С алматинских водителей хотят поиметь 300 млн тенге

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 30 Апреля 2008 в 12:31:27
Наша публикация о 300-тенговой стоимости бесплатных талонов в Алматы вызвала массу откликов, особенно у заинтересованных лиц – АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty».

От продажи бесплатных талонов к водительским удостоверениям данные организации могут сорвать солидный куш в размере 300 млн тенге. Именно такая сумма может возникнуть, когда почти миллион водителей Алматы (не считая области) скинутся по три сотни на «зарплату девочкам», по выражению «талонного» начальства. В результате простой вопрос, почему за бесплатное надо платить, вылился в разбор полетов между «Литером», АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty».

Между «Литером», АО «Kazakstan Processing Centre» и ИП «PRO System Almaty» состоялся эмоциональный разбор полетов. Поводом для встречи послужила наша публикация о 300-тенговой стоимости бесплатных талонов в Алматы. Беседа была долгой и эмоциональной, напоминавшей перепалку детей в песочнице: «Сам дурак». Каких-то обоснованных аргументов по конкретным претензиям мы так и не услышали, хотя очень пытались. Мы не мелочные и заволновались не из-за 300 тенге. В одном только Алматы почти миллион водителей. И когда на кону стоят около 300 млн тенге, интерес к вопросу становится дороже. Приводим на суд читателей выдержки из общения в первозданном виде. Уместить разговор в одну публикацию, увы, не получается, поэтому мы посвятим ему серию материалов.

Действующие лица:
А.А. – корреспондент «Литера»
Б.Д. – Бейбут Джумагалиев, председатель правления АО «Kazakstan Processing Centre».
Н.Б. – Нургали Байжанов, директор ИП «PRO System Almaty».

А.А.: ...Впечатление, что вашу компанию вовлекли в участие в проекте намеренно. Кстати, до этого проекта ваша компания вообще никому не была известна. Свидетельство от Комитета по защите конкуренции вы получили только 15 января, а талоны начали выдаваться раньше. Почему все так непрозрачно? Где вы вообще до этого были?

Б.Д.: Вообще, я уже много разных интервью давал и говорил о том, что проект, который мы реализуем, нужен людям. Например, что такое электронная цифровая подпись? Вообще, что за шикарная услуга предоставляется бесплатно? То есть, даже если бы талоны были платными и стоили 1000–2000 тенге, сама электронная подпись стоит дороже сертификата электронной цифровой подписи. И это предоставляется бесплатно. Знаете почему?

А.А.: Ну, знаете ли, народ не напрашивался на предоставление ему такой шикарной и уникальной услуги. Ему ее навязывают.

Б.Д.: А это кто хочет, тот хочет…

А.А.: Как это: кто хочет, тот хочет? С первого июля все водители будут обязаны иметь при себе талоны.

Б.Д.: Что такое талоны к водительскому удостоверению, знают уже все. Постановлением правительства в свое время всех водителей обязали иметь медицинские аптечки, огнетушители, аварийные знаки. Так? Кто говорит, что это должно быть бесплатно? Об этом речи не шло, все были обязаны и все.

А.А.: То, о чем вы сейчас сказали – вопрос безопасности людей, а талоны сильно на безопасности дорожного движения скажутся?

Б.Д.: Талоны – это и безопасность, и борьба с коррупцией.

А.А.: По поводу бесплатности талонов было выступление официальных лиц в СМИ.

Б.Д.: Я вот ни разу не слышал, чтобы министр говорил про бесплатные талоны. Это в СМИ так написано.

А.А.: Тусумов говорил. Он тоже официальное лицо. Кстати, речь тогда шла о возврате денег тем, кто купил талоны за деньги. Сколько денег вы уже вернули?

Б.Д.: Я не знаю, какие заявления поступали и возвращались ли деньги.

А.А.: Не надо делать из народа быдло... Я у вас ведь в пятницу спрашивала, откуда сложилась «такса» в 300 тенге?

