Вступление в ВТО: русские телекомы готовятся к бунту

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 04 Апреля 2007 в 14:42:22
В связи со вступлением России в ВТО эксперты предвещают отечественной ИТ-отрасли гибель. В первую очередь это касается телекомщиков, которые не смогли расширить зону своего влияния за границы Содружества. Производство средств связи также слабо развито. Чтобы предотвратить летальный исход, необходима мощная государственная поддержка и семимильные темпы роста. Это — единственный способ выжить.

Ожидаемое в этом году долгожданное вступление России в ВТО обещает принести "немалые" выгоды для экономики страны. И если в сфере продажи металлопроката это очевидно, то в области современных информационных технологий, телекоммуникационной индустрии дело обстоит гораздо хуже. Отечественные лидеры отрасли предсказывают со вступлением ВТО глобальное обрушение рынка. Но вместо решительных действий, направленных не только на выживание, но и ускоренное развитие, предпринимаются грубые и неумелые шаги, вроде громких депутатских инициатив, ориентированных на запрещение использования ОС Windows в компьютерах государственных учреждений. А между тем российские компании, в том числе и телекоммуникационные, уверенно переходят на использование зарубежных программных и аппаратных продуктов, снижая роль отечественных ИТ-компаний до роли простых интеграторов. Отечественное производство средств связи пребывает в зачаточном состоянии, ограничиваясь самобытными образцами для военных и специальных целей.

Победные реляции

Возможно, такие выкладки могут показаться излишне пессиместичными, особенно если изучить текущую ситуацию на рынке, отчеты аналитиков и доклады министерств, ответственных за развитие высокотехнологичных секторов экономики. Например, за исключением пейджинговых и таксофонных устройств, рост числа прочих аппаратов достигает трехзначных процентных показателей. Число пользователей интернета (да и обычных пользователей ПК) если не утраивается, то почти удваивается. Влияние российских операторов связи уверенно распространилось на страны СНГ (и замерло). Не отстают от технологического и экономического роста и прибыли операторов связи.

В сотовой связи необходимо скорейшее внедрение технологий третьего поколения, позволяющих построить "виртуальное мобильное общество", и не только в пределах Садового кольца

Правительство в очередной раз (с учетом давних разговоров о "развитии высокотехнологичных отраслей") заговорило о "диверсификации" экономики. Появилась концепция строительства технопарков (но их появление в условиях резкого роста цен на недвижимость вряд ли когда-либо себя оправдает), утверждены налоговые льготы (сохраняющие "драконовский" уровень налогообложения по сравнению с оффшорными схемами, практикуемыми каждой без исключения "программистской" компанией), в Министерстве информатизации и связи создан отдел поддержки отечественной ИТ-индустрии на зарубежных рынках. Вот, спустя почти год после объявления, появилась согласованная (но так еще и не утвержденная) инвестиционная декларация "Российского инвестиционного фонда инфокоммуникационных технологий" (РИФИКТ). Наша экономика и ее информационная индустрия движется вперед. Однако ее движение напоминает черепаху, стартовавшую в спринтерском забеге. Достаточно ли этих усилий и темпов для полного включения в мировую гонку? Ведь пока их участникам приходилось работать в достаточно специфических условиях российского рынка.

Невдохновляющие реальности

В то время как мы пытаемся догнать (или хотя бы не сильно отстать) как от новых, так и от старых лидеров информационной индустрии, они идут дальше, закрепляя существующие успехи.

Старые "тигры" Азии (Малайзия, Тайвань, Сингапур), в стародавние времена настроившие технопарков, продолжают совершенствоваться, занимая новые ниши, например био- и нанотехнологии, чтобы не уступить место под солнцем гигантам новой мировой экономики — Индии и Китаю. Последние уже прочно занимают лидерство в таких отраслях, как ИТ и производство средств связи. Успехи индийских компаний в оффшорном программировании общеизвестны. Китайские компании Huawei и ZTE уверенно теснят традиционных лидеров телекоммуникационного рынка. Сингапур довольно успешно строит "мобильное виртуальное общество", на практике выселив свое правительство из кабинетов в интернет, а теперь охватывая город-республику "всемирной паутиной" через бесплатные беспроводные точки доступа.

Успехи азиатских стран любят называть "чудом", однако объяснение им достаточно простое — целенаправленная государственная поддержка компетентной частной инициативы. Это и целевые фонды, и налоговые льготы, и инфраструктура, и привлечение иностранных специалистов, и стипендии для подготовки собственных. Так например, правительство Тайваня создало примерно 220-миллионый фонд развития на острове беспроводного широкополосного доступа в интернет.

Именно Восточная Азия стала пионером коммерческой эксплуатации сетей сотовой связи третьего поколения, а к этому году белыми пятнами 3G на ней останутся лишь слаборазвитые Бирма и Лаос. Гиганты континента — Китай и Индия - пока остаются позади. Но на то есть веские причины. В Индии сам рынок сотовой связи находится еще в сравнительно неразвитом состоянии, обещая двузначные цифры роста в ближайшие пять лет. У Китая же еще более специфическая ситуация. Уже который год Поднебесная пытается создать собственную технологию "мобильного будущего". Даже несмотря на приближение престижного события мирового уровня — Олимпийских игр-2008 в Пекине - власти страны сохраняют воистину олимпийское спокойствие, ожидая, наконец, положительных результов разработанного и активно тестируемого корпорацией Datang стандарта TD-SCDMA.

В то же время правительство Малайзии, недовольное уровнем развития услуг 3G в стране, пошло еще дальше. Недавно было объявлено о создании специального фонда, поддерживающего разработку и внедрение новых услуг связи на базе третьего поколения. Столь яркий ход резко контрастирует с многолетними траурными усилиями российского Мининформсвязи по выдаче лицензий 3G, давно запоздавшими и явно неэффективными. Развитие технологий беспроводного доступа также носит неявный и спорадический характер. В то время как на Востоке постоянно слышны призывы к развертыванию бесплатных точек доступа на основе технологий WiFi или WiMax в общественных местах и обеспечению полного покрытия населения городов, в России развитие этих технологий носит исключительно медленный характер. Хотя именно WiMax, рекламируемый в Америке как 4G, мог бы стать для нашей страны одной из точек роста.

Казалось бы, с прошлого года наше правительство озаботилось этой проблемой, активизировав разговоры о "диверсификации" сырьевой экономики. Но упор по-прежнему делается на полумеры, имеющие характер копирования чужого опыта без осознания той роли, которую может иметь Россия в глобальной экономике, и как можно правильно использовать зарубежные достижения и ошибки. Чей опыт мог бы быть полезен для нас?

Японский, ориентированный преимущественно на внутренний рынок и потребление, при этом щедро поощеряемый правительством, в тех или иных формах? Или опыт азиатских "тигров", ориентированных на тотальную экспортную модель? В первом случае уровень внутреннего потребления нашей страны (за исключением, может быть Москвы и Петербурга) сказочно далек от японского. А в создании предпочтительных условий для производства конкурентноспособных технологичных продуктов мы отстаем от "тигров" как молодых, так и старых. Но даже если отбросить льготы и условия, создаваемые правительствами разных стран, изначальные условия будут неравны. Например, для работы на внешних рынках такие страны, как Сингапур, Малайзия и Индия изначально обладают квалифицированными кадрами, в совершенстве владеющими английским языком. Лучшие российские программисты успешно работают во всех точках света, а те, кто до этих точек пока не добрался, не скрывают желания отправиться вслед за первопроходцами.

Пока же можно много говорить "об особом пути" России. Но каким бы ни был путь, по-прежнему не ясна цель.

Из тупика

Как никогда ясно, что постепенными и ограниченными шагами к развитию новых секторов экономики не подойти. Требуется не эволюционный, а революционный подход к решению данной задачи. Никакие эфемерные концепции и ФЦП с ограниченным бюджетным финансированием не позволят совершить нужный рывок вперед. Необходимы документы с конкретными целями и мерами по их реализации. Любые стратегии и прочие программные документы безусловно важны, но ряд простых и эффективных мер можно было бы предпринять еще вчера.

Китайские компании Huawei и ZTE уверенно теснят традиционных лидеров телекоммуникационного рынка

Какими могут стать основные направления развития? В сотовой связи необходимо скорейшее внедрение и стимулирование использования технологий третьего поколения, разработка для них новых специальных приложений, позволяющих действительно построить "виртуальное мобильное общество", причем не только в пределах Садового кольца. Ускоренными темпами должны внедряться интернет-технологии при документо- и товарообороте, причем пионером должно стать правительство.

Если говорить о сфере разработки и создания ИТ-технологий, то это должны быть не условные, а баснословные льготы для производителей продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Если взять, например, ту же Малайзию, то компания, зарегистрированная в специальной технозоне к югу от столицы (так называемый MultiMedia SuperCorridor), получает освобождение от налогов на первые три года. Налоговые льготы нашего правительства в этой области должны быть сравнимыми или еще более привлекательными.

Если продукция российского высокотехнологического сектора ориентируется на экспорт, то немало должно быть сделано для привлечения или подготовки кадров мирового уровня. Это могут быть льготные условия для трудоустройства опытных специалистов или выделение средств для подготовки собственных кадров зарубежом с условием последующей работы в стране. Причем не только инженерных, но и торгово-экономических, специализирующихся в данной сфере.

Продвижение собственных марок на мировые рынки должно осуществляться при широкой поддержке государства. Можно, например, использовать частичную оплату выставочных площадей для любых желающих принять участие в зарубежных выставках и конференциях.

Существенным вкладом стала бы качественная программа развития "виртуального правительства". В отличие от ФЦП "Электронная Россия" (единственным результатом которой стало создание сайтов различных правительственных учреждений с указанием номеров телефонов, которые либо постоянно заняты, либо не отвечают), требуется более детализированный документ, предусматривающий возможность двустороннего общения граждан через интернет с получением всей исчерпывающей информации в четко установленные сроки. Например, правительство Сингапура обязуется рассмотреть и ответить на любой запрос в двух-трехдневный срок.

Выдача лицензий и частот на сотовые сети третьего поколения должна осуществляться на максимально благоприятных условиях всем существующим участникам рынка. При этом требования по охвату населения этими услугами должны быть четко оговорены, в какие сроки и в каких городах абоненты смогут воспользоваться услугами связи.

Не стоит думать, что индустрия высоких технологий России утонет в пучине глобализации. Однако постепенные и осторожные меры правительства вряд ли смогут поддержать ее динамичное развитие. Скорее это станет простой поддерживающей функцией, подобно костылю. Опираясь на него, отрасль хайтека будет тащиться в хвосте ведущих стран, и в целом ее роль в мировой экономике будет постепенно снижаться. В современных же условиях нужен рывок, позволяющий опередить остальных, а не плестись в хвосте.

Алексей Синчуков / CNews
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 28.03.2007 в 10:45:53   # 47
Странная статья, если не сказать конкретнее ;)
Ни одной цифры, ни одного анализа - только крики: "....все пропало, гипс снимают, клиент уезжает..."
Гораздо интереснее было бы "усваивать" материал, где показаны:
валовый доход компании, валовые затраты, прибыль, приведенная стоимость 1 минуты и т.п. в соотношении российских и зарубежных фирм.
Вот тогда и можно было бы вести речь о "мирвом заговоре", а так все похоже на монолог "бизнесмена": "Хреново, все хреново, конкуренты прямо топчут. Купил товар за 100 рублей, продал за 200р. и вот на эти 2% я и существую. Обидно аж до слез - приходится ездить на мерсе с забитой пепельницей - ведь машину поменять не могу" ;););)
  Гость 28.03.2007 в 10:46:51   # 46
телекомуникационным компаниям давно пора получить "под бок" парочку сильных конкурентов, ибо они привыкли мало вкладывать но много получать(мое субъективное мнение, цифрами подтвердить не могу). Все лишь ребрендинги устраивают вместо установки новых вышек, кабелей, передатчиков и пр.. Как пример: в моем городе найти инет дешевле 2 рублей да метр невозможно(об анлиме по приемлимой цене я уж и не говорю), по одной единственной причине: оптоволокно то в город из масквы ОДНО, формально в городе несколько провайдеров но канал "на большую землю" один. И никто не желает изменить ситуацию. Гораздо выгодней рубить бабки с населения ибо альтернатива отсутствует.
Так что лично я был бы только ЗА появление на рынке новых компаний, пусть даже и басурманских.
ЗЫЖ Хотя к вступлению в ВТО в целом отношусь отрицательно.
  Fips 28.03.2007 в 10:51:57   # 45
люди, просветите на кой мужской орган оптоволокно? в Лондоне домашнего инета меньше 4 мег уже практически не осталось, предлагают до 24 мег анлима, большинство провайдеров сидит на телефонных проводах бритиштелекома, это 7 миллионый город. В оффисы вроде оптика идёт в центре, но там и компов туева хуча. В моём родном Даугавпилсе в прошлом году с помпой начали переводить домашних пользователей на оптику, хотя там пользователей ещё было кот наплакал и самая "крутая" линия на тот момент - 750 килей, причём складывалась из 375 латвийского интернета и столько же забугорного. Кто знает, обьясните мне где заканчивается попил бабла и начинается необходимость в оптике
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь