Нам будет не до смеха 1 апреля
admin 21 Января 2008 в 10:53:51
До конца квартала отложено повышение тарифов на услуги естественных монополистов. Спасти нас от конца света, тепла, газа и воды призвана новая коммунальная реформа.
Премьер-министр Карим Масимов пообещал, что в первом квартале тарифы на коммунальные услуги повышаться не будут. Местные органы власти дружно взяли под козырек, и естественные монополисты разом решили попридержать расценки до апреля. Но такая "заморозка" явно не пошла на пользу предприятиям. Несмотря на бодрые заверения чиновников, ситуация не выглядит контролируемой. На юге вновь энергетический голод. Веерные отключения начались в Кызылорде, об ограничениях в подаче электричества объявлено в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях. На севере же проблемы с теплом - в Кокшетау проблемами теплоснабжения был вынуждена заняться даже прокуратура. Жамбылская область испытала трудности с поступлением газа. В Восточно-Казахстанской области акимат с трудом уговорил поставщиков не прекращать подачу электроэнергии.
Все чаще раздаются голоса о всеобщей национализации естественных монополистов. Однако большинство из них, хоть и приносят деньги, технически представляют собой жалкое зрелище. Средний коэффициент обновления основных средств - 0,03 в год. А годовой износ составляет 4-5 процентов. Иными словами, в модернизацию мощностей вкладываются настолько мизерные средства, что через несколько лет вся коммунальная система может оказаться парализованной. Сейчас она изношена на 60-65 процентов.
Инвесторы выжимают из электростанций и сетей максимум возможного. Вкладывать же в них деньги не выгодно. Во-первых, слишком велики суммы и слишком долги сроки их окупаемости. Банки такие кредиты просто не выдают. "Вешать" же расходы на переоборудование энергопредприятий целиком на тарифы - разорительно для потребителей. Парадокс в том, что мы и так платим за износ. В структуре себестоимости, которая включается в тариф, нормативные потери достигают 50 процентов и даже выше! Т.е. половину денег мы платим просто за воздух. Призывать в таких условиях потребителей к энергосбережению несколько странно.
Разорвать замкнутый коммунальный круг правительство предлагает за счет нового подхода к формированию тарифов. Инвесторам должно стать выгодно вкладывать деньги в энергетику, снижать свои затраты, особенно административные, и повышать производительность. Уровень технических потерь предполагается постепенно сократить до мировых стандартов. В частности, тарифы будут высчитываться не только исходя из затрат монополиста, но и по методу сравнительного анализа. Будет принят специальный закон "О теплоснабжении" и программа теплоэнергетики.
Тем не менее, экономия на скрепках, стульях и даже автомашинах с офисами вряд ли позволит высвободить средства для сооружения новых энергоблоков, прокладки километров труб и электросетей. Ресурсов государства тоже на всех не хватит. Да и правительство все-таки признало, что частные собственники эффективнее. Поэтому повышение тарифов, и очень серьезное, неизбежно. В этом, собственно, и состоит значение реформы.
Тимур Исаев, "МК" в Казахстане"
Премьер-министр Карим Масимов пообещал, что в первом квартале тарифы на коммунальные услуги повышаться не будут. Местные органы власти дружно взяли под козырек, и естественные монополисты разом решили попридержать расценки до апреля. Но такая "заморозка" явно не пошла на пользу предприятиям. Несмотря на бодрые заверения чиновников, ситуация не выглядит контролируемой. На юге вновь энергетический голод. Веерные отключения начались в Кызылорде, об ограничениях в подаче электричества объявлено в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях. На севере же проблемы с теплом - в Кокшетау проблемами теплоснабжения был вынуждена заняться даже прокуратура. Жамбылская область испытала трудности с поступлением газа. В Восточно-Казахстанской области акимат с трудом уговорил поставщиков не прекращать подачу электроэнергии.
Все чаще раздаются голоса о всеобщей национализации естественных монополистов. Однако большинство из них, хоть и приносят деньги, технически представляют собой жалкое зрелище. Средний коэффициент обновления основных средств - 0,03 в год. А годовой износ составляет 4-5 процентов. Иными словами, в модернизацию мощностей вкладываются настолько мизерные средства, что через несколько лет вся коммунальная система может оказаться парализованной. Сейчас она изношена на 60-65 процентов.
Инвесторы выжимают из электростанций и сетей максимум возможного. Вкладывать же в них деньги не выгодно. Во-первых, слишком велики суммы и слишком долги сроки их окупаемости. Банки такие кредиты просто не выдают. "Вешать" же расходы на переоборудование энергопредприятий целиком на тарифы - разорительно для потребителей. Парадокс в том, что мы и так платим за износ. В структуре себестоимости, которая включается в тариф, нормативные потери достигают 50 процентов и даже выше! Т.е. половину денег мы платим просто за воздух. Призывать в таких условиях потребителей к энергосбережению несколько странно.
Разорвать замкнутый коммунальный круг правительство предлагает за счет нового подхода к формированию тарифов. Инвесторам должно стать выгодно вкладывать деньги в энергетику, снижать свои затраты, особенно административные, и повышать производительность. Уровень технических потерь предполагается постепенно сократить до мировых стандартов. В частности, тарифы будут высчитываться не только исходя из затрат монополиста, но и по методу сравнительного анализа. Будет принят специальный закон "О теплоснабжении" и программа теплоэнергетики.
Тем не менее, экономия на скрепках, стульях и даже автомашинах с офисами вряд ли позволит высвободить средства для сооружения новых энергоблоков, прокладки километров труб и электросетей. Ресурсов государства тоже на всех не хватит. Да и правительство все-таки признало, что частные собственники эффективнее. Поэтому повышение тарифов, и очень серьезное, неизбежно. В этом, собственно, и состоит значение реформы.
Тимур Исаев, "МК" в Казахстане"
|