"Модель Назарбаева"
admin 14 Декабря 2007 в 09:21:05
Совсем скоро мы будем отмечать очередную годовщину нашего главного праздника - государственной независимости Казахстана исполнится 16 лет.
Казалось бы, 1991 год уже далеко в истории. И за это время страной и каждым из нас прожита удивительно большая жизнь, подарившая нам непреходящее ощущение свободы, равноправия и возможности самостоятельного выбора. Согласитесь, эти главные ценности независимости позитивно отразились на жизни буквально каждой казахстанской семьи.
За эти годы и мы все, и наша страна изменились до неузнаваемости, хотя прошло всего лишь 16 лет. Почему я говорю "всего лишь"? Да потому, что во многих случаях 16 лет в жизни государств и народов - это один из эпизодов в истории, интересный лишь узкому кругу исследователей.
Для Казахстана же эти 16 лет стали временем исторических преобразований, в результате которых в мире надежно утвердилось новое сильное и умное государство - авторитетное и влиятельное, и, главное, признаваемое и уважаемое и ближайшими соседями, и международным сообществом - Республика Казахстан.
И то, что в 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ, подтверждает успехи нашей страны в деле собственного государственного строительства, бесспорном социально-экономическом росте, последовательной демократизации, а, кроме того, это реальная оценка наших обнадеживающих перспектив.
Все эти годы наша страна шла собственным, казахстанским путем развития. Выбор этого пути, разумеется, учитывал весь уже накопленный в мире опыт. Но при этом был и остается главный приоритет, сформулированный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым: "мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу".
И так было на протяжении всей суверенной истории государства, примеров тому - более чем достаточно. Приведу только один - создание Ассамблеи народа Казахстана, совершенно уникального общественного объединения, аналогов которому не было в мире. Это своего рода организация объединенных наций в масштабах одной страны. Я помню, какие превосходные оценки давал самой идее создания Ассамблеи, а впоследствии и ее работе, бывший в то время Генеральным секретарем ООН, Коффи Анан. Ее роль в нашем многонациональном Казахстане велика и по заслугам оценена. Ассамблея получила свой новый конституционный статус, и по праву представляет интересы нашего многонационального народа в Парламенте страны.
Не случайно поэтому, и у нас в стране, и далеко за ее пределами достижения Казахстана неразрывно связывают с авторской стратегией общественного развития, которая была инициирована, разработана и изо дня в день реализуется под непосредственным руководством Нурсултана Абишевича.
Эта стратегия, которую зарубежные ученые по праву именуют "Моделью Назарбаева", опирается на широчайшую поддержку казахстанцев, мудрое, сильное и последовательное руководство, получает все большую международную поддержку и признание.
По своей работе в последние годы мне часто приходится встречаться с главами правительств, министрами, руководителями международных финансовых институтов, лидерами бизнеса, политиками с мировым признанием. И все они, должен сказать, планируют расширять и укреплять свои разноплановые контакты и партнерство с нашей страной - это и есть высокая оценка казахстанского пути и модели развития.
Формирование фундамента новой современной экономики и государственности
В 1991 году мне еще не было и 30 лет. Я тогда только-только осваивал азы службы государству в Министерстве труда. У меня были свои планы, и они в определенной степени вписывались в существующую систему координат, так же как и у подавляющего большинства наших сограждан. Но в одночасье наша страна стала одним из осколков устрашающего разрушения огромной неуправляемой империи - так распад социалистической системы оценил Ли Куан Ю, человек, создавший современный преуспевающий Сингапур, неизменно занимающий первые позиции во всевозможных экономических рейтингах.
Но если сторонние наблюдатели были так потрясены, что же говорить о нас, тех, кто оказался в эпицентре этих событий?
Сейчас уже забываются - и это хорошо - все те трудности, беды и лишения, которые обрушились на Казахстан в первые годы его независимости. Годы, которые, по словам нашего Президента, были временем выживания - "мы тогда выживали…", "мы искали свой путь..."
Думаю, что в исторической сумятице и неразберихе, которые мы переживали тогда, в условиях экономического аутсайдерства выбрать свой собственный и единственно верный путь к благополучию и процветанию нации и уверенно вести по нему дано не каждому лидеру нации. У Казахстана такой лидер есть, он спокойно и уверенно ведет казахстанцев к заветной цели - благополучию и процветанию.
Наш старт в независимость был очень мощным, хотя сами по себе стартовые условия Казахстана не были благоприятными. Об этом уже говорилось, но я все-таки считаю нужным еще раз повторить - по основным социально-экономическим показателям того периода наша страна не входила даже в десятку наиболее благополучных республик СССР.
Разумеется, на том начальном этапе радикальных общественных преобразований далеко не все было ясно и понятно. Наша страна и общество оказывались перед весьма непростым историческим выбором, вся трудность правильного решения которого ложилась, в первую очередь, на нашего Президента.
Представьте, что вам предстоит сделать выбор - что первично: политические реформы или экономические? Что важнее: решительные антикризисные меры или демонстрация демократизма? И, наконец, что главнее: сохранение общественной стабильности или форсирование перемен, не считаясь с социальными издержками? И от этого вашего выбора зависит судьба страны в целом и каждого казахстанца в частности, поскольку один просчет, одно неверное решение могли уничтожить все предыдущие достижения, а в первые годы - тот хрупкий баланс интересов, который упорным трудом создавался во имя нашего с вами развития. Так ли это легко, многие ли способны были в то время взвалить на себя эту непосильную ношу? Думаю, нет. Но это изо дня в день делал и продолжает делать Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Выбор, который сделал тогда лидер Казахстана, полностью оправдался. В короткие сроки удалось преодолеть дезинтеграционные процессы, сформировать основы рыночной экономики, создать фундамент казахстанской государственности, перейти от диктата однопартийности к политическому плюрализму, заложить основы поступательного демократического развития страны.
История подтвердила и один из основополагающих принципов формировавшейся в те годы "Модели Назарбаева": без стабильной и сильной экономики общественно-политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны. И такие катаклизмы, к сожалению, и сегодня продолжают происходить в некоторых государствах на постсоветском пространстве, а мы с вами тому свидетели.
К середине 90-х годов, еще в кризисные годы, только в основном решив проблему выживания и укрепления суверенитета страны, Президент Назарбаев формулирует уже новые стратегические задачи и долгосрочные цели развития Казахстана: выйти из колеи "догоняющего" развития, стать успешным, современным и динамично развивающимся государством, занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве.
Это была Стратегия "Казахстан - 2030", в которой Нурсултан Абишевич представил видение будущего нашего общества и миссии нашего государства. Наверное, в то время сформулированные в Стратегии главные приоритеты и долгосрочные цели развития Казахстана могли вызывать непонимание и недооценку, как у некоторых наших сограждан, так и в мировом сообществе. Но именно с тех пор мы все вместе стали планировать свое будущее и воплощать свои планы в реальные дела, сверяя ежегодно основные направления движения вперед, промежуточные и перспективные цели.
Тем самым, Стратегия "Казахстан-2030" полностью подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Она бесповоротно изменила вектор общественного развития Казахстана - от модели выживания к модели опережающего развития.
В том же 1997 году, когда была обнародована "Стратегия -2030", началась практическая реализация инициированного Нурсултаном Назарбаевым грандиозного плана строительства новой столицы Казахстана. Сегодня Астана, по всеобщему признанию, стала символом нового Казахстана, устремленного в будущее.
"Модель Назарбаева" устремлена в будущее: модернизация и стратегия развития современного конкурентного государства с высокими стандартами жизни
Благодаря выверенным, решительным и последовательным действиям по укреплению "Модели Назарбаева" наша страна в начале нового тысячелетия завершила переходный этап своего развития.
Казахстанская государственность полностью состоялась. Мы знаем, что сегодня по основным показателям социально-экономического развития и уровня жизни населения Казахстан уже опережает большинство стран СНГ, и темпы эти не снижаются и будут сохраняться, несмотря на возможные колебания мировой конъюнктуры. Созданный прочный фундамент позволяет нашей стране перейти в качественно новый этап своего развития, обеспечив его устойчивый характер на длительную историческую перспективу.
Сегодня "Модель Назарбаева" в очередной раз демонстрирует свою способность с опережением реагировать на изменения внешней и внутренней среды и продолжать поступательное движение вперед.
В своих последних ежегодных Посланиях народу Казахстана Нурсултан Абишевич сформулировал стратегию, направленную на ускоренное развитие Казахстана как современного конкурентоспособного государства с высокими стандартами жизни. На повестку дня вышли общественные задачи повышенной сложности, условия которых заданы внутренней логикой развития самой страны, ее интеграционными устремлениями в мировую экономику и, в целом, новым глобальным контекстом.
Поставлена новая амбициозная, но вполне достижимая цель - Казахстан должен быть в числе 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся стран мира. Эта задача, согласитесь, уже выходит за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры. А смысл этого устремления - в желании достичь более высокого качества жизни казахстанцев.
В стране развернута широкая работа по модернизации экономической, социальной и политической жизни Казахстана. В этом году приняты важнейшие дополнения и поправки к Конституции нашей страны, которые направлены на существенное повышение эффективности политической составляющей "Модели Назарбаева", сохранение и укрепление межнационального согласия и дальнейшей демократизации.
Бесспорны успехи политики Главы государства в укреплении региональной и глобальной стабильности, устойчивом и опережающем региональном развитии и интеграции Казахстана в региональную и глобальную экономики на выгодных условиях. Это является важным фактором почему "Модель Назарбаева" уже получила бесспорное и широкое международное признание, став примером для изучения и подражания в мировом сообществе.
Но главное, что будущее "Модели Назарбаева" впереди. Это - будущее нового Казахстана в новом мире на длительную историческую перспективу.
Правительство Казахстана и я, как его глава, полностью отдаем себе отчет в том, что достижение обозначенных Президентом Казахстана новых стратегических целей и тактических задач требует последовательных усилий, скрупулезной повседневной работы, где нет мелочей, и во многом нового отношения и подходов к делу со стороны исполнительной власти в целом. Наши объединенные усилия направлены сегодня на реализацию приоритетных задач, обозначенных в Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире".
Свою главную ответственность мы видим в том, чтобы обеспечить очередной качественный прорыв в социально-экономическом развитии уже на новом этапе поступательного движения Казахстана. Решая стратегические задачи, определенные Президентом на новом этапе развития Казахстана, Правительство будет своевременно реагировать и на текущие колебания экономической конъюнктуры и неблагоприятное внешнеэкономическое воздействие. Мы прекрасно пониманием, что главный результат всех наших действий - это устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни народа Казахстана, соответствующее уровню тех передовых стран мира, в сообщество которых мы так целенаправленно стремимся. Согласитесь, мы имеем на это право, а главное, у нас есть все предпосылки, чтобы добиться желаемого.
Думаю, мы все по праву гордимся новым Казахстаном. И сегодня, в преддверии праздника, очень уместно сказать об этом во всеуслышание. В достижениях Казахстана есть, безусловно, частица знания, умения и труда каждого из сограждан нашего многонационального народа. Уверен также, что все представители нашего общества, при всем многообразии их политических и общественных воззрений, желают и будут добиваться лучшего будущего для своей страны.
И мы можем смело смотреть в это будущее: стратегия Президента Казахстана - "Модель Назарбаева" - на практике подтверждает свою эффективность, жизнеспособность и перспективность, обеспечивая уверенность в устойчивом развитии и благоденствии Казахстана в ХХІ веке.
"Акмолинская правда", 13 декабря
Казалось бы, 1991 год уже далеко в истории. И за это время страной и каждым из нас прожита удивительно большая жизнь, подарившая нам непреходящее ощущение свободы, равноправия и возможности самостоятельного выбора. Согласитесь, эти главные ценности независимости позитивно отразились на жизни буквально каждой казахстанской семьи.
За эти годы и мы все, и наша страна изменились до неузнаваемости, хотя прошло всего лишь 16 лет. Почему я говорю "всего лишь"? Да потому, что во многих случаях 16 лет в жизни государств и народов - это один из эпизодов в истории, интересный лишь узкому кругу исследователей.
Для Казахстана же эти 16 лет стали временем исторических преобразований, в результате которых в мире надежно утвердилось новое сильное и умное государство - авторитетное и влиятельное, и, главное, признаваемое и уважаемое и ближайшими соседями, и международным сообществом - Республика Казахстан.
И то, что в 2010 году Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ, подтверждает успехи нашей страны в деле собственного государственного строительства, бесспорном социально-экономическом росте, последовательной демократизации, а, кроме того, это реальная оценка наших обнадеживающих перспектив.
Все эти годы наша страна шла собственным, казахстанским путем развития. Выбор этого пути, разумеется, учитывал весь уже накопленный в мире опыт. Но при этом был и остается главный приоритет, сформулированный Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым: "мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу".
И так было на протяжении всей суверенной истории государства, примеров тому - более чем достаточно. Приведу только один - создание Ассамблеи народа Казахстана, совершенно уникального общественного объединения, аналогов которому не было в мире. Это своего рода организация объединенных наций в масштабах одной страны. Я помню, какие превосходные оценки давал самой идее создания Ассамблеи, а впоследствии и ее работе, бывший в то время Генеральным секретарем ООН, Коффи Анан. Ее роль в нашем многонациональном Казахстане велика и по заслугам оценена. Ассамблея получила свой новый конституционный статус, и по праву представляет интересы нашего многонационального народа в Парламенте страны.
Не случайно поэтому, и у нас в стране, и далеко за ее пределами достижения Казахстана неразрывно связывают с авторской стратегией общественного развития, которая была инициирована, разработана и изо дня в день реализуется под непосредственным руководством Нурсултана Абишевича.
Эта стратегия, которую зарубежные ученые по праву именуют "Моделью Назарбаева", опирается на широчайшую поддержку казахстанцев, мудрое, сильное и последовательное руководство, получает все большую международную поддержку и признание.
По своей работе в последние годы мне часто приходится встречаться с главами правительств, министрами, руководителями международных финансовых институтов, лидерами бизнеса, политиками с мировым признанием. И все они, должен сказать, планируют расширять и укреплять свои разноплановые контакты и партнерство с нашей страной - это и есть высокая оценка казахстанского пути и модели развития.
Формирование фундамента новой современной экономики и государственности
В 1991 году мне еще не было и 30 лет. Я тогда только-только осваивал азы службы государству в Министерстве труда. У меня были свои планы, и они в определенной степени вписывались в существующую систему координат, так же как и у подавляющего большинства наших сограждан. Но в одночасье наша страна стала одним из осколков устрашающего разрушения огромной неуправляемой империи - так распад социалистической системы оценил Ли Куан Ю, человек, создавший современный преуспевающий Сингапур, неизменно занимающий первые позиции во всевозможных экономических рейтингах.
Но если сторонние наблюдатели были так потрясены, что же говорить о нас, тех, кто оказался в эпицентре этих событий?
Сейчас уже забываются - и это хорошо - все те трудности, беды и лишения, которые обрушились на Казахстан в первые годы его независимости. Годы, которые, по словам нашего Президента, были временем выживания - "мы тогда выживали…", "мы искали свой путь..."
Думаю, что в исторической сумятице и неразберихе, которые мы переживали тогда, в условиях экономического аутсайдерства выбрать свой собственный и единственно верный путь к благополучию и процветанию нации и уверенно вести по нему дано не каждому лидеру нации. У Казахстана такой лидер есть, он спокойно и уверенно ведет казахстанцев к заветной цели - благополучию и процветанию.
Наш старт в независимость был очень мощным, хотя сами по себе стартовые условия Казахстана не были благоприятными. Об этом уже говорилось, но я все-таки считаю нужным еще раз повторить - по основным социально-экономическим показателям того периода наша страна не входила даже в десятку наиболее благополучных республик СССР.
Разумеется, на том начальном этапе радикальных общественных преобразований далеко не все было ясно и понятно. Наша страна и общество оказывались перед весьма непростым историческим выбором, вся трудность правильного решения которого ложилась, в первую очередь, на нашего Президента.
Представьте, что вам предстоит сделать выбор - что первично: политические реформы или экономические? Что важнее: решительные антикризисные меры или демонстрация демократизма? И, наконец, что главнее: сохранение общественной стабильности или форсирование перемен, не считаясь с социальными издержками? И от этого вашего выбора зависит судьба страны в целом и каждого казахстанца в частности, поскольку один просчет, одно неверное решение могли уничтожить все предыдущие достижения, а в первые годы - тот хрупкий баланс интересов, который упорным трудом создавался во имя нашего с вами развития. Так ли это легко, многие ли способны были в то время взвалить на себя эту непосильную ношу? Думаю, нет. Но это изо дня в день делал и продолжает делать Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Выбор, который сделал тогда лидер Казахстана, полностью оправдался. В короткие сроки удалось преодолеть дезинтеграционные процессы, сформировать основы рыночной экономики, создать фундамент казахстанской государственности, перейти от диктата однопартийности к политическому плюрализму, заложить основы поступательного демократического развития страны.
История подтвердила и один из основополагающих принципов формировавшейся в те годы "Модели Назарбаева": без стабильной и сильной экономики общественно-политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны. И такие катаклизмы, к сожалению, и сегодня продолжают происходить в некоторых государствах на постсоветском пространстве, а мы с вами тому свидетели.
К середине 90-х годов, еще в кризисные годы, только в основном решив проблему выживания и укрепления суверенитета страны, Президент Назарбаев формулирует уже новые стратегические задачи и долгосрочные цели развития Казахстана: выйти из колеи "догоняющего" развития, стать успешным, современным и динамично развивающимся государством, занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве.
Это была Стратегия "Казахстан - 2030", в которой Нурсултан Абишевич представил видение будущего нашего общества и миссии нашего государства. Наверное, в то время сформулированные в Стратегии главные приоритеты и долгосрочные цели развития Казахстана могли вызывать непонимание и недооценку, как у некоторых наших сограждан, так и в мировом сообществе. Но именно с тех пор мы все вместе стали планировать свое будущее и воплощать свои планы в реальные дела, сверяя ежегодно основные направления движения вперед, промежуточные и перспективные цели.
Тем самым, Стратегия "Казахстан-2030" полностью подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Она бесповоротно изменила вектор общественного развития Казахстана - от модели выживания к модели опережающего развития.
В том же 1997 году, когда была обнародована "Стратегия -2030", началась практическая реализация инициированного Нурсултаном Назарбаевым грандиозного плана строительства новой столицы Казахстана. Сегодня Астана, по всеобщему признанию, стала символом нового Казахстана, устремленного в будущее.
"Модель Назарбаева" устремлена в будущее: модернизация и стратегия развития современного конкурентного государства с высокими стандартами жизни
Благодаря выверенным, решительным и последовательным действиям по укреплению "Модели Назарбаева" наша страна в начале нового тысячелетия завершила переходный этап своего развития.
Казахстанская государственность полностью состоялась. Мы знаем, что сегодня по основным показателям социально-экономического развития и уровня жизни населения Казахстан уже опережает большинство стран СНГ, и темпы эти не снижаются и будут сохраняться, несмотря на возможные колебания мировой конъюнктуры. Созданный прочный фундамент позволяет нашей стране перейти в качественно новый этап своего развития, обеспечив его устойчивый характер на длительную историческую перспективу.
Сегодня "Модель Назарбаева" в очередной раз демонстрирует свою способность с опережением реагировать на изменения внешней и внутренней среды и продолжать поступательное движение вперед.
В своих последних ежегодных Посланиях народу Казахстана Нурсултан Абишевич сформулировал стратегию, направленную на ускоренное развитие Казахстана как современного конкурентоспособного государства с высокими стандартами жизни. На повестку дня вышли общественные задачи повышенной сложности, условия которых заданы внутренней логикой развития самой страны, ее интеграционными устремлениями в мировую экономику и, в целом, новым глобальным контекстом.
Поставлена новая амбициозная, но вполне достижимая цель - Казахстан должен быть в числе 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся стран мира. Эта задача, согласитесь, уже выходит за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры. А смысл этого устремления - в желании достичь более высокого качества жизни казахстанцев.
В стране развернута широкая работа по модернизации экономической, социальной и политической жизни Казахстана. В этом году приняты важнейшие дополнения и поправки к Конституции нашей страны, которые направлены на существенное повышение эффективности политической составляющей "Модели Назарбаева", сохранение и укрепление межнационального согласия и дальнейшей демократизации.
Бесспорны успехи политики Главы государства в укреплении региональной и глобальной стабильности, устойчивом и опережающем региональном развитии и интеграции Казахстана в региональную и глобальную экономики на выгодных условиях. Это является важным фактором почему "Модель Назарбаева" уже получила бесспорное и широкое международное признание, став примером для изучения и подражания в мировом сообществе.
Но главное, что будущее "Модели Назарбаева" впереди. Это - будущее нового Казахстана в новом мире на длительную историческую перспективу.
Правительство Казахстана и я, как его глава, полностью отдаем себе отчет в том, что достижение обозначенных Президентом Казахстана новых стратегических целей и тактических задач требует последовательных усилий, скрупулезной повседневной работы, где нет мелочей, и во многом нового отношения и подходов к делу со стороны исполнительной власти в целом. Наши объединенные усилия направлены сегодня на реализацию приоритетных задач, обозначенных в Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире".
Свою главную ответственность мы видим в том, чтобы обеспечить очередной качественный прорыв в социально-экономическом развитии уже на новом этапе поступательного движения Казахстана. Решая стратегические задачи, определенные Президентом на новом этапе развития Казахстана, Правительство будет своевременно реагировать и на текущие колебания экономической конъюнктуры и неблагоприятное внешнеэкономическое воздействие. Мы прекрасно пониманием, что главный результат всех наших действий - это устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни народа Казахстана, соответствующее уровню тех передовых стран мира, в сообщество которых мы так целенаправленно стремимся. Согласитесь, мы имеем на это право, а главное, у нас есть все предпосылки, чтобы добиться желаемого.
Думаю, мы все по праву гордимся новым Казахстаном. И сегодня, в преддверии праздника, очень уместно сказать об этом во всеуслышание. В достижениях Казахстана есть, безусловно, частица знания, умения и труда каждого из сограждан нашего многонационального народа. Уверен также, что все представители нашего общества, при всем многообразии их политических и общественных воззрений, желают и будут добиваться лучшего будущего для своей страны.
И мы можем смело смотреть в это будущее: стратегия Президента Казахстана - "Модель Назарбаева" - на практике подтверждает свою эффективность, жизнеспособность и перспективность, обеспечивая уверенность в устойчивом развитии и благоденствии Казахстана в ХХІ веке.
"Акмолинская правда", 13 декабря
|