ЭХ, ДОРОГИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН...

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 07 Марта 2008 в 14:31:29

Проблема законности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, возникла, как только появились первые проекты в данном направлении.

В ходе контрольных мероприятий разного рода проверяющих органов были выявлены многочисленные нарушения неэффективного и нецелевого использования бюджетных денег, причем со значительной коррупционной составляющей. Свои обороты дорожная коррупционная схема начала набирать в 2002 году, и расцвет приобрела в 2004–2005 годах.

Конечными социальными последствиями коррупции являются повышение уровня инфляции, влекущее снижение уровня жизни населения, увеличение социального неравенства, повышение уровня бедности. Так, согласно экспертным оценкам ученых Гарвардского университета, коррупционные издержки в США приводили к увеличению стоимости товаров и услуг на 5–15 процентов. По мнению казахстанских специалистов, именно хищения и взяточничество «давят» на рост цен в стране почти на 50 процентов. В связи с бурным развитием строительного бизнеса эта цифра постоянно повышается. Так, согласно международным оценкам, потери от коррупции при распределении госзаказов и кредитов зачастую превышают 30 процентов от всех бюджетных затрат по этим статьям. А в Италии было подсчитано, что после завершения антикоррупционной операции «Чистые руки», госзатраты на строительство дорог сократились на 20 процентов.

В ходе неоднократных проверок были выявлены приписки и хищения денежных средств, некачественные строительство и реконструкция автодорог, привлечение субподрядчиков, являющихся лжепредприятиями, нарушения процедур государственных закупок, нарушения при проведении тендеров по выбору генеральных подрядчиков на строительство и ремонт автодорог, приводящих в результате к созданию «пирамид» субподрядчиков.

Достаточно вспомнить «автодорожную пирамиду», когда Комитетом развития транспортной инфраструктуры в 2003 году победителем тендера по реконструкции участка № 3 республиканской автомобильной дороги Алматы – Бишкек был признан филиал компании «Алсим Аларко» с суммой контракта 3,8 миллиарда тенге. Впоследствии проверкой Генпрокуратуры было установлено, что генподрядчик не имеет ни производственной базы, ни одной единицы специальной техники, необходимой для проведения дорожно-строительных работ. В связи с невозможностью выполнения работ генеральный подрядчик передал весь объем в субподряд ТОО «Казпако», где сумма контракта составила уже 1,7 миллиарда тенге. Однако «Казпако», также не имеющее производственной базы, специальной техники и рабочей силы для выполнения ремонта дорог, передало весь объем работ иранской компании с суммой контракта 925 миллионов тенге.

В результате работы по реконструкции автодороги выполнила иранская компания на сумму 925 миллионов тенге, при выделенных 3,8 миллиарда, а на счетах посредников «осело» более 1 миллиарда тенге. Разница ощутимая. По сути, получается, что стоимость проекта была завышена более чем в три раза.

Еще можно вспомнить коррупционные скандалы, связанные со строительством республиканских автодорог: Астана – Боровое, принятой в эксплуатацию в 2001 году, Астана – Костанай – Челябинск – в 2004 году; реконструкции автодороги республиканского значения Астана – Алматы, а также дорог местного значения в Южно-Казахстанской, Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях и др.

Все это проходило с молчаливого согласия уполномоченного органа, где хищения бюджетных средств, выделяемых на строительство автодорог, очевидно, стали нормой.

Это было три года назад. Изменилась ли ситуация в настоящее время?

Отсутствие надлежащего контроля за качеством дорожного строительства и целевым использованием бюджетных средств со стороны Министерства транспорта и коммуникаций по-прежнему является предметом пристального внимания как проверяющих органов, так и общественности.

Согласно данным пресс-релиза Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, размещенного на сайте данного ведомства 24 октября 2007 года, по итогам проведенных контрольных мероприятий в Минтрансе были выявлены нарушения в ходе реализации программы развития автодорожной отрасли на 2006–2012 годы.

Как сообщала пресс-служба Счетного комитета, в ходе реализации программы развития автодорожной отрасли на 2006–2012 годы министерством не были выполнены отдельные мероприятия. К примеру, не был создан центр апробации новых технологий и новых дорожно-строительных материалов в дорожном строительстве, не выполнены работы по капитальному и среднему ремонту участков автомобильных дорог республиканского значения протяженностью 171 км. Также не внесены в перечень приоритетных проектов программы развития автодорожной отрасли РК на 2006–2012 годы объекты строительства объездной дороги «Южный обход» и автодороги «г. Риддер – граница Республики Алтай РФ».

В пресс-релизе отмечается, что у подрядных организаций ТОО «Окан Холдинг/Исот» и ЗАО «Илан», выполняющих госзаказ, отсутствовали сертификаты международного стандарта управления качеством ISO 9000. На участке Карабатан–Доссор в результате удорожания битума была допущена переплата за услуги компании «Тодини конструкциони дженерали». Кстати, в ходе строительства участка Астана–Щучинск автомобильной дороги Астана–Петропавловск опять некачественно выполнены работы.

Кроме того, Счетный комитет выявил нарушения в работе департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы. Бюджетные средства, выделенные на строительство транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова – ул. Бокейхана, необоснованно были зачтены АО «Трансстроймост» в счет выплаты компенсации по изъятию земель при строительстве транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова – пр. Сейфуллина – ул. Джансугурова. Об этом в адрес акима Алматы мы писали в прошлом номере нашей газеты.

Продолжая акцию инициирования серии официальных запросов в министерства и ведомства по установленным фактам неэффективного использования средств бюджета, предпринятых мерах как нарушителями бюджетного законодательства, так и правоохранительными органами по повышению реализуемости материалов контроля Счетного комитета, редакция нашей газеты обращается к министру транспорта и коммуникаций Серику Ахметову с соответствующим запросом.

Обращаем внимание министерства на то, что мы используем официальные материалы комитета, размещенные на сайте данного государственного органа, а также свое право на запрос и получение информации от государственных органов в соответствии с Законом «О средствах массовой информации». В случае игнорирования нашего официального запроса редакция газеты будет вынуждена расценить данный факт как покрывательство лиц, виновных в разбазаривании бюджетных средств. В этом случае мы оставляем за собой право в судебном порядке истребовать информацию и привлечь к ответственности лиц, препятствующих предоставлению информации.

Артур САДВАКАС

Официальное письмо
Министру транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан Серику Ахметову

Используя свое право на информирование общественности о предпринятых госорганами мерах дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нецелевое и неэффективное использование средств республиканского бюджета, а также не обеспечивших своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006–2012 годы, просим вас предоставить информацию по следующим пунктам.

1. К кому из должностных лиц (Ф.И.О., должность) вашего ведомства, являющегося администратором соответствующей бюджетной программы, были применены дисциплинарные взыскания (форма) по факту неисполнения поручения о создании центра апробации новых технологий и новых дорожно-строительных материалов в дорожном строительстве, выявленных Счетным комитетом?

2. Кто из государственных служащих Министерства транспорта и коммуникаций и его структурных подразделений понес ответственность и в каком виде по факту не выполненных работ по капитальному и среднему ремонту участков автомобильных дорог республиканского значения протяженностью 171 км?

3. Какие меры дисциплинарных взысканий и к кому применены по факту невнесения в перечень приоритетных проектов Программы развития автодорожной отрасли РК на 2006 – 2012 годы объектов строительства объездной дороги «Южный обход» и автодороги «г. Риддер – граница Республики Алтай РФ»?

4. На каком основании подрядные организации ТОО «Окан Холдинг/Исот» и ЗАО «Илан», не имеющие сертификаты международного стандарта управления качеством ISO 9000, получили заказ на проведение строительных работ из бюджета отраслевой программы министерства? Кто из служащих вашего ведомства понес за это ответственность и в каком виде?

5. Каким образом была допущена переплата за услуги компании «Тодини конструкциони дженерали» на строительстве участка дороги Карабатан–Доссор? Кто из руководящего состава вашего ведомства понес за это ответственность?

6. За счет кого и каких средств были проведены работы по устранению некачественно выполненных работ в ходе строительства участка Астана–Щучинск автомобильной дороги Астана–Петропавловск? Какие меры дисциплинарной и иной ответственности применены к лицам (сотрудникам МТК), ответственным за качественную реализацию данного проекта?

7. Кто из должностных лиц Департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы понес ответственность (в каком виде) по факту выявленных нарушений Счетным комитетом, когда «бюджетные средства, выделенные на строительство транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова – ул. Бокейхана в
г. Алматы, необоснованно были зачтены
АО «Трансстроймост» в счет выплаты компенсации по изъятию земель при строительстве транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова – пр. Сейфуллина – ул. Джансугурова»?

8. По итогам проверки Счетного комитета вам было рекомендовано «сократить сроки реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет республиканского бюджета и внешних займов до 18 месяцев, что позволило бы снизить затраты, связанные с удорожанием строительно-монтажных работ и материалов». Какие меры предприняты в данном направлении?

Искренне надеемся на ваше понимание и сотрудничество.

Бакытгуль МАКИМБАЙ, главный редактор газеты «Тасжарган»
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь