Самолет Су-30
admin 10 Мая 2007 в 17:43:17
История создания
Многоцелевой истребитель Су-30 был создан на базе учебно-боевого самолета Су-27УБС путем его глубокой модернизации (установлена система дозаправки в воздухе и усовершенствованное БРЭО). Разработан ОКБ им. П.О. Сухого (ныне ОАО "Компания "Сухой"), серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 г.
Работы начались в 1985 г. установкой на втором летном экземпляре (Т-10У-2) системы дозаправки топливом и частичного изменения оборудования (установлена штанга системы дозаправки, оптический блок сместился к правому борту). Самолета поднялся в воздух впервые 10.09.1986 г., в июне 1987 г. – совершил беспосадочный перелет Москва - Комсомольск-на-Амуре, в марте 1988 г. - Москва - Комсомольск-на-Амуре – Москва (протяженность 13440 км, длился 15 ч 42 мин., проведено 4 дозаправки топливом в воздухе).
В дальнейшем на базе Су-27УБ создается модификация Су-27ПУ для авиации ПВО. Он должен быть способен к длительным полетам, уничтожать самолеты-носители, крылатые ракеты и другие воздушные цели в любых метеоусловиях днем и ночью при радиоэлектронном противодействии со стороны противника самостоятельно и в группе, а также выполнять функции воздушного командного пункта. В 1988 г. в Иркутском филиале ОКБ Сухого были доработаны 2 серийных Су-27УБ (Т-10ПУ-5, Т-10ПУ-6). Первый полет состоялся 31.12.1988 г., а вскоре было принято правительственное решение о развертывании серийного производства этого самолета как Су-30 на Иркутском авиационном заводе. В 1990 г. самолет Т-10ПУ-5 был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний двигателей с ОВТ.
При серийном производстве самолета были усилены центроплан и шасси, что повысило взлетную и посадочную массы, в кабине летчика-оператора установлен индикатор тактической обстановки, а обе кабины оборудованы санустройствами. Первый полет серийного Су-30 состоялся 14.02.1992 г., затем было выпущено около 8 Су-30, два из которых попали в пилотажную группу "Русские Витязи" (бортовые номера 596 и 597). Впервые они были продемонстрированы в ходе показательных полетов на "Мосаэрошоу-92". Другие серийные боевые машины используются для отработки тактики применения, в т.ч. и групповых действий с самолетами радиолокационного дозора и наблюдения А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31.
Назначение
Многоцелевой истребитель Су-30 предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе (перехват и уничтожению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов), обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных (надводных) целей.
Техническое описание
Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.
Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, служащие платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.
Самолет спроектирован по концепции "электронной устойчивости" и не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале - вместо нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на каждой опоре.
Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крыломи технологически расчленен на следующие основные части:
головную часть фюзеляжа (ГЧФ) с радиопрозрачным обтекателем, створкой ниши передней опоры шасси и фонарем кабины экипажа;
среднюю часть фюзеляжа (СЧФ) с тормозным щитком и створками основных опор шасси;
хвостовую часть фюзеляжа (ХЧФ);
воздухозаборники.
В головной части фюзеляжа цельнометаллической полумонококовой конструкции, начинающейся радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой радиолокационной станции, находится носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.
В носовой части обтекателя РЛС установлена штанга основного приемника воздушного давления (ПВД). Рама мотоблока радиолокационной станции вместе с антенной может поворачиваться относительно узлов ее подвески на передней стенке кабины экипажа для обеспечения доступа к блокам ОЭПС.
Для доступа к антенне и мотоблоку РЛС в процессе обслуживания стыковой силовой шпангоут между носовым отсеком и радиопрозрачным обтекателем выполнен наклонным, а радиопрозрачный обтекатель с металлической юбкой - отклоняемым вверх.
Кабина экипажа, выполненная по схеме "тандем", герметизирована и имеет двухсекционный фонарь, состоящий из неподвижного козырька и общей для обоих летчиков открывающейся вверх-назад сбрасываемой части (створки).
Место заднего летчика приподнято относительно переднего, что в сочетании с большой площадью остекления фонаря обеспечивает хороший обзор обоим членам экипажа во все стороны.
Рабочие места летчиков оборудованы катапультируемыми креслами К-36ДМ 2-й серии. Перед фонарем кабины со смещением вправо от оси самолета установлен визир оптико-локационной станции, а по бортам фюзеляжа в задней части кабины - аварийные (дублирующие) ПВД. В предкабинном отсеке слева размещена выпускаемая штанга системы дозаправки топливом в полете.
В подкабинных отсеках (центральном и двух боковых) размещены блоки радиоэлектронного оборудования. Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на типовых амортизированных стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования, а также патронный ящик с боекомплектом пушки.
В закабинном отсеке головной части фюзеляжа расположена ниша передней опоры шасси, убираемой вперед; амортизационная стойка с колесом и другими элементами конструкции передней опоры укладываются в убранном положении между стеллажами радиоэлектронного оборудования.
Для защиты радиоэлектронного оборудования закабинного отсека при выпущенной передней опоре шасси от набегающего воздушного потока при взлете и посадке установлены защитные кожухи; в процессе обслуживания радиоэлектронного оборудования эти кожухи снимаются, и объем, занимаемый нишей передней опоры шасси, превращается в эксплуатационный отсек, позволяющий производить осмотр, проверку и замену стеллажей-этажерок и отдельных блоков оборудования.
К стенкам закабинного отсека примыкают правый и левый наплывы крыла (були). В правом наплыве расположена встроенная скорострельная пушка калибра 30 мм с системой подачи боезапаса, выброса гильз и сбора звеньев; патронный ящик с боезапасом установлен поперек закабинного отсека и занимает часть наплыва и закабинного отсека у замыкающего головную часть фюзеляжа шпангоута позади передней опоры шасси. В правом наплыве выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали. В левом наплыве крыла располагаются агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования.
Головная часть фюзеляжа по конструкции представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы, с технологическим стыком по замыкающему шпангоуту. Силовая схема головной части фюзеляжа образована поперечным набором (шпангоутами) и работающей обшивкой, подкрепленной продольным набором - стрингерами и лонжеронами.
Средняя часть фюзеляжа компоновочно делится на следующие технологические агрегаты-отсеки:
передний топливный бак-отсек, расположенный по оси симметрии самолета между головной частью фюзеляжа и центропланом; конструкция топливного бака состоит из верхней и нижней панелей, торцевых и боковых стенок и шпангоутов; на нижней поверхности бака-отсека установлены узлы стыковки с воздухозаборниками и узлы крепления пилона для подвески оружия, на верхней поверхности - узлы установки тормозного щитка и гидроцилиндра управления его выпуском и уборкой;
центроплан (основной несущий агрегат самолета), выполненный в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр; на торцевых нервюрах имеются гребенки для стыка с консолями крыла; на нижней поверхности центроплана расположены узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; верхняя и нижняя поверхности центроплана выполнены в виде панелей (верхняя панель - клепаная из алюминиевых сплавов, нижняя - сварная из листов и набора профилей из титанового сплава);
гаргрот, представляющий собой силовой агрегат, предназначенный для размещения коммуникаций и установки оборудования; гаргрот расположен над передним баком-отсеком и центропланом и в сечении разделен на три части - центральную и две боковые; часть гаргрота над передним топливным баком-отсеком занята тормозным щитком и гидроцилиндром его уборки-выпуска; для защиты коммуникаций, проходящих в гаргроте под тормозным щитком, от набегающего потока воздуха при выпущенном тормозном щитке под ним установлены защитные кожухи;
передний отсек центроплана (правый и левый), расположенный по внешним сторонам переднего топливного бака-отсека и состоящий из носков центроплана и ниш колес основных опор шасси.
На верхней поверхности СЧФ установлен отклоняемый с помощью гидропривода безмоментный тормозной щиток большой (2.6 м?) площади. Угол отклонения щитка (вверх) 54?. Выпуск тормозного щитка применяется для уменьшения скорости в процессе захода на посадку и при боевом маневрировании на приборных скоростях до 1000 км/ч.
Хвостовая части фюзеляжа компоновочно делится на следующие технологические агрегаты-отсеки:
две силовые гондолы двигателей, компоновочно разделенные на две части (средние части мотогондол и мотоотсеки);
хвостовые балки, прилегающие к внешним бортам мотогондол и являющиеся продолжением обтекателей основных опор шасси, служащие платформой для установки оперения самолета;
центральную балку фюзеляжа, включающую в себя центральный отсек оборудования, задний топливный бак-отсек, законцовку центральной балки с контейнером тормозных парашютов и боковые ласты.
В средних частях гондол двигателей, расположенных под центропланом, находятся воздушные каналы двигателей; на силовом шпангоуте каждой средней части установлен замок выпущенного положения основных опор шасси, на нижней поверхности находятся узлы крепления пилона подвески оружия; в верхних внешних углах расположены агрегаты и коммуникации самолетных систем.
В мотоотсеках установлены двигатели АЛ-31Ф с верхним расположением двигательных агрегатов; между последней стенкой центроплана и двигательными агрегатами в "тени" центроплана установлены выносные коробки самолетных агрегатов - по одной в каждом мотоотсеке; на каждой выносной коробке самолетных агрегатов, соединенной карданным валом с редуктором двигательной коробки агрегатов, установлены турбостартер - автономный энергоузел типа ГТДЭ-117-1, генератор переменного тока, гидронасос и топливый насос.
К силовому шпангоуту, замыкающему мотоотсек, пристыковывается съемный кок. Двигатель, установленный в мотоотсеке, снимается с самолета при помощи специальной тележки движением назад-вниз; для обеспечения замены двигателя хвостовой кок выполнен съемным, а последние два силовых шпангоута мотоотсека, в том числе замыкающий, - разомкнутыми. При демонтаже двигателей выносные коробки агрегатов остаются на самолете, что сокращает время замены двигателей. Эксплуатационные люки для обеспечения доступа к выносным коробкам самолетных агрегатов и основным агрегатам двигателей расположены в верхней части мотоотсеков.
Мотогондолы имеют полумонококовую схему с работающей обшивкой, подкрепленной поперечным набором (шпангоутами) и продольным набором (стрингерами).
Задняя часть хвостовых балок (левой и правой) выполнена силовой, на ее верхней поверхности оборудованы узлы крепления вертикального оперения и установлены бустеры стабилизатора, на нижней поверхности - узлы крепления подбалочных гребней, а на торцах - узлы подвески и привода горизонтального оперения. В левой и правой балках перед их силовой частью размещены отсеки самолетного оборудования. В центральном отсеке центральной хвостовой балки расположены агрегаты самолетного оборудования и систем силовой установки.
Центральная балка имеет две торцевые и три промежуточные силовые стенки, соединяющие между собой силовые шпангоуты разнесенных гондол двигателей; на нижней поверхности центральной балки установлены узлы крепления пилона подвески вооружения.
В законцовке центральной балки размещена парашютно-тормозная установка. Для обеспечения выброса тормозных парашютов крышка законцовки откидывается вверх. В процессе производства в конструкцию самолета был внесен ряд изменений, в частности был удлинен и расширен кормовой ласт, в котором были размещены устройства выброса пассивных помех.
Регулируемые воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения размещены под наплывом крыла и оснащены выпускаемой сеткой, предотвращающей попадание в двигатели посторонних предметов на взлетно-посадочных режимах. Расположение поверхности торможения воздухозаборника - горизонтальное, клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образованы щели для слива пограничного слоя.
Механизация воздухозаборников - подвижные панели регулируемого клина и жалюзи подпитки на нижней поверхности. Регулируемый трехступенчатый клин воздухозаборника состоит из связанных между собой передней и задней подвижных панелей. Передняя панель представляет собой вторую и третью ступени клина торможения воздухозаборника, задняя подвижная панель образует собой подвижную верхнюю стенку загорлового диффузора воздушного канала. Защитная сетка в убранном положении находится на нижней поверхности канала воздухозаборника. Выпуск сетки осуществляется против потока, ось вращения расположена за горлом в диффузорной части канала.
Жалюзи подпитки расположены с внешней стороны нижней поверхности воздухозаборника в зоне размещения защитной сетки. Жалюзи выполнены "плавающими", т.е. открывающимися и закрывающимися под действием перепада давления. Они могут открываться как при убранной сетке, так и при выпущенной. Оптимальное торможение сверхзвукового потока в диффузоре воздухозаборника обеспечивается установкой его регулируемых элементов в расчетное положение автоматической системой регулирования воздухозаборника типа АРВ-40А. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.
Крыло самолета свободнонесущее. Отъемные части (консоли) крыла имеют угол стреловидности по передней кромке 42 град. Удлинение крыла 3.5, сужение - 3.4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами площадью 4.9 м2, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционными поворотными носками площадью 4.6 м2. Углы отклонения флаперонов +35...-20 град, носков - 30 град. Выпуск флаперонов и отклонение носков производится на взлетно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.
Конструктивно каждая консоль крыла состоит из силового кессона, носовой и хвостовой частей, механизации и законцовки. Силовой кессон состоит из трех стенок, верхней и нижней панелей и нервюр. Часть кессона выполнена герметичной и образует топливный бак-отсек. Верхняя и нижняя панели кессона сборные. Носовая часть консоли расположена между передним лонжероном и кессоном и предназначена для размещения коммуникаций и агрегатов управления поворотным носком. Хвостовая часть между кессоном и задней стенкой служит для размещения коммуникаций и агрегатов управления флапероном.
На усиленных нервюрах каждой консоли имеются узлы установки трех пилонов для подвески вооружения. На торцах законцовки крыла установлена гребенка для крепления еще одного пускового устройства для управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя. Вместо последнего на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. Двухсекционный поворотный носок навешен на консоль на петлевых опорах при помощи шомполов. Конструктивно носок состоит из обшивки и силового набора, состоящего из лонжерона и диафрагм. Односекционный поворотный флаперон навешивается на консоль на кронштейнах хвостовой части крыла и управляется гидроцилиндрами.
Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников с регулируемыми панелями, створками подпитки, воздушными каналами, системой управления АРВ-40А и системой защиты двигателей от попадания посторонних предметов, систем охлаждения, дренажа и суфлирования двигателей, выносных коробок агрегатов с газотурбинными стартерами - энергоузлами ГТДЭ-117-1, топливной системы системы пожаротушения и системы контроля двигателей.
Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на 10 точках: 4 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").
На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых узлах могут быть подвешены управляемые ракеты ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73.
Модификации
Су-30К | коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS); изготавливался серийно на НПК "Иркут" и поставлялся Индии в количестве 18 машин, которые в 2004 г. планируется модернизировать до уровня Су-30МКИ. |
Су-30МК | коммерческий модернизированный вариант. |
Су-30МКИ | многофункциональный двухместный истребитель с ПГО и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с "интернациональным" составом БРЭО (Россия-Франция-Израиль-Индия), с новой БРЛС "Барс" (Н-011М) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), и расширенным составом вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность"; будет изготавливаться по лицензии в Индии (140 самолетов в течение 18 лет без права реэкспорта). В 2004 г. НПК "Иркут" планирует завершить поставку самолетов по "поставочному" контракту, завершить полностью испытания, получить сертификат летной годности и начать поставку первых самолетов (3-5 машин) по первой фазе лицензионного производства. |
Су-30МКК | двухместный истребитель, без ПГО, с расширенными возможностями по наземным целям; для авиации ВМС КНР; БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. В январе 2003 г. подписан контракт на поставку 24 машин на сумму более 1 млрд.дол.; строится на КнААПО. |
Cу-30МКК-2 (Су-30МК2) | многофункциональный двухместный истребитель с БРЛС "Панда" Ш101ВЭП (системой управления оружием), с модернизированной системой индикации на лобовом стекле, с дополнительным сигнальным процессором "Багет" и новым линейным приемным устройством - позволяет применять новые боеприпасы с точным наведением; с расширенными возможностями действий по морским целям; в августе 2003 г. подписано Межправительственное соглашение о поставке партии самолетов для авиации ВМС КНР. Постройка выполняется на КнААПО. |
Су-30МКК-3 (Су-30МК3) | многофункциональный двухместный истребитель с новым составом оборудования, в т.ч. с новой РЛС разработки НИИП им. В.В. Тихомирова или РЛС "Жук-МСЭ" НИИР-"Фазотрон" (в разработке). |
Cу-30МКМ | многофункциональный двухместный истребитель (как Су-30МКИ), но с другим составом БРЭО (исключается оборудование, поставляемое Израилем для самолета Су-30МКИ √ система индикации на лобовом стекле и оптико-электронная прицельная система); расширяется французская часть √ оборудование фирмы Thales. Этот самолет предлагается Малайзии, соглашение о поставках которой в течение пяти лет 18 истребителей Су-30МКМ на сумму около 1 млрд.дол. парафировано в 2003 г. Малайзия за поставку самолетов платит валютой. Из этих средств на 30% стоимости контракта будут осуществлены встречные закупки Россией высоколиквидных товаров в Малайзии. На 7-й международной выставке авиакосмической и морской техники "ЛИМА-2003" самолет Су-30МКИ был представлен премьеру Малайзии Махатхиру Мохамаду; в демонстрационном полете на самолете летал малазийский военный летчик Ашмахари. Постройка самолетов будет производиться на НПК "Иркут". |
Су-30КИ | одноместный истребитель на базе Су-27СК с системой дозаправки топливом в полете; установлены системы спутниковой навигации А-737 (ГЛОНАСС и NAVSTAR) и ближней навигации VOR, ILS и DME; разрабатывался для Индонезии. Разработанный в 1997 г. контракт по закупке Индонезией 12 самолетов Су-30 (8 х Су-30КИ, 4 двухместных Су-30МК) был отложен (из-за финансового кризиса в ЮВА). Тем не менее, на КнААПО был построен прототип самолета Су-30КИ, который с 1998 г. находился на летных испытаниях. |
Су-30КН | двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом; вариант модернизации предложен НПК "Иркут" и ЗАО ОКБ "Русская авионика". |
ТТХ
Модификация | Су-30 |
Размах крыла, м | 14.70 |
Длина самолета, м | 21.94 |
Высота самолета, м | 6.36 |
Площадь крыла, м2 | 62.00 |
Масса, кг | - |
пустого самолета | 17000 |
нормальная взлетная | 24000 |
максимальная взлетная | 33500 |
Тип двигателя | 2 ДТРД АЛ-З1Ф |
Тяга, кгс | 2 х 12500 |
Максимальная скорость, км/ч | - |
на высоте | 2125 (М=2.0) |
у земли | 1400 |
Дальность полета, км | - |
без дозаправки | 3500 |
с одной дозаправкой в воздухе | 5200 |
Практический потолок, м | 19820 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | 30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов) Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески управляемые ракеты Р-27, Р-73 |
Фото
"Военная программа" Александра Сладкова
В этом выпуске Александр Сладков расскажет о новом отечественном двухместном многоцелевом истребителе Су-30СМ, поступающем сегодня на вооружение ВВС России.
Этот истребитель является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК. Специалисты ОАО "ОКБ Сухого" адаптировали его под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.
Также внесены изменения в состав вооружения. Двухместный истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". По отзывам специалистов, новые самолеты позволят значительно повысить боевой потенциал ВВС России.
|