложилось, что во всем мире есть богатые и бедные, продолжил Кенес. В отличие от многих других народов, у казахов понятие родственных отношений было всегда свято. И если внимательно прочитать роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая», все это там конкретно расписано. Да, были баи, которые кичились своим богатством, которые в тяжелые годы джута заботились в первую очередь о себе. Но были и баи, которые поддерживали свой род. Они понимали, что только благодаря его силе они смогут выдержать любые испытания. И каждый лидер пытался сделать так, чтобы его род был сильным. Что такое сильный род? Это род всесторонне развитый, славный своими известными акынами, батырами, который богат своим скотом. А чтобы род был богатым, надо помогать и бедным родственникам. Конечно, тем, кто сам себе хочет помочь и добросовестно трудится.
– Мне, например, никогда не нравился Алдар Косе. Потому что, если сейчас подойти с точки зрения Уголовного кодекса, это был обыкновенный мошенник. И героизировать неких товарищей, например известных барымтачей в XVIII-XIX веках, которые экспроприировали у одних и якобы раздавали другим, по-моему, неправильно. Потому что, если человек достиг какого-то успеха, богатства, то, значит, он на это был способен. И это не его вина, это его достоинство. Если Робин Гуд грабит богатых и раздает бедным, то это, прежде всего, выгодно самим бедным. Потому что бедным быть выгодно, так как если ты бедный, то найдется Робин Гуд, который отберет у богатых и отдаст тебе, – продолжил низвергать историко-социалистические основы мой коллега.
– Значит, по-твоему, богатые люди – это только социально ответственные, благородные создания? – не утерпел я.
– Да нет, конечно. К сожалению, из того количества богатых людей, которые сейчас наличествует в Казахстане, большинство – это люди, которые не имеют некой «генной памяти» быть богатым, – вздохнул мой собеседник. – У казахов есть хорошая поговорка, которая в переводе на русский гласит: «Жир может выдержать только баран». У нас многие люди не могут переварить в себе наличие у них этих огромных богатств. И они теряют определенные моральные, этические и нравственные ориентиры в жизни. Но это присуще не только нашему народу, это присуще всему миру.
Однако, по мнению моего собеседника, беда не в том, что есть бессовестные богатые люди, а в том, что наше общество относится к богатству, как к чему-то грязному, неприличному…
– У нас почему-то считается, что богатый человек виноват во всех людских бедах. Однако еще во времена Столыпина была формула: «Основа страны – богатый кулак». Это трудолюбивый человек. А бедняк – он лентяй. Потом коммунисты придумали, что кулак – это хапуга. Хотя большевик Бухарин тоже бросал лозунг «Обогащайтесь!». Я, например, придерживаюсь того мнения, что сильный, зажиточный кулак – это трудяга. В ауле, откуда я родом, живет фермер, зовут его Абеке. Я был маленьким, когда он работал простым трактористом. Трактористов в ауле было много, но большинство, получив зарплату, бежали в магазин, а Абеке нет. Когда начался развал Союза, он наравне со всеми получил имущество, свои паи, сумел объединить своих близких родственников и создал производственный кооператив. Сейчас он один из самых богатых людей в ауле. Но это все тот же Абеке. Когда я приезжаю в аул и встречаюсь с ним, он никогда не позволит себе похвастаться каким-либо богатством. Он – трудяга. Кто имеет право осудить его за то, что он умеет зарабатывать деньги? Да, у него работают почти все его родственники. И они ему очень доверяют, потому что знают – у этого человека есть вот эта самая предпринимательская жилка.
Тут наконец-то мы перешли к той теме разговора, с которой начали.
– Я считаю, что если у богатого человека дома по хозяйству работает кто-то из родственников, то это, по моему мнению, тоже нормально, – заявил Кенес. – Если к богатому приходит бедный родственник и просит о помощи, а тому просто некогда заниматься домом, садом или еще чем, и за то, чтобы освободиться от этой работы, он готов платить деньги, то почему бы и нет. И какая разница, кому он будет платить – человеку со стороны или родственнику. В трудовых отношениях родственных связей быть не может. Есть работодатель, и есть исполнитель этой работы. И кому какое дело, в каких родственных отношениях они между собой состоят. Естественно, есть закон о близкородственных отношениях на государственной службе. Но если это твой собственный бизнес, кто имеет право осудить тебя за то или иное действие? К тому же я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то насильно заставлял родственников на себя работать. Не хочешь работать у родного дяди, устройся на какое-нибудь предприятие…
В завершение разговора Кенес вывел некую морально-нравственную формулу: не используй свое богатство во зло и не богатей за счет горя других. Все остальное, по его мнению, Богом воспринимается нормально.
– Вот именно, даже не Конституцией, а Богом, – безапелляционно заявил он.
Источник: Литер
Юрий ЕЛИСЕЕВ
|