Как Бернанке динамит финансистов

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 20 Июля 2012 в 10:28:05
Михаил Хазин

Во вторник и среду глава ФРС Бен Бернанке выступал в обеих палатах парламента США (Конгресса), и весь мир, затаив дыхание, следил за этими его выступлениями. Точнее, за одним единственным обстоятельством: даст ли он хотя бы намек на то, что ФРС готова вновь начать печатать денег. Это, конечно, очень романтично: все мы в молодости переживали, нравимся ли мы конкретным объектам противоположного пола, и с колоссальным вниманием ловили любые намеки от них. Но, вообще-то, людям свойственно расти и набираться опыта: человек взрослый, конечно, может поиграть в романтику, но, в общем, вполне в состоянии «просчитать» ситуацию практически во всех случаях.


По этой причине, сама ситуация, при которой почти вся мировая финансовая ловит каждый вздох одного-единственного человека, представляется какой-то несуразной: ну нельзя же так, в самом деле! Что хорошо в 16 и терпимо в 19, в 25 выглядит идиотизмом. А ведь большинство финансистов ещё существеннее постарше. Поневоле, начинаешь думать, что дело тут не в них, а в ситуации, которая оказалась настолько нестандартной, что никакого рационального решения не видно уже практически никому. Вот об этой ситуации я и хочу сказать, даже не вдаваясь в тонкости и причины.

Суть её, как мне кажется, в том, что сегодня на финансовом рынке невозможно получить прибыль. Финансовая пирамида, которая несколько десятилетий непрерывно росла и создала сегодняшнюю, колоссальную по объему инфраструктуру, столкнулась с острым дефицитом ликвидности. При этом самое страшное состоит в том, что её невозможно даже удержать на существующем уровне – поскольку её основание, частный спрос, все время сокращается.

Теоретически в этом виноват и финансовый сектор, который отказывается кредитовать потребителей, однако тут уж совершенно ничего нельзя сделать – риски представляются совершенно беспримерными, а самое главное, все уже поняли, что прокредитовав сегодня – завтра получишь еще большие невозвраты. Ну и, все финансисты стараются переложить риски на государство, которое все равно обязано что-то делать с народом.

Соответственно, главный вопрос – дадут ли деньги. А кто их может дать? Только кредиторы последней инстанции, то есть ЕЦБ (частично) и, главное, ФРС. Вот все и ждут выступлений Бернанке как манны небесной. А он ... А он молчит. Собственно, вчера и позавчера он тоже ничего особого не сказал. Ну, дела в экономике плохи. А то мы не знали. Ну, ФРС будет наблюдать и следить ... Это мы тоже уже слышали ... Если дела пойдут плохо, будем печатать ... Это, конечно, обнадеживает, но главное-то – когда? В смысле – КОГДА? Тут каждый день жизни это убытки, а разные там уроды – не мычат, не телятся!

Поневоле вспоминаешь молодость и противное слово «динамо», но поскольку с тех пор мы несколько поумнели, то можно и подумать – а с чего вдруг-то? В конце концов, невинность Бернанке давно потерял, да и денежки он, что называется, «в рабочем режиме» вполне себе печатает, так, несколько сот миллиардов в год. Мало, конечно, опять же, все идет в бюджет, но, тем не менее, что он, издевается, что ли? Народ, понимаешь, требует, а он молчит, как коммунист на допросе! Более того, говорит, что перспективы плохие, но о сроках эмиссии все равно – ни слова ... А ведь тут-то речь идет не о любви и дружбе, а о жизни и смерти!

Презрев разные эмоциональные всплески, могу отметить только одно оправдывающее Бернанке соображение. Он точно понимает, что особого эффекта просто не будет ... Точнее, с каждой следующей эмиссией эффект будет все меньше и меньше. И, что еще более страшно, это все увидят и, соответственно, последействие эмиссии может само по себе вызвать обвал – чего никому не хочется. Обращаю внимание – ЕЦБ напечатал в два приема триллион (ТРИЛЛИОН!) евро. Но через два месяца после этого (к середине мая) эффект сошел «на нет». Нет никаких основания считать, что в этот раз будет иначе – а, может быть, и хуже. И что тогда делать?

Бернанке, что бы там некоторые не думали, человек, который довольно трезво смотрит на ситуацию. И он отлично понимает, что обвала ему не простят – просто потому, что глава ФРС наиболее подходящий человек на то, чтобы стать «козлом отпущения». А в случае серьезного обвала такого человека точно будут искать. И по этой причине его не устраивает улучшение на 2-3 месяца – если нет хотя бы долгосрочного позитива, он пальцем не пошевелит.

Разумеется, сказать об этом вслух он тоже не может - прежде всего потому, что сегодняшние рынки живут, во многом, на надеждах. Их ни в коем случае нельзя разрушать, финансисты и инвесторы должны надеться на лучшее до последнего – даже глядя на то, как разоряются их коллеги. Тут, правда, есть одна опасность – поскольку в безнадежной ситуации, но в ощущении, что вот-вот может прилететь «птица счастья», главное – это пережить конкурента. Пусть и используя не совсем корректные технологии. По этой причине в сегодняшней ситуации все меньше и меньше участников рынка соблюдают «правила игры» (я уж не говорю формальные законы), количество мошенников стремительно растет. Иначе – не выживешь.

Впрочем, тут Бернанке вообще ничего не может сделать. Даже усилить борьбу с мошенничеством – поскольку, во-первых, на это нет ресурсов, а, во-вторых, это просто бессмысленно, бороться можно только с тем, что делают некоторые, а не все. Хотя с самым откровенным беспределом всё-таки пытаются бороться, но и тут есть проблемы – банкам сейчас только миллиардных штрафов не хватает, чтобы повысить финансовую устойчивость.

В общем, осталось сделать вывод (мой личный, напоминаю): до тех пор, пока можно будет тянуть, Бернанке будет тянуть. Делать последний шаг ему совершенно не улыбается.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  MишаМашкевич 20.07.2012 в 10:49:36   # 212231
Бернанке Я скажу: чуток неоднозначный человек. В финансовом смысле есть некоторая доля некомпетентности. Я видела и читала его интервью западным сми, так вот у него нет задатков главы ФРС. кажется будто он кукла которая сидит. Хотя с другой стороны он еврей. И недооценивать его это уже катасрофиеская ошибка.
  Desperado 20.07.2012 в 13:25:20   # 212311
Бернанке - это такая же кукла как и Обама. Имена их кукловодов покрыты мраком..
  Гость 21.07.2012 в 00:33:32   # 212444
Мишка машкевич тоже ЛГБТ, о себе пишешь в женском роде или как?
  Клещ 21.07.2012 в 01:54:30   # 212455
Полностью согласен с МишойМашкевич и Desperado. Бернанке (и любой другой глава ФРС) - это зиц-председатель Фукс (читайте Ильфа и Петрова), роль которого "ответить за всё", если что. И, конечно, недооценка его, это не недооценка его личности, а той роли, которую он играет по сценарию кукловодов, имена которых не покрытые мраком, а старательно неафишируемые, но известные многим серьёзным и вдумчивым аналитикам: Ротшильды, Морганы и иже с ними.
Уважаемый Гость 21.07.2012 в 00:33:32 #212444. МишаМашкевич- девушка, с нормальной ориентацией. И к её выбору ника надо относиться с уважением и пониманием.
  Yegor2030 22.07.2012 в 12:53:56   # 212514
Quote:
- это зиц-председатель Фукс (читайте Ильфа и Петрова)

Вот это вот пояснение, что нам читать, обязательно, неужели думаешь что тут все орангутаны? Ну и за "МишкуМашкевича" впряга какая то неуместная. Сам наверное каждый для себя решит к кому и с какой долей уважения относится.
  Клещ 23.07.2012 в 03:36:41   # 212546
Уважаемый Yegor2030 22.07.2012 в 12:53:56 #212514! Я, ни в коем случае, не считаю никого из титусян орангутанами (орангутангами). Просто нахожу необходимым объяснить происхождение тех или иных крылатых выражений, так как неоднократно сталкиваясь с непониманием молодыми (14-20 лет) таких цитат:
"Почем опиум для народа?"
"и часто путал свой карман с государственным"
"Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя матушки"
"Ваш бензин - наши идеи..."
"Запасайтесь, дьяволы, гробами - счас стрелять буду!"
"Шура! А сколько вам надо для счастья?"
считаю необходимым отсылку к первоисточнику, чтобы пробудить интерес у непонимающих о чём речь, к чтению классиков юмора и сатиры советского периода (Зощенко, Ильф и Петров, Тэффи, Довлатов, Корецкий и т.д.). Я встречал людей, говоривших: "Аркадий Райкин? А кто это?"
А по поводу, к кому и с какой долей уважения относиться, я согласен- это личное решение каждого.
С уважением, Клещ.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь