„Бота“, да не та

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 19 Апреля 2008 в 21:41:44
Владелец «Быстроупака» был чрезвычайно доволен. «Красиво составлено,- решил он,- под таким соусом и деньги дать можно. В случае удачи - почет! Не выйдет - мое дело шестнадцатое, Помогал детям. И дело с концом»

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев», Глава XIV «Союз меча и орала».

Наши коллеги из других изданий уже выносили на публику недоуменные вопросы относительно неурядиц международного фонда помощи неимущим детям «Бота», созданного в результате уникального соглашения между США, Швейцарией и Казахстаном.

Продолжая знакомить наших читателей, замученных цензурой и блокировками сайтов в Казахстане, с разными нелицеприятными для власть предержащих сведениями, мы приводим отрывок из публикации многолетнего исследователя «Казахгейта» Сагындыка Мендыбаева, живущего в Нью-Йорке. Думаем, для полноты картины было бы любопытно обнародовать на нашем сайте эти данные, которые на узеньком пока сегменте казахстанского Интернет-пространства пока не приводились и широкой публике неизвестны.

Явка Саудабаева с повинной Назарбаева

Летом 2007 года за бурными венскими событиями на второй план отошла новость о конфискации Департаментом юстиции США 89 млн. долларов со счетов, принадлежащих Н. Назарбаеву. Однако эта история рассказана далеко не до конца, и не все ее герои оценены по достоинству.

Хронологически возвращение К. Саудабаева из долгой дипломатической командировки на родину последовало вслед за подписанием «вашингтонских документов», которые решили судьбу назарбаевских миллионов, замороженных в одном швейцарском банке «Пикте и Си». По принципу «в последствии - значит поэтому» выходит, что назначение стало наградой за успех. Так сказать, «Канат сделал свое дело - Канат может гулять смело».

Но как сделал это «дело» Канат Саудабаев? Оказывается, самым скверным для Нурсултана Назарбаева образом. Подписанное им от имени Казахстана согласие на конфискацию арестованных в Швейцарии денег юридически оформляет признание страной их преступного происхождения и практически предопределяет судьбу Н. Назарбаева как фигуранта «Казахгейта».

Детский фонд «Бота» и другие программы, на которые пойдут деньги,- это только благовидное и весьма прозрачное прикрытие полномасштабной конфискации денег со счета Н. Назарбаева. Об этом четко и ясно - с прокурорской прямотой - написано в ходатайстве прокурор Южного округу Нью-Йорка Майкла Гарсиа, адресованном судья Лоретте Преска:

Истец, Соединенные Штаты Америки, в лице своего прокурора, Майкла Дж. Гарсии, прокурора США по Южному округу Нью-Йорка, утверждает в своем обвинении, основанном на имеющихся у заявителя сведениях и предположениях, что:

1. Данный иск Соединенных Штатов Америки требует конфискации приблизительно 84 млн. долларов, находящихся на счету № 4025 казначейства министерства финансов Казахстана в банке Pictet & Cie, Женева, Швейцария, ранее находившихся на счету №789Е компании Orel Capital Ltd. в банке Credit Agricole Indosuez, Женева, Швейцария, включая все проценты, доход, прибыль и другие поступления (далее именуемые "Средства ответчика). Эти средства подлежат конфискации согласно пар. 981(а)(1)(С) ст. 18 Уголовного Кодекса США на том основании, что средства ответчика представляют собой или получены в результате доходов, связанных с незаконными коррупционными и мошенническими выплатами в адрес президента Казахстана, доходов, полученных в результате мошенничества с электронными переводами, а также собственности, связанной с подобным имуществом...

.....

5. В обвинительном акте говорится, что между 1995 и 1999 годами Гиффен производил незаконные выплаты в адрес высокопоставленных казахстанских чиновников с целью получения и сохранения бизнеса за своей нью-йоркской компанией Mercator Corporation ("Mercator"). Казахстанские чиновники были названы в обвинительном акте как "КО-1" и "КО-2" ("высокопоставленные казахстанские чиновники"). Позднее в документах суда было уточнено, что сокращения КО-1 и КО-2 относились, соответственно, к бывшему премьер-министру и министру нефтяной промышленности Нурлану Балгимбаеву и бывшему и настоящему президенту Нурсултану Назарбаеву. (Обвинительный акт, пар. 2-6).

.....

11. Балгимбаев и Назарбаев располагали достаточной властью, чтобы повлиять на то, получат ли и сохранят ли за собой Гиффен и компания Mercator прибыльный бизнес в качестве советников правительства Казахстана. Незаконные выплаты, производимые Гиффеном в адрес чиновников, обеспечили ему и компании Mercator получение и сохранение этого бизнеса, а также сохранили за ними положение, дающее им возможность переводить крупные суммы выплат, полученные от нефтяных сделок, на счета в пользу высших должностных лиц Казахстана и лично Гиффена. (Обвинительный акт, пар. 6, 65).

.....

42. В июле 1999 Гиффен и другие лица узнали о том, что швейцарские власти открыли расследование в отношении секретных счетов в швейцарских банках, принадлежащих на правах бенефициаров высокопоставленным чиновникам Казахстана и другим лицам. После чего, в целях сокрытия и маскировки природы, местонахождения, источника, принадлежности и контроля над доходами от совершенных мошенничеств посредством электронных переводов и нарушений Закона о даче взяток чиновникам за рубежом, поименованных в пунктах обвинения один - двадцать два, Гиффен и другие лица перевели и предприняли попытку перевести эти доходы со счетов, принадлежащих на правах бенефициара Назарбаеву, на счета, открытые в Швейцарии и других местах на имя государственных структур Казахстана. (Обвинительный акт, пар. 88).

43. 6 августа 1999 г . Назарбаев отдал распоряжение банку CAI перевести $84 млн. со своего счета компании Orel (на котором находилось около $51.7 млн. прибыли, полученной в результате преступлений, поименованных в пунктах обвинения один - двадцать два плюс проценты с этой суммы как описано выше в пар. 12 - 41), на счет № 4025 в банке Pictet & Cie в Швейцарии, открытый на имя государственного казначейства министерства финансов Республики Казахстан. (Обвинительный акт, пар. 89(Т), 96)

44. При переводе этих средств на счет в банке Pictet, открытый имя Республики, вышепоименованные средства плюс проценты были объединены с другими средствами, размещенными на счете Orel. Эти другие средства включали в себя более $10 млн., переведенных с контролируемого Гиффеном счета компании Hovelon - счета, на котором размещались деньги, поступавшие по чекам на предъявителя, а также свыше $6 млн., поступавшим на счет Orel по другим чекам на предъявителя...

Помимо подписи Каната Саудабаева под протоколом о конфискации стоит подпись нью-йоркского адвоката Рида Вайнгартена, который на протяжении многих лет защищает президента Казахстана. Этот юрист известнее тем, что несколько лет назад направил Департаменту юстиции США от имени своего клиента тайное предложение: вы не трогаете Назарбаева, а Назарбаев вам «сдает» всех остальных подельников, включая Дж. Гиффена.

Тогда Департамент юстиции оставил без ответа этот образчик цинизма и подлости, но текст письма Р.Вайнгартена стал известен наблюдателям в Нью-Йорке. Стоит привести цитату из того письма Р. Вайнгартена, чтобы напомнить позицию, которую занимало правительство Казахстана по поводу замороженных в Швейцарии денег. Так можно оценить, насколько ухудшилась юридическая ситуация и насколько определенно теперь преступное происхождение денег Назарбаева:

...В обмен на свое сотрудничество, Республика Казахстан хотела бы повторить свою просьбу об определенных поблажках со стороны обвинения, которые бы продемонстрировали уважение к президенту РК, одновременно ни в коей мере не поступившись существенным интересами расследования.

Во-первых, РК просит официального подтверждения, что в отношении президента Назарбаева не будет возбуждено уголовное преследование по данному делу. Подобное уверение было бы существенным для РК и не имело бы никакого влияние на расследование, учитывая практически несуществующую вероятность того, что Соединенные Штаты могут или станут возбуждать уголовное преследование против Президента Назарбаева в связи с этим расследованием.

И даже если существует законная возможность для прокуроров возбудить уголовное преследование против президента Назарбаева, мы не можем представить себе такого сценария, в котором Соединенные Штаты могли бы посчитать полезным для себя подвергнуть уголовному преследованию важного стратегического партнера. Таким образом, США ничего не потеряют, заверив РК, что президенту Назарбаеву не будет предъявлено обвинения по этому делу.

Второе. РК просит США разморозить заблокированные американскими властями средства на одном из государственных счетов в банке Pictet & Cie в Швейцарии. На этом счету находится около 80 млн. долларов, которые неоспоримо являются суверенными средствами правительства и которые, как полагает РК, давно должны были быть ей возвращены. Возвращение этих средств Казахстану не помешает прокуратуре продолжить ее расследование против Дж. Гиффена.

И вот по прошествии нескольких лет, не дожидаясь слушаний присяжными дела «Казахгейт», Рид Вайнгартен и Канат Саудабаев ставят свои подписи под согласием на конфискацию! В чем секрет такой смены точки зрения? Казалось бы, адвокат любого преступника, хоть президента, хоть простого жулика, должен до конца настаивать на невиновности своего подзащитного. Тем более что в течение пяти лет казахские власти щедро платили именно за эту линию поведения...

Можно было бы предположить, что адвокат из-за угрызений совести отказался защищать диктатора. Но скорее им двигали другие чувства: по информации из юридических кругов Нью-Йорка, речь идет о комиссионных в размере до 10% от сумм, которые заморожены на швейцарских счетах.

Получается, что когда К. Саудабаеву надоело ждать чуда и стало ясно, что, что средства никогда не будут переданы казахстанскому правительству, он вместе с адвокатом убедил Н. Назарбаева согласиться на конфискацию. А чтобы подсластить пилюлю, была придумана схема с Всемирным банком и помощью детям. Тем более, что Казахстан в этой организации по какой-то случайности представляет - Даулет Саудабавев, сын посла.

Бывший директор Всемирного банка Пол Вулфовиц в 2007 г. был уволен за «семейственность» при определении уровня заработной платы одной сотруднице (которая была его подругой), но до того успел побывать на приеме у Назарбаева и дать себя уговорить (вполне бескорыстно?) на участие в управлении конфискованным имуществом.

Таким образом, защитник в результате получает дополнительно к гонорару миллионы долларов от правительства США, сын посла Саудабаева принес в свою контору контракт на управление 89 млн. долларов. Из них Всемирный банк получает не менее 15% за управление проектом. Канат Саудабаев получает пост Государственного секретаря...

Что же получает Казахстан и его президент? Только новую порцию позора и унижений.

Приведем в качестве подтверждения преамбулу соглашения Казахстана с Департаментом юстиции США, подписанного Р. Вайнгартеном, К. Саудабаевым и Дэниелом Кламаном, главой Отдела по конфискациям и борьбе с отмыванием денег Департамент юстиции США:

ОКРУЖНОЙ СУД США

ЮЖНЫЙ ОКРУГ НЬЮ-ЙОРКА

Истец: СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Предмет: ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 84 МЛН. ДОЛЛАРОВ НА СЧЕТУ № 4025 КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

КАЗАХСТАНА В БАНКЕ PICTET & CIE, ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ, РАНЕЕ НА СЧЕТУ №789Е В БАНКЕ CAI INDOSUEZ, ЖЕНЕВА, ШВЕЙЦАРИЯ, В ТОМ ВСЕ ЧИСЛЕ ПРОЦЕНТЫ, ДОХОД, ПРИБЫЛЬ И ДРУГИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ИСК

СОГЛАШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ О КОНФИСКАЦИИ

Дело: 07 Civ. 3559 LAP

ПОСКОЛЬКУ в июле 1999 г . на счету компании Orel Capital Ltd. ("Orel") в банке Credit Agricole Indosuez ("CAI") в Женеве, Швейцария, находился вклад в размере около 84 млн. долларов США; компания Orel являлась корпорацией, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах и принадлежащей фонду в Лихтенштейне, единственными владельцами которого являлись физические лица [члены семьи президента Нурсултана Назарбаева];

ПОСКОЛЬКУ 29 июля 1999 года средства, находящиеся на счете компании Orel, были переведены на счет, открытый на имя государственного казначейства министерства финансов Республики Казахстан в банке Pictet & Cie в Женеве, Швейцария;

ПОСКОЛЬКУ 16 августа 1999 года 84 млн. долларов, переведенные со счета компании Orel на счет в банке Pictet, были заморожены по распоряжению швейцарского магистрата;

ПОСКОЛЬКУ 2 апреля 2003 года федеральное большое жюри Южного округа Нью-Йорка утвердило обвинительное заключение № 03 Cr. 404 против Джеймса Г. Гиффена, среди прочего, за нарушение Закона о даче взяток чиновникам за рубежом;

ПОСКОЛЬКУ обвинительное заключение содержит положение о конфискации, где утверждалось, что согласно ст. 18 пар. 982 Уголовного кодекса США Гиффен обязан передать в казну все движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате преступных деяний, заключавшихся в отмывании денег, и всю другую собственность, имеющую отношение к такому имуществу;

ПОСКОЛЬКУ поименованные здесь "средства" включают и все активы, переведенные со счета компании Orel на счет 4025, открытый на имя государственного казначейства министерства финансов Республики Казахстан в банке Pictet & Cie в Женеве, Швейцария, а также все проценты, доход, прибыль и другие соответствующие поступления;

ПОСКОЛЬКУ данные средства были заморожены по запросу, направленному США властям Швейцарии в рамках Договора об оказании взаимной юридической помощи;

ПОСКОЛЬКУ Соединенные Штаты заявляют, что если им придется конфисковать данные средства, то в соответствии с практикой конфискации денежных средств, принятой в этой стране, в случаях, когда это представляется полезным и не противоречащим закону, США приложат все усилия с тем, чтобы использовать эти средства на благо народа Казахстана, чтобы вернуть конфискованные средства пострадавшим от данного уголовного преступления и в целях защиты прав невиновных в интересах правосудия;

ПОСКОЛЬКУ Международный банк реконструкции и развития ("Всемирный банк") по просьбе правительств Соединенных Штатов Америки, Швейцарской Конфедерации и Республики Казахстан согласился предоставить техническое содействие и курировать управление этими средствами в интересах народа Казахстана;

НАСТОЯЩИМ истец, Соединенные Штаты Америки, и Республика Казахстан ОГОВАРИВАЮТ И ДОГОВАРИВАЮТСЯ, что:

1.Прилагаемый Меморандум о взаимопонимании между правительствами Соединенных Штатов Америки, Швейцарской Конфедерации и Республикой Казахстан, а также каждое из приложений (далее называемые "меморандумы") являются составной частью данного Соглашения и предписания.

2.Разблокирование средств или их части зависит исключительно от успешного выполнения следующих трех программ, которое удовлетворит правительства Соединенных Штатов Америки и Швейцарской Конфедерации:

(а) Программы "Бота", в рамках которой средства будут направлены на нужды малообеспеченных детей в Казахстане посредством учреждения казахстанского фонда под названием "Фонд Бота", который будет функционировать независимо от правительства Республики Казахстан под управлением уважаемой международной неправительственной организации под наблюдением Всемирного банка, как это предусмотрено в настоящих меморандумах;

(б) Программы "Управления государственной финансовой деятельностью" ("Программа PFMR"), в рамках которой правительство Республики Казахстан при поддержке Всемирного банка согласилась предпринять пятилетнюю программу по совершенствованию системы управления государственной финансовой деятельностью в Казахстане, как это описано в меморандумах; и

(с) Программы "Инициатива по обеспечению прозрачности операций в добывающей промышленности" ("Программа EITI"), в рамках которой правительство Республики Казахстан при поддержке Всемирного банка согласилось подготовить и осуществить комплексную программу и план действий по обеспечению прозрачности операций в добывающем секторе Казахстана, как это предусмотрено в меморандумах.

3. В соответствии с данным Соглашением и предписанием, а также условиями меморандумов, в течение девяти месяцев с момента подписания данного Соглашения и предписания управляющий программы фондом БОТА должен подтвердить правительствам США и Швейцарской Конфедерации, что предприняты все необходимые шаги по учреждению фонда БОТА и назначению управляющего программой БОТА. Кроме того, к 31 августа 2007 года правительство Республики Казахстан должно предоставить правительствам США и Швейцарской Конфедерации отчет о ходе осуществления программ PFMR и EITI.

Если правительство США или правительство Швейцарской Конфедерации сочтет, что действия, предпринятые в осуществление программы БОТА согласно поименованным в меморандуме пар. 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.6, выполнены неудовлетворительно, или что правительство Республики Казахстан не добилось серьезного и ощутимого прогресса в реализации программ PFMR и EITI, правительство США может расторгнуть или объявить недействительным данное Соглашение...

Последствия без следствия

Посол и адвокат Назарбаева расписались в том, что их клиент и патрон - преступник, что конфискованные у него деньги нельзя доверять коррумпированным казахским властям и что они должны быть потрачены в Казахстане на благие дела исключительно под международным контролем. Практически речь идет о частичном отказе Казахстана от суверенитета по причине того, что страной руководит преступник, который может попытаться опять заполучить эти деньги. Тут и суда можно не дожидаться!

Похоже, что вновь, как и много раз до того, из всех имеющихся вариантов поведения Н. Назарбаев безошибочно выбрал худший. Все его надежды связаны с тем, что в стране никто толком не узнает о сути «вашингтонских соглашений», что имя Всемирного банка и помощь детям заморочат головы сограждан, и они в очередной раз восхитятся «международным авторитетом» своего президента.

Вот так-то, господа читатели. Все-таки идея аферы о «помощи детям» бессмертных советских классиков жива и поныне. Но и поныне дети - жертвы казнокрадов и мошенников без чести и совести. Мы понимаем, последние опять промолчат. А что им еще остается делать?

www.kaztoday.ru
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь