Смерть Заманбека Нуркадилова. Почему? Часть 1

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 24 Января 2008 в 17:23:45
Аблязов Нурлан
16 января, 2008
Алматы

Хоть средь чертей я сам не вышел чином,
Найдешь ты пользу в обществе моем.
Мефистофель.
И.В. Гёте, «Фауст», пер. Б. Пастернака

То место в политическом спектре Казахстана 2000-чных годов, которое намеревался занять – и занял бы! – если бы не трагическая смерть 12 ноября 2005 – Заманбек Нуркадилов, было абсолютно неприемлемым для высшего руководства, но – возможно лишь на первых порах – и для крупнейшего бизнеса, в том числе и иностранного. Политическая ситуация в стране приняла могла бы принять чрезвычайно радикальный характер и в целом имела бы непредсказуемый исход в длительной перспективе.

Вот это и есть мое главное заключение: оно основанно на общеизвестных фактах и на итогах одной моей 2-3 часовой встречи с ним в конце 1995 года. В этом смысле, если искать объяснение этой смерти в области рационального, я и отвечаю: «Смерть Заманбека Нуркадилова. Почему?»

Часть I. Декабрь 1997 – возвращение во власть – с позиции силы!

Когда летом и осенью 1994 года Нурсултан Назарбаев, окончательно разуверившись в своих бывших коммунистических соратниках, решительно менял команду, он поставил на эту гребенку отставников и Заманбека Нуркадилова, занимавшего с начала 80-х годов высшие должности в руководстве тогдашней столицы Алматы и фактического мэра города с конца 80-х по июнь 1994.

Но нам очевидно, что в этом конкретном решении президентом двигал и особый резон. В апреле 90-го Нуркадилов – тогда председатель столичного горисполкома – открыто показал планку своих политических амбиций, приняв решение баллотироваться на пост Председателя Верховного Совета КазССР – выборы состоялись 25 апреля. За день до этого именно этот пост оставлял сам Нурсултан Назарбаев, чтобы на безальтернативной основе быть 24 апреля избранным Верховым Советом – впервые в своей жизни! – на пост Президента Республики Казахстан. Волнительные дни!

Спустя столько лет сегодня у нас есть право сопоставить две пары: Горбачев – Ельцин и Назарбаев – Нуркадилов. В обоих случаях главам государств (Г. и Н.) противостояли столичные градоначальники (Е. и Нуркадилов). В Москве победил мятежник – окончательно после мятежа августа 91-го. В Алмате таких шансов не было даже теоретически.

Но только летом 1994 года – на волне жесточайшего кризиса и абсолютно ясного провала пост-коммунистического правительства Терещенко – Назарбаев увольняет, наконец, Нуркадилова с поста главы администрации главного города страны – кресла всегда важнейшего в любой стране.

Для Нуркадилова последовали полтора года без официальной работы – с июня 1994 – по январь 1996 (всерьез считать занятостью три месяца в январе-марте 95-го некую официальную деятельность в Комитете Верховного Совета по науке, образованию и новым технологиям – тем более для человека с его образованием и практическим опытом – не приходится).

С января 1996 – он депутат Парламента – и самый яростный в Казахстане критик правительства Кажегельдина, проводившего непопулярные социальные реформы и – сомнительный для Нуркадилова – путь экономических реформ через приватизацию государственной собственности.

И вдруг! – в декабре 1997 года Назарбаев приглашает Нуркадилова обратно во власть – из яростного трибуна Нуркадилов становится главой администрации Алматинской области – довольно почетное назначение. Конечно, оно несравнимо с его прежним креслом градоначальника Алматы, но это – возвращение во власть!

Что двигало участниками этого процесса? Позицию Нуркадилова мы попробуем угадать позднее. Мотивы президента Назарбаева очевидны. Вот они:
экономическая ситуация в конце 90-х годов в стране плачевна, несмотря на проведенные энергичные реформы – прежде всего из-за неблагоприятнейшей коньюктуры цен на сырьевые ресурсы, главное достояние Казахстана (цены не нефть в течение 97-98 гг. держались на уровне ниже 20 долларов за баррель, падая до уровня чуть выше 10 долларов).
в политике – бывший премьер-министр Кажегельдин покидает страну и становится главным оппонентом президента; новому правительству приходится пересмотреть несколько важнейших приватизационных сделок, связанных с прежним премьером, в том числе по крупнейшему металлургическому предприятию – ССГПО.
социальная атмосфера – весьма опасна, а в Юго-Восточной Азии набирает обороты жесточайший экономический кризис – его результаты должны задеть Казахстан с неизбежностью.
Назарбаев, несмотря на то, что его мандат президента был продлен на апрельском 1995 года референдуме до 2000 года, принимает решение провести досрочные президентские выборы 10 января 1999 года. Это решение принято на фоне очень туманных перспектив подойти к прежде назначенному референдумом 2000 году в сколько-нибудь благополучной социально-экономической ситуации. Решение это объявлено осенью 1998 года – но как серьезный вариант было рассмотрено за год-полтора до объявления, считаю я (еще в марте 1998 года, за полгода до объявления досрочных выборов, в совместной работе с покойным Сабитом Жусуповым, мы на страницах ВРЕМЯ ПО предсказали эти досрочные выборы).
экономической основой возможности провести выборы в стабильной социальной ситуации – несмотря на Азиатский кризис! – стала продажа государственного пакета акций на Тенгизском нефтяном месторождении. Более полумиллиарда долларов (!) были получены от сделки и… потрачены правительством в обеспечение этих выборов. Так национальная валюта тенге продержалась на стабильнейшем уровне в 78 тенге за доллар даже еще почти 4 месяца после выборов вплоть до апреля 1999 года, в то время как, к примеру, соседняя Россия испытала обвал в «черный вторник» 18 августа 1998 года.

Теперь вернемся к назначению Нуркадилова в декабре 1997 года: он показал себя эффективнейшим критиком премьера Кажегельдина. После отъезда последнего Нуркадилов, останься он в оппонентах власти, переходил персонально на Назарбаева – Вы согласны?.. Назарбаев принимает трудное для себя решение вернуть Нуркадилова.

Для Заманбека Нуркадилова это было, как я полагаю, возвращение с позиции силы. И, что является знаковым, на своей новой должности он занял кабинет Динмухаммеда Кунаева в бывшем здании ЦК на Старой площади в бывшей столице Алмате.

Итак, в конце 90-х для Назарбаева было непозволительной роскошью иметь Нуркадилова в оппонентах власти.

Там, во власти, Нуркадилов продолжал показывать – а иной раз и демонстрировал – достаточно независимую позицию – по сравнению с другими чиновниками. Он отказался переехать в Талдыкорган после переноса из Алматы функций областного центра в этот город. Тогда он был назначен министром чрезвычайных ситуаций. В марте 2004 он проводит сенсационную пресс-конференцию, оглашает свое открытое письмо президенту и отправляется в отставку.

Он опять стал оппозиционером – жесточайшим – и к тому же персональным – критиком президента Назарбаева.

Я считаю, что ситуация 2004-05 годов вокруг Нуркадилова вполне была аналогична ситуации 1996-97 гг. Что же в этот раз стало опасным для власти?

Чтобы понять это, нам придется присмотреться к политическим воззрениям Заманбека Нуркадилова, к его политическому кредо, ибо именно там хранится секрет. А для этого мне придется рассказать об одной своей встрече с ним – это было у него дома в конце 1995 года, незадолго до начала его столь памятной и важной парламентской деятельности.

Об этом – читайте продолжение.

НечтоKZ
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь