АБАЙ: "ИСТИНЕН САМ АЛЛАХ, И СЛОВО ЕГО ИСТИННО"

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 17 Января 2008 в 10:00:07
"Алланын оз де рас, соз де рас" это утверждение выдающегося казахского мыслителя, основоположника казахской письменной литературы, просветителя, философа Ибрагима Кунанбаева (Абая) говорит о его незыблемой и глубокой вере во Всевышнего Создателя.Отец Абая Кунанбай кажы, после первоначального домашнего обучения приглашенным муллой, определил своего 13-летнего сына в школу-медресе имама Семипалатинска Ахмета-Ризы, которая была в то время одним из передовых учебных заведений в регионе. Уровень знаний, которые давала эта школа, сопоставим с уровнем подготовки на гуманитарных факультетах современных вузов. Выпускники медресе писали стихи, умели делать литературный анализ творческих произведений, владели несколькими языками. За время учебы Абай ознакомился с трудами исламских теологов, мыслителей Востока, творчеством классиков изящной восточной поэзии, изучил арабский, персидский, чагатайский языки. Его учителями в медресе были высокообразованные духовные наставники, среди которых выделялись представители и сторонники такого прогрессивного религиозного течения, как жадидизм, основанного на идеях исламского просветительства и получившего в то время широкое распространение в тюркском мире.

Мировоззрение, основанное на восприятии исламских ценностей, этико-философские взгляды, просветительство Абая нашли особенно яркое выражение в его "Словах назидания" ("Кара соз"). Этот образец философской прозы создан в пору достижения поэтом возраста зрелости и мудрости, когда человек оглядывается на пройденный путь, подводит итоги, анализирует ошибки и пытается разглядеть будущее, в котором будут жить его потомки. Поэтому в своем Слове первом Абай пишет: "Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах, дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь?+".

Горечь этих строк и беспощадность самооценки перекликается с содержанием Суры "Железо" из текста Корана, обращенной к тем, кто живет без веры, не видя впереди достойной цели своего существования:

"Знайте, что мирская жизнь всего лишь игры и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и Его довольство. Мирская жизнь всего лишь предмет обольщения". (Сура "Аль-Хадид" аят 20).

"Книга слов" Абая пронизана болью души, страстной убежденностью и таким глубоким знанием национального характера и менталитета, что современные казахи воспринимают ее содержание, как будто она написана для них, и не сто лет назад, а сегодня. Так, в Слове десятом есть строки, обращенные к тем, кто, несмотря на свою праздность и лень, хочет иметь земные блага: "Скажем, Аллах услышал твои молитвы, дал тебе сына. Сумеешь ли ты дать ему хорошее воспитание? Люди молят Аллаха и о богатстве. Он тебе дает, а ты не берешь! Дал он тебе силы, чтобы ты мог трудиться и наживаться. Разве ты тратишь эту силу на праведный труд? Нет. Аллах дал тебе силы, чтобы ты мог учиться, дал разум, способный усвоить науки, но неизвестно, на что ты потратил их+".

Столь же убежденно обращается к своим читателям Абай, говоря о духовном возвышении человека: "Возвыситься духовно можно через умение сохранить человеческие достоинства даже во время великих испытаний, и это облагораживает человека. Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которые следует избегать это невежество, леность и злодеяние. Противоядие от этих пороков человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания".

Творчество Абая было формой борьбы за достижение общественного идеала, а ответы на философско-этические вопросы он искал и находил в религии света и добра Исламе. Так, в Слове тринадцатом "Книги назиданий" сказано: "Чтобы сохранить в себе иман, необходимо иметь отважное сердце, твердую волю, уверенность в своих силах. Но как нам быть с теми, кто не имеет знаний, позволяющих отнести его к приверженцам истинной веры, или не имеет твердых убеждений, легко поддается соблазнам и уговорам, из корысти называет черное белым, белое черным, клянется, выдавая ложь за правду? Сохрани нас Аллах от таких людей. И пусть вероотступники не рассчитывают на беспредельность божьей милости, они не заслуживают ни прощения Аллаха, ни защиты Пророка".

Священный Коран учит подданных Аллаха жить в благонравии, быть справедливыми, честными, добродетельными. В тексте Корана кроме слов "Ислам" (подчинение перед Аллахом) и "иман" (вера) упоминается слово "ихсан", то есть "добродетельство". Именно к справедливости, сострадательности, добродетельности призывает Абай в своих "назиданиях": "Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим без этого не удержать в душе иман веру. Разумный человек должен знать, что долг верующего творить добро. Правое дело не может бояться испытания разумом. Если не дать свободу разуму, то как быть с истиной: "Да познает меня обладающий разумом"? Чего стоит добро, творимое без веры? Нет, ты должен понять и поверить в то, что добро и зло созданы Аллахом, и Он самый справедливый; богатство и бедность от Аллаха, возвышает кого пожелает и унижает кого пожелает; Аллах создал болезни и ниспослал к этим болезням излечение".

В Слове тридцать шестом "Назиданий" Абай обращает внимание на такую нравственную категорию, как чувство стыда. Он пишет: "В словах нашего пророка , сказано: " У кого нет стыда, у того нет и веры". В народной пословице говорится то же самое: "У кого есть стыд, у того есть иман". Становится очевидным, что стыд есть неотъемлемая часть имана. Истинный стыд тот, который испытывают, совершив проступок, противный законам шариата, совести, человеческому достоинству".

Как отмечает Абай в своей "Книге слов", "Коран изобилует аятами, призывающими к нравственному, духовному совершенствованию человека: "Кто несправедлив, тот не имеет совести. Не имеющий совести, не имеет веры", "Аллах не любит злонамеренных", "Верующим в Аллаха и творящим благие дела уготовано место в раю", но никто из нас не пытается вникнуть в их суть, нет у нас ни желания, ни достаточных знаний для постижения этих истин".

Все творческое и философское наследие Абая говорит о том, что он без колебаний верит в Аллаха Всевышнего, в его бесконечную доброту и мудрость, считает его Творцом, находит в нем источник гуманизма и нравственного начала.
По Исламу, религия низведена для совершенствования человека, Аллах един и вечен, а человек верующий должен жить по его воле и законам. В своей "Книге слов" Абай размышляет об истоках веры, спрашивая своего собеседника: "Ты веруешь в Аллаха ради Него или ради своего спасения? Аллах велик, он не пострадает от твоего неверия. Если ты утверждаешь, что вера необходима тебе самому, хорошо, значит, ты веруешь. Но если это вера ради веры, то пользы от нее тебе не будет. Твоя вера окажется поистине праведной, когда ты сам этого жаждешь".

Атрибуты Аллаха восхищают Абая и он обращается к своему читателю со словами: "Ты сказал, что веришь в Создателя, в Его имена и качества. Тогда ты должен познать их, понять величие сущности имен Всевышнего. Назвавшись мусульманином, должен почитать себя рабом Всевышнего и стараться подчинить свои помыслы Его воле. Подражай во всем делам Его, следуй указанным Им путем. Вот светлейшие имена Аллаха: Дарующий жизнь, Всезнающий, Могущественный, Всевидящий, Проницательный, Справедливый, Отзычивый. Создатель наделил человека некоторыми качествами, но не в таком абсолютном совершенстве, каковым Он сам ими обладает. Можем ли мы называться мусульманами, направляя данные нам, пускай мизерные, но все же способности, не по назначению, не употребляя их в угоду Всевышнему?".

Однако Абай верит в разум человека, сотворенного Создателем, в его высокое предназначение "быть хранителем божественного поручения". Так, в Слове тридцать восьмом говорится: "Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Человеческие знания добываются любовью к истине, жаждой открытия для себя природы и сути вещей. Известно, что Знающий одно из имен Всевышнего, поэтому любовь к науке признак человечности и искренности. Нельзя добиться вершин науки, занимаясь ею для стяжательства, достижения корыстных, низменных целей".

Автор романа-эпопеи "Путь Абая", потомок арабов-кожа, принесших в Великую степь свет Ислама, казахский писатель-классик Мухтар Ауэзов назвал Абая "зрячим оком, отзывчивым сердцем и мудростью народа". Смысл его обращений к народу в Книге слов он характеризует как "скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы, который становится гневным судьей или печальником народа". Поэт обличал социальные пороки, зло и несправедливость, печалился по поводу невежества, раздоров, распада нравственных и духовных устоев в обществе.

"Сражаясь один против тысячи невежд", Абай стремился совершенствовать нрав своих сородичей, общественные отношения. В Слове девятом он высказывает свои терзания: "Я сам казах. Люблю ли казахов? Когда б любил, одобрил бы их нравы+ Когда бы не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, полеживал бы себе спокойно, нет так вовсе откочевал бы от них".

И все же, как истинный мусульманин, Абай смог противостоять жизненным испытаниям, хотя ранимая душа поэта иногда готова была склониться перед ударами судьбы. Но он достойно прошел свой жизненный путь, потому что опорой для него была вера в Творца, освещавшая его нелегкую жизнь просветителя и борца за светлое будущее своего в то время униженного и бесправного народа, под гнетом тягот существования забывшего о заветах предков и растерявшего многие свои лучшие качества.

Как же близки нам, современным казахам, мысли и изречения философа и просветителя, написанные более столетия назад, на рубеже 19-го и 20-го веков. И как, к сожалению, созвучны они реалиям наступившего двадцать первого века! Если бы Абай увидел, что его народ все еще слаб в вере и многие пороки, которые он яростно бичевал, по-прежнему свойственны казахскому обществу, его разочарованию, наверное, не было бы предела.

Но времена когда-нибудь изменятся, и новые поколения будут следовать словам Пророка "Задумайся о деяниях Аллаха", "Люби Аллаха, и он возлюбит тебя", "Твори людям добро, ибо Аллах любит творящих добро". Вслед за нашим великим предком в это верим и мы, его сегодняшние потомки.

(www.geokz.tv)
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 12.05.2008 в 19:45:01   # 2650
  Денис 12.05.2008 в 19:45:35   # 2651
  Гость 13.05.2008 в 02:14:48   # 2655
Я в это тоже верю, иначе быть не может и насколько мне дано приложу свои усилия в это святое дело, приближения времени мудрецов. А вообще то что он описывал было проблемой всех времен и народов и надеюсь когда нибудь человечество избавится от наследия не разумных предков и вберет в себя все лучшее от мудрых предков, которые тоже существовали во все времена и увсех народов.
  Иван 02.12.2008 в 10:35:08   # 6696
Тот кто живет прошлым и поклоняется ему - не имеет будущего! Делать то что написано в книге (коран,библия - не важно), строго соблюдать правила написанные кем-то, когда-то, не известно зачем - это глупость. Зачем жить как амёба по чьей-то воле, есть свой мозг - сам решай что тебе в жизни делать!
  Гость 08.12.2008 в 12:59:36   # 6946
  Гость 04.03.2009 в 15:44:40   # 10831
Vot v takih kak ty Ivan i vsya problema
  Гость 21.03.2009 в 10:04:13   # 11805
Assalamaleikum! Ho4u Skazat' 4to takogo mudreca kak Abaya uzhe navernoe ne budet!
No ya ho4u ot vsego serdca 4toby nashi grazhdane , kazakhstancy, ponyali mudrost' slov Abaya i hot' nemnozhko sledovali ei! Osoznaite zhe, o ludi, mudrost' predkov takih kak velikii Abai i stremites' k Tvorcu i Vsederzhitelu!!! Ved' nash Sozdatel' - nash pomoshnik v dobryh delah!!!
Mir vam i staraites' delat' dobro i stremites' ponyat' Edinogo Tvorca, Milostivogo i Miloserdnogo!!!
  Гость 14.04.2009 в 10:37:37   # 13282
аха значит нету да фото Абая блин вообще ужасный сайт фууууууууууууууу
  Ядерщик 14.04.2009 в 11:19:46   # 13288
Quote:
аха значит нету да фото Абая блин вообще ужасный сайт фууууууууууууууу

Нормально так отжёг
  Гость 14.05.2009 в 18:35:11   # 14808
ИВАН ТЫ РЕАЛЬНО БОЛБЕС ТАКИХ где то 5 000 000 000 человек и в вас вся проблема всего человечества, как сабаки на улице где хочу как хочу с кем хочу ну явно баран не образованый !!!
  Гость 21.05.2009 в 23:44:44   # 15170
Дааааааааа Я с тобой согласна !!!! ИВАН ТЫ В НАТУРЕ БАРААААААААН !!!
НУ ПОЛНЫЙ ПРИДУРОК

қотақбас
  Lexxs 22.05.2009 в 00:03:46   # 15172
Иван, ты в натуре тупанул
  fagott_44 22.05.2009 в 03:10:33   # 15179
Иван!!!! ты нормальный чел!!! Шо вы накинулись на него??? дайте обоснование!!!!! а то баран, да баран....в его словах тоже есть доля истины...даже можно сказать философия...иван я с тобой!!! хотя я с тобой не совсем согласен!!
  fagott_44 22.05.2009 в 03:14:38   # 15180
Кстати! на википедии вроде фотка Абая! умер в 1904...тогда уже фотки делали, правда не цифровые)...Все знатоками стали мля...
  Lexxs 22.05.2009 в 03:27:32   # 15181
Да что накинулись???
Да потому что бред настоящий прогнал...
Не зная своего прошлого, нет будущего, это дреняя мудрость.
Священные книги, это источник верного пути и правильного образа жизни.
Могу лиш поправить, не надо постоянно глядеть назад в прошлое,
чтоб не ходить затылком вперёд, но и забывать его нельзя,
так как там уроки жизни...
  Гость 04.11.2009 в 23:56:10   # 26057
  Гость 15.02.2010 в 10:40:39   # 34826
Без прошлого нет будущего
  Гость 07.05.2010 в 19:57:02   # 43216
Иван сдохни скорееб и узнаешь как надо было жить!!! Как амеба или как баран!!!
  нннннннн 26.05.2010 в 08:23:59   # 45206
Мен сені суйем жаным менін!!!
  Гость и непросто 20.11.2010 в 15:16:26   # 81270
мне его песня "Желсиз тунде жарык ай" нравится. Просто суперское! Предлагаю казашкам или казахам, а может и русским которые понимают казахский послушать эту прекрасную песню!
  Гость 12.12.2010 в 21:13:14   # 89995
Пжалууууууста, срочно нужен стих Абая 8 строчек
  Гость 12.12.2010 в 21:15:11   # 89996
а, кстати на казахском языке
  Гость 07.05.2011 в 17:10:53   # 121234
  Гость 11.12.2011 в 03:26:06   # 162686
стена без фундамента упадет,дерево без корня не растет Иван...подумай перед тем как что писать
  Гость 26.12.2011 в 20:58:24   # 165752
molodes naw kunanbay
  ВАЛЕРА 09.01.2012 в 15:35:51   # 167961
бля мне стих нужен ато кердык от училки она просто
  Гость 15.01.2012 в 17:39:19   # 169121
щшщрпагнпа
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь