О смирении православном

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 06 Января 2008 в 13:23:29
О смирении православном

Не раз слышал я высказывания о том, что православная вера подрывает моральный дух русского народа, что Православная Церковь насаждает в людях покорность любой власти, даже несправедливой, требует от них смирения перед явным врагом и непротивление злу. Но тут по работе мне вдруг понадобилось дать ссылку на судьбы нескольких обычных русских монастырей. И вот что нежданно вывалилось в ответ из нашего небогатого на исторические факты интернета.

Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суде, неподалеку от центра города - Костромского кремля. Долгое время монастырь оставался деревянным. Каменный пятиглавый Богоявленский собор построен в 1559-1565 гг. при царе Иванне IV Грозном, по благословению митрополита Московского Макария. В конце декабря 1608 г., когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть.

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”.

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

О первоначальной истории Соловков и Соловецкого монастыря известно из житий Соловецких «начальников» – Савватия, Зосимы и Германа. Савватий почитается жителями Соловецкого монастыря как первооткрыватель островов, Зосима – как основатель Соловецкого монастыря. В Житии указывается, что Соловецкий остров был «пуст и никем не ведом», что вызывает сомнения, поскольку о существовании Соловецкого острова Савватий, живя на Валааме, узнал из рассказов. Вряд ли Соловки имели постоянных жителей, проводивших здесь долгую зиму в отрыве от материка, однако, Соловки отнюдь не следует считать островами в то время «никем не ведомыми». «Соловецкие лабиринты» – результат деятельности человека – были созданы еще до нашей эры

В XII–XIII веках Карельский берег Белого моря стал осваиваться монахами, создававшими монастыри, скиты и пустыни.
Инок Кирилло-Белозерского, а затем Валаамского монастыря старец Савватий мечтал об уединении, поэтому его заинтересовали рассказы о Соловецком острове. У Белого моря, в устье реки Выга познакомился он со старцем Германом, бывавшим ранее на островах. Герман согласился поселиться на острове вместе с Савватием. 1429 г. считается годом их приезда на остров, но эта дата не подтверждена письменными источниками. Прожили Савватий и Герман на Соловецком острове шесть полных лишений лет. Незадолго до кончины Савватия (1435 г.) оба они покинули остров.

Во второй половине XVI в. над Соловками нависла военная опасность. Удивленные и раздраженные активностью соловецкого торгового судоходства шведы в самый разгар Ливонской войны посылают к русским берегам военные корабли. Обеспокоенные соловецкие островитяне начинают возводить деревянную крепость, замененную в 1582–1596 годах каменной. В крепости появляется войско с воеводой, призванное защищать берега Белого моря и монастырь от нападения шведов.

К середине XVII века монастырь достигает расцвета, растет его политическое и духовное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. Но именно в это время, единственный раз в своей истории, монастырь подвергся страшному разгрому с многочисленными и кровавыми жертвами – за сопротивление (знаменитое «Соловецкое сидение», 1668–1676 гг.) церковной реформе патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович с целью усмирения непокорного монастыря, не признавшего церковную реформу, направил на Соловки отряды стрельцов. Восьмилетняя осада монастыря закончилась 22 января 1676 года – стрельцам удалось ворваться в обитель по потайному ходу, который указал монах-перебежчик Феоктист, и учинить жестокую расправу над оборонявшимися.

Событием, покрывшим монастырь неувядающей военной славой, была неожиданная, весьма интенсивная и продолжительная, но совершенно безрезультатная бомбардировка монастыря двумя английскими шестидесятипушечными фрегатами в 1854 г., во время Крымской войны. Военные корабли, выпустившие из своих пушек за 9 часов канонады около 2000 ядер и бомб, ушли, слегка повредив отдельные здания и никого не убив. Это событие резко повысило авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличивается количество паломников и почетных гостей, в числе которых был и посол Франции в России Талейран.

В 1340-х годах Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным Святотроицким храмом близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введен новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г. монастырь осаждали тушинские отряды под командованием гетмана Я. Сапеги и полковника А. Лисовского (до 30 тыс. чел.). Троице-Сергиеву лавру, которая была как местом средоточения церковных богатств, так и важным стратегическим пунктом, защищали стрельцы, монахи и местные крестьяне (2,4 тыс. чел.) под командованием воевод Г.Б. Долгорукова и А. Голохвастова.

3 октября начался обстрел монастыря. В ночь на 14 октября «тушинцы» самоуверенно, с музыкой двинулись на штурм Троице-Сергиева монастыря. До боя на стенах дело не дошло. Атакующие были отброшены от крепости метким огнем пушек и пищалей. Спустя неделю Сапега и Лисовский повторили приступ. Он также окончился полной неудачей.
Тогда осаждавшие приступили к минированию крепости. Защитники монастыря узнали об этом от захваченных пленных и казаков-перебежчиков. 11 ноября во время очередной вылазки осажденные сумели найти отверстие подкопа. После рукопашной схватки «тушинцев» отогнали от подкопа, и туда спустились защищавшие монастырь местные крестьяне Шилов и Слота. Они зажгли порох и взорвали подкоп, погибнув во время взрыва.

С наступлением весны 1609 г. осаждавшие активизировались. После зимней осады Сапега и Лисовский решили взять монастырь приступом, в успехе которого почти не сомневались. Они надеялись, что полуживые от голода и болезней остатки гарнизона не окажут их воинам сильного сопротивления. В ночь на 28 мая 1609 г. «тушинцы» пошли на генеральный штурм монастыря. На стенах тем временем собралось все взрослое население крепости, способное держать в руках оружие. Таких насчитывалось не более 500 чел. Но нападавшие, верно оценившие физическую слабость и малочисленность троицкого гарнизона, недооценили его высокий боевой дух. «Христолюбивое воинство и все люди городские не давали им щитов и таранов подвинуть, и лестницу прислонить, били из многих пушек и пищалей, и в бойницы кололи, и камни метали, и кипяток лили, и серу и смолу зажигали и метали, и известью засыпали скверные их очеса, и так бились всю ночь», - так описывает тот бой дьяк Авраамий Палицын. К рассвету штурм был повсеместно отражен. Неудачей окончились и два других приступа — в конце июня и июля 1609 г. Потеряв надежду взять монастырь силой, «тушинцы» больше не ходили на приступы. Но блокада продолжалась. С октября 1609 г. в монастырь начала поступать помощь от правительственных войск. Туда прорвались отряды воевод Д. Жеребцова и Г. Валуева общей численностью до 1,5 тыс. чел. В начале 1610 г. в связи с подходом войска под командованием Скопина-Шуйского «тушинцам» пришлось покинуть свои позиции под Троице-Сергиевым монастырем. 12 января они сняли осаду и отошли к Дмитрову.

Далматовский монастырь основан в 1644 году на высоком левом берегу реки Исеть в месте впадения в неё реки Течи. Монастырь не раз сжигали дотла кочевники, пока в 1713-24 гг. не были возведены каменные стены с двумя высокими башнями. Неприступная крепость многое выдержала за свою долгую историю. В 1762 году в Зауралье произошло крестьянское восстание, вошедшее в историю России под названием «Дубинщина». Восставшие осадили Далматовский монастырь, полностью отрезав его от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска деблокировали крепость. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, oпреодолевая лесные чащобы, болота и реки.
Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На его склоне выкопали землянку, в которой прожили год. В 1398г. Ферапонт оставил Кирилла, ушёл дальше на север, где облюбовал место для своего монастыря, названного впоследствии его именем.

Уход Кирилла на Север не избавил его полностью от необходимости вникать в мирские дела. По завещанию князя Дмитрия Донского Белозерские земли достались в удел его сыну Андрею Можайскому. К нему и двум его братьям великому князю Василию и Юрию Звенигородскому обращался преподобный с посланиями, в которых излагал свои представления о княжеской власти, о той ответственности, которую налагает власть на правителя. После представления Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения строгих заветов иноческого существования и пострижения основателей других северных монастырей: преподобных Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевенского. В тридцатилетнее игуменство преподобного Кирилла были заложены основы будущего хозяйственного развития монастыря и его архитектурно-планировочной структуры.

Бурные события первой четверти XVII века не обошли стороной монастырь. За стенами обители с молитвами и тревогой за судьбу отечества следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловской обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Фёдоровича, церевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.

Арена военных действий всё более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки наслышаны были о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях, хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и укреплением крепостных стен.

Последующие события доказали прозорливость кирилловских соборных старцев. После освобождения Москвы разрозненные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Север, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегорск. 20 августа 1612 года вражеские отряды показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий. Правительство не сумело помочь монастырю, организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской власти.

Палеостровский монастырь. По преданию его основал в XII веке инок Корнилий, уроженец Пскова, живший в пещере меж каменных глыб, а в последствии на этом месте появились монастырские здания. Легенда не подтверждена документально, но монастырь действительно является одним из древнейших в крае, относится к XV веку. Там жил инок Зосима, будущий основатель Соловецкого монастыря. К концу XVI века монастырь разросся – 3 церкви, жилые и хозяйственные постройки, прочная ограда, а во времена Смуты обитель разорили, и она почти обезлюдела. Монастырь дважды захватывали раскольники, а в 1680 г. здесь произошли самые массовые раскольнические самосожжения (от 270 и до 5000 человек).

Церковный раскол XVII века – одна из самых трагических страниц русской истории, среди крестьян заонежских погостов протест против реформы нашел особенно сильный отклик. Приютом для старообрядцев, чудом спасшихся от разгрома в Соловецком монастыре, стал Палейостров. Раскольники стекались сюда сотнями, преследуемые отрядами вооруженных царских солдат. Зимой 1687г. началась осада монастыря; неделю осажденные сидели без воды и пищи. Когда войска ворвались в обитель, раскольники укрылись в церкви. Солдаты стреляли по церкви в упор, затем бросились на штурм, секли деревянные стены топорами. Поражение раскольников было неминуемо. Но церковь вдруг загорелась, пылающие бревна рухнули и погребли под собою осажденных. Старообрядческая легенда гласит, что от сотрясения упали свечи, зажженные перед иконами. Но, скорее всего, здание подожгли сами раскольники, они предпочли смерть, и уподобили себя библейским отрокам, погибшим за веру в «пещи огненной». В XVIII – XIX веках обитель пытались восстановить, но после революции ее ликвидировали, а на монастырской территории устроили совхоз.

Спасо-Преображенский монастырь Ярославля. Основанный во второй половине XII в. монастырь являлся одним из значительнейших культурных центров Руси. Еще в начале XIII в. здесь было открыто духовное училище, впоследствии переведенное в Ростов Великий. К тому времени уже имелась большая монастырская библиотека. Она пополнялась трудом здешних переписчиков и за счет творчества собственных летописцев. Многие рукописные уникальные памятники древнерусской литературы до сих пор хранятся в здешнем музее, существующем уже более 100 лет (основан в 1864 г.). Именно среди рукописных сокровищ Спасского монастыря в конце XVIII в. известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин, приобретя у архимандрита Быковского его личную библиотеку, обнаружил бесценный памятник русской литературы XII в.- "Слово о полку Игореве". В 1747 г. здесь открылась Славяно-латинская семинария.
Одним из событий истории была почти месячная осада монастыря поляками в мае 1609 г., в период гражданской войны и польской интервенции, когда оборонительные сооружения монастыря позволили ему продержаться до прихода войск Шуйского.

Тихвинский Богородицкий Успенский монастырь был основан в 1560 г. по велению царя Ивана Грозного вокруг главного храма обители - каменного Успенского собора, сооруженного в 1507-1515 гг. на средства Василия III Иоанновича. Возведение в пустынных землях столь грандиозной постройки было свидетельством особого отношения русских государей к хранившейся в Тихвине святыне – чудотворной иконе Богоматери Одигитрии.
В 1611-1613 гг. стены монастыря выдержали осаду шведских завоевателей. Опустошенная и разрушенная в этот период, а также пережившая пожар в 1623 г., обитель смогла восстановиться в прежнем великолепии лишь к концу XVII в. Возобновление каменного строительства относится к 1678 г., когда сооружаются казенные кельи монастыря, возводится воротная Введенская башня, другие келейные постройки. Каменное строительство дало толчок развитию и других искусств – иконописанию, сереребряному делу, книгописанию.

17 мая 2007
На границах монашеской республики Афон в среду произошли столкновения между полицией и сторонниками мятежного монастыря Эсфигмен, сообщает РИА Новости.
Около 150 человек были остановлены полицией в тот момент, когда собирались сесть на судно, отплывающее из порта Урануполис к Афону. Произошла потасовка, в которой никто не был ранен.
Полиция приняла меры против отплытия корабля, потому что у паломников отсутствовал диамонитирион - виза на Афон, которая выдается греческим министерством Македонии и Фракии.

Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора с папой Римским Павлом Шестым и дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой эсфигменцы увидели отступничество патриарха от православной веры.
С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: "Православие или смерть!" Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. Их поддерживают ревнители так называемого истинного православия - разбитого на множество толков движения, которое расходится с официальной Церковью главным образом во взглядах на экуменизм (политика сближения христианских конфессий, в частности, православия и католичества).

В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако "осада" монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия.

В 2005 году при поддержке церковных властей была создана "альтернативная" община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Вселенский патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем, а впоследствии подтвердил распоряжение выселить эсфигменитов из их монастыря.
В декабре 2006 года в поселке Кария, неофициальной столице Афона, произошла драка между членами двух противоборствующих общин за обладание подворьем монастыря. В драке использовались ломы и огнетушители, семь человек были госпитализированы. Афонские власти позже выслали с полуострова нескольких монахов, которых сочли зачинщиками столкновений.

Вот таковы наши истинные православные монахи. Чуть что не так: без колебаний за меч берутся и из пушек по обидчикам палят — только успевай нехристей хоронить. И вы скажете, что эти набожные отцы учат народ смирению и покорности перед несправедливостью или поработителями?

graf
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь