Экономика в паутине электросетей
admin 12 Февраля 2008 в 15:58:36
При произнесении слов "единая энергосистема" представляется карта страны, сплошь опутанная паутиной линий электропередачи. Однако такое представление далеко от реальности: на деле вместо единой национальной электрической сети (НЭС) мы имеем слабо интегрированные между собой сети трех регионов: Северного, Южного и Западного.
Энергохозяйство Северного региона (Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская и Павлодарская области) имеет развитую связь с Россией. С Южным регионом (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области) Север был соединен только в 1998 году – до этого Юг был привязан только к Кыргызстану и Узбекистану. Западный регион тоже получает электроэнергию из России. При этом Мангистауская, Атырауская и Западно-Казахстанская области объединены общей электрической сетью, а энергохозяйство Актюбинской области не включено в систему энергоснабжения республики и работает изолированно. Таким образом, глобальная задача здесь – сооружение ряда крупных межсистемных линий электропередачи, которые действительно позволят связать воедино все регионы республики.
Слабая интеграция сетевого хозяйства сделала невозможным создание полноценного рынка электроэнергии на всей территории страны и ослабила хозяйственные связи между ее регионами. Достаточно было ударить холодам, как в Южном регионе начались отключения электроэнергии, вызванные выходом из строя не только генерирующего, но и электросетевого оборудования. Например, в Кызылординской области для предотвращения перегруза линии "Север – Юг" АО "КРЭК" ввело ограничения для своих потребителей с 18 до 22 часов. Депутаты маслихата Южно-Казахстанской области предлагают вернуть в муниципальную собственность электросети Шымкента, поскольку считают, что компания ТОО "Онтустик жарык транзит", несмотря на повышение тарифа, не проводит обновление сетей и подстанций и не справляется с энергообеспечением города. В городе и области уже несколько недель действуют веерные отключения электроэнергии в часы вечернего максимума.
Износ и потери
Крупной проблемой электросетевого хозяйства Казахстана является и высокий уровень износа основных средств. Как следствие – повышение аварийности при передаче электроэнергии и невозможность подключения новых потребителей из-за возникающих перегрузок. Плачевно состояние распределительных сетей – их износ превышает 70%. В первую очередь речь идет о распределяющих сетях 220 кВ и ниже – их общая протяженность составляет сегодня более 370 тыс. км, построены они были в основном 30–35 лет назад. Ветер и снегопады приводят к обрывам проводов, а порой и к несчастным случаям. Так, в конце января огромный жилой массив в районе Кульджинского тракта Алматы из-за повреждения кабеля трое суток оставался без электроэнергии.
Еще одной нерешенной проблемой являются бесхозные электросети и подстанции в различных населенных пунктах республики, находящиеся, как правило, в аварийном состоянии и на ремонт которых требуются немалые средства. Их появление обусловлено тем, что многие предприятия, на территории которых были построены трансформаторные подстанции и проложены сети, давно прекратили свое существование, и за этими сегментами сети годами никто не следит. К примеру, только в Семипалатинске более 20 км бесхозных электросетей, которыми "осчастливлены" около 300 инженерно?технических объектов. Самое удручающее состояние у сетевого хозяйства в сельской местности: где-то линии не работают, где-то и вовсе давно утрачены.
По расчетам специалистов ТОО "Институт "Казсельэнергопроект", в сельской местности необходимо построить более 112 тыс. км высоковольтных линий напряжением 110 кВ и ниже, 614 распределительных подстанций напряжением 110 и 35 кВ суммарной мощностью 4,13 млн кВт и 23,7 тыс. потребительских ПС 10/0,4 кВ суммарной мощностью более 4,3 млн кВт. Главное – государство практически утратило здесь контроль над развитием электрификации. В настоящее время лишены электричества около 300 сельских населенных пунктов.
Эксплуатация изношенных электросетей ведет и к росту потерь. Но если норма потерь в розничных сетях развитых стран не превышает 6% от передаваемого объема, то в Казахстане и 20% не предел. Это обусловлено не только ветхим техническим состоянием сетей, но и несанкционированными отборами электроэнергии, которые возможны в сетях низкого напряжения. Причем чем дороже будет электроэнергия, тем больше ее будут воровать, но о способах решения этой проблемы на государственном уровне почти не вспоминают.
Бумаги и овраги
Нельзя сказать, что для улучшения ситуации ничего не делается. К примеру, в мае 2007 года правительством был утвержден план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли республики на 2007–2015 годы. Он предусматривает выделение 1,6 млрд долларов на ряд ключевых объектов сетевого хозяйства. Всего, по данным АО "KEGOC", на комплексную модернизацию распределительных сетей требуется привлечь более 7 млрд долларов. Только в Алматы до 2020 года на строительство и реконструкцию электросетей (износ которых сегодня составляет 43%) необходимо 170 млрд тенге. В этом году на ремонт сетей 0,4 кВ (а это 29 тыс. км) АПК выделяет 450 млн тенге и акимат города – почти 500 млн (в прошлом году на ремонт электрических сетей ушло 300 млн тенге).
В настоящее время реализуется три крупных национальных проекта расширения транспортной сети. Первый из них – "Модернизация национальной электрической сети Казахстана" стоимостью в 43,8 млрд тенге. В рамках проекта уже установлено современное высоковольтное оборудование на 41 подстанции и введена в действие автоматизированная система диспетчерского контроля и управления SCADA/EMS в национальном и 9 региональных диспетчерских центрах. Планируется разработка ТЭО второго этапа проекта, предусматривающего замену оборудования и модернизацию подстанций, не включенных в первую фазу проекта.
Другим крупным проектом, который планируется завершить в 2009 году, стало строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита "Север – Юг" общей протяженностью 1115 км. Стоимость проекта составляет 41,4 млрд тенге. К 2009 году приурочена и реализация проекта "Строительство ЛЭП-500 кВ Северный Казахстан – Актюбинская область", протяженностью 4860 км и стоимостью 19 млрд тенге.
Правда, есть ряд "но". Вторая линия "Север – Юг" на сегодняшний день не обеспечена необходимыми источниками электроэнергии в Северном регионе страны. Реанимация и развитие электроэнергетики требуют астрономических сумм. Как официально заявил президент АО KEGOC Алмасадам Саткалиев, в общей сложности в ближайшие 7 лет в энергетическую отрасль планируется привлечь инвестиций не менее 21 млрд долларов. Однако в разрабатываемых правительством программах, как правило, источники финансирования определены лишь в общих чертах: за счет заемных средств международных и отечественных финансовых институтов и собственных средств компаний.
Надеяться на то, что государство возьмет на себя все расходы по обеспечению энергонезависимого и энергобездефицитного будущего страны, не приходится. Для этого необходимо провести расходы через бюджет, но никаких намеков на это не просматривается. Более того, власти заявляют, что РЭКи – это частные предприятия, и финансировать оно их не будет: пусть берут кредиты и развиваются. Инвесторы же не желают вкладывать миллионы не только в прогнившие провода и коммуникации, но и новые линии. При сохранении существующих налоговых и таможенно-тарифных норм им это невыгодно ни вчера, ни сегодня, ни завтра.
Примером может служить ситуация в Жамбылской области. В соответствии с утвержденной программой "Развития сельских территорий…" еще на 2005 год планировалось строительство ЛЭП-110 кВ "Кордай – Кайнар" протяженностью 60 км. Однако средства в сумме 420 млн тенге из-за отсутствия инвесторов не выделены до сих пор. Актуальным остается и вопрос финансирования изыскательских работ по разработке "Схемы развития региональных распределительных электрических сетей Жамбылской области до 2010 года с перспективой до 2015 года". А ведь если разница между производством и потреблением электроэнергии по области в 2006 году составила 681,9 млн кВт/ч в год, то в 2010 году она с учетом программы индустриально-инновационного развития достигнет 1878,3 млн кВт/ч.
Получается, что деньги можно достать одним способом – поднятием цены на услуги. По мнению премьера Карима Масимова, дальше сдерживать тарифы невозможно. Иначе, уверен он, экономика развалится. Таким образом, правительство намерено идти по проторенному пути – сделать главным источником инвестирования энергетики простых потребителей. Тарифы на электроэнергию предполагают повышать на 10–15% в год, но при этом не вспоминают ни о снижении сверхнормативных потерь электроэнергии поставщиками, ни о задачах по энергосбережению на энергоемких предприятиях.
Обеспечить выполнение инвестиционных программ только за счет повышения тарифов (особенно при существующих доходах основной массы казахстанцев) просто нереально. Поэтому и практики получения инвестиций исключительно за счет тарифной выручки нет нигде в мире. По-видимому, желание "удержать привычный уровень роста экономики" с минимальными тратами из бюджета на развитие инфраструктуры энергетики у чиновников сродни "партнерству" небезызвестного Лени Голубкова. Непонятно и то, как повышение тарифов сочетается с одной из главных задач правительства в 2008 году: борьбой с ростом цен.
Почему бы частным компаниям не продать 30–40% своих акций на фондовой бирже, привлекая тем самым дополнительные инвестиции? Государству не продлить сроки налоговых преференций и не предоставить гарантии на получение заемных средств? Ведь проблемы энергопередающей сети – отсутствие необходимых инвестиций и изношенность инфраструктуры – приведут к ограничению экономического роста страны. Если учесть, что идет естественный рост нагрузки у существующих потребителей, ежегодно добавляются новые потребители, то тяжелое состояние электросетей становится нетерпимым.
Принимаемые меры не снимают остроту проблемы электрообеспечения населенных пунктов, старение энергетического комплекса продолжается. И это понятно. Строить новые сети и восстанавливать старые нужно на новой топографической и технической базе. А чтобы эту работу выполнять, нужно иметь стратегию и обоснование. Но движения в этом направлении нет.
Развитие сетей – задача не менее сложная, чем строительство электростанций, причем кроме финансового существует и кадровый вопрос. Выполнение планируемых правительством объемов строительства требует восстановления соответствующей проектной базы, системы строительно-монтажных организаций и подготовки специалистов для них, а это даже в среднесрочной перспективе сделать невозможно. Ситуацию осложняет и отсутствие в Казахстане органа (так сказать национального оператора), который бы законно и системно занимался технической политикой в вопросах энергообеспечения и мог бы "эффективно реализовать прорыв в этой сфере". Более того, государственные органы, которые призваны решать общие задачи, на самом деле действуют разнонаправленно: Министерство энергетики заинтересовано дороже и больше продать, а Министерство индустрии и торговли – дешевле купить.
За решение проблемы износа сетей брались уже не однажды, но… правительства меняются, тарифы растут, энергопотери тоже. Состояние же сетей ухудшается, а с ним возрастает и вероятность крупных системных аварий, обусловленных перегрузкой линий, как это происходило в последние годы в США, Канаде, Швеции, Италии, России. В итоге уже в обозримом будущем проблема с распределительными сетями может стать главным барьером для развития экономической и социальной сфер всей страны.
В подготовке материала принимал участие Виктор Глумсков
* * *
Тятя, тятя, наши сети…
Электросетевое хозяйство Казахстана состоит из линий электропередачи напряжением 0,4 – 6/10 – 35 – 110 – 220 – 500 и 1150 кВ. Протяженность всех воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 – 1150 кВ составляет 455 тыс. км.
Транспортировка энергии осуществляется по магистральным сетям государственной компанией АО KEGOC, а распределение энергии – региональными электросетевыми компаниями (РЭК). Из 22 РЭКов в частной собственности находятся имущественные комплексы 16 РЭКов, в доверительном управлении – 2, в государственной собственности – 4, в коммунальной собственности находятся АО "Городские электрические сети" в Астане и ГКП "Костанайюжэлектросервис".
Сергей Смирнов, "Эксперт Казахстан"
Энергохозяйство Северного региона (Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская и Павлодарская области) имеет развитую связь с Россией. С Южным регионом (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области) Север был соединен только в 1998 году – до этого Юг был привязан только к Кыргызстану и Узбекистану. Западный регион тоже получает электроэнергию из России. При этом Мангистауская, Атырауская и Западно-Казахстанская области объединены общей электрической сетью, а энергохозяйство Актюбинской области не включено в систему энергоснабжения республики и работает изолированно. Таким образом, глобальная задача здесь – сооружение ряда крупных межсистемных линий электропередачи, которые действительно позволят связать воедино все регионы республики.
Слабая интеграция сетевого хозяйства сделала невозможным создание полноценного рынка электроэнергии на всей территории страны и ослабила хозяйственные связи между ее регионами. Достаточно было ударить холодам, как в Южном регионе начались отключения электроэнергии, вызванные выходом из строя не только генерирующего, но и электросетевого оборудования. Например, в Кызылординской области для предотвращения перегруза линии "Север – Юг" АО "КРЭК" ввело ограничения для своих потребителей с 18 до 22 часов. Депутаты маслихата Южно-Казахстанской области предлагают вернуть в муниципальную собственность электросети Шымкента, поскольку считают, что компания ТОО "Онтустик жарык транзит", несмотря на повышение тарифа, не проводит обновление сетей и подстанций и не справляется с энергообеспечением города. В городе и области уже несколько недель действуют веерные отключения электроэнергии в часы вечернего максимума.
Износ и потери
Крупной проблемой электросетевого хозяйства Казахстана является и высокий уровень износа основных средств. Как следствие – повышение аварийности при передаче электроэнергии и невозможность подключения новых потребителей из-за возникающих перегрузок. Плачевно состояние распределительных сетей – их износ превышает 70%. В первую очередь речь идет о распределяющих сетях 220 кВ и ниже – их общая протяженность составляет сегодня более 370 тыс. км, построены они были в основном 30–35 лет назад. Ветер и снегопады приводят к обрывам проводов, а порой и к несчастным случаям. Так, в конце января огромный жилой массив в районе Кульджинского тракта Алматы из-за повреждения кабеля трое суток оставался без электроэнергии.
Еще одной нерешенной проблемой являются бесхозные электросети и подстанции в различных населенных пунктах республики, находящиеся, как правило, в аварийном состоянии и на ремонт которых требуются немалые средства. Их появление обусловлено тем, что многие предприятия, на территории которых были построены трансформаторные подстанции и проложены сети, давно прекратили свое существование, и за этими сегментами сети годами никто не следит. К примеру, только в Семипалатинске более 20 км бесхозных электросетей, которыми "осчастливлены" около 300 инженерно?технических объектов. Самое удручающее состояние у сетевого хозяйства в сельской местности: где-то линии не работают, где-то и вовсе давно утрачены.
По расчетам специалистов ТОО "Институт "Казсельэнергопроект", в сельской местности необходимо построить более 112 тыс. км высоковольтных линий напряжением 110 кВ и ниже, 614 распределительных подстанций напряжением 110 и 35 кВ суммарной мощностью 4,13 млн кВт и 23,7 тыс. потребительских ПС 10/0,4 кВ суммарной мощностью более 4,3 млн кВт. Главное – государство практически утратило здесь контроль над развитием электрификации. В настоящее время лишены электричества около 300 сельских населенных пунктов.
Эксплуатация изношенных электросетей ведет и к росту потерь. Но если норма потерь в розничных сетях развитых стран не превышает 6% от передаваемого объема, то в Казахстане и 20% не предел. Это обусловлено не только ветхим техническим состоянием сетей, но и несанкционированными отборами электроэнергии, которые возможны в сетях низкого напряжения. Причем чем дороже будет электроэнергия, тем больше ее будут воровать, но о способах решения этой проблемы на государственном уровне почти не вспоминают.
Бумаги и овраги
Нельзя сказать, что для улучшения ситуации ничего не делается. К примеру, в мае 2007 года правительством был утвержден план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли республики на 2007–2015 годы. Он предусматривает выделение 1,6 млрд долларов на ряд ключевых объектов сетевого хозяйства. Всего, по данным АО "KEGOC", на комплексную модернизацию распределительных сетей требуется привлечь более 7 млрд долларов. Только в Алматы до 2020 года на строительство и реконструкцию электросетей (износ которых сегодня составляет 43%) необходимо 170 млрд тенге. В этом году на ремонт сетей 0,4 кВ (а это 29 тыс. км) АПК выделяет 450 млн тенге и акимат города – почти 500 млн (в прошлом году на ремонт электрических сетей ушло 300 млн тенге).
В настоящее время реализуется три крупных национальных проекта расширения транспортной сети. Первый из них – "Модернизация национальной электрической сети Казахстана" стоимостью в 43,8 млрд тенге. В рамках проекта уже установлено современное высоковольтное оборудование на 41 подстанции и введена в действие автоматизированная система диспетчерского контроля и управления SCADA/EMS в национальном и 9 региональных диспетчерских центрах. Планируется разработка ТЭО второго этапа проекта, предусматривающего замену оборудования и модернизацию подстанций, не включенных в первую фазу проекта.
Другим крупным проектом, который планируется завершить в 2009 году, стало строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита "Север – Юг" общей протяженностью 1115 км. Стоимость проекта составляет 41,4 млрд тенге. К 2009 году приурочена и реализация проекта "Строительство ЛЭП-500 кВ Северный Казахстан – Актюбинская область", протяженностью 4860 км и стоимостью 19 млрд тенге.
Правда, есть ряд "но". Вторая линия "Север – Юг" на сегодняшний день не обеспечена необходимыми источниками электроэнергии в Северном регионе страны. Реанимация и развитие электроэнергетики требуют астрономических сумм. Как официально заявил президент АО KEGOC Алмасадам Саткалиев, в общей сложности в ближайшие 7 лет в энергетическую отрасль планируется привлечь инвестиций не менее 21 млрд долларов. Однако в разрабатываемых правительством программах, как правило, источники финансирования определены лишь в общих чертах: за счет заемных средств международных и отечественных финансовых институтов и собственных средств компаний.
Надеяться на то, что государство возьмет на себя все расходы по обеспечению энергонезависимого и энергобездефицитного будущего страны, не приходится. Для этого необходимо провести расходы через бюджет, но никаких намеков на это не просматривается. Более того, власти заявляют, что РЭКи – это частные предприятия, и финансировать оно их не будет: пусть берут кредиты и развиваются. Инвесторы же не желают вкладывать миллионы не только в прогнившие провода и коммуникации, но и новые линии. При сохранении существующих налоговых и таможенно-тарифных норм им это невыгодно ни вчера, ни сегодня, ни завтра.
Примером может служить ситуация в Жамбылской области. В соответствии с утвержденной программой "Развития сельских территорий…" еще на 2005 год планировалось строительство ЛЭП-110 кВ "Кордай – Кайнар" протяженностью 60 км. Однако средства в сумме 420 млн тенге из-за отсутствия инвесторов не выделены до сих пор. Актуальным остается и вопрос финансирования изыскательских работ по разработке "Схемы развития региональных распределительных электрических сетей Жамбылской области до 2010 года с перспективой до 2015 года". А ведь если разница между производством и потреблением электроэнергии по области в 2006 году составила 681,9 млн кВт/ч в год, то в 2010 году она с учетом программы индустриально-инновационного развития достигнет 1878,3 млн кВт/ч.
Получается, что деньги можно достать одним способом – поднятием цены на услуги. По мнению премьера Карима Масимова, дальше сдерживать тарифы невозможно. Иначе, уверен он, экономика развалится. Таким образом, правительство намерено идти по проторенному пути – сделать главным источником инвестирования энергетики простых потребителей. Тарифы на электроэнергию предполагают повышать на 10–15% в год, но при этом не вспоминают ни о снижении сверхнормативных потерь электроэнергии поставщиками, ни о задачах по энергосбережению на энергоемких предприятиях.
Обеспечить выполнение инвестиционных программ только за счет повышения тарифов (особенно при существующих доходах основной массы казахстанцев) просто нереально. Поэтому и практики получения инвестиций исключительно за счет тарифной выручки нет нигде в мире. По-видимому, желание "удержать привычный уровень роста экономики" с минимальными тратами из бюджета на развитие инфраструктуры энергетики у чиновников сродни "партнерству" небезызвестного Лени Голубкова. Непонятно и то, как повышение тарифов сочетается с одной из главных задач правительства в 2008 году: борьбой с ростом цен.
Почему бы частным компаниям не продать 30–40% своих акций на фондовой бирже, привлекая тем самым дополнительные инвестиции? Государству не продлить сроки налоговых преференций и не предоставить гарантии на получение заемных средств? Ведь проблемы энергопередающей сети – отсутствие необходимых инвестиций и изношенность инфраструктуры – приведут к ограничению экономического роста страны. Если учесть, что идет естественный рост нагрузки у существующих потребителей, ежегодно добавляются новые потребители, то тяжелое состояние электросетей становится нетерпимым.
Принимаемые меры не снимают остроту проблемы электрообеспечения населенных пунктов, старение энергетического комплекса продолжается. И это понятно. Строить новые сети и восстанавливать старые нужно на новой топографической и технической базе. А чтобы эту работу выполнять, нужно иметь стратегию и обоснование. Но движения в этом направлении нет.
Развитие сетей – задача не менее сложная, чем строительство электростанций, причем кроме финансового существует и кадровый вопрос. Выполнение планируемых правительством объемов строительства требует восстановления соответствующей проектной базы, системы строительно-монтажных организаций и подготовки специалистов для них, а это даже в среднесрочной перспективе сделать невозможно. Ситуацию осложняет и отсутствие в Казахстане органа (так сказать национального оператора), который бы законно и системно занимался технической политикой в вопросах энергообеспечения и мог бы "эффективно реализовать прорыв в этой сфере". Более того, государственные органы, которые призваны решать общие задачи, на самом деле действуют разнонаправленно: Министерство энергетики заинтересовано дороже и больше продать, а Министерство индустрии и торговли – дешевле купить.
За решение проблемы износа сетей брались уже не однажды, но… правительства меняются, тарифы растут, энергопотери тоже. Состояние же сетей ухудшается, а с ним возрастает и вероятность крупных системных аварий, обусловленных перегрузкой линий, как это происходило в последние годы в США, Канаде, Швеции, Италии, России. В итоге уже в обозримом будущем проблема с распределительными сетями может стать главным барьером для развития экономической и социальной сфер всей страны.
В подготовке материала принимал участие Виктор Глумсков
* * *
Тятя, тятя, наши сети…
Электросетевое хозяйство Казахстана состоит из линий электропередачи напряжением 0,4 – 6/10 – 35 – 110 – 220 – 500 и 1150 кВ. Протяженность всех воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 – 1150 кВ составляет 455 тыс. км.
Транспортировка энергии осуществляется по магистральным сетям государственной компанией АО KEGOC, а распределение энергии – региональными электросетевыми компаниями (РЭК). Из 22 РЭКов в частной собственности находятся имущественные комплексы 16 РЭКов, в доверительном управлении – 2, в государственной собственности – 4, в коммунальной собственности находятся АО "Городские электрические сети" в Астане и ГКП "Костанайюжэлектросервис".
Сергей Смирнов, "Эксперт Казахстан"
|