Буш провалил космическую программу NASA

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 07 Апреля 2008 в 12:31:02
По завершении программы Space Shuttle американское аэрокосмическое агентство ожидают массовые увольнения, без работы могут остаться более 8 тыс. сотрудников. Кроме того, после списания многоразовых челноков на несколько лет американская программа пилотируемых полетов окажется в полной зависимости от российских космических кораблей. Эксперты утверждают, что это закономерный итог провальной политики администрации Буша в космической области.

По завершении программы Space Shuttle американское аэрокосмическое агентство ожидают массовые увольнения. Как сообщает New York Times, к 2011 году без работы могут остаться более 8 тыс. сотрудников NASA.

В опубликованном докладе космического агентства говорится, что к 2011 году численность рабочих мест в сфере разработки космических программ по всей территории США сократится с 21 до 12,5 тысячи. Основная масса увольнений придется на Космический центр им. Кеннеди, расположенный на мысе Канаверал, Флорида.

Согласно информации издания USA Today, первые сокращения начнутся уже в текущем году: новое место работы предстоит искать 8 тыс. сотрудников. В 2009 году под сокращение попадут от 7300 до 7400 человек, в 2010-м – от 6400 до 6700, последние увольнения состоятся в 2013-м, когда без работы останутся от 2400 до 3800 специалистов. При этом NASA утверждает, что как минимум четверти сотрудников будет предоставлено право досрочного выхода на пенсию.

По мнению сенатора-демократа Билла Нельсона (Орландо, Флорида), "эти сокращения – закономерный итог провальной политики администрации Буша в космической области. Ее последствия негативно скажутся не только на экономике Флориды, но и на глобальном лидерстве Америки в науке, технологии и исследованиях космоса. Остается лишь надеяться, что следующая администрация сможет компенсировать эти потери, если еще не будет слишком поздно".

Аналогичного мнения придерживается член палаты представителей (Индиалантик, Флорида) республиканец Дейв Велдон, который назвал предстоящие увольнения не иначе как драконовскими.

В свое время сенатор Велдон предложил законопроект об увеличении бюджета NASA на 10 млрд долларов в течение ближайших пяти лет, с тем чтобы максимально сократить промежуток с 2010 года, когда завершатся полеты шаттлов, до 2015-го, когда в эксплуатацию поступит космический корабль нового поколения Orion. Все это время США будут вынуждены покупать пилотируемые корабли в России. "При нынешнем бюджете нет никакой гарантии, что новый корабль появится к 2015 году", – заявил Велдон в интервью USA Today.

С помощью Orion США планировали совершать полеты не только к Международной космической станции, но и не позднее 2020 года повторить высадку на Луну и оправиться на Марс. На эти нужды в 2009 финансовом году в феврале 2008-го М.Гриффин запросил у конгресса 17,6 млрд долларов, что почти на 500 млн больше, чем заложено в нынешнем бюджете. 2 млрд долларов из этой суммы планируется потратить на разработку корабля Orion и носителя Ares.

Сокращения коснутся не только Флориды. Так, сборочный завод Michoud, расположенный в Новом Орлеане, Луизиана, и выпускающий топливные баки для шаттлов, будет вынужден сократить 1300 рабочих мест из 1900.

Между тем, чиновники округа Бревард, где проживает большая часть подпадающих под сокращение сотрудников космодрома, полагают, что не менее 3,5 тыс. из них после переподготовки вновь смогут найти работу в структурах космического агентства. По мнению властей округа, где ощущается заметный дефицит рабочих мест, реальные проблемы с трудоустройством угрожают примерно 3 тыс. сотрудников, причем самым квалифицированным из них.

По мнению ведущих американских изданий, потерю рабочих мест не компенсируют даже программы по созданию перспективного носителя Ares 5 и посадочного лунного модуля, которые должны будут развернуться в полную силу в 2010–2012 годах.

Как один из источников пополнения бюджета NASA всерьез рассматривает космический туризм и предоставление услуг космодрома сторонним организациям. Известно, что частная аэрокосмическая компания SpaceX уже заключила договор на аренду стартовой площадки № 40, расположенной на базе ВВС на мысе Канаверал.

Предполагается, что с нее будет стартовать ракета Falcon 9, которая рекламируется как один из самых дешевых в мире носителей: запуск "Фэлкона" с полной коммерческой нагрузкой в 5 тонн обойдется заказчику всего в 35 млн долларов. Это вдвое дешевле пуска многоразового челнока, пишет Взгляд.

Пока до 2011 года запланировано 7 стартов, однако в NASA не исключают, что их число может быть увеличено как минимум вдовое в случае предоставления в аренду второй площадки. Кроме того, некоторые неназванные, но "весьма богатые", по словам New York Times, организации всерьез рассматривают возможность выкупа снимаемых с эксплуатации челноков с целью превращения их в туристические корабли.

В любом случае до 2015 года деньги американских налогоплательщиков будут финансировать российскую космонавтику – иной альтернативы у США просто нет. Но, зная надежность российской космической техники, американцы не делают из этого трагедии: по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, на сегодня существует соглашение об аренде NASA как минимум 7 пилотируемых кораблей типа "Союз" и 11 космических грузовиков типа "Прогресс". Возможный доход от сотрудничества с США подсчитать нетрудно: каждый старт пилотируемого корабля обойдется примерно в 165 млн долларов.

Источник
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь