Зенитные самоходные пушки
admin 14 Мая 2007 в 14:31:41
[div align=center][/div]
В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.
Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование — изделие 500, а армейское — ЗСУ-57-2.
Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История ... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.
Конструкция
ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины — броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе — в средней части корпуса и в башне; третье — в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8—13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. ЗСУ-57-2 первых выпусков, пушки С-68 подняты на максимальный угол возвышения © Фото из коллекции М. Барятинского
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики — использование энергии отдачи при коротком откате ствола.
Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки—автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению движения цели, дальность до цели — на глаз или с помощью дальномера.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.
Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя — 38,88 л, масса — 895 кг.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого — 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя —танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке — от 9 до 20 км.
Боевое применение
[div align=center][/div]
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».
Сравнение
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков — низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем — от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели — «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него — никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.
Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ — спаренными, а английские — одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех — ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.
Проекции
Тактико-технические данные
[div align=center][/div]
Калибр, мм- 57
Число автоматов- 2
Индекс артчасти -С-68
Тип автомата- С-60
Вес снаряда, кг- 2,8
Начальная скорость снаряда, м/с- 1000
Боекомплект, выстр.- 300
Общий вес автоматов, кг- 4500
Высотный интервал эффективного огня, м- 100-4000
Наклонная дальность стрельбы по зенитным целям, м- 5500
Максимальная скорость воздушной цели, м/с- 600
Дальность стрельбы по наземным целям, м- н/д
Темп стрельбы, выстр./мин- 200-240
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр.- 40-50
Угол ВН пушки, град.- -1 - +85
Угол ГН пушки, град.- 360
Тип шасси- Т-54
Боевой вес ЗСУ, т- 28
Габариты установки:
- длина с пушкой вперед, мм- 8480
- ширина, мм-3270
Мощность двигателя шасси, л.с.- 520
Максимальная скорость движения, км/ч- 50
Экипаж, чел.- 6
В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку.
Опытный ее образец с электроприодом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование — изделие 500, а армейское — ЗСУ-57-2.
Комплексные испытания ЗСУ-57- 2 проходили в 1950-54 годах. В 1955 году ЗСУ-57-2 была принята на вооружение Советской армии. По данным музея бронетанковых войск в Кубинке, ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омке с 1955 по 1960 год (по данным книги "История ... ПВО сухопутных войск" серийное производство ЗСУ-57-2 происходило на заводе №1001 с сентярбря 1958 г.). Но по другим данным выпуск пушек С-68 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году.
Конструкция
ЗСУ-57-2 представляла собой легобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основые части машины — броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходоваячасть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе — в средней части корпуса и в башне; третье — в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8—13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. ЗСУ-57-2 первых выпусков, пушки С-68 подняты на максимальный угол возвышения © Фото из коллекции М. Барятинского
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики — использование энергии отдачи при коротком откате ствола.
Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки—автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол — по видимому направлению движения цели, дальность до цели — на глаз или с помощью дальномера.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.
Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя — 38,88 л, масса — 895 кг.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавлиались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость кажого — 95 л. Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя —танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке — от 9 до 20 км.
Боевое применение
[div align=center][/div]
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 было продано или передано Венгрии, ГДР, Польше, Финляндии, Анголе, Сирии, Египту, Кубе, КНР, КНДР и Ирану. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка «59».
Сравнение
ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков — низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем — от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели — «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. В ходе войны 1967 года на Синайском полуострове было сделано весьма характерное фото: над израильскими позициями на сверхмалой высоте проносится самолет МиГ-17, а солдаты не успели среагировать на него — никто даже не повернул голову в сторону самолета. Понятно,что для ЗСУ нужны были по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 град/с, а 50-100 град/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.
Разумеется, эта оценка ЗСУ-57-2 дается задним числом, с позиций 90-х годов. Справедливости ради заметим, что ЗСУ наших потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2. В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ М19 на шасси легкого танка М24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и М42 на шасси легкого танка М41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении Британской армии находились ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками «Бофорс» (американские ЗСУ — спаренными, а английские — одинарными). Вес их снаряда составлял 0,934 кг, начальная скорость 875 м/с, темп стрельбы 120 выстр/мин на ствол. Прицелы у всех — ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию и, получив индекс М42А1, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50. Таким образом еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.
Проекции
Тактико-технические данные
[div align=center][/div]
Габариты установки:
|