Ленин: взгляд из XXI века ("День", Украина)

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Апреля 2008 в 17:29:07
Осознавал ли Ленин свое значение в истории?

Петр Симоненко предложил включить В. И. Ленина в телепроект 'Великие украинцы'. Предложение было подкреплено масштабной организационно-партийной работой, и Ленин оказался в кругу тех, кем Украина должна гордиться. Это предложение привлекает общественное внимание к вопросу о том, какую роль сыграл вождь большевиков в судьбе Украины. Мы долго не начинали серьезную переоценку этой исторической фигуры. Именно из-за этого больше тысячи улиц в украинских городах носят имя Ленина. Тысячи его монументов украшают площади.

1. ЛЕНИН КАК ЧЕЛОВЕК

В. И. Ленин родился в апреле 1870 года, стал во главе России в ноябре 1917 г., отошел от государственных дел в декабре 1922 г. и закончил свой жизненный путь в январе 1924 года. Он умер на 54-ом году жизни и только пять лет пребывал во главе государства. Однако мало кто сомневается в том, что этот политический деятель входит в десятку тех, кто больше всего возмутил планету в XX веке. Возможно, он вошел бы и в первую десятку тех, кто больше всего повлиял на ход мировой истории последнего тысячелетия. Но стоит ли гордиться им любому народу? Россияне уже дали свой ответ, когда вернули Санкт-Петербургу имя святого покровителя, основателя города.

Термин 'ленинизм' родился в теоретических спорах российских социал-демократов почти сразу после того, как они раскололись на большевиков и меньшевиков. Первым его употребил Л. Мартов в брошюре, которая появилась в Женеве в 1904 году. Автор хотел подчеркнуть только то, что Ленин не является настоящим марксистом. Потом термин приобрел сугубо позитивное значение в трудах Г. Зиновьева и особенно И. Сталина.

Можно ли рассматривать Ленина как личность в отрыве от ленинизма? Воспоминания об общении с ним иногда благосклонные, иногда враждебные, но никто не отделял его политические качества от человеческих черт. 'Ленин создан из одного куска, он монолитный', - уверял Николай Бердяев. Это мнение в экзальтированной форме высказано и в очерке Александра Куприна: 'Этот человек - такой простой, вежливый и здоровый - гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. То, при всем своем душевном уродстве, были все-таки люди, доступные капризам дня и колебаниям характера. Этот же - нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая все на своем пути. И притом - подумайте! - камень, в силу какого-то волшебства - мыслящий!'

Осознавал ли Ленин свое значение в истории? Хотя он был закрытым человеком, есть убедительный ответ на такой вопрос. В Полном собрании произведений и в 'Ленинских сборниках' опубликовано видимо-невидимо планов выступлений, записок для памяти, адресованных наркомам, вопросов во время заседаний правительства и тому подобное. Внимание к черновикам, которые он тщательно собирал и хранил, безошибочно указывает на то, насколько весомым считал Ленин каждое свое слово. Отсутствие стремления утвердить собственный культ следует объяснять не скромностью, а уверенностью в планетарном масштабе своей деятельности. Ленин не нуждался ни в комплиментах со стороны ближайшего окружения, ни в рукоплескании толпы.

Не просто выносить вердикт относительно нравственности человека такого масштаба. Но Ленин сам определил приемлемые для него нормы морали в выступлении на III съезде российского комсомола в октябре 1920 года. Он отбросил общечеловеческую мораль и обязал молодежь руководствоваться нормами, подчиненными интересам классовой борьбы. Этот тезис другим способом высказал Виктор Чернов: совесть Ленина заключалась в том, что он ставил себя за рамками человеческой совести относительно своих врагов.

У Куприна такая целостность политика и человека вызвала ужас, а Бердяев характеризовал ее спокойно: 'Ленин не был плохим человеком, в нем было много и доброго. Он был некорыстным человеком, абсолютно преданным идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Однако исключительная увлеченность одной идеей привела к ужасающему сужению сознания и моральному перерождению, к избранию весьма аморальных средств борьбы'.

2. ТЕОРЕТИК КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Наиболее известным документом революционного марксизма был 'Манифест Коммунистической партии' (1848 г.). К. Маркс и Ф. Энгельс призывали в нем пролетариат ликвидировать насильственным путем частную собственность на средства производства и заменить основанное на товарно-денежных отношениях рыночное хозяйство плановым производством и распределением материальных благ. Позже, однако, марксисты убедились в том, что лучше согласовывать интересы труда и капитала, чем уничтожать последний.

В России большевики взяли на вооружение лозунги 'Манифеста', а меньшевики остались социал-демократами, потому что отстаивали демократические методы политической борьбы. Они надеялись, что демократическая революция поставит Россию вровень с государствами Европы. Ленин, наоборот, видел перспективу в диктатуре, которую понимал в четко очерченном значении: 'Научное понятие диктатуры значит не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не связанную власть, которая непосредственно на насилие опирается'.

Современники рассматривали Ленина как лидера социалистической партии. На самом деле социализм Ленина не имел ничего общего с социализмом меньшевиков, украинских социал-демократов или западноевропейских социалистов. Лакмусовой бумажкой для различия комуносоциализма большевиков от социализма их оппонентов было отношение к рынку.

Социалисты не отрицали рынка. Они могли пропагандировать усиление государственного контроля за предпринимательством или даже национализацию средств производства (как правило, с выкупом). Но эти меры были для них только средствами оздоровления рыночной экономики. Экономическую деятельность, связанную с приумножением капитала, они считали таким же полем для приложения интеллекта, как и деятельность в сфере науки, культуры, религии.

Ленин понимал, что изъятие из человеческой жизни свободного предпринимательства создавало вакуум , который должен быть заполнен. Чем именно - не знал. Но он знал другое: чтобы реализовать умозрительные схемы, нужен пусковой механизм в виде социальной революции. Только в революционных условиях могла родиться диктатура партии, при помощи которой эти схемы должны претворяться в жизнь. В словаре Ленина появилось чужое для марксизма понятие социалистического и коммунистического строительства. Весной 1918 года он призывал не жалеть для построения социализма и коммунизма диктаторских приемов и при этом ссылался на первого русского императора, который не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства.

Понимали ли большевики коренную разницу между ленинизмом и марксизмом? Ответ находим у Ю. Пятакова, большевистского вождя третьего эшелона, который оставил заметный след в истории Украины: 'Старая теория, что власть пролетариата приходит только после накопления материальных условий, заменена Лениным на новую теорию. Пролетариат и его партия могут прийти к власти без наличия этих предпосылок и уже потом создавать необходимую базу для социализма. Старая теория создавала табу, сковывала, связывала революционную волю, а новая ей полностью открывает дорогу. Вот в этом растаптывании так называемых объективных предпосылок, в смелости не считаться с ними, в этом призыве к животворной воле, которая является решающим и всеохватывающим фактором - весь Ленин. Другого нет'.

3. ЗЛОЙ ГЕНИЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Социальную революцию в России, которую прогнозировал К. Маркс еще в 1870 году, Ленин желал объединить в пространстве и времени с коммунистической революцией. Собственные представления о коммунизме он наложил на русскую действительность и был убежден, что сможет воплотить их в жизнь. Залогом успеха было то, что Россия отстала от стран Запада со своей революцией. Острота социально-классовых противоречий в стране просто зашкаливала. Призыв 'Манифеста Коммунистической партии' об экспроприации экспроприаторов имел шанс осуществиться именно в России.

Опыт революции 1905- 1907 гг. свидетельствовал, что растущая социальная напряженность способна трансформироваться в революционные действия масс под воздействием внешней войны. Поэтому Ленин с нетерпением ожидал, когда Россия втянется в войну с соседями. В письме к Максиму Горькому, написанном после 25 января 1913 года, он отмечал: 'Война Австрии с Россией была бы очень полезной для революции (во всей восточной Европе) вещью, но маловероятно, чтобы Франц Иосиф и Николаша сделали нам эту приятную вещь'. С августа 1914 года большевики начали агитировать за превращение войны империалистической в войну гражданскую.

В современной историографии Российская революция и до сих пор разделена на буржуазно- демократическую Февральскую и социалистическую Октябрьскую. Понижение Октябрьской революции до статуса большевистского переворота не сопровождается переосмыслением картины событий, нарисованной в свое время победителями. А на самом деле, даже если разделить революцию на две разные, в каждой из них побеждал один революционный поток - советский.

В революции 1905-1907 гг. главную роль играли рабочие советы. Крестьянские 'низы' были слишком распылены условиями производства, чтобы угрожать империи. В 1917 году расстановка сил радикально изменилась. Социально-классовое противостояние углубилось из-за гибельного воздействия мировой войны. Голос наиболее униженного класса вдруг оказался чрезвычайно весомым: впервые в истории мировая война организовала многомиллионные, но распыленные крестьянские массы в военные подразделения и дала им в руки оружие.

После низвержения самодержавия наблюдалась невиданная сплоченность политических сил. Страх перед деструктивным советским потоком в революции объединил бывших ярых противников - партии либеральной и социалистической демократии. Меньшевики и эсеры пользовались решающим влиянием в советах, но видели в них не органы власти, а общественные организации, призванные укрощать активность контрреволюционных сил. Органом, который конструировал власть, они считали Учредительное собрание. Либеральная демократия, образовавшая из конституционных демократов и других думских партий Временное правительство, была согласна с ними.

Партии революционной демократии воздержались от участия в формировании Временного правительства, которое было обязано организовать выборы в Учредительное собрание. Членом правительства по их согласию стал только заместитель председателя исполкома Петрограда трудовик Александр Керенский. Во время майского политического кризиса исполком Петрограда позволил шестерым социалистам войти в правительство, а после второго кризиса в июле предоставил Временному правительству чрезвычайные полномочия. Во втором коалиционном правительстве во главе с Керенским 'министры-социалисты' уже преобладали числом 'министров-капиталистов'.

Большевики отказались войти в лагерь революционной демократии. Они были нацелены на захват власти и не желали делить ее ни с кем. Ленин не полагался на мирное взятие власти. В Петрограде, Москве, Одессе, Харькове и других городах начали формироваться отряды боевиков- красногвардейцев.

Сразу после возвращения в Петроград Ленин выступил на собрании большевиков и перед делегатами Всероссийского совещания советов рабочих и солдатских депутатов. 20 апреля газета 'Правда' напечатала тезисы, которые обосновывались в этих докладах. Документ вошел в историю как 'Апрельские тезисы'.

В вопросе о войне выдвигался лозунг 'Ни малейшей уступки 'революционному оборончеству''. Текущий момент в следующем тезисе характеризовался как переход от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который даст власть пролетариату. Диктатура пролетариата на деле означала диктатуру большевиков, которых он называл авангардом пролетариата. Суть третьего тезиса проявлялась в лозунге 'Никакой поддержки Временному правительству'. Однако о немедленном низвержении правительства речи не было. В четвертом тезисе выдвигался лозунг 'Вся власть - Советам'! Хотя советы находились под контролем меньшевиков и эсеров, Ленин знал, что рано или поздно большевики завоюют их изнутри, потому что тоже стремятся уничтожить больших владельцев. Оставлять в советах представителей других партий большевики не собирались. Власть советских органов должна быть органическим элементом диктатуры их партии. Поэтому пятым тезисом Ленин определил политический уклад России как республики советов. Отрицая создание парламентской республики, большевики отбрасывали суверенное право народа на формирование органов власти. Это право должны узурпировать советы - классовые организации, которые образовывались волеизъявлением незначительной части граждан.

В последних тезисах Ленин давал понять, зачем ему нужна диктатура: для построения коммунизма. Большевики должны были переименовать свою партию в коммунистическую, принять новую, коммунистическую по содержанию программу, построить государство-коммуну, создать новый, Коммунистический интернационал.

Английский историк Эдвард Карр не без оснований назвал Русскую революцию большевистской. В конечном итоге как раз большевики окрасили ее в свои цвета. Но один из лидеров Украинской революции Владимир Винниченко с не меньшими основаниями назвал большевистский переворот рабоче-крестьянской революцией. 7 ноября 1917 года победила советская революция. Большевистский переворот оказался успешным из-за того, что состоялся под советскими лозунгами.

На II Всероссийском съезде советов большевики играли роль законопослушных политиков. Все декреты, принятые съездом, считались временными и подлежали утверждению, исправлению или отмене Учредительным собранием. Образованный 9 ноября Совнарком во главе с Лениным подтвердил, что выборы в Учредительное собрание состоятся в утвержденные Временным правительством сроки - 25 ноября.

Выборы показали, что за большевиков проголосовали менее 25% избирателей, в Украине - 10%. Возглавленный Лениным Совнарком сделал все возможное, чтобы затормозить созыв Учредительного собрания. Большевикам нужно было время, чтобы прибрать к рукам рычаги власти. 20 декабря была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия - ВЧК. Под ужасным прессингом чекистов от советов осталась одна оболочка. Рабочие и солдатские коллективы должны были теперь дисциплинированно и открыто голосовать за кандидатов, которых им рекомендовали комитеты ленинской партии. Большевики 'приватизировали' революцию: все политические силы, которые их не устраивали, были объявлены контрреволюционными.

Учредительное собрание открылось в Таврическом дворце Петрограда в полдень 18 января 1918 года. В 5 часов утра следующего дня начальник охраны сказал, что караул устал, и все присутствующие должны покинуть помещение. На этой бытовой ноте Российская революция угасла.

4. ВОЖДЬ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Революцию в России Ленин рассматривал как органическую часть мировой революции, которой должна была закончиться империалистическая война. Концепция мировой революции вытекала из выдвинутого им в 1914 году лозунга о превращении войны империалистической в войну гражданскую. Выступая в Цюрихе 27 марта 1917 года, Ленин закончил речь двумя здравицами: 'Да здравствует российская революция! Да здравствует начавшаяся всемирная рабочая революция!'

Революция всегда нуждается в деньгах на пропаганду, создание вооруженных сил, организационные расходы и тому подобное. Средства в распоряжении Ленина стали в мировой историографии предметом пристального внимания. После Февральской революции русская контрразведка обнаружила, что Ленин осуществлял подрывную работу против правительства на деньги Германии, с которой Россия воевала. Эта информация попала в прессу. ЦК РСДРП(б) опубликовал обращение, в котором требовал 'немедленного и гласного расследования этой клеветы', но в то же время надежно спрятал своего вождя.

В современной литературе 'немецкие деньги' или замалчиваются, или скандализируются, когда автор намерен изобразить Ленина чуть ли не немецким шпионом. В то же время, опубликованные документы свидетельствуют, что он в период с начала 1915 г. до лета 1918 г. получал через цепочку под ставных лиц фантастически крупные деньги. Как сообщал Эдуард Бернштейн в статье, опубликованной в январе 1921 года газетой 'Форвертс', Ленину было передано из Берлина более 50 млн. золотых марок. Используя эти тонны золота, большевики смогли создать многочисленную Красную гвардию и организовать после низвержения самодержавия пропагандистскую работу в масштабах, несопоставимых с пропагандой всех других партий, вместе взятых.

В августе 1920 года Керенский давал показания в Париже по поводу уничтожения царской семьи. Когда пошла речь о 'немецких деньгах', он заявил: 'Роль Ленина как человека, связанного в июле и октябре 1917 года с немцами, их планами и деньгами, не подлежит никакому сомнению. Но я должен также признать, что он не агент в вульгарном смысле. Он имеет свою цель, отрицая одновременно всякое значение морали в вопросе о средствах, ведущих его к этой цели'.

'Немецкие деньги' для Русской революции обернулись после завоевания власти большевиками коминтерновскими деньгами на разжигание мировой революции. Эмиссары Кремля разбежались по странам с чемоданами конфискованных у буржуазии ценностей, чтобы создавать коммунистические партии. Даже после того, как Ленин вынужден был отказаться от ставки на немедленную мировую революцию, Коминтерн не ощущал проблем с финансированием 'коммунистического движения'. Бюджетная комиссия Коминтерна в марте 1922 года распределила между различными компартиями 5,5 млн. рублей золотом (в том числе для Компартии Германии - 447 тыс.). В это время в советских республиках люди погибали от голода сотнями тысяч. Если бы не Американская администрация помощи (АРА), погибли бы миллионы.

5. КОНСТРУКТОР СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Как в Петрограде, так и в Харькове советская власть была провозглашена в 1917 году депутатами советов, которые представляли незначительное меньшинство населения. Когда же партия большевиков превратилась в правительственную, одной из ее важных функций стало так называемое советское строительство, то есть создание сети советов с контролируемым составом депутатов.

Американский специалист по истории России Ричард Пайпс сформулировал суть советской власти таким образом: 'государственная власть в стране формально принадлежала иерархически организованным демократически избранным Советам. Фактически же они были только фасадом, за которым скрывался настоящий суверен - коммунистическая партия'. Но Ленин создал намного более совершенную, чем здание с обманчивым фасадом, систему государственного строя. Партийные комитеты и исполнительные комитеты советов в каждом иерархическом звене представляли собой определенную целостность, но с различными функциями: парткомы осуществляли диктатуру, а на исполкомы советов возлагалась управленческая работа. Благодаря разграничению функций партия сохраняла политическое руководство, но освобождалась от ответственности за повседневные дела. Советы были лишены политического влияния, но на них возлагались в полном объеме предписывающие функции. Определение 'советская власть' в равной степени касалось обоих элементов властного тандема. Советы превратились во всепроникающую и всеохватывающую власть, неразрывно сросшуюся с организационной структурой партии. Именно они предоставляли РКП(б) статус государственной партии.

Своей компартийной частью тандем власти был обращен к членам партии. Вследствие ее построения по принципам 'демократического централизма' вожди не зависели от выбора рядовых партийцев. Своей советской частью тандем обращался к народу. Население страны не только избирало персональный состав советских органов, но и было наделено абсолютно реальными управленческими или контрольными функциями. В народности такой системы власти сложно было сомневаться еще и потому, что свои руководящие кадры она брала с 'низов'.

Хотя партия большевиков превратилась в государственную структуру, она сохраняла предыдущий внешний вид. В политическом словаре большевиков не существовало понятия 'государственная партия'. Государственной именовалась только советская вертикаль власти.

Диктатура системы 'РКП(б)- совета' базировалась не только на насилии, но и на пропаганде. Непосредственная связь с населением давала возможность мобилизировать миллионы людей для воплощения сформулированных партийным руководством задач. Советы, в которых работали сотни тысяч депутатов, стали эффективным 'передаточным пасом' от органов власти к населению.

Как соотносилась созданная Лениным система власти с другими политическими системами? Начатый Великой Французской революцией переход от традиционного до гражданского общества получил второе дыхание в начале ХХ в. Тогда под влиянием мировой войны развалились империи традиционного типа. Однако в некоторых странах во время трансформации политической власти утвердились не демократические формы правления, а их тоталитарные мутации. Если демократия представляла собой господство общества над государством, то тоталитаризм характеризовался господством государства над обществом.

Для иностранных наблюдателей советские органы казались только фасадом, за которым скрывалась диктатура партийных комитетов. А на самом деле советская власть была двуединым организмом, компоненты которого не могли существовать в отрыве друг от друга. Отделенные функционально, обе вертикали власти фактически растворялись друг в друге на персональном уровне. Ленин в 1921 году подчеркивал: 'как правящая партия, мы не могли не сливать с 'верхами' партийными 'верхи' советские, - они у нас слиты воедино и будут таковыми'.

В отличие от самодержавия, советская власть не имела самой, освященной церковью и историей, легитимности. В отличие от представительской демократии, она не зависела от голосов избирателей. Декларативным носителем диктатуры был пролетариат, номинальным - 'авангард пролетариата', то есть РКП(б), а фактическим - ЦК РКП(б), то есть совокупность руководящих деятелей, каждый из которых отвечал за отрасль, участок или функцию партийно-советской работы. Такая политическая система была властью компартийной олигархии.

Как правило, диктатура нуждается в индивидуальном носителе - диктаторе. В олигархической системе власти, которая является нестабильной по определению, проблема лидерства разрешалась в борьбе или по договоренности основных политических игроков. Однако основатель партии, государства и советского строя не был обычным диктатором, ему хватало морального влияния. Ленин встречал оппозицию собственным решением, но она не была вызовом его власти. Но в дискуссию о профсоюзах, которая разгорелась в конце 1920 года, Лев Троцкий внес остроту, расцененную как вызов лидерству Ленина. Оппоненты обратились к партийным организациям с требованием определиться. Выборы на Х съезд РКП(б) проводились по платформам.

Ленин одержал победу, после чего взял курс на отмену остатков демократизма во внутрипартийной жизни. 'Мы - не дискуссионный клуб', - заявил он на этом съезде и добился принятия резолюции 'О единстве партии', которым запрещались фракции и группировки. Резолюция давала право двум третям членов Центрального комитета и Центральной контрольной комиссии исключать инакомыслящих из своего состава. Следовательно, Х съезд РКП(б) упустил из своих рук суверенное право партийных съездов решать вопрос о составе ЦК. Это засвидетельствовало переход реальной власти от съезда к ЦК РКП(б). Еще после VIII съезда РКП(б) Ленин создал внутри ЦК два субцентра - политбюро и оргбюро. С их возникновением переход власти от съезда до ЦК РКП(б) стал означать концентрацию властных полномочий именно в этих субцентрах.

Многомиллионная 'внешняя' партия и советы всех уровней, в которых работали сотни тысяч депутатов, стали 'передаточными пасами' от вождей к массам. Но население не передавало свою волю верхам. Наоборот, 'верхи' навязывали ему свою линию. Когда они встречали сопротивление, в действие вступала третья вертикаль советской власти.

Партия, осуществлявшая диктатуру, не могла обойтись без силового органа с функциями политической полиции. 'Третья вертикаль' тоже обзавелась 'передаточным пасом'. Чекисты вербовали преимущественно принудительными средствами сотни тысяч сексотов (секретных сотрудников), при помощи которых измерялась температура социального напряжения в обществе и регистрировались конкретные носители антисоветских настроений. Полномочия ЧК были почти абсолютны: она имела право вести следствие, выносить приговоры, не подлежавшие обжалованию, вплоть до смертных, и исполнять их. Формально органы ЧК входили в состав наркомата внутренних дел, но не подчинялись последнему. Подчинение осуществлялось только по ведомственной линии - до ВЧК включительно. Эти органы были своеобразным государством в государстве.

Во время гражданской войны органы ЧК были главной ударной силой в борьбе с 'контрреволюцией' в тылу, то есть подавляли оппозицию государственной партии. Эта функция оставалась основной и в мирное время. 'Красный террор' наводил такой ужас, что в 1921 году Ленин санкционировал реформу ЧК, сопровождавшуюся ликвидацией концлагерей и 'разгрузкой' тюрем. В открытых документах признавалось полезным заявить о ликвидации ВЧК и возложении задач по борьбе с контрреволюцией на новое учреждение, создаваемое при НКВД - Государственное политическое управление (ГПУ). На деле все ограничилось в феврале 1922 года изменением названия. Предупреждая демобилизационные настроения относительно ЧК как в партийных организациях, так и среди чекистов, Ленин на IХ Всероссийском съезде советов указал: 'Без такого учреждения власть трудящихся существовать не может'.

6. ВЫВОДЫ

К. Маркс и Ф. Энгельс в зрелом возрасте назвали коммунизм продуктом естественноисторического развития. Вместо этого В. И. Ленин сделал ранний марксизм краеугольным камнем своей политической программы. Марксизм и ленинизм - это разные понятия, сочетаемые только терминологически.

Ленин воспользовался советской пугачевщиной как рычагом, при помощи которого удалось начать строительство государства-коммуны. Такая задача была утопией, родившейся в его голове. Но утопию можно претворить в жизнь при помощи силы. Применение силы вызывает сопротивление. Готов ли был Ленин придушить его любыми средствами? Готовый ли был переступить через миллионы трупов, чтобы втянуть в коммунизм тех, кто останется в живых?

Во времена пребывания Ленина во главе Совнаркома на сопротивляющихся людях были испытаны самые ужасные формы террора - ядовитые газы против крестьян Тамбовщины в 1920 году, хлебозаготовки в голодающих южных губерниях Украины в 1921 году. Строители коммунизма за ценой не стояли. Однако Ленин смог прекратить коммунистический штурм, когда убедился в провале мировой революции.

Ленинизм - это учение о путях установления диктатуры над обществом - как политической, так и экономической. Эффективность такой диктатуры Ленин хорошо чувствовал. Сосредоточение контроля над практически всеми ресурсами огромной страны на вершине выстроенной им пирамиды власти давало вождям силу древних деспотов. Но захваченная большевиками страна владела современной техникой, в том числе - техникой уничтожения людей. Красная армия при этих условиях должна была войти в Европу, как нож в масло.

Не получилось, не сложилось. Когда надежды на мировую революцию стали призрачными, Ленин прекратил строительство коммунизма в мелкособственнической стране, а накануне смерти начал призывать соратников изменить свою точку зрения на социализм.

Призыв остался не услышанным из-за того, что учредитель партии и государства-коммуны не нашел в себе мужества прямо признать утопичность главной цели своей жизни. Кроме того, в СССР господствовала партия, руководители которой почувствовали вкус неограниченной власти. Новые вожди готовы были переступить через миллионы трупов, чтобы не потерять власть. Идея государства-коммуны была реализована Сталиным при помощи массового террора.

Советская страна делала отчаянные попытки навязать окружающему миру, в том числе при помощи ядерных ракет, тот ленинизм, от которого перед смертью отказался сам Ленин. На некоторое время 'Страна Советов' стала сверхдержавой.

Однако только на некоторое время - пока у Коммунистической партии хватало ресурсов, чтобы выполнять присвоенные ею функции. Советская власть, приватизировавшая все и вся, вынуждена была взять на себя хлопоты по поддержанию жизнедеятельности общества - обеспечивать людей едой, жильем, средствами сообщения и рабочими местами, заботиться о состоянии их здоровья, организовывать обучение и воспитание, следить за культурным досугом и образом мышления. Когда она лишилась возможности выполнять главную из этих функций - кормить людей - уплыло отведенное ей историей время существования.

Теперь мы находимся в постсоветском, то есть переходном состоянии. Из голов украинских граждан почти выветрилась коммунистическая идеология, но экономическая и психологическая зависимость от государства не преодолена. Это опасно, страна нуждается в реформах.

Почти все из нас родились уже после смерти В. И. Ленина. Нам нужно непредубежденно, без ненависти или любви отнестись к этой политической фигуре, чтобы установить ее роль в нашей жизни на протяжении многих десятилетий. Чтобы необходимые реформы шли в правильном направлении, нужно понять, на каком отрезке исторического пути мы находимся, какие ценности признавали предыдущие поколения, кому они подчинялись и против кого восстали.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ - доктор исторических наук
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь