Железнодорожный передел
admin 07 Апреля 2008 в 12:10:13
Скандалом обернулось новшество Министерства транспорта и коммуникаций. Тендер по обслуживанию социальных маршрутов выиграли частные компании, не имеющие вагонов, помещений и персонала. А незаконно уволенным и вновь пристроенным проводникам вместо выплаты компенсаций урезали зарплату.
Для повышения конкуренции и качества услуг железнодорожных перевозок 21 декабря 2007 года Минтранском провел тендер, в котором приняли участие АО "Пассажирские перевозки" и 2 частные компании. В итоге АО, годами обслуживающее социально значимые маршруты и имеющее необходимые для этого вагоны и штат, конкурс проиграло. Предпочтение отдали частникам, которые предложили меньшую цену, не имея за душой ничего кроме лицензий.
Победителем тендера на право перевозок пассажиров по маршруту "Костанай-Алматы" стало ТОО "Сункар-1", а по маршруту "Костанай-Караганды" - ТОО "Жолаушылартранс". При этом ТОО "Сункар-1" ранее осуществляло перевозки в юго-западном направлении и не имело в своем штате проводников в костанайском направлении. Не имело их и ТОО "Жолаушылартранс", которое раньше осуществляло перевозки только в прицепных вагонах. Вдобавок итоги тендера были объявлены только 27 декабря 2007 года. В общем, радость от победы сменилась паникой. Новоиспеченным перевозчикам надлежало начать работу с 1 января 2008 г. Им предстояло за 4 дня принять в штат необходимое количество проводников. АО "Пассажирские перевозки", напротив, предстояло уволить 328 человек.
Компании помогли друг другу. 27 декабря 2007 года между АО и частниками было заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве. Днем позже указанием президента АО "Пассажирские перевозки" всем руководителям аффилированных предприятий, в том числе костанайского участка, было поручено уволить работников по ст. 52 Трудового кодекса, т.е. по соглашению сторон. Руководство костанайского участка тут же "разъяснило" коллективу, что каждому из работников нужно написать заявление о расторжении договора по соглашению сторон, после чего написать заявление о приеме на работу в штат новых перевозчиков. Учитывая безвыходность ситуации и боясь в случае отказа потерять работу, основная масса проводников так и сделала. А так как увольнение производилось по заявлениям работников, какая-либо компенсация им не выплачивалась.
Работяг надули. В данном случае их должны были уволить не по соглашению сторон, а в связи с сокращением штата (ст. 56 Кодекса). Работодатель должен был за месяц направить работникам письменное предупреждение, получить согласие профсоюза и выплатить увольняемым компенсацию в размере среднемесячной зарплаты. Куда смотрел профсоюз? Его, как показала проверка, о предстоящем увольнении никто не известил.
На этом проблемы проводников не закончились. Победитель тендера ТОО "Сункар" решило сократить издержки. В итоге вместо 210 работников "Пассажирских перевозок" ТОО приняло на работу 168. Оставшиеся 42 человека оказались просто никому не нужны. Они не уволились из АО "Пассажирские перевозки", но и в рейсы не выезжали. Им платили заниженную зарплату, как проводникам, находящимся в отстое и использовали как дешевую рабсилу для перевозки белья и покраски помещений.
Недолго ликовали и принятые в ТОО "Сункар" проводники. Раньше им платили исходя из категории (от 6 до 1). Сегодня всем без исключений выплачивается одинаковая зарплата по 3-й категории. В итоге проводники, имеющие большой стаж и опыт работы, потеряли в зарплате до 30 тысяч тенге. Теперь они, можно предположить, "отыграются" на пассажирах. Тем более, что существующая система проведения тендеров с ежегодной сменой перевозчиков лишает проводников возможности выхода в отпуск. Каждый год их ждет перезаключение трудовых договоров. Кстати, со схожими нарушениями прошло увольнение проводников павлодарского участка филиала "Северный" АО "Пассажирские перевозки".
Центральная региональная транспортная прокуратура намерена в ближайшее время обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой изучить действующую процедуру проведения тендеров. Прокуроры настаивают, что нововведение требует серьезной корректировки, позволяющей сохранить за людьми рабочие места и прежнюю зарплату, либо подлежит отмене. Не дает покоя прокурорам и главный вопрос: как частные компании вообще были допущены к тендеру?
- У победителей тендера ничего нет. У ТОО "Сункар-1" нет собственности в Костанае. Все необходимые для работы условия (помещения, транспорт, белье для пассажиров) ими созданы путем заключения договоров аренды уже после проведения тендера. Все берут в аренду, еще и бюджетные деньги получают. Как они выиграли тендер - вопрос к министерству, которое его проводило. Мы готовим письмо в Генпрокуратуру, чтобы она рассмотрела вопрос о целесообразности проведения данного тендера, - пояснил начальник отдела ЦРТП Ерлан Кабиев.
Руководство "Пассажирских перевозок" обещает выплатить обиженным проводникам компенсации. И настаивает, что частники на тендере просто демпинговали и сегодня не смогут обеспечить должный уровень сервиса на указанных направлениях. Похоже, о приемлемом качестве обслуживания на социальных маршрутах, сколько бы в них не вложило государство, остается только мечтать.
Сергей БОЙКО, "Око"
Для повышения конкуренции и качества услуг железнодорожных перевозок 21 декабря 2007 года Минтранском провел тендер, в котором приняли участие АО "Пассажирские перевозки" и 2 частные компании. В итоге АО, годами обслуживающее социально значимые маршруты и имеющее необходимые для этого вагоны и штат, конкурс проиграло. Предпочтение отдали частникам, которые предложили меньшую цену, не имея за душой ничего кроме лицензий.
Победителем тендера на право перевозок пассажиров по маршруту "Костанай-Алматы" стало ТОО "Сункар-1", а по маршруту "Костанай-Караганды" - ТОО "Жолаушылартранс". При этом ТОО "Сункар-1" ранее осуществляло перевозки в юго-западном направлении и не имело в своем штате проводников в костанайском направлении. Не имело их и ТОО "Жолаушылартранс", которое раньше осуществляло перевозки только в прицепных вагонах. Вдобавок итоги тендера были объявлены только 27 декабря 2007 года. В общем, радость от победы сменилась паникой. Новоиспеченным перевозчикам надлежало начать работу с 1 января 2008 г. Им предстояло за 4 дня принять в штат необходимое количество проводников. АО "Пассажирские перевозки", напротив, предстояло уволить 328 человек.
Компании помогли друг другу. 27 декабря 2007 года между АО и частниками было заключено Соглашение о взаимном сотрудничестве. Днем позже указанием президента АО "Пассажирские перевозки" всем руководителям аффилированных предприятий, в том числе костанайского участка, было поручено уволить работников по ст. 52 Трудового кодекса, т.е. по соглашению сторон. Руководство костанайского участка тут же "разъяснило" коллективу, что каждому из работников нужно написать заявление о расторжении договора по соглашению сторон, после чего написать заявление о приеме на работу в штат новых перевозчиков. Учитывая безвыходность ситуации и боясь в случае отказа потерять работу, основная масса проводников так и сделала. А так как увольнение производилось по заявлениям работников, какая-либо компенсация им не выплачивалась.
Работяг надули. В данном случае их должны были уволить не по соглашению сторон, а в связи с сокращением штата (ст. 56 Кодекса). Работодатель должен был за месяц направить работникам письменное предупреждение, получить согласие профсоюза и выплатить увольняемым компенсацию в размере среднемесячной зарплаты. Куда смотрел профсоюз? Его, как показала проверка, о предстоящем увольнении никто не известил.
На этом проблемы проводников не закончились. Победитель тендера ТОО "Сункар" решило сократить издержки. В итоге вместо 210 работников "Пассажирских перевозок" ТОО приняло на работу 168. Оставшиеся 42 человека оказались просто никому не нужны. Они не уволились из АО "Пассажирские перевозки", но и в рейсы не выезжали. Им платили заниженную зарплату, как проводникам, находящимся в отстое и использовали как дешевую рабсилу для перевозки белья и покраски помещений.
Недолго ликовали и принятые в ТОО "Сункар" проводники. Раньше им платили исходя из категории (от 6 до 1). Сегодня всем без исключений выплачивается одинаковая зарплата по 3-й категории. В итоге проводники, имеющие большой стаж и опыт работы, потеряли в зарплате до 30 тысяч тенге. Теперь они, можно предположить, "отыграются" на пассажирах. Тем более, что существующая система проведения тендеров с ежегодной сменой перевозчиков лишает проводников возможности выхода в отпуск. Каждый год их ждет перезаключение трудовых договоров. Кстати, со схожими нарушениями прошло увольнение проводников павлодарского участка филиала "Северный" АО "Пассажирские перевозки".
Центральная региональная транспортная прокуратура намерена в ближайшее время обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой изучить действующую процедуру проведения тендеров. Прокуроры настаивают, что нововведение требует серьезной корректировки, позволяющей сохранить за людьми рабочие места и прежнюю зарплату, либо подлежит отмене. Не дает покоя прокурорам и главный вопрос: как частные компании вообще были допущены к тендеру?
- У победителей тендера ничего нет. У ТОО "Сункар-1" нет собственности в Костанае. Все необходимые для работы условия (помещения, транспорт, белье для пассажиров) ими созданы путем заключения договоров аренды уже после проведения тендера. Все берут в аренду, еще и бюджетные деньги получают. Как они выиграли тендер - вопрос к министерству, которое его проводило. Мы готовим письмо в Генпрокуратуру, чтобы она рассмотрела вопрос о целесообразности проведения данного тендера, - пояснил начальник отдела ЦРТП Ерлан Кабиев.
Руководство "Пассажирских перевозок" обещает выплатить обиженным проводникам компенсации. И настаивает, что частники на тендере просто демпинговали и сегодня не смогут обеспечить должный уровень сервиса на указанных направлениях. Похоже, о приемлемом качестве обслуживания на социальных маршрутах, сколько бы в них не вложило государство, остается только мечтать.
Сергей БОЙКО, "Око"
|