Штурмовик Як-130
admin 11 Мая 2007 в 09:16:06
Як-130, разработан ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», которое входит в состав Корпорации «Иркут». Самолет выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков Военно-воздушных сил России. На сегодняшний день Як-130 является единственным из учебно-боевых самолетов нового поколения, на который имеются заказы и от отечественных и от зарубежных ВВС.
Отметим, что в тендере на поставку учебных самолетов ВВС РФ машина разработки ОКБ имени Яковлева обошла другой российский самолет МиГ-АТ.
Як-130 является первым полностью новым самолетом, разработанным в России после распада СССР. На первом этапе эта работа велась при участии итальянской компании Aermассhi, однако позже она начала разработку собственной машины из-за разногласий с российскими конструкторами. Первый полет машины состоялся в 1996 году.
В настоящий момент Як-130 поступил в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава, где будет проходить опытно-войсковую эксплуатацию. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил пресс-секретарь ВВС России Владимир Дрик. По его словам, в ближайшее время ВВС России получат еще 12 таких самолетов.
В начале января сообщалось, что на 2010 год запланированы дополнительные испытания Як-130, которые в перспективе позволят усовершенствовать самолет. В 2009 году ВВС России уже получили два учебно-боевых самолета. 4 января 2010 года Дрик объявил, что в текущем году ВВС России должны получить девять Як-130.
В феврале текущего года российская корпорация "Иркут" объявила, что заключила контракт с Ливией на поставку шести Як-130. Первые два самолета будут переданы стране в 2011 году, а остальные — в 2012-м. Стоимость одного Як-130 оценивается в 15 миллионов долларов.
общее описание:
Самолет Як-130, оснащенный двумя ТРДД с тягой по 2500 кг, представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа "тандем".
Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических многофункциональных цветных индикаторах размером 6 x 8 дюймов без электромеханических приборов, а также коллиматорный авиационный индикатор и нашлемную систему целеуказания в первой кабине.
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.
Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта.
Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:
* имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет "воздух-воздух" с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;
* взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;
* имитацию атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность" с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.
ТТХ Як-130
Год принятия на вооружение 1997
Размах крыла, м 9,72
Длина самолета, м 11,49
Высота самолета, м 4,76
Площадь крыла, кв.м 23,52
Масса, кг - пустого самолета 4500
Масса, кг - нормальная взлетная 6350
Масса, кг - максимальная взлетная 9000
Топливо, кг - внутренние топливо 850-1750
Топливо, кг - ПТБ 600
Тип двигателя 2 ТРД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S)
Тяга, кгс 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч 1000
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия, км 1315
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, м 330
Длина пробега, м 530
Экипаж, чел 2
|