Н.Б.: Я вам калькуляцию покажу. Мы много техники купили. Это все денег стоит.

А.А.: Почему водители должны оплачивать вашу технику? Вас нанял Процессинговый центр? Вот пусть они и платят вам за эту вашу технику и несут остальные расходы.

Б.Д.: Во-первых, я его не нанял, а уполномочил.

А.А.: Уполномочили, хорошо. Картины это не меняет. Вы же кругом говорите, сколько вы денег в этот проект вложили. Что вам стоит тогда потратить еще денег на прием заявлений? Если нет у уполномоченной вами фирме денег, платите за них сами.

Б.Д.: Александра, вы знаете, как работают компании определенные – есть бюджет на год-два. В нашем бюджете нет средств на наем еще 400 человек по Казахстану и платить им по 40 тысяч тенге зарплату.

А.А.: Тогда зачем вы вообще брались за проект, если знали, что придется нести по нему кучу расходов?

Б.Д.: Я вам приведу еще раз пример с медицинскими аптечками…

Н.Б.: Вот вы говорите, что народ – не быдло. У меня вопрос: почему вы так в этом заинтересованы? Вот переоформлением машин «Дана» занимается. Вы зайдите и посмотрите, что у них делается. Вы когда машину снимаете с учета, уже автоматически покупаете транзитные номера за 409 тенге. А когда на учет ставите, опять оплачиваете за номера. Почему на счет этого у вас вопросы не возникают?

А.А.: Господин, Байжанов, вы помещение на территории УДП арендуете?

Н.Б.: Арендуем, и аренда помещения входит в 300 тенге. Я же вам уже сказал, что предоставлю калькуляцию. Саша, вы одна такая из тысячи, которые нам попадаются, которые не хотят платить, вот они и пишут от руки. А кто ценит свое время, они не обращают внимания на 300 тенге. Это же мелочь сегодня.
А.А.: Народ платит не потому, что у него есть выбор, а потому что иного не дано. Я в этом в пятницу убедилась. Вот если бы мне предложили альтернативу, был бы другой разговор, а работницы ваши сказали, что квитанция нужна в любом случае. На то есть свидетели.

(Продолжение в следующем номере)

P.S. Пока верстался номер, мы выяснили, что в Семее оформлением заявлений занимаются РЭО, а не какие-то частные фирмы, поэтому люди получают талоны бесплатно. Аналогичная картина и в Талдыкоргане. В Уральске у водителей есть альтернатива – платить за заполнение заявлений 300 тенге или заполнять самостоятельно.

************************

Кстати, и не только с алматинских. Навар частных фирм от электронного заполнения заявлений на получение бесплатных талонов к водительскому удостоверению может существенно увеличиться за счет регионов. То есть взимание 300-тенговой пошлины встало на поток не только в Алматы. Любопытно развивается ситуация, например, в Кызылорде. Там на прошлой неделе только 120 заявлений из 340 были поданы бесплатно. А представители кызылординского филиала АО «Казахстанский процессинговый центр» убеждают водителей в том, что за деньги все оформят грамотно и без ошибок. Доводы были бы убедительными, если бы талон выдавался только на основании заявления, где человек может неразборчиво написать свои ФИО, ИНН и другую информацию. Но ошибок быть не должно, так как вместе с заявлением в базу данных идут копии документов, удостоверяющих личность.

Во вчерашнем номере «Литера» мы предложили на суд читательский часть спектакля с действующими лицами, который разыгрался на днях в здании УДП г. Алматы. Игра стоит свеч и эквивалентна нескольким сотням миллионов тенге. Итог 300-грошовой оперы таков – наши оппоненты ошибку признали, но вернуть деньги всем, кто их заплатил не захотели.

Действующие лица:

А.А. – корреспондент «Литера».
Б.Д. – Бейбут Джумагалиев, председатель правления АО «Kazakhstan Processing Centre»/
Н.Б. – Нургали Байжанов, директор ИП «PRO System Almaty».

А.А.: Кстати, Бейбут Жаксыгалие-вич, а что за компании, помимо вашей, еще участвовали в конкурсе на исполнение талонной программы? Впечатление, что вы были единственными, кому было предложено заниматься проектом. Даже тендеров никаких не было. Вы заключили с ДВД каждого региона договора о госзаказе на сумму менее 2 тысяч МРП, что не требует проведения тендера, и все. Об этом многие СМИ уже писали.

Б.Д.: Саша, вы опять передергиваете факты. Вот несколько дней назад было ток-шоу по телевидению. Я сказал однозначно – госзакупки были, и хватит уже об этом говорить. Тысячу раз об этом уже говорилось. Нас проверяли – счетный комитет проверил, финполиция, были госзакупки. Знаете, почему мы пошли на то, чтобы выдавать талоны бесплатно? Потому что программа должна действовать. По состоянию на 25 апреля по Казахстану было выдано 314 тысяч талонов. За неделю поступило 36 тысяч заявлений и было выдано почти 13 тысяч талонов. Все приходят в единый центр персонализации, созданный в PRO System Almaty. Сейчас создается единый центр персонализации в Павлодаре, потому что 25 девчонок не успевают. Павлодарский центр объединит несколько областей – Карагандинскую, Акмолинскую, СКО и ВКО. В Процессинговый центр талоны приходят в виде пустых прошитых болванок. А уже здесь предприятия, с которыми мы работаем, проводят предперсонализацию талонов, закладывают в талоны математические данные, чтобы туда можно было еще дать другую информацию. Далее – нам от человека нужно получить его ФИО, водительское удостоверение и ИНН. Чем PRO System Almaty и занимается.

А.А.: Когда вся эта идея затевалась, нужно было какие-то сроки обозначать? Все-таки в стране 3,5 млн водителей, которым без талонов с 1 июля ездить будет нельзя, а выдано всего 314 тысяч талонов… Хотя глава дорожной полиции в нашей газете говорил, что в случае необходимости сроки будут передвинуты. Система должна была полностью заработать с 1 декабря. А вы только талоны выдавать начали после нового года.

Б.Д.: Вы ошибаетесь, первые талоны начали выдаваться в ноябре. Около 5 тысяч в Алматы, и несколько тысяч по республике. Я поясню, почему сроки сорвались. Микропроцессорные карточки были заказаны французской компании еще в июле. А с учетом сроков поставки, первая партия должна была оказаться в Казахстане в августе. Словом, до конца 2007 года мы должны были получить 2,5 млн талонов. Однако летом прошлого года были забастовки во Франции, которые продлились до ноября. Соответственно первые талоны к нам поступили в ноябре.

А.А.: Вроде где-то говорилось о том, что себестоимость талона 700 тенге?

Б.Д.: Себестоимость составляет около 900 тенге. Мы выдали 22 тысячи платных талонов, которые продавались от 1,5 до 1,8 тысячи тенге. Плюс 314 тысяч талонов выдали бесплатно. То есть мы, грубо говоря, раскидали по стране 280 млн тенге, просто так.

А.А.: Вам же из бюджета деньги выделялись какие-то…

Б.Д.: То что якобы нам из бюджета выделяли, опять-таки было передергиванием фактов. Кто-то из правозащитников писал, что мы получили 29 млн тенге. На самом деле мы получили только половину – 14 млн тенге со всех регионов. А если вы приводите факты, то тогда стоит поинтересоваться, сколько денег нам было перечислено на самом деле. Это ведь не закрытая информация, а элементарные госзакупки. Я поймал на лжи тех, кто нас обвинял?

А.А.: Не поймали. Вот вы говорите, что потратили 280 млн тенге, а государство выделило вам всего 14 млн. В чем вообще ваш коммерческий интерес так держаться за этот проект? Будете окупать его за счет госзакупок?

Б.Д.: Коммерческий интерес лежит в самом талоне. Во-первых, в его функциях по учету административных штрафов. Для чего он вводится? Для выявления злостных нарушителей. А таких у нас по стране – 25 процентов из общего числа водителей. Но есть одна загвоздка. Когда штраф выписан, о нем можно забыть. А когда он фиксируется в талоне, про него уже не забудешь, и за следующее нарушение придется платить уже вдвое дороже. Помимо этого в талоне прошита функция электронного страхования. Сейчас ГПО занимаются агенты на местах. А с введением талонов мы будем выступать в роли связующего звена между агентами, страховыми брокерами и страховыми компаниями, то есть мы будем иметь свои агентские бонусы от 5 до 25 процентов от суммы сбора страховых премий. Весь проект по внедрению талонов стоит 3 млрд тенге, и за три года мы его окупим за счет страхования и других платежей, но не штрафов, запомните. Талон будет иметь функцию обыкновенной платежной карты.

А.А.: Какие банки уже согласились с вами работать?

Б.Д.: Те, что работают с Национальным процессинговым центром, с которым нас связывают договорные отношения, но эту коммерческую тайну я открыть не могу. Как только система заработает 1 июля, я уверен, что из той массы людей, которые получат талоны, может быть 1–5 процентов пополнят талоны средствами. Неужто вы думаете, что все тут же побегут в банки? Тем более, что система функционирования талонов такова, что информация завязывается с картсчетом имеющейся у человека банковской карточки. Это называется дублирующий картсчет.

А.А.: Одним из пунктом коммерческого интереса назвали государственную систему учета адмштрафов. Думается, что это задача органов дорожной полиции, а не вас, как частного лица.

Б.Д.: А почему у всех должно быть потребительское отношение к государству, почему бы ему не помочь? Я, как патриот, хочу это сделать, а другие только чего-то требуют.

А.А.: Ну раз вы такой патриот, дайте PRO System Almaty денег, чтобы они платили людям зарплату. Или вы свою заботу о государстве проявляете через карманы простых водителей?

Б.Д.: Вообще, у нас с Комитетом дорожной полиции было протокольное решение о налаживании бесплатной выдачи талонов для определенной категории граждан. Могу показать. И меня сегодня очень волнует вопрос исполнения бюджета своей компании, в котором были заложены определенные позиции.

А.А.: Значит, стоило предусмотреть все возможные расходы.

Б.Д.: Знаете, мы итак выдаем персонализированный талон бесплатно. Нас Тусумов попросил, и мы пошли на эти убытки. Потому что мы их потом наверстаем. Кстати, вы убеждены, что мы не исполним программу в срок. А я вам говорю, что исполним. У меня есть договорные отношения с Евросетью, но они пока стоят. Так же у меня есть представители – около 500 мест. Каждый человек может в день сделать 100 талонов. Умножьте 100 на 500, и получите 1,5 млн талонов за месяц.

А.А.: Те цифры, которые вы мне назвали, свидетельствуют об обратном. Что вам мешает поставить талоны на поток сегодня?

Б.Д.: Знаете, я определенную информацию раскрывать не могу, но уверяю, что все водители до 1 июля получат талоны. Хочу добавить о преимуществах казахстанцев, у которых будут талоны – они будут иметь электронную цифровую подпись, которая позволит им через систему электронного правительства оформлять любые документы. Вот увидите, через пару лет многие наши соотечественники будут бегать и искать, где бы сделать электронную цифровую подпись.

Подводя итог этой беседы, можно сказать, что состоялся разговор слепого с глухим – оппоненты не поняли нас, мы не поняли их. Но ясно стало одно – предприимчивые бизнесмены всегда найдут способ честного отъема денег у народа. И, похоже, общая стоимость 300-тенговых заявлений грозит перейти за рамки 300-миллионного куша в одном только Алматы. Аналогичная система четко налажена, как минимум, в Уральске и Кызылорде. Кстати, в конце беседы руководитель Бейбут Джумагалиев высказал пожелание пропиарить талоны с положительной стороны, через платную рекламу.

Источник: liter.kz
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь