Кидалово России по-казахски

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 25 Апреля 2008 в 09:39:28
Казахстан принял решение о подключении к проекту транспортировки нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД). Сегодня парламент республики ратифицировал соответствующий договор с Азербайджаном. Теперь его только остается подписать президенту страны Нурсултану Назарбаеву.

Договор предусматривает создание новой системы транспортировки казахстанской нефти через Каспийское море. Для начала предстоит построить нефтепровод Ескене-Курык, протяженностью около 730 километров по казахстанской территории. Кроме того, предстоит расширение казахстанского порта Курык на Каспии, где нефть будут перегружать на танкеры (кстати, танкеры тоже предстоит еще заказать). Далее нефть в танкерах по Каспийскому морю будет доставляться в Баку, где ее закачают в трубопровод БТД и направят на европейские рынки. При этом ресурсной базой этих поставок должны служить месторождения Тенгиз и Кашаган (последнее еще только предстоит разработать).

Для России принятое Астаной решение, конечно же, весьма неприятный сюрприз. Если ранее подавляющее большинство казахстанских энергоресурсов транспортировалось через российские трубопроводные системы, то теперь Казахстан подключается к активно лоббируемому американцами нефтепроводу БТД. По нему казахстанская нефть пойдет в Европу уже в обход России.

До настоящего времени БТД приносил его создателям одни только убытки. Азербайджанской нефти для заполнения трубопровода не хватает. Как признают эксперты, даже на пике выработки Баку может заполнить трубу только 15-20 млн т в год, а для обеспечения рентабельности БТД нужно не менее 30 млн т. Кроме того, Азербайджан раздал массу других обязательств – грузинам, Украине и прочим. Но ведь нефть нужна и для внутреннего потребления в Азербайджане. Поэтому понятно, что без казахстанской нефти вывести БТД на уровень рентабельности было невозможно.

Отсюда и то давление, которое осуществляли на Назарбаева американцы. Казахстан при этом находится в довольно выгодной ситуации. Не отказываясь подключиться к антироссийским энергетическим проектам, он сохраняет к себе очень серьезный интерес со стороны Запада и получает оттуда политическую поддержку. Как полагают эксперты, будущее председательство Казахстана в ОБСЕ – это сугубо "нефтяное председательствование". США и Великобритания долгое время не пускали Казахстан на эту, в общем-то, ничего не значащую, но почетную позицию - вполне вероятно, только для того, чтобы добиться от него реального наполнения БТД. Теперь же, судя по всему, "нефтяное председательствование" Казахстану в ОБСЕ гарантировано.

Что касается российско-казахстанских отношений, есть одна проблема, которая их серьезно осложняет, – это вопрос расширения трубопровода КТК (Каспийского трубопроводного консорциума), по которому казахстанская нефть идет к Черному морю, а затем танкерами в Европу. Казахи добиваются, чтобы с нынешних 20 с небольшим млн т в год его пропускная способность была доведена до плановых 67 млн т. Но Россия пока не может согласовать тарифы и затраты на это строительство. Так что, принимая решение об участии в БТД, Казахстан тем самым как бы выкручивает руки российской стороне, добиваясь принятия выгодных для себя условий.

Есть и еще один нюанс проблемы. Как известно, Назарбаев в последние годы добивался от России реализации двух суперамбициозных проектов. Во-первых, возврата к идее поворота сибирских рек в Центральную Азию. И, во-вторых, строительства канала, ведущего из Каспийского моря в Азовское. Что характерно, избранный президент Дмитрий Медведев недавно высказался в пользу осуществления второго проекта. Тем самым, строительство нефтяного порта на Каспийском море может быть увязано с появлением лоббируемого Астаной канала "Евразия". В случае его воплощения казахстанские танкеры могут пойти не в Баку (оставив БТД без сырья), а по построенному Россией каналу. Естественно, в этом случае плату за транзит получит наша страна, а БТД останется ни с чем.

Ситуацию вокруг присоединения Казахстана к БТД корреспонденту КМ.RU прояснил Андрей Грозин, руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ:

- Казахстан на протяжении последних трех лет декларировал намерение подключиться к БТД. Еще в прошлом году было заявлено о запуске строительства так называемой Казахстанско-Каспийской транспортной системы (ККТК). Это строительство на казахстанской части каспийского побережья специализированного порта для перевалки нефтегазового сырья, подвод к этому порту трубопроводов и расширение танкерного флота. Подобного рода решения Астаны не стоит, с одной стороны, излишне драматизировать, а с другой – искать в этом для России какие-то положительные моменты. Здесь, безусловно, наша страна теряет определенные позиции. Если Казахстан запустит эту систему, некоторое, пусть небольшое (10, максимум 15 млн т) количество нефти пойдет в обход российской территории. Конечно, понесет определенные потери российский бюджет и "Транснефть", которая является сейчас монополистом, поставляющим казахстанские углеводороды на мировые рынки.

Но, во-первых, добыча нефти в Казахстане не растет теми темпами, на которые рассчитывали. Теперь в Астане говорят о том, что к 2010 году Казахстан выйдет на добычу в 80, а при оптимальном варианте – 90 млн т в год. Но тот же Кашаганский проект, с которым Казахстан связывает надежды на резкий взлет добычи, постоянно откладывается. Он начнет давать нефть только в 2010 году. Пока же идет постоянное сползание графика добычи.

В этой ситуации БТД "зависает" - нужна срочно нефть, чтобы "долить" эту трубу. Сейчас – это убыточный проект. Уде почти два года, как объявлено о его запуске, и, тем не менее, пока нет никаких победных реляций даже со стороны таких заинтересованных государств, как Азербайджан или Грузия. Пока этот проект является геополитической "трубой", а никак не экономически обоснованным предприятием. Отсюда - усиленное давление на Казахстан и встречные попытки Казахстана сыграть на заинтересованности Запада в его нефти. России все это, помимо убытков, несет еще определенную утрату ее геополитического влияния – теперь уже не только на Южном Кавказе, но и в Центральной Азии.

И все же не стоит драматизировать ситуацию, потому что есть множество факторов, которые тормозят реализацию антироссийских проектов. Полагаю, что стремление центрально-азиатских государств поднять цены на поставляемые ими нефть и газ будет все более и более заметным. В этой ситуации все новые масштабные проекты, которые надо будет начинать с нуля или доводить до ума (как БТД), будут становиться все более и более убыточными. Кроме того, танкерные поставки нефти для России не очень опасны. Танкеры могут сломаться, возможен шторм, аварии… Так что здесь есть элемент неопределенности, который не позволяет наладить ритмичные поставки нефти.

Но если Казахстан заинтересуется вопросом прокладки нефтепровода по дну Каспийского моря, то этот вариант станет для России абсолютно неприемлемым. Как мне представляется, с этим вариантом России следует бороться, используя любые методы отстаивания своих интересов. Трубопровод, в отличие от танкерного флота, – гораздо более серьезная экономическая категория, которая влияет не только на экономику, но и на геополитику, и на сохранение политического присутствия.

Если казахи будут поставлять не слишком большое количество нефти не слишком большими танкерами (а на Каспии других и не может быть) – это все-таки не слишком большая опасность для России. Да, мы потеряем в деньгах, но сохраним влияние на ТЭК среднеазиатских республик.

Разговоры о том, что Казахстан не сегодня-завтра начнет пачками покупать танкеры и погонит всю свою нефть в БТД, в определенном смысле являются "страшилкой" для тех чиновников, кто тормозит расширение КТК и не слишком активно идет навстречу казахстанской стороне в вопросе понижения тарифов на прокачку нефти через российскую территорию.

Факты:

Американцы сами не потребляют казахстанскую нефть - и в обозримой перспективе не станут. Основным внешним потребителем этой нефти являются некоторые государства Европы, собственно, Россия и некоторые страны СНГ. А Казахстан рассчитывает увеличить долю европейских потребителей своего сырья, потому что европейцы платят больше. Здесь сугубо материальный расчет превалирует над всякой геополитикой. А российская сторона не хочет уступать часть собственного европейского рынка потребления углеводородов. Понятно, никто не хочет сейчас уходить с рынка, который является наиболее платежеспособным.

km.ru
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